Уголовная ответственность за экологические преступления: понятие, виды, особенности

Юридическая консультация > Административное право > Уголовная ответственность за экологические преступления: понятие, виды, особенности

Экологическое преступление – это умышленное посягательство на безопасность окружающей среды: умышленная порча и загрязнение природных ресурсов признаются уголовно наказуемым деянием, так как они несут выраженную общественную опасность.

Человек является частью природы, и любое противоправное действие, связанное с бездумным уничтожением ресурсов, способно причинить огромный вред сотням людей и нарушить благополучие общества. Государство стремится взять под контроль природные ресурсы, чтобы защитить их от расхищения и уничтожения, уголовная ответственность за экологические преступления является важным сдерживающим фактором.

Особенности законодательства в сфере экологии

Уголовная ответственность за экологические преступления поможет в некоторой мере спасти Землю

В Уголовном кодексе не представлено определение экологического преступления, однако оно есть в статье 81 Закона об охране окружающей среды от 1991 года. До недавнего времени считалось, что преступления, связанные с посягательством на окружающую среду, причиняют только экономический ущерб, но сейчас представления о них значительно изменились.

Современное определение говорит: экологическое преступление – это опасное деяние, которое посягает на экологическую безопасность общества и нарушает экологический правопорядок. Такое определение содержит очень важную информацию: экологическое преступление – это не просто причинение ущерба, а посягательство на человека через окружающую его природу. Это преступление нарушает конституционное право, отраженное в ст. 42: каждый гражданин РФ имеет право на здоровую окружающую среду.

Субъектом экологического преступления может быть лицо, достигшее 16 лет, по ст. 246 УК субъектом может признано как частное, так и должностное лицо. Видовой объект такого преступления – общественные отношения, установленные в сфере природопользования, а также сохранения благоприятного для человека экологического баланса.

Преступлением может быть признано действие или бездействие при нарушении установленных экологических правил и норм. Предметом преступления признается любой компонент окружающей среды – это может быть почва, природный водоем, дикие животные птицы и многое другое.

Экозащитная техника и технологии

Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

Предмет экологического преступления

Преступления против природы

Прежде всего, нужно определиться, что именно может считаться объектом посягательства, и в каком случае речь идет о проступке, а в каком – о преступлении. Экологическое законодательство направлено на защиту природных объектов, а они имеют несколько специфических признаков:

  1. Естественное происхождение. Если в результате противоправных действий были, к примеру, уничтожены зеленые насаждения на ферме или дачном участке, речь об экологическом правонарушении не идет. Эта отрасль права занимается только теми объектами, которые образовались без участия человека. Если же были уничтожены какие-либо сельскохозяйственные объекты, будет подсчитываться экономический ущерб, и на него распространяются соответствующие нормы законодательства.
  2. Экологическая зависимость от среды. В природе все взаимосвязано: отравление рек приводит к массовой гибели рыб и млекопитающих, вырубка деревьев становится причиной миграции и гибели животных. Задача природоохранного законодательства – не допустить нарушения экологического баланса и остановить причинение ущерба.
  3. Экологическая ценность для человеческого общества. Государство является единственным собственником природных богатство, оно обязано строго контролировать добычу всех видов ископаемых, в том числе подземных вод. Экологическая ценность объекта определяется по разным критериям: чем он важнее, тем более строгой будет ответственность за причиненный вред.

Экологическим преступлением признается не только причинение реального вреда окружающей природе, но и создание ситуации опасности. К примеру, если организация нарушает правила транспортировки и хранения опасных отходов, она будет нести ответственность в рамках законодательства даже в том случае, если никакой утечки не произошло. Такая мера призвана предупредить преступление и не допустить нарушения баланса из-за халатности ответственных лиц.

