200.1 («Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»)

Ст.200.1 появилась в Уголовном Кодексе РФ относительно недавно – в 2013 году. Ее появление было обусловлено необходимостью усиления борьбы с легализацией денежных средств, добытых преступных путем, которые нередко используются для финансирования терроризма и в иных противоправных целях. В настоящий момент статья активно применяется на практике: так, по данным Судебного департамента при ВС РФ, в 2018 году по ст.200.1 УК РФ было осуждено 39 человек, в первой половине 2022 года – 20 граждан.

Состав преступления, предусмотренный ч.1 ст.200.1 УК РФ

  1. Объект: общественные отношения, регулирующие нормальное функционирование сферы внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля. В качестве дополнительного объекта можно рассматривать обеспечение общественной безопасности.

Предмет преступления – деньги и (или) денежные инструменты. К денежным средствам относят банкноты, казначейские билеты и монеты, а к денежным инструментам – дорожные чеки, векселя, банковские чеки, ценные бумаги в документарной форме.

  1. Объективная сторона: нелегальная транспортировка денежных средств и (или) инструментов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Обязательным условием привлечения к ответственности по ч.1 ст.200.1 УК РФ является крупный размер перемещаемых ценностей. Согласно примечанию к статье, речь идет о крупном размере, если перемещаемая сумма денег более чем в 2 раза превышает размер денежных средств, разрешенных к провозу без декларирования. Из пп.7 п.1 ст.260 ТК ЕАЭС следует, что декларировать необходимо деньги и денежные средства, превышающие сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США. Следует помнить, что из всей суммы, транспортируемой через границу, вычитается сумма, не подлежащая декларированию (либо задекларированная сумма).

Нелегальным считается перемещение:

  • вне установленных мест;
  • с сокрытием от таможенного контроля;
  • с отсутствием декларирования товара;
  • с применением фальшивых документов.

Преступление считается оконченным с момента обнаружения недостоверных сведений, указанных в декларации, или с момента пресечения действий, направленных на вывоз денег или денежных инструментов.

  1. Субъект: вменяемое физлицо старше 16 лет.
  2. Субъективная сторона: вина в форме прямого умысла.

Уголовная ответственность усиливается при наличии следующих отягчающих обстоятельств:

  • контрабанда в особо крупном размере (провозимая сумма в 5 и более раз больше суммы, которую можно перемещать через границу без декларирования);
  • совершение деяния в составе группы субъектов.

Обратите внимание: если гражданин провез меньшую сумму, он может быть привлечен к административной ответственности по ст.16.4 КоАП РФ. Если нелегально провозимая сумма будет сравнительно небольшой, лицо может быть освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния.

Гражданин может быть освобожден от уголовной ответственности по ст.200.1 УК РФ, если он добровольно сдаст нелегально провозимые деньги (денежные инструменты), при условии, что в его действиях отсутствуют признаки иных преступлений. Если же деньги были изъяты принудительно, то речи об освобождении от ответственности быть не может.

Что может адвокат по административным делам

В последнее время дел о недекларировании, недостоверном декларировании возбуждается все больше и больше. По этой причине, осуществление грамотной, а главное квалифицированной защиты выходит на первый план. Без должной правовой поддержки, противостоять возможным злоупотреблениям со стороны представителей таможенных органов очень сложно. Грамотный адвокат по административным делам всегда сможет поставить перед следствием вопросы правильности определения стоимости перемещенных грузов. Зачастую оспорив результаты экспертизы таможенной стоимости сумма получившаяся в результате не превышает предусмотренного законом порога, сумма уклонения от уплаты таможенных платежей также может существенно снизиться, а соответственно эта сумма не будет составлять крупный размер в уголовно-правовом смысле. В подобных случаях речь будет идти не об уголовно-наказумемом деянии, ответственность за которое была предусмотрена ст. 188 УК РФ, или предусмотрена в настоящий момент по ст. 194 УК РФ, а об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Главой 16 КоАП РФ. Очень распространенными ошибками органов, осуществляющих административное расследование являются процессуальные нарушения. То есть нарушения процессуальных норм, предусмотренных законом. В этом случае, доказательства полученные с нарушением закона могут быть признаны недопустимыми. И их использование в доказывании будет исключено. Ведя активную защиту по делу, профессиональный адвокат сможет в полной мере осуществить все предоставленные ему законом права. Это может быть и написание ходатайств и обжалование неправомерных действий органов, осуществляющих административное расследование. Во многих случаях доказать свою невиновность можно предоставив те или иные доказательства. Адвокат, обладающий опытом в области защиты по административным делам подскажет какие документы необходимо предоставить. Как правильно оформить их приобщение. И наконец, если дело дошло до суда, профессионал всегда сможет представить Ваши интересы в судебном заседании.

