Подготовка к осмотру места происшествия
Осмотр места происшествия можно определить как неотложное, первоначальное следственное действие, состоящее в непосредственном изучении следователем обстановки места происшествия, находящихся на нем следов и иных объектов, их фиксации и изъятия с целью получения фактических данных, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления.
Успех осмотра места происшествия в значительной степени зависит от того, насколько хорошо следователь подготовился к его проведению. Однако необходимо отметить, что времени на его тщательную подготовку обычно нет, поскольку выезд на место происшествия должен осуществляться сразу же после получения сообщения о случившемся.
Стадия подготовки к осмотру места происшествия разграничивается на два этапа, предусматривающих:
- действия следователя до выезда на место происшествия;
- действия следователя по прибытии на место происшествия.
Действия следователя до выезда на место происшествия
На первом этапе, приняв сообщение о происшествии, следователь прежде всего должен:
- уточнить, что и где произошло,
- принять меры по оказанию помощи пострадавшим, если она еще не была оказана,
- принять меры по восстановлению порядка и безопасности граждан на прилегающих к месту происшествия участках;
- принять неотложные меры по охране места происшествия, обеспечить до прибытия следователя присутствие очевидцев;
- готовясь к выезду проверить укомплектованность технических средств;
- заказать (обеспечить наличие) транспортных средств, необходимых для выезда на место происшествия, для отправки пострадавшего в больницу, трупа — в морг, для доставки изъятых с места происшествия вещественных доказательств;
- определить круг лиц, которые должны участвовать в осмотре (оперативные работники полиции, специалисты в области криминалистики, судебной медицины, пожарной охраны и др.).
Место происшествия должно быть сохранено в первоначальном, неизменном виде. Охрана его может быть осуществлена лицами, обнаружившими происшествие и сообщившими о нем, работниками милиции, администрацией предприятий и учреждений, работниками местных органов власти и др.
Действия следователя по прибытии на место происшествия
По прибытии на место происшествия следователь:
- убеждается, оказана ли помощь пострадавшему;
- проверяет, не изменена ли обстановка на месте происшествия (на основе краткого опроса пострадавшего, очевидцев и иных лиц, оказавшихся там);
- удаляет посторонних лиц;
- определяет роль каждого участника осмотра, разъясняет им их права и обязанности;
- дает распоряжения работникам полиции о проведении оперативно-розыскных мероприятий (выявления подозреваемых в совершении преступления, очевидцев, свидетелей, установления мест сокрытия похищенного, орудия преступления и т. п.).
По окончании подготовительных мероприятий следователь приступает к осмотру места происшествия. В целях лучшей организации работы на месте происшествия составляются и активно применяются типовые программы — алгоритмы действий членов следственно-оперативной группы.
0
1.2
Действия участников СОГ на месте происшествия
Следователь:
— руководит дежурной СОГ, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованность действий ее персонального состава по установлению пострадавших, очевидцев происшествия и лиц, совершивших преступление; проводит работу по собиранию (обнаружению, фиксации и изъятию) следов преступного деяния;
— перед выездом на место происшествия определяет оптимальный состав членов СОГ, информирует их о случившемся, ставит каждому из них задачи по выполнению неотложных мероприятий;
— привлекает при необходимости через оперативного дежурного ОВД к участию в осмотре места происшествия дополнительных специалистов, других лиц (например, сотрудников патрульно-постовой службы*(161));
— разрешает в случаях, предусмотренных законом, допуск к месту происшествия лиц, которые официально не участвуют в осмотре (в том числе представителей средств массовой информации (далее — СМИ)).