Разновидности экологических преступлений

Некоторый нанесенный вред — необратимый

Полный перечень экологических преступлений можно найти в главе 26 Уголовного кодекса: всего выделяется 17 составов преступлений против природы. В зависимости от объектов противоправных действий все преступления можно поделить на несколько групп:

  • Преступления общего характера, направленные против охраны окружающей среды. Оно может быть связано со строительными работами, хранением и транспортировкой опасных отходов, микробиологических препаратов, нарушением правил использования особых природоохранных территорий и т. д. В эту группу входят все противоправные деяния, связанные с недостаточно защитой природы от деятельности человека.
  • Во вторую группу входят преступления, связанные с посягательством на безопасность земли и земных недр. В их числе порча плодородного слоя почвы отходами, неправомерная добыча полезных ископаемых, нарушение правил разработки земных недр и многое другое. Общественно опасными признаются любые деяния, связанные с неправомерной добычей ископаемых и нарушением баланса почвы.
  • Преступления, посягающие на общественные водные отношения. В их числе загрязнение мирового океана и пресных природных водоемов, нарушение правил разработки континентального шельфа, нарушение исключительной зоны РФ в Арктике и т. д.
  • Преступления против растительности. Незаконная вырубка лесов, нарушение правил при применении пестицидов и гербицидов, нарушение правил пребывания в заповедниках, уничтожение водных растений и прочее. Государство обязано заниматься охраной растительного мира, так как от него в первую очередь зависит экологическое благополучие всего человеческого общества, и любое неправомерное вмешательство может стать причиной экологической катастрофы.
  • Преступления против животных. Это охота в неустановленных местах, нарушения правил вылова рыбы, нарушение условий местообитания редки и вымирающих животных. В эту группу также входит охота в заповедниках (браконьерство) и другие преступления, связанные с уничтожением живых существ.
  • Преступления против атмосферы. Во всем мире сейчас идет борьба за снижение количества вредных выбросов в атмосферу, а также уменьшение газов, провоцирующих парниковый эффект.

В России пока что требования намного мягче, чем в Европе, и в результате предприниматели не спешат модернизировать производство. Загрязнение атмосферы способствует глобальному потеплению, любые нарушения в этой сфере должны строго караться государством.

Ответственность за вред, причиняемый окружающей среде, предусмотрена и в других видах уголовного законодательства. В главе 24, посвященной преступлениям против безопасности общества, предусматривается ответственность за нарушение правил обслуживания атомных электростанций, горных работ, использования взрывчатых веществ и т. д.

Статья 358 в главе 34 предусматривает ответственность за экоцид – массовое уничтожение объектов растительного и животного мира. Таким образом, различные разделы законодательства направлены на предотвращение вреда, причиняемого окружающей природе.

Экологический мониторинг

С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти изменения, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.

Термин «мониторинг» образован от лат. «монитор» — «наблюдающий», «предостерегающий». Существует несколько современных формулировок определения мониторинга.

В настоящее время под мониторингом окружающей природной среды понимают долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения (Закон РФ «О гидрометеорологической службе», 1998).

Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления:

  • наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;
  • оценку фактического состояния окружающей среды и, уровня ее загрязнения;
  • прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.

По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.

По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

  • глобальный — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;
  • базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;
  • национальный — мониторинг в масштабах страны;
  • региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерной для всей биосферы;
  • локальный — мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;
  • импактный —мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг —это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Физический мониторинг— система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).

Биологический мониторинг —мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.

Экобиохимический мониторинг —мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Дистанционный мониторинг —в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.

Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.

Экологический менеджмент– это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.

Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.

Экологический менеджмент на предприятии– это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.

Выгодность рационального и сбалансированного природопользования для предприятия реализуется через экономические выгоды: а) снижение издержек в результате экономии природных ресурсов, рециркуляции, переработки отходов, снижение платежей за штрафы; б) рост доходов за счет «зеленых» товаров, конкуренции, новых рынков сбыта; стратегические выгоды: имидж предприятия, рост производительности труда, выполнение экологических требований без излишнего напряжения.

Экологический аудит – это проведение ревизии экологической деятельности (экологичности) предприятия (компании). Концепция экологического аудита была разработана в конце 1970-х годов в США. Термин «аудирование» означает проверку, ревизию, он заимствован из лексикона финансистов.

Экологический аудит включает в себя проверку следующих видов деятельности:

  • выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;
  • определение уровня экологичности компании;
  • функционирование систем экоуправления;
  • получение экологического сертификата;
  • выполнение финансовых обязательств и выплата долгов;
  • составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах.

