В процессе судебного следствия нередко прослеживаются нарушения, выражающиеся в намеренном несоблюдении норм профессионального регламента со стороны работника Следственного Комитета, центральной фигурой которого является следователь. Принимая во внимание роль данного сотрудника, а также последствия принимаемых им решений, при обнаружении противоправных элементов в его деятельности, следует незамедлительно заявить об этом, составив жалобу установленной формы.
В данной статье мы расскажем, как составить жалобу на действия следователя, куда её следует направлять и каких последствий ожидать по факту её подачи.
Многоканальная бесплатная горячая линия Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и область: +7 (495) 662-44-36
Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40
Кто такой следователь?
Следователь – должностное лицо органа полиции, следственного комитета или ФСБ. Его задачей является расследование преступлений, то есть формирование доказательственной базы для обвинения в суде.
Несмотря на различия в ведомственной принадлежности, процессуальный статус следователей одинаков.
По закону следователь — это участник процесса, принадлежащий стороне обвинения. Несмотря на это, он обязывает его быть объективным и собирать доказательства, свидетельствующие в пользу обвиняемого. Такое противоречие приводит к тому, что граждане остаются беззащитными перед злоупотреблениями должностных лиц. Адвокат же достаточно ограничен в своих возможностях.
Единственное, что остается – писать жалобу на бездействие следователя или на его действия, нарушающие закон.
Законодательная база
При составлении заявления и указании в нем правовых ссылок, подтверждающих обвинения в адрес следователя, следует руководствоваться следующими законодательными нормами:
- Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 года №59;
- Статья 125 Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
- Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 19 сентября 2007 №17 (ред. От 08.04.2008). «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».
Указания данных законодательных норм в претензионном заявлении на следователя в значительной степени сократит вероятность отказа в удовлетворении её требований и возврате самого документа заявителю.
Общий перечень полномочий следователя
В статье 38 УПК описаны следующие основные права и обязанности следователя:
- возбудить уголовное дело;
- принять его к своему производству либо передать начальнику следственного отдела;
- выбрать версии преступления для дальнейшей разработки;
- принять решение о проведении следственных действий и направить ходатайства об их проведении в прокуратуру или суд, если того требует закон (например, обыск жилого помещения);
- раздать поручения оперативным подразделениям, участковым инспекторам, органам дознания о проведении оперативных мероприятий или следственных действий;
- обжаловать решения прокурора с разрешения начальника следствия;
- изложить свое несогласие с замечаниями прокурора.
Право обжалования решений прокурора следователем ограничено и распространяется лишь на:
- отмену постановления о возбуждении дела;
- возвращение следователю материалов на дополнительное расследование;
- изменение квалификации (какие именно статьи УК должны применяться);
- изменение объема обвинения (число эпизодов преступления);
- составление нового обвинительного заключения или устранение иных недостатков.
Жалоба подается вышестоящему прокурору, вплоть до Генеральной прокуратуры.
Реализация указанных и иных прав и обязанностей следователя тщательно описана в разделе УПК, посвященному предварительному расследованию.
Что понимается под бездействием?
Незаконное бездействие следователя означает отказ или уклонение от работы, которую он обязан совершить в силу закона. Незаконные действия означают также его выход за рамки полномочий либо их осуществление с нарушением процессуального закона.
Нарушения считается существенными и влекут санкции со стороны прокурора или начальника следственного отдела, если они приводят к ущемлению прав граждан или влияют на результативность расследования. Впрочем, последние пункты имеют тесную связь.
Примеры бездействия:
- отказ в возбуждении дела;
- отказ в применении мер, направленных на обеспечение гражданского иска и сохранение имущества, которое было добыто преступным путем.
- отказ вызвать свидетеля или истребовать доказательства, которые подтверждают слова обвиняемого;
- отказ назначить проведение экспертизы;
- необоснованное уклонение от проведения следственного действия, принятие иного процессуального решения.
Закон дает основание считать, что бездействие принимает совершенно любые формы, и автор жалобы не ограничен в том, как сформулировать свои требования.