— осматривает место происшествия, в процессе чего:
1) фиксирует время прибытия на место преступления;
2) удаляет с места осмотра посторонних лиц, в том числе сотрудников ОВД, не принимающих участия в осмотре или охране места происшествия. Допуск к месту происшествия лиц, официально не участвующих в его осмотре, производится только с разрешения следователя (дознавателя);
3) определяет круг специалистов для участия в осмотре места происшествия;
4) принимает меры по установлению личности пострадавшего, оказанию ему помощи;
5) получает первичную информацию от прибывших первыми на место происшествия сотрудников органов внутренних дел (например, наряда полиции и др.); устанавливает, какие изменения внесены в обстановку места происшествия; определяет границы осмотра и порядок проведения;
6) выявляет и кратко опрашивает очевидцев происшествия;
7) привлекает к осмотру места происшествия соответствующих лиц, обладающих специальными знаниями: эксперта-криминалиста, судебного медика (в случае причинения вреда здоровью пострадавшему) или иного специалиста;
обобщает и анализирует поступающую к нему от очевидцев, участников осмотра места происшествия и иных лиц информацию, представляющую интерес для выдвижения и проверки следственных версий;
9) выдвигает с учетом полученной на месте происшествия информации версии и планирует осуществление неотложных мероприятий, направленных на раскрытие преступления. С этой целью он дает поручения сотрудникам оперативных подразделений о производстве необходимых ОРМ, осуществляет иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом;
10) информирует членов СОГ об известных ему фактах и обстоятельствах, имеющих значение для установления и розыска по горячим следам лиц, совершивших преступление;
11) лично оформляет протокол осмотра места происшествия и несет персональную ответственность за его качество;
12) по окончании осмотра места происшествия, а также опроса очевидцев и пострадавших об обстоятельствах совершенного преступления собирает членов СОГ и подводит итоги проделанной работы.
Сотрудник оперативного подразделения:
— прибыв на место происшествия первым, принимает меры к сохранению первоначальной обстановки, а в отсутствие следователя — проводит осмотр места происшествия. В качестве члена СОГ:
— знакомится с обстоятельствами происшествия для определения направления поиска и принятия оперативно-розыскных и иных мер по установлению и задержанию причастных к преступлению лиц;
— решает вопрос о применении кинологом служебно-розыскной собаки;
— устанавливает личность пострадавшего;
— выявляет очевидцев преступления, лиц, которые могут сообщить что-либо о происшествии, о подозреваемых, образе жизни пострадавшего и т.д.; в этих целях совместно с участковым уполномоченным полиции обходит территорию (домовладения, квартиры);
— производит опрос очевидцев и пострадавшего об известных им обстоятельствах совершенного преступления и причастных к нему лицах;
— поддерживает связь с дежурной частью ОВД;
— систематически, по мере получения данных, представляющих оперативный интерес для раскрытия преступления, информирует об этом следователя; принимает меры к задержанию преступника по горячим следам;
— сообщает оперативному дежурному по ОВД информацию о характере преступления; приметах лиц, его совершивших;
— устанавливает по учетам лиц, ранее судимых за аналогичные преступления, склонных к их совершению и состоящих на учете по месту жительства и др.; принимает меры по проверке их причастности к содеянному;
— осуществляет ОРМ, направленные на установление, обнаружение и задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления; проводит проверку изъятых предметов по оперативным и криминалистическим учетам; устанавливает очевидцев происшествия, а также мест хранения и сбыта похищенного;
— выполняет поручения следователя и информирует его о результатах участия в осмотре места происшествия и мерах по установлению совершивших преступление лиц;
— о проделанной работе составляет подробный рапорт на имя руководителя органа внутренних дел.
Сотрудник экспертно-криминалистического подразделения при выезде на место происшествия:
— осуществляет процессуальные полномочия специалиста (ст. 58 УПК РФ);
— обсуждает со следователем необходимость и последовательность применения тех или иных технических средств;
— определяет целесообразность привлечения к участию в осмотре места происшествия других специалистов, уточняет последовательность действий по обнаружению, фиксации и изъятию следов и вещественных доказательств;
— согласовывает со следователем порядок и способ производства фото- (видео-) съемки места происшествия, выбирает и фотографирует объекты;
— обращает внимание следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием предметов и документов; дает пояснения относительно производимых им действий;
— оказывает помощь следователю в обнаружении и изъятии, упаковке, а также сохранении предметов и следов преступления, отборе сравнительных и контрольных образцов;
— проводит исследования предметов и следов на месте происшествия для получения информации об обстоятельствах преступления и о лицах, причастных к его совершению.
Участковый уполномоченный полиции:
— в случае невозможности прибытия на место происшествия дежурной СОГ или сотрудников оперативных подразделений проводит его осмотр, а также выполняет иные действия по установлению обстоятельств преступления и причастных к нему лиц.
При выезде на место происшествия в составе СОГ:
— принимает меры по охране места происшествия, а также материальных ценностей, документации;
— приглашает граждан в качестве понятых для участия в осмотре места происшествия;
— выясняет обстоятельства совершенного преступления и причастных к нему лиц и информирует об этом следователя;
— выполняет иные поручения следователя.