Виды уголовного наказания

За экологические преступления не всегда все несут положенное наказание

К сожалению, экологические преступления не всегда быстро доходят до суда, и за многие преступления наказание можно назвать слишком мягким. Сейчас законодательство совершенствуется, ответственность назначается в зависимости от размеров причиненного ущерба. К нарушителям экологических законов могут быть применены следующие меры уголовного наказания:

  1. Денежный штраф в размере до 500 МРОТ. Для частных лиц штраф будет намного ниже, чем для должностных лиц или организаций, допустивших нарушение природоохранного законодательства. Штраф чаще всего сопровождается конфискацией орудия преступления: например, у пойманных браконьеров изымаются сети и другие приспособления для незаконного вылова рыбы.
  2. Лишение права заниматься определенной работой или занимать определенные должности. Срок лишения может достигать 5 лет в зависимости от серьезности причиненного ущерба. Эта мера направлена прежде всего на чиновников различных ведомств, из-за халатности или бездействия которых может быть допущено грубое нарушение законодательства.
  3. Исправительные работы сроком до двух лет. В этом случае осужденный работает по месту основного трудоустройства, но из его заработка удерживается 20% в пользу государства. К примеру, за загрязнение атмосферы срок исправительных работ для должностного лица может достигать 1 года.
  4. Ограничение свободы на срок до трех лет. Такой вид наказания предусматривает контроль за перемещениями осужденного, запрет выходить из дома в определенные часы посещать массовые мероприятия и т. д.
  5. Обязательные работы сроком до 240 часов. Продолжительность работ определяется тяжестью причиненного ущерба. Суд определяет количество часов, которые осужденный должен бесплатно отработать на благо общества.
  6. Арест сроком до 6 месяцев. Это одно из самых серьезных наказаний, так как оно связано с изоляцией от общества на срок до полугода.
  7. Лишение свободы на различные сроки, зависящие от тяжести причиненного вреда. На практике лишение свободы за экологические преступления применяется достаточно редко, обычно его заменяют условным сроком или другими мерами ответственности.

Сложно дать ответ какое наказание является достаточным за причинение вреда природе, после чего в дальнейшем могут пострадать сотни и даже тысячи людей. Сейчас уголовный кодекс в этой области расширяется и дорабатывается, так как меняется отношение общества к проблеме.

Уголовное преследование – это не столько наказание, сколько сдерживающий фактор, призванный остановить нарушителей и не допустить причинения вреда окружающей среде.

Гражданско-правовая ответственность

Если речь идет о возмещении вреда окружающей среде, то необходимо говорить о гражданско-правовой ответственности. Как показывается судебная практика и научные источники, сфера применения гражданско-правовой ответственности распространяется и на природоохранные отношения. Гражданско-правовая ответственность является одним из видов юридической ответственности и потому обладает всеми свойственными ей признаками: возможностью применения государственно-принудительного воздействия, а также санкций, являющихся мерами юридической ответственности.

Содержанием гражданско-правовой ответственности является применение к правонарушителю санкций, которые вызывают отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав либо возложения на правонарушителя новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей.

В общем виде гражданско-правовую ответственность можно определить как претерпевание субъектом неблагоприятных имущественных последствий в связи с допущенным неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, нарушением прав и законных интересов другого лица.

В теории гражданского права в зависимости от основания возникновения гражданско-правовая ответственность подразделяется на:

  • договорную (по договору);
  • внедоговорную или деликтную (по закону).

Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности или имуществу потерпевшего вреда, не связанного с исполнением или ненадлежащим исполнением нарушителем обязанностей, лежащих на нем в силу договора с потерпевшей стороной, а также в тех случаях, когда исполнением договорных обязанностей причинен вред жизни или здоровью гражданина.

Основанием гражданско-правовой ответственности, как правило, является наличие в действии (бездействии) состава гражданского правонарушения. В некоторых случаях ответственность может наступать и при отсутствии правонарушения со стороны лица, на которое она возлагается, в частности, за действия третьих лиц; поэтому в качестве оснований гражданско-правовой ответственности следует рассматривать не только правонарушения, но и иные обстоятельства, прямо предусмотренные законом или договором.