Наказание за контрабанду денег и денежных инструментов

Наказания за простую контрабанду альтернативные:

  • штраф в размере от 3-кратной до 10-кратной денежной суммы, противозаконно перемещенной через границу (или в размере заработка виновного лица за период до 2 лет);
  • до 24 месяцев ограничения свободы;
  • до 24 месяцев принудительных работ.

Если речь идет о квалифицированных составах, то наказание ужесточается. Так, например, самой строгой санкцией в данном случае являются принудительные работы на срок до 4 лет.

Рассмотрим реальные случаи привлечения к ответственности по ст.200.1 УК РФ.

В 2022 году в аэропорту «Кольцово» города Екатеринбург пассажир авиарейса «Екатеринбург-Ташкент» незаконно переместил через границу Таможенного союза сумму, эквивалентную 35 тысячам долларов США. Суд признал мужчину виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.200.1 УК РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей. Нелегально провезенные деньги были изъяты и обращены в доход государства.

И еще один пример.

Житель Новгородской области, находящийся в аэропорту «Пулково», намеревался провести в Республику Азербайджан более 1 млн 700 тысяч рублей, не задекларировав данную сумму. Деньги были обнаружены в ходе таможенного контроля. Московский районный суд Санкт-Петербурга признал мужчину виновным в контрабанде наличных денежных средств и назначил наказание в виде штрафа в размере его заработка за 2 месяца. Незадекларированные денежные средства перешли в собственность РФ.

Несмотря на то, что контрабанда наличных денег относится к преступлениям небольшой тяжести, недооценивать его не стоит. Дело в том, что лицо, признанное виновным в контрабанде, гарантированно лишается провозимых через границу денежных средств: иногда счет идет на миллионы долларов. Чтобы избежать негативных последствий в виде судимости и утраты крупных сумм денег, рекомендуется вовремя обратиться к грамотному уголовному адвокату.

Чем может помощь адвокат по административным правонарушениям

Адвокат Максим Николаевич Шеметов предлагает юридическую помощь предпринимателям осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, занимающимся международным бизнесом, международной торговлей, транспортировкой грузов, хранением товаров, оказанием логистических и брокерских услуг, торговлей. В полной мере, все сказанное можно отнести и к случаям, если Вы или Ваши близкие пересекая границу нарушили в той или иной степени таможенное законодательство. Адвокат Шеметов оказывает помощь по широкому спектру юридических проблем, различным видам правовых споров. Таможенные правонарушения не являются единственным видом оказываемых услуг. Мы готовы взять на себя защиту по делам о ДТП, любым административным делам. Не в зависимости от их сложности! Обратиться за квалифицированной юридической помощью к нашим специалистам Вы можете воспользовавшись телефонами на сайте или специальной формой. Любая помощь адвоката начинается как правило с юридической консультации. Поэтому, лучше всего обратиться за ее получением сразу, когда проблему можно решить с наименьшими потерями. Своевременный совет адвоката по административным делам будет полезен, а иногда окажет решающую роль в сложившейся ситуации!

Контрабанда культурных ценностей

Коллекционеров и торговцев произведениями искусства во все времена не останавливали границы и строгое законодательное регулирование оборота таких предметов.