Кроме того, информирует следователя, дознавателя, оперативных сотрудников о проживающих или появлявшихся в районе происшествия лицах, которые представляют соответствующий интерес для органов предварительного расследования и оказывает содействие сотрудникам оперативного подразделения в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления.
Инспектор-кинолог:
— согласовывает со следователем применение служебно-розыскной собаки для розыска лиц, совершивших преступление, орудий, других предметов, а также замаскированных убежищ;
— принимает участие в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления;
— составляет акт о применении служебно-розыскной собаки или рапорт с указанием причин ее неприменения.
Сотрудники патрульно-постовой службы:
— принимают меры к пресечению преступления;
— организуют и осуществляют преследование, а также задержание преступников;
— оказывают помощь пострадавшим, при необходимости вызывают «скорую помощь»;
— по возможности устанавливают очевидцев преступления;
— обеспечивают охрану места происшествия;
— удаляют с места происшествия всех граждан на расстояние, исключающее возможность уничтожения или повреждения следов и вещественных доказательств.
Следователь:
— руководит дежурной СОГ, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованность действий ее персонального состава по установлению пострадавших, очевидцев происшествия и лиц, совершивших преступление; проводит работу по собиранию (обнаружению, фиксации и изъятию) следов преступного деяния;
— перед выездом на место происшествия определяет оптимальный состав членов СОГ, информирует их о случившемся, ставит каждому из них задачи по выполнению неотложных мероприятий;
— привлекает при необходимости через оперативного дежурного ОВД к участию в осмотре места происшествия дополнительных специалистов, других лиц (например, сотрудников патрульно-постовой службы*(161));
— разрешает в случаях, предусмотренных законом, допуск к месту происшествия лиц, которые официально не участвуют в осмотре (в том числе представителей средств массовой информации (далее — СМИ)).
— осматривает место происшествия, в процессе чего:
1) фиксирует время прибытия на место преступления;
2) удаляет с места осмотра посторонних лиц, в том числе сотрудников ОВД, не принимающих участия в осмотре или охране места происшествия. Допуск к месту происшествия лиц, официально не участвующих в его осмотре, производится только с разрешения следователя (дознавателя);
3) определяет круг специалистов для участия в осмотре места происшествия;
4) принимает меры по установлению личности пострадавшего, оказанию ему помощи;
5) получает первичную информацию от прибывших первыми на место происшествия сотрудников органов внутренних дел (например, наряда полиции и др.); устанавливает, какие изменения внесены в обстановку места происшествия; определяет границы осмотра и порядок проведения;
6) выявляет и кратко опрашивает очевидцев происшествия;
7) привлекает к осмотру места происшествия соответствующих лиц, обладающих специальными знаниями: эксперта-криминалиста, судебного медика (в случае причинения вреда здоровью пострадавшему) или иного специалиста;
обобщает и анализирует поступающую к нему от очевидцев, участников осмотра места происшествия и иных лиц информацию, представляющую интерес для выдвижения и проверки следственных версий;
9) выдвигает с учетом полученной на месте происшествия информации версии и планирует осуществление неотложных мероприятий, направленных на раскрытие преступления. С этой целью он дает поручения сотрудникам оперативных подразделений о производстве необходимых ОРМ, осуществляет иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом;
10) информирует членов СОГ об известных ему фактах и обстоятельствах, имеющих значение для установления и розыска по горячим следам лиц, совершивших преступление;
11) лично оформляет протокол осмотра места происшествия и несет персональную ответственность за его качество;
12) по окончании осмотра места происшествия, а также опроса очевидцев и пострадавших об обстоятельствах совершенного преступления собирает членов СОГ и подводит итоги проделанной работы.
