Новая редакция Ст. 174 УК РФ
1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом —
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.
2. То же деяние, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) лицом с использованием своего служебного положения, —
наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) в особо крупном размере, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Примечание. Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье и статье 174.1 настоящего Кодекса признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.
Что понимают под легализацией денежных средств
Легализация денежных средств – это перевод денежных средств из теневой экономики в официальную и законную. Лицо пытается придать доходам правомерность, чтобы иметь возможность спокойно ими распоряжаться.
Изначально деньги поступают к гражданину преступным путем в результате мошеннических схем, ограбления, торговли наркотиками и оружием, кражи. Затем их переводят из наличной формы в безналичную, обменивают на золото, недвижимость, ценные бумаги и снова переводят в безналичную форму.
Виды легализации (отмывания) денежных средств
Существует сотни схем отмывания доходов. Они ежедневно совершенствуются, что усложняет расследование и доказывание преступления.
Рассмотрим примеры некоторых из них:
- создание фирм-однодневок для осуществления операций с крупными суммами;
- фальсификация первичной документации для обоснования законности источника поступления дохода, полученного преступным путем;
- проведение операций через компании, принадлежащие родственникам;
- вывод средств в офшорные зоны со льготным налогообложением.
Ответственность наступает только в том случае, когда деньги приобретены незаконным способом.
Если вас подозревают в отмывании денежных средств, желательно сразу же заручиться помощью квалифицированного адвоката. Он поможет подтвердить законность источников дохода, подскажет, как доказать отсутствие состава преступления.
Признаки легализации денежных средств или иного имущества
Легализация дохода – сложный процесс, который включает в себя множество сделок. Для квалификации деяния в качестве преступления оно должно обладать следующими признаками:
- легализация осуществляется в целях сокрытия следов происхождения денег, полученных преступным путем;
- преступники создают видимость законности получения дохода;
- лица, получающие незаконные доходы, стараются скрыться;
- создаются условия для ухода от налогов и обеспечения удобного легального доступа к денежным средствам.
Для квалификации преступления по статье 174 УК РФ берется во внимание размер причиненного ущерба. Предусмотрены наказания за следующие составы:
- простой;
- в крупном размере – от 1 000 000 руб.;
- в особо крупном размере – от 6 000 000 руб.
Легализация (отмывание) денег, приобретенных преступным путем, фиксируется при любой, даже точечной финансовой сделке или операции с деньгами или прочим имуществом.
Уголовная ответственность за легализацию доходов, полученных преступным путем
30 декабря 2020
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) устанавливает уголовную ответственность за легализацию денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных другими лицами преступным путем, за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, и за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (статьи 174, 174.1 и 175 УК РФ), санкции данных статей предусматривают наказание до 7 лет лишения свободы.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2015 № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» ответственность по статье 174 или статье 174.1 УК РФ наступает и при совершении одной финансовой операции или сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), если будет установлено, что такое деяние было совершено с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом (например, заключение договора купли-продажи объекта недвижимости, преступное приобретение которого маскируется заведомо подложными документами о праве собственности на данный объект).
Цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), может быть установлена на основании фактических обстоятельств дела, указывающих на характер совершенных финансовых операций или сделок, а также иных сопряженных с ними действий виновного лица и его соучастников, направленных на сокрытие факта преступного приобретения имущества и обеспечение возможности его свободного оборота.
Положения статей 174 и 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые устанавливают уголовное наказание за два одинаковых состава преступления, но с различными субъектами.
Статья 174 УК РФ устанавливает наказание для лиц, по сути, являющихся посредниками или исполнителями отмывания денег, при этом фактического и непосредственного отношения к данным активам не имеющих.
Статья 174.1 УК РФ устанавливает наказание для лиц, которые преступным путём легализуют денежные средства, полученные самими этими лицами преступным путем.
Санкция за совершение данных преступлений предусматривает наказание в виде штрафа в сумме до 120 000 рублей либо заработной платы (иного дохода) осужденного за период до одного года (часть первая ст.174 или 174.1 УК РФ).