Другие виды ответственности за преступления против экологии

Промышленность нужно контролировать…

Далеко не всегда экологическое правонарушение приводит к уголовному преследованию. Природоохранные органы могут использовать и другие методы воздействия на нарушителей: они не только предотвращают дальнейшие посягательства на экологическое благополучие района, но и помогают частично компенсировать причиненный вред. Ответственность за такие правонарушения может быть нескольких видов:

  • Дисциплинарная. Такой вид ответственности применяется предприятием к работнику, допустившему отклонения от установленных правил в сфере охраны природы. Однако она возможна только в том случае, если нарушитель допустил отклонение от своих трудовых обязанностей, приписанных в договоре. Мерами ответственности могут быть выговор, строгий выговор, увольнение, понижение в должности и т. д.
  • Материальная ответственность – взыскание компенсации причиненного ущерба. Материально ответственным может быть и физическое, и юридическое лицо. Штрафы за вред, причиненный природе, взыскиваются в судебном порядке, их размер определяется величиной ущерба.
  • Административная ответственность. Используется при нарушении норм КоАП РФ, может применяться к частным лицам, предпринимателям и организациям. Административная ответственность, как правило, влечет наложение крупного штрафа за нарушение природоохранного кодекса. Глава 8 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение строительных норм, правил обращения с химикатами и т. д.
  • Уголовную ответственность за нарушение природоохранного законодательства также принято делить на два вида: она может быть общей и специальной. В первом случае наказание назначается за посягательство на природу в целом: такое деяние носит общественно-опасный характер, оно угрожает благополучию многих людей, поэтому и ответственность за него будет очень серьезной. Специальная уголовная ответственность предполагает наказание за посягательство на какую-либо одну составляющую природного баланса: атмосферу, почву, воду, растительный мир и т. д.

Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель!

Регулирование правоотношений, касающихся пользования земель, осуществляется на основании земельного законодательства. Оно разрабатывается и принимается с целью обеспечения потребностей государства и граждан в землепользовании, защите и рациональном использовании земли, ее недр и природных ресурсов.

Земельным кодексом РФ, принятым 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), предусмотрен не только государственный земельный надзор, особенности организации проверок соблюдения требований земельного законодательства (Гл.XII), но и определена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (Гл. XIII). Например, в ст. 74 ЗК РФ предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная и административная ответственность, в ст.76 – ответственность за причинение убытков и вреда, связанного с нарушением земельного законодательства, а в ст.75 данного нормативного акта определены условия наступления дисциплинарной ответственности. (К слову, в ранее действующем ЗК РФ этот вид ответственности не упоминался).

Так, в земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) предусмотрен и ряд специальных мер за земельные правонарушения, прямо закрепленных в земельном законодательстве. Она называется земельно-правовой.

Содержание земельных правонарушений

Земельное правонарушение, как любое иное правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответс твенность.

Объект земельного правонарушения – общественные отношения в области охраны и использования земель. В качестве конкретного предмета правонаруше­ния выступает конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собствен­ников, владельцев, пользователей, арендаторов земли.

Объективная сторона земельного правонарушения — это конкретные деяния нару­шителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следст­вием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причи­нение им вреда.

Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных за­конных прав участников земельных правоотношений; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.

Субъекты земельного правонарушения – граждане или юри­дические лица, которые нарушили нормы земельного зако­нодательства (ими могут быть как граждане РФ и других госу­дарств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами правонаруше­ния выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных.

Состав субъектов земель­ного правонарушения зависит от вида правонарушения. Так, субъектами дисципли­нарной и материальной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной – должностные лица и граждане, админист­ративной и гражданско-правовой – граждане, должностные лица и юридические лица.

Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое от­ношение субъекта к совершаемому деянию, то есть как нарушитель относится к совер­шаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Закон предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность.

Умышленным яв­ляется земельное правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление вредных последствий своего поведения и желает (прямой умысел), либо сознательно допускает (косвенный умысел) их. Неосторожность (халатность) бывает двух видов: са­монадеянность (легкомыслие) и небрежность.