Сотрудник оперативного подразделения:
— прибыв на место происшествия первым, принимает меры к сохранению первоначальной обстановки, а в отсутствие следователя — проводит осмотр места происшествия. В качестве члена СОГ:
— знакомится с обстоятельствами происшествия для определения направления поиска и принятия оперативно-розыскных и иных мер по установлению и задержанию причастных к преступлению лиц;
— решает вопрос о применении кинологом служебно-розыскной собаки;
— устанавливает личность пострадавшего;
— выявляет очевидцев преступления, лиц, которые могут сообщить что-либо о происшествии, о подозреваемых, образе жизни пострадавшего и т.д.; в этих целях совместно с участковым уполномоченным полиции обходит территорию (домовладения, квартиры);
— производит опрос очевидцев и пострадавшего об известных им обстоятельствах совершенного преступления и причастных к нему лицах;
— поддерживает связь с дежурной частью ОВД;
— систематически, по мере получения данных, представляющих оперативный интерес для раскрытия преступления, информирует об этом следователя; принимает меры к задержанию преступника по горячим следам;
— сообщает оперативному дежурному по ОВД информацию о характере преступления; приметах лиц, его совершивших;
— устанавливает по учетам лиц, ранее судимых за аналогичные преступления, склонных к их совершению и состоящих на учете по месту жительства и др.; принимает меры по проверке их причастности к содеянному;
— осуществляет ОРМ, направленные на установление, обнаружение и задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления; проводит проверку изъятых предметов по оперативным и криминалистическим учетам; устанавливает очевидцев происшествия, а также мест хранения и сбыта похищенного;
— выполняет поручения следователя и информирует его о результатах участия в осмотре места происшествия и мерах по установлению совершивших преступление лиц;
— о проделанной работе составляет подробный рапорт на имя руководителя органа внутренних дел.
Сотрудник экспертно-криминалистического подразделения при выезде на место происшествия:
— осуществляет процессуальные полномочия специалиста (ст. 58 УПК РФ);
— обсуждает со следователем необходимость и последовательность применения тех или иных технических средств;
— определяет целесообразность привлечения к участию в осмотре места происшествия других специалистов, уточняет последовательность действий по обнаружению, фиксации и изъятию следов и вещественных доказательств;
— согласовывает со следователем порядок и способ производства фото- (видео-) съемки места происшествия, выбирает и фотографирует объекты;
— обращает внимание следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием предметов и документов; дает пояснения относительно производимых им действий;
— оказывает помощь следователю в обнаружении и изъятии, упаковке, а также сохранении предметов и следов преступления, отборе сравнительных и контрольных образцов;
— проводит исследования предметов и следов на месте происшествия для получения информации об обстоятельствах преступления и о лицах, причастных к его совершению.
Участковый уполномоченный полиции:
— в случае невозможности прибытия на место происшествия дежурной СОГ или сотрудников оперативных подразделений проводит его осмотр, а также выполняет иные действия по установлению обстоятельств преступления и причастных к нему лиц.
При выезде на место происшествия в составе СОГ:
— принимает меры по охране места происшествия, а также материальных ценностей, документации;
— приглашает граждан в качестве понятых для участия в осмотре места происшествия;
— выясняет обстоятельства совершенного преступления и причастных к нему лиц и информирует об этом следователя;
— выполняет иные поручения следователя.
Кроме того, информирует следователя, дознавателя, оперативных сотрудников о проживающих или появлявшихся в районе происшествия лицах, которые представляют соответствующий интерес для органов предварительного расследования и оказывает содействие сотрудникам оперативного подразделения в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления.
Инспектор-кинолог:
— согласовывает со следователем применение служебно-розыскной собаки для розыска лиц, совершивших преступление, орудий, других предметов, а также замаскированных убежищ;
— принимает участие в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления;
— составляет акт о применении служебно-розыскной собаки или рапорт с указанием причин ее неприменения.
Сотрудники патрульно-постовой службы:
— принимают меры к пресечению преступления;
— организуют и осуществляют преследование, а также задержание преступников;
— оказывают помощь пострадавшим, при необходимости вызывают «скорую помощь»;
— по возможности устанавливают очевидцев преступления;
— обеспечивают охрану места происшествия;
— удаляют с места происшествия всех граждан на расстояние, исключающее возможность уничтожения или повреждения следов и вещественных доказательств.
Образец должностной инструкции следователя МВД
Общие положения
- Следователь МВД принимается на службу в установленном порядке, распоряжением руководителя соответствующего подразделения.
- Следователь МВД подчиняется руководителю следственного подразделения.
- Следователь МВД проходит регулярную переаттестацию в порядке, закрепленном в соответствующей документации.
- График работы следователя МВД определяется на основе внутренних документов подразделения.
- Лицо, претендующее на данную должность, обязано подходить под следующие требования:
- образование юридического профиля;
- успешно пройденные медкомиссия и профотбор;
- наличие комплекта необходимых документов.
- Порядок замены следователя в случае его отсутствия (заболевание, командировка и др.) определяет руководитель следственного подразделения на основе действующих постановлений.