Прекращение уголовного преследования
Прежде всего, нужно сказать о том, что прекращение уголовного преследования и дела – это совершенно разные понятия.
Уголовное дело инициируется в результате действий подпадающих по УК.
Так вот, уголовное преследование недопустимо:
- Лицо не имеет отношения к негативным событиям, квалификация которых подразумевает наличие преступления.
- В отношении гражданина уже вынесено наказание за совершённое деяние.
- В отношении лица действует постановление о прекращении уголовного дела.
- Лицо обладает неприкосновенностью.
- Гражданин не достиг установленного законодательством возраста, необходимого для привлечения к уголовной ответственности.
- Существует акт амнистии, предусматривающий совершённое деяние.
- При наличии деятельного раскаяния.
Кроме всего прочего, есть и другие основания для закрытия дела. В каждом конкретном случае нужно разбираться.
Комментарий эксперта
Росляков Олег Владимирович
Юрист, специализация гражданское право. Опыт работы более 19 лет.
Если поступки работников СК направлены на прекращение уголовного преследования безосновательно, то должна быть написана жалоба прокурору на действия следователя. Образец можно скачать у нас на сайте.
Значение жалобы
Жалоба на бездействие следователя имеет серьезное значение. Оно заключается в возможности влиять на процесс расследования, а также фиксировать нарушения, допущенные следователем, если надлежащее реагирование на жалобу все же отсутствует. Таким образом, она сыграет роль в будущем, когда дело поступит в суд.
Несмотря на отмену права отправить дело на доследование, до рассмотрения материалов по существу судья вправе сделать замечания. Они передаются в прокуратуру, а оттуда следователю. Данная процедура возможна в рамках проведения предварительного заседания. На этом этапе решается вопрос о готовности дела к рассмотрению.
Нарушения, проигнорированные в первой инстанции, могут сыграть роль на стадии апелляции, кассации или надзора.
В какой срок должна быть рассмотрена жалоба на бездействие следователя в 2022 году?
Согласно установленному порядку срок рассмотрения письменных и электронных жалоб в РФ составляет 30 календарных дней с момента регистрации обращения заявителя. За этот срок должна быть проведена полная проверка сообщения о бездействии следователя. Если информация, указанная в жалобе, подтвердиться, к провинившемуся сотруднику могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:
- Дисциплинарное замечание или предупреждение;
- Выговор или строгий выговор;
- Понижение в звании;
- Увольнение из Следственного комитета.
Обратите внимание! В соответствии со ст. 28 ФЗ «О СК РФ» дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка.
Прокуратура
Прокурор обязан обеспечивать надзор за законностью действий следователя. Сотрудники, перегруженные работой, в реальности следят только за одним – соблюдением сроков. Почти никогда не учитывается, насколько правильно решение по существу — этим заниматься некогда.
Примером служат отказы в возбуждении дела. Прокуратура, как правило, соглашается со следствием. В то же время, если подается жалоба на бездействие следователя по уголовному делу, то прокурор может с ней согласиться.
В какую прокуратуру обращаться? Если дело подведомственно районному управлению полиции или СК, надзором занимается прокуратура района.
В ведении ФСБ находятся дела, которые затем передаются в военный суд, поэтому надзором занимается военная прокуратура. Так же обстоит дело и с военным управлением СК.
В целом надзор за деятельностью ФСБ обеспечивается военными прокурорами, потому что сотрудники органов госбезопасности являются военнослужащими.
Жалоба в прокуратуру на бездействие следователя считается хорошим вариантом, так как после прохождения всех инстанций органов прокуратуры у заявителя остается право обратиться в суд.
Инстанции обращения
Удостоверившись в том, что действия следователя действительно противоречат нормам отечественного законодательства, можно переходить к составлению жалобы. Но прежде, чем рассказать, как это делать, первоначально следует выяснить, куда же следует подавать жалобу.
Ниже представлены основные инстанции, в которых можно обжаловать неправомерные действия сотрудника Следственного Комитета путем подачи жалобы.