Самонадеянность имеет место тогда, ко­гда лицо, нарушившее требования закона, предвидело общественно вредные послед­ствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывало избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидело наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Признаки и виды земельных правонарушений

В действующем законодательстве РФ нет точного определения понятия «земельные правонарушения». Однако по общему правилу, под земельным правонарушением следует понимать противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ и иным законода­тельством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан.

Выделяют следующие виды земельных правонарушений:

В области охраны собственности: самовольное занятие земельного участка; уничтожение межевых знаков; пользование недрами без разрешения (лицензии), либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией); порча земель (загрязнения, снятие плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы); самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых; самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения и занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд; самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд; использование земли не в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории и разрешенными видами использования; нарушение требований по рациональному использованию предоставленных земельных участков.

В области охраны окружающей среды и природопользования: несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; нарушение законодательства об экологической экспертизе; неправомерный отказ в выдаче, сокрытие, искажение информации о состоянии окружающей природной среды и земельных участков, непосредственно затрагивающих земельные права и интересы гражданина; нарушение правил охраны водных объектов, водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств; нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; нарушение правил лесопользования, побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение требований к охране лесов; порча сельскохозяйственных и иных земель, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению; нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель и противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель; нарушение установленного режима использования земель с особыми условиями их использования; нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной, ветровой эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель; уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

Земельные правонарушения могут классифицироваться как:

гражданско-правовые правонарушения, к которым относятся: порча земель, самовольное занятие территорий, уничтожение знаков и указателей, застройка вблизи залегания полезных ископаемых, использование не по целевому назначению и т.д.;

уголовные правонарушения, то есть совершение сделок с искаженными учетными данными или в форме, несоответствующей нормам законодательства, занижение размеров земельных платежей, нарушение правил и режимов особо охраняемых зон, производство работ без соблюдения мер защиты и охраны окружающей среды, несоблюдение ветеринарных, санитарно-эпидемиологических и иных требований;

Виды и особенности ответственности за земельные правонарушения

Виды ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель закреплены в Гл. XIII ЗК РФ. Они различаются по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность и применяются на основании конкретного нормативно-правового акта. Особо оговорено возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями.

Административная ответственность. Субъектами этого вида ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Ответственность выражается в конкретно определенных составах административных проступков.

Перечень земельных правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, приводится в нормативно-правовых актах административного и земельного права. По общему правилу, к этому виду ответственности виновные привлекаются независимо от того, в рабочее или нерабочее время они совершили правонарушение.

Административные взыскания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе (в пределах их компетенции). Сроки наложения штрафов: два месяца со дня обнаружения правонарушения (в отдельных случаях – не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения).

Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком. Этот вид ответственности за нарушение земельного законодательства наступает:

  • за экономические правонарушения (ст.7.1. Кодекса об административных правонарушениях – КоАП РФ);
  • за экологические правонарушения (ст.8.6. КоАП РФ);
  • за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст.10.9 КоАП РФ).

Дисциплинарная ответственность может быть применена только к работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм.

Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер.

Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда).

Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону. Ответственность наступает за нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников.

Вред возмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Понятие вреда можно определить как умаление имущественного блага.

Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства возникает на основании ст.75 ЗК РФ. Субъектом дисциплинарной ответственности может выступать только работник (рабочий или служащий), в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм.

В данном случае нормы трудовой дисциплины одновременно являются и нормами трудового законодательства. Она может представлять собой применение дисциплинарных взысканий:

  • к работнику, не исполнившему, либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности (ст.192 Трудового кодекса – ТК РФ);
  • к должностному лицу (в случае несоблюдения трудовых и иных норм, повлекшие за собой ущерб земле и ее недрам).

Имущественная ответственность возникает вследствие совершения действий, не относящихся к категории сделок с землей.

Дисциплинарные взыскания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени. При применении дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткой процессуальной процедуры, руководителю достаточно истребовать объяснение от нарушителя.

Приказ о взыскании выносится администрацией предприятия, где работает данное лицо. Дисциплинарная ответственность может быть применена одновременно с административной и материальной. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения.