Частями вторыми данных статей предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные в отношении денежных средств либо имущества в крупном размере, который, в силу примечания к статье 174 УК РФ, установлен в сумме свыше 1 500 000 рублей. Санкция за такие действия предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет со штрафом до 50 000 рублей либо заработной платы (иного дохода) осужденного за период до трех месяцев либо без такового.
Легализация совершенная в составе группы лиц по предварительному сговору либо лицом с использованием своего служебного положения предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, с возможными дополнительными видами наказаний в виде штрафа в размере до 500 000 рублей или зарплаты (иного дохода за период до трех лет, ограничения свободы на срок до двух лет, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Ответственность за легализацию, совершенную организованной группой или в особо крупном размере (то есть в отношении денег либо имущества на сумму свыше 6 000 000 рублей) наступает в виде лишения свободы на срок до 7 лет, с возможными дополнительными видами в виде штрафа в размере до 1 000 000 рублей или зарплаты (иного дохода) за период до пяти лет, ограничения свободы на срок до двух лет, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
В отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст.174 или ст. 174.1 УК РФ, применяется конфискация преступных доходов в соответствии с правилами, установленными статьями 104.1 — 104.3 УК РФ, а именно, если конфискация определенных преступных доходов невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации соответствующей денежной суммы.
Подготовлено управлением по надзору за
уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью
Вернуться к списку
Каким субъектом совершается преступление по легализации денежных средств
Гражданин привлекается к ответственности по статье 174 УК РФ после достижения 16 лет и обретения полной дееспособности.
Санкции накладываются на следующих лиц:
- руководителей компаний;
- учредителей бизнеса;
- соучастников, действующих организованной группой или по предварительному сговору.
Преступление совершается умышленно в корыстных целях.
Судебная практика показывает, что легализацию дохода доказать сложно. Поэтому для эффективной защиты важно доверить свою проблему опытному адвокату. Наши специалисты хорошо разбираются в особенностях расследования, знают причины низкой раскрываемости данных преступлений. Мы помогаем клиентам полностью снять с себя ответственность.
Комментарий к Статье 174 УК РФ
1. Комментируемая статья представляет собой развитие правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов (в том числе денежных средств или иного имущества), полученных преступным путем, и обусловлена совершенствованием норм отечественного и международного права в этой сфере. Нормативно-правовой основой данного уголовно-правового запрета послужили, в частности, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.) <1>, Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.) <2>, ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 27.07.2006) <3>. ——————————— <1> Сб. международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133 — 157.
<2> СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 203.
<3> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3418; 2002. N 30. Ст. 3029, N 44. Ст. 4296; 2004. N 31. Ст. 3224; 2005. N 47. Ст. 4828; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3446, Ст. 3452.
2. Общественная опасность преступного посягательства заключается в подрыве установленной законом экономической деятельности в государстве, в сокрытии преступлений, связанных с неправомерным приобретением денежных средств или иного имущества, в придании указанным средствам (имуществу) легального статуса.
Основной состав преступления описан в ч. 1 коммент. статьи и выражает умышленные общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести. Квалифицированный состав закреплен в ч. 2 и отражает умышленные деяния средней тяжести. Особо квалифицированные составы закреплены в ч. 3, 4 и раскрывают общественно опасные деяния, входящие в категорию тяжких преступлений.
3. Основным объектом легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, является установленная законом экономическая деятельность в Российской Федерации. Дополнительный объект — интересы добросовестного субъекта экономической деятельности. Факультативный объект — интересы службы в организации, учреждении.
4. Предметами посягательства являются денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем.
4.1. Денежные средства — наличные или аккумулированные на счетах физических и юридических лиц в учреждениях финансово-кредитной системы платежные средства, номинированные в рублях РФ или иностранной валюте.
4.2. Под иным имуществом надобно понимать материальные ценности, не являющиеся денежными средствами, но имеющие денежный эквивалент (в том числе инструменты финансового рынка).
4.3. Предметами преступного посягательства могут быть не только материальные ценности, непосредственно изъятые или иным образом добытые в результате совершения преступления, но и полученные в качестве вознаграждения за совершение какого-либо преступного деяния.