Начальник следственного учреждения
Для того, что максимально ускорить сроки рассмотрения жалобы, её следует подать на имя непосредственного начальника нарушившего закон следователя. В этом случае, срок ответа на поданную жалобу составит не более 3 суток с момента его поступления в органы следствия.
В отдельных случаях срок рассмотрения может несколько затянуться, но в этом случае причины промедления будут объяснены.
В большинстве случаев начальство Следственного Комитета предоставляет ответ на поступившие обращения граждан в кратчайшие сроки, поскольку заинтересовано в том, чтобы «весть» о некомпетентности его подчиненных не распространилась в вышестоящих инстанциях.
Центральный аппарат следственного органа
Если разрешить ситуации на стадии обращения к руководству не удалось, следующей ступенью станет подача жалобы в центральный аппарат Следственного органа. Данный способ обжалования неправомерных действий следователя причисляется к одним из самых удобных, поскольку может осуществляться прямо в режиме онлайн.
На сегодняшний день пожать жалобу в данную инстанцию можно одним из следующих способов:
- Отправив заказное письмо почтой России. Адрес: г. Москва пер. Технический 2;
- Воспользовавшись телефоном горячей линии: 8-800-10-01-260;
- Оставив онлайн-жалобу в интернет-приемной на официальном портале СК (sledcom.ru).
Прежде чем подать жалобу, следует несколько раз проверить, действительно ли совершаемых следователем действия попадают под категорию «противозаконных».
Прокуратура
Не противозаконные действия или факт бездействия со стороны следователя можно пожаловаться в один из центральных государственных органов, осуществляющих надзорную функцию, – прокуратуру. Обратиться с жалобой в данную инстанцию на сегодняшний день допускается следующими способами:
- Личный визит в выбранное подразделение надзорного органа. Им может оказаться отделение Районной, Городской, Областной или Генеральной прокуратуры. Считается самым «скоростным» вариантом оформления претензионного ходатайства на сотрудника СК. Следует иметь ввиду, что при составлении данным способом понадобится документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- Посредством доверенности (через доверенное лицо). Воспользовавшись данным методом обжалования, следует иметь в виду, что документ, которым будет руководствоваться доверенное лицо при обращении в правоохранительный орган, в обязательном порядке должен быть заверен у нотариуса;
- Почтовым отправлением (заказным письмом с уведомлением о принятии). Считается самым «медленным» способом подачи жалобы, прибегать к которому следует только в том случае, если подача одним из вышеперечисленных невозможна.
Суд
Неправомерные действия следователя могут быть оспорены и в судебной инстанции. Подавать жалобу на следователя в суд допускается исключительно по месту рассмотрения уголовного производства. После того, как жалоба будет зарегистрирована, она будет рассмотрению в течение последующих пяти суток.
По факту рассмотрения работниками государственной судебной инстанции будет принято одно из следующих решений:
- Удовлетворение жалобы с последующим признанием конкретных действий следователя незаконными и его привлечением к дисциплинарной или уголовной ответственности;
- Отказ в удовлетворении жалобы в виду отсутствия должных оснований для этого.
Суды
Жалобы рассматриваются в первой инстанции районными судами. Заявление рассматривается одним из его работников. Он вызывает инициатора жалобы и его представителя, чаще всего ими выступают адвокаты. Сторону государства представляют прокуроры.
Несогласные с решением судьи вправе подать апелляцию, кассацию и надзорную жалобу.
Как подать жалобу?
Она подается либо непосредственно в орган, уполномоченный её рассматривать, либо следователю, который её затем передает в соответствующую структуру.
Практика показывает, что лучше отправить материалы непосредственно начальнику следствия, в суд или прокуратуру. Иначе их передача также будет затянута. Бумаги нужно отдавать непосредственно в канцелярию или отправлять по почте.
Лица, находящиеся в заключении, передают документы через администрацию. Примеры жалоб, переданных из СИЗО и мест заключения, показывают, что не все государственные инстанции нарушают права граждан.
Направление жалобы через электронные сервисы имеет смысл при его дублировании в бумажном виде.