- Следователь МВД обязан разбираться в следующих вопросах:
- актуальной нормативно-правовой базе, регулирующей следственную деятельность;
- принципах взаимодействия с другими представителями правоохранительных органов;
- порядке подчинения и иерархии соответствующих подразделений;
- принципах ведения необходимого документооборота;
- теоретических основах криминалистики, криминологии, юриспруденции;
- методах работы со свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми и другими лицами;
- принципах классификации различных видов противоправных действий;
- методах применения передовых достижений криминалистики;
- параметрах использования соответствующей техники и аппаратуры;
- алгоритмах расследования противоправных действий;
- принципах проведения экспертизы и обработки полученных результатов;
- правилах проведения осмотра места происшествия;
- принципах работы с фотоизображениями;
- правилах документирования полученных результатов;
- нормах и тактике проведения допросов;
- алгоритмах проведения следственных действий, необходимость которых выявлена в ходе расследований;
- нормах этики служащих правоохранительных органов;
- правилах работы с офисным оборудованием, профильным программным обеспечением;
- нормах трудовой дисциплины, правилах охраны труда и пожарной безопасности.
- Следователь МВД руководствуется:
- действующей нормативно-правовой базой;
- соответствующей документацией МВД;
- внутренней документацией подразделения;
- содержимым данной инструкции.
Обязанности
На следователя МВД возложены следующие функции:
- Взаимодействие с другими служащими правоохранительного аппарата по вопросам своей профессиональной деятельности.
- Обеспечение сохранности данных, полученных в ходе следствия.
- Планирование и проведение необходимых следственных мероприятий.
- Обнаружение мотивов и обстоятельств, значимых для расследования правонарушений.
- Выдача поручений по проведению экспертиз и других следственных действий.
- Подготовка и направление запросов в соответствующие инстанции, в пределах своей компетенции.
- Составление протоколов, планов, схем и иных следственных документов.
- Принятие мер по определению лиц, виновных в преступных действиях.
- Проведение опросов свидетелей и потерпевших, осмотра места происшествия.
- Формирование необходимой для предъявления обвинения доказательной базы.
- Направление дел для предъявления обвинений.
- Возобновление расследования при выявлении новых значимых обстоятельств.
- Закрытие дел при наличии достаточных для этого оснований.
- Обеспечение гарантированных действующим законодательством прав лицам, участвующим в уголовном расследовании.
- Участие в мероприятиях следственных групп, в границах установленной ответственности.
- Обеспечение ведения и сохранности необходимой документации.
- Соблюдение в работе норм трудовой дисциплины, правил пожарной безопасности.
Ответственность
Следователь МВД несет ответственность в следующих ситуациях:
- За разглашение конфиденциальных сведений — в порядке, обозначенном в статьях соответствующего законодательства.
- За невыполнение своих профессиональных функций — в границах, данных в документации МВД и соответствующих правовых актах.
- За нарушения нормативов и законодательных актов — в соответствии с положениями административного, трудового, уголовного права.
- В иных случаях, предусмотренных правилами МВД и действующим законодательством.
Права
Следователь МВД владеет нижеперечисленным комплексом прав:
- Подписывать документы в пределах своей компетенции.
- Возбуждать дела в том порядке, который указан в положениях УПК.
- Принимать в установленном порядке к производству и передаче уголовные дела.
- Направлять расследование по находящимся в производстве делам.
- Проводить необходимые следственные действия в границах, определенных УПК.
- Получать судебные решения и необходимые согласия глав соответствующих подразделений.
- Давать органам дознания поручения по проведению нужных для расследования следственных мероприятий.
- В установленном порядке обжаловать действия прокуратуры по отмене постановлений о возбуждении уголовных дел.
- Применять иные права, указанные в УПК и профильном законодательстве.
Параметры составления документа
Порядок разработки инструкций для своих сотрудников определен в Приказе МВД от 01.02.2018 года №50. В пунктах 174-184 в разделе IX содержатся основные характеристики, которым должна соответствовать инструкция служащих МВД. Согласно этим пунктам документ должен включать 4 обязательных части:
- Общие положения.
- Должностные обязанности.
- Ответственность следователя.
- Права сотрудника.
Базовые требования к содержанию данных разделов также прописаны в этом нормативном акте. Любые инструкции, используемые в подразделениях МВД, должны составляться с учетом положений данного Приказа и соответствующих разделов ФЗ «О полиции».
Общие положения
Данный раздел содержит характеристику базовых параметров деятельности сотрудника. В нем должны присутствовать:
- Список норм