Проблема борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей носит международный характер и порой связана с противодействием группам, специализирующимся на хищениях, перепродаже и незаконном вывозе за рубеж произведений искусства, старинных монет и других ценностей.

При этом привлечь внимание правоохранителей и подвергнуться уголовному преследованию по своему незнанию могут добропорядочные пассажиры и пользователи международных почтовых сервисов.

Перемещение культурных ценностей через границу

Для культурных ценностей установлен особый порядок перемещения через границу. Физические и юридические лица имеют право на вывоз, временный вывоз, ввоз или временный ввоз культурных ценностей.

При этом физические лица могут ввозить и вывозить культурные ценности в порядке, предусмотренном для товаров, перемещаемых для личного пользования, с соблюдением установленных для перемещения таких предметов условий. Культурные ценности подлежат обязательному письменному декларированию гражданами с применением пассажирской таможенной декларации (ПТД).

Согласно ст. 5 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» к таковым относятся движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение.

Перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Союз), правила их вывоза из Российской Федерации в другие государства, не являющиеся государствами — членами Союза, определяются решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Так, перечень культурных ценностей, подлежащих контролю при перемещении через таможенную границу Российской Федерации определен разделом 2.20 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Союза в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30. В перечень, в частности входят, входят произведения живописи, скульптуры, печатные издания, монеты, антикварное оружие, музыкальные инструменты и др.

Правовое регулирование ввоза или вывоза культурных ценностей с территории одного государства — члена Союза на территорию другого государства — члена Союза имеет свои особенности.

В частности, несмотря на то, что в Союзе обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы (статья 29 Договора о Евразийском экономическом союзе), допускает возможность ограничения оборота отдельных категорий товаров, в том числе для охраны культурных ценностей.

Порядок ввоза и вывоза гражданами культурных ценностей

При ввозе физическими лицами в Российскую Федерацию, в том числе при их временном пребывании в стране, культурные ценности подлежат таможенному декларированию в письменной форме с применением ПТД.

Включенные в Единый перечень культурные ценности, иные предметы и документы освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов вне зависимости от их стоимости и веса. При ввозе таможенному органу необходимо представить заключение уполномоченного эксперта об отнесении перемещаемых предметов к культурным ценностям. Соответствующий список экспертов по культурным ценностям с указанием специализации, в том числе осуществляющих экспертизу в аэропортах, размещен на сайте Министерства культуры.

Вывоз физическими лицами культурных ценностей в качестве товаров для личного пользования возможен при наличии заключения (разрешительного документа) и также предусматривает подачу ПТД.

Вывоз ранее ввезенных в качестве товаров для личного пользования культурных ценностей осуществляется при представлении таможенному органу ПТД, оформленной при ввозе культурных ценностей, содержащей идентификационные признаки указанных культурных ценностей (наименование, автор, год создания, материал и техника создания, размеры и др.).

В остальных случаях вывоз (временный вывоз) осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), выданного территориальным управлением Министерства культуры России, либо письменного уведомления об отсутствии необходимости разрешительного документа для вывоза.

В случае вывоза физическими лицами оружия, имеющего культурную ценность, но не отнесенного к антикварному оружию, помимо заключения (разрешительного документа), представляется заключение (разрешительный документ) Федеральной службы войск национальной гвардии.

Вывоз культурных ценностей физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридическими лицами осуществляется на основании соответствующей лицензии.

Статьей 35.1 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» определены культурные ценности, не подлежащие вывозу без обязательства их обратного ввоза (имеющие особое значение, постоянно хранящиеся в государственных музеях и некоторые другие).

Минкультом разработаны методические рекомендации по оформлению документации при ввозе и вывозе культурных ценностей в Российскую Федерацию, которые размещены на сайте министерства.

Уголовная ответственность за контрабанду культурных ценностей

Незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей могут повлечь уголовную ответственность по ст. 226.1 УК (контрабанда) или административную по одному из составов, предусмотренных гл. 16 КоАП (административные правонарушения в области таможенного дела). Также предусмотрена уголовная ответственность (ст. 190 УК) за невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством.