4.4. Следует особо подчеркнуть, что указанные денежные средства (иное имущество) должны быть приобретены именно преступным путем. Материальные ценности, полученные иным незаконным путем, в частности, в результате гражданско-правового деликта, не являются предметами данного преступного посягательства.
5. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия, направленного на осуществление финансовых операций или иных сделок с преступными приобретениями других лиц.
5.1. Совершение действий, образующих состав преступления, создает условия, необходимые для распоряжения экономическими результатами противоправной деятельности. Только через совершение финансовых операций или других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными другими лицами заведомо преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2), эти незаконные приобретения могут быть использованы для удовлетворения материальных потребностей лиц, фактически ими обладающих.
6. Финансовые операции отражают экономические отношения, выраженные в создании и движении, распределении, перераспределении и использовании денежных средств и финансовых ресурсов. К таковым можно отнести снятие со счета, зачисление или перевод на счет денежных средств, размещение денежных средств во вклад (на депозит) и т.д.
7. Финансовые операции, не являющиеся сделками (например, выплата дивидендов по ценным бумагам), не могут образовывать объективную сторону состава преступления.
8. Другие сделки с денежными средствами или иным имуществом — не отражающее финансовые операции упорядоченное поведение физических или юридических лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Например, покупка или продажа драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей, помещение их в ломбард, дарение, наследование денежных средств или иного имущества.
9. Составы преступления имеют формальную законодательную конструкцию. Преступление окончено (составом) в момент осуществления финансовой операции или другой сделки (ч. 1), в том числе в крупном размере (ч. 2 — 4). Крупный размер определяется согласно примеч. к коммент. статье и составляет сумму, превышающую 1 млн. руб.
9.1. Легализация (отмывание) денежных средств (иного имущества), приобретенных другими лицами преступным путем, может носить продолжаемый характер, состоять из нескольких эпизодов преступного поведения по поводу одного и того же предмета преступления, например, если похищенные денежные средства лицо сначала размещает во вклад, а затем использует их для приобретения недвижимости.
10. Умысел виновного лица на придание преступно добытым денежным средствам или иному имуществу правомерного вида в настоящее время является одним из основных признаков, отграничивающих легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174), от сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175). Квалификация содеянного по ст. 175 имеет место в том случае, если виновное лицо не желало придать преступно добытому имуществу в результате его реализации правомерного вида (например, при скупке и перепродаже похищенных ценностей).
11. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Иными словами, лицо осознает то, что используемые им в финансовых операциях или иных сделках денежные средства (иное имущество) приобретены другим лицом преступным путем, но тем не менее желает вовлечь указанные материальные ценности в экономический оборот.
11.1. Виновное лицо убеждено в преступном происхождении денежных средств (иного имущества) либо вполне это допускает, поскольку осуществляет свои намерения по вовлечению их в экономический оборот с определенной целью — придать правомерный вид владению, пользованию, распоряжению преступно приобретенными материальными ценностями.
12. В ч. 2 коммент. статьи закреплен единственный квалифицирующий признак — крупный размер финансовой операции (или операций), другой сделки (или сделок) с денежными средствами либо иным имуществом (см. п. 9 коммент. к статье).
13. В ч. 3 коммент. статьи предусмотрено два особо квалифицирующих признака состава преступления, а именно осуществление преступного деяния: а) группой лиц по предварительному сговору; б) лицом с использованием своего служебного положения. Неоднократность как форма множественности преступлений исключена из коммент. статьи ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ.
13.1. Преступное деяние признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления (см. ч. 2 ст. 35). При этом внутри группы возможно соисполнительство, как без распределения функций, так и с их распределением. В первом случае все участники преступления в полной мере выполняют объективную сторону его состава, например сбывают украденное имущество. Во втором случае каждый из участников преступной группы лишь частично выполняет объективную сторону состава преступления, описанного в ст. 174, например, первое лицо похищенное имущество доставляет второму для того, чтобы сбыть это имущество. Второе лицо продает данное имущество.
13.2. Использование лицом своего служебного положения предполагает реализацию этим лицом для облегчения совершения преступления предоставленных по службе полномочий, а равно использование своего профессионального статуса.
14. В ч. 4 коммент. статьи предусмотрен лишь один особо квалифицирующий признак состава преступления, а именно совершение легализации (отмывания) преступных приобретений организованной группой.
14.1. Организованная группа имеет место, если содеянное совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения данного преступления (см. ч. 3 ст. 35).
14.2. В квалификации преступного поведения участников организованной группы действия всех соучастников независимо от их роли в содеянном надлежит признавать как соисполнительство без ссылки на ст. 33 УК РФ (см. также: абз. 5 п. 13.1 Постановления Пленума ВС СССР от 05.09.1986 N 11; абз. 4 п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 27.01.1999 N 1; абз. 4 п. 15 Постановления Пленума ВС РФ N 29).
15. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста. Круг субъектов преступного посягательства следует ограничивать лицами, которые не принимали участия в совершении общественно опасного деяния, связанного с приобретением предметов данного посягательства.
15.1. Субъект преступного посягательства, отраженного в ч. 3 или 4 коммент. статьи, может быть наделен дополнительным (специальным) признаком: а) принадлежностью к преступной группе (п. «а» ч. 3, ч. 4); б) возможностью использовать для совершения преступления свое служебное положение (п. «б» ч. 3), например положение операциониста банка или руководителя кредитной организации. Подробнее см.: ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ; Положение ЦБР от 16.12.2003 N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (в ред. от 30.11.2004) <1>. ——————————— <1> Вестник Банка России. 2004. N 7, N 74.
Контролирующие органы становятся частью процесса
Представляется, что теперь случаев привлечения государственных органов – Росфинмониторинга, органов прокуратуры, налоговых и таможенных органов – к участию в рассмотрении дел по инициативе суда станет больше. Поскольку Верховный суд указал на необходимость выполнения судами требований закона, направленных на противодействие незаконным финансовым операциям, судьи возьмут на вооружение разъяснения вышестоящего органа. И если у судьи возникнут какие-либо сомнения в «обычности» операций или требований, в отношении которых рассматривается спор, он привлечет соответствующий контролирующий орган в качестве участника судебного процесса. Хотя пока сложно предположить, насколько энергично суды начнут проверять обстоятельства, касающиеся возможного использования судебного порядка разрешения споров в целях легализации доходов, полученных с нарушением законодательства.
Предполагается, что и контролирующие органы займут активную позицию по мониторингу отдельных субъектов и будут предпринимать меры для вступления в судебный процесс. Ведь участники процесса наделены широкими правами: участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы, заявлять ходатайства, приводить доводы, возражать против ходатайств, доводов других лиц и пр. В том числе, привлеченные к участию в деле госорганы вправе обжаловать судебные акты. Значит, у них появляется реальный и действенный способ выявлять и препятствовать реализации «подозрительных» операций.
«Отмывание денег» — расширение определения
Однако, наделение судей полномочиями по выявлению и предотвращению незаконных финансовых операций является перераспределением государственных функций, возложенных законом на иные органы. А, учитывая привычку к «перегибам», имеются опасения, что в зону особого внимания и дополнительного контроля теперь будут попадать любые операции, которые отмечены в Обзоре, либо в случае, если сумма спора является значительной. Уже в п. 3 Обзора приведены отдельные факты, которые могут оцениваться как подтверждение наличия в действиях сторон противоправных действий. Например, «обе организации, которые выступали сторонами третейского разбирательства, зарегистрированы по адресам «массовой регистрации»; в государственный реестр внесены записи о недостоверности сведений об их адресах; учредители и руководители сторон спора являются «массовыми директорами»; номера телефонов, заявленные при регистрации истца, совпадают с номерами телефонов ответчика, а также с номерами телефонов еще более ста организаций».
Следовательно, вместо того, чтобы разрешать по существу спор, суд первоначально будет проводить собственную экспертизу «законности» операций и сделок. И это, несмотря на большое количество контролирующих органов, наделенных полномочиями и средствами для контроля за соблюдением «противоотмывочного», налогового, валютного, таможенного законодательства.