В тех случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность.

Трудовым законодательством предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание,
  • выговор,
  • строгий выговор,
  • перевод на нижеоплачиваемую работу,
  • увольнение.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.254, 246 УК РФ); экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст.167 УК РФ); производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.231, 260 УК РФ).

Также УК РФ предусмотрены санкции за:

  • нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст.249);
  • нарушение правил охраны и использования недр (ст.255);
  • незаконная порубка деревьев (ст. 260);
  • уничтожение или повреждение лесов (ст.261);
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Порядок осуществления уголовной ответственности на нарушение земельного законодательства регламентирован наиболее детально и определяется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством.

Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уго­ловной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств.

Уголовная ответственность наступает только за те общественно опасные действия (бездействия) лица и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение (невиновное причинение вреда) не допускается. Ряд принципов уголовной ответственности закреплен в международных пактах и конституционном законодательстве (принцип законности, справедливости, гуманизма).

Субъектом уголовной ответственности не может выступать юридическое лицо. В случае привлечения к уголовной ответственности группы лиц они признаются соучастниками преступления, и ответственность для каждого из них назначается с учетом степени и характера участия в преступлении.Привлечению определенного лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого предшествуют: возбуждение уголовного дела по факту преступления; сбор и исследование относящихся к этому делу доказательств.

Решающей стадией уголовной ответственности является рассмотрение дела в судебном заседании. Отношения уголовной ответственности завершаются отбытием наказания, назначенному осужденному, либо освобождением от наказания. Согласно ранее действующему Уголовному кодексу (УК РФ) основным общественно опасным деянием признавался самовольный захват земли (ст. 199 УК РФ). Ныне это действие относится к административным правонарушениям.

В новом УК РФ выделена отдельная глава (Гл.26 «Экологические преступления», которая включает в себя 17 статей. Основная из них – ст. 254 («Порча земли»), предусматривающая за данное деяние:

  • штраф от 200 до 500 размеров минимальной оплаты труда;
  • наказание в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • исправительные работы на срок до двух лет.
  • те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, – ограничение свободы на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок.

Деяния, предусмотренные в первом или во втором случае, повлекшие за собой по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Земельно-правовая ответственность за нарушения земельного законодательства представляет собой принудительное изъятие земельных участков у граждан в связи с совершением неправомерных действий. Порядок и содержание этого вида ответственности установлены ст. 44-48, 50, 51, 54 ЗК РФ, а также ст. 235 Гражданского кодекса (ГК РФ).

Законодательство разграничивает основание и порядок принудительного изъятия земли у собственников земельных участков и землепользователей, поскольку они существенно различаются как по содержанию, так и по процедуре. Общим является только то, что принудительное изъятие земельных участков возможно только по решению суда.

Изъятие земельных участков у собственников за земельные правонарушения регулируется нормами ст. 235 ГК РФ. Условия и порядок принудительного изъятия земельного участка у лиц, не являющихся его собственниками, в связи с нарушением ими земельного законодательства установлены ст. 54 ЗК РФ.

При обнаружении правонарушения, достаточного для возбуждения дела об изъятии земельного участка, орган (или лицо), осуществляющий государственный земельный контроль, налагает на правонарушителя административное взыскание в виде штрафа в установленном порядке.

Одновременно с наложением взыскания выносится предупреждение правонарушителю о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения. О предупреждении правонарушителя и содержании правонарушения должен быть уведомлен орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земель.

Лицо, виновное в правонарушении, должно получить необходимые разъяснения относительно своих прав в случае возбуждения процедуры прекращения прав на земельный участок. В случае неустранения правонарушения в указанный срок, орган, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок в орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земельных участков, который принимает решение о направлении материалов в суд.

Решение суда о прекращении права на земельный участок может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции в десятидневный срок, по истечении которого исполнительный ор­ган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в орган государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок.

Изъятие земельного участка в связи с нарушением земельного законодательства осуществляется без возмещения правонарушителю стоимости и убытков, связанных с изъятием.

В тоже время прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения в установленном порядке стоимости причиненного правонарушителем вреда.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]