Так, статьей 226.1 УК предусмотрена ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС культурных ценностей в крупном размере. Преступление относится к тяжким даже при основном неквалифицированном составе и наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Квалифицирующими признаками преступления являются совершение преступления должностным лицом с использованием служебного положения, применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, а также совершение преступления в составе организованной группы (при этом как признак отсутствует предварительный сговор, но он может быть признан судом отягчающим обстоятельством). Самая строгая санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы до двенадцати лет.

Контрабанда возможна путем незаконного перемещения культурных ценностей как через таможенную границу Союза, так и через государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза.

Естественно, что при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК, необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных предметов к культурным ценностям и их стоимость, для чего следователь и суд должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов.

Согласно примечанию 4 к ст. 226.1 УК крупным размером культурных ценностей признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

Наиболее типичным способом незаконного перемещения физическими лицами культурных ценностей является их провоз пассажирами в багаже при следовании автомобильным, железнодорожным и авиатранспортом. Нередки случаи пересылки культурных ценностей в международных почтовых отправлениях. Выявляются такие факты в ходе таможенного досмотра багажа или МПО.

Способы контрабанды

Контрабанда культурных ценностей возможна путем их перемещения вне установленных мест, с сокрытием от таможенного контроля, с недостоверным декларированием или недекларированием, а также с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о таких ценностях.

Сокрытие культурных ценностей от таможенного контроля представляет собой совершение любых действий, направленных на то, чтобы затруднить их обнаружение либо утаить их подлинные свойства, в том числе придание одним предметам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах.

Недекларирование как способ совершения контрабанды заключается в невыполнении лицом требований по декларированию товаров, то есть заявлению таможенному органу в установленной форме сведений о товарах, избранной таможенной процедуре и иных необходимых сведений. Возможно путем не заявления таможенному органу культурных ценностей либо их части (не заявляется часть культурных ценностей, либо при перемещении нескольких предметов в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном из них, либо таможенному органу представляются культурные ценности, отличные от тех, сведения о которых были заявлены в таможенной декларации).

Если декларантом заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения, то указанные действия рассматриваются как недостоверное декларирование товаров.

Также контрабанда возможна путем предоставления таможенному органу в качестве оснований или условий для перемещения культурных ценностей документов, содержащих недостоверные сведения о ввозимых или вывозимых предметах.

Незаконное перемещение предметов, совершенное с использованием изготовленного другим лицом поддельных официального документа, печати, полностью охватывается составом контрабанды и не требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК. Если лицо использует подделанный им же официальный документ, содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных статьями 327 и 226.1 УК РФ.

Что будет с изъятыми культурными ценностями?

По делам данной категории применяются положения главы 15.1 УК о конфискации предметов незаконного перемещения через границу и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.

Если владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их незаконном перемещении, то такие предметы контрабанды подлежат конфискации.

В соответствии с ч. 3 ст. 81 УПК при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела суд должен разрешить вопрос о признанных вещественными доказательствами предметах контрабанды.

В случае неустановления законных владельцев предметы контрабанды обращаются по решению суда в собственность государства. При этом споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Заключение

Как показывает практика, зачастую граждане не декларируют перевозимые предметы из-за банального незнания таможенного законодательства, порядка ввоза и вывоза культурных ценностей, а также не осведомленности о том, какие предметы запрещено перемещать через границу. При пересылке предметов в международных почтовых отправлениях отправители и получатели не проверяют запрещены ли они к перемещению данным способом, не обращаются к актуальным информационным ресурсам Минкульта, таможенных органов и почтовых служб.

Транспортировка культурных ценностей строго контролируется. Чтобы не стать фигурантом уголовного дела, необходимо серьезно подойти к вопросу оформления разрешительной документации и заранее предусмотреть все нюансы перемещения культурных ценностей через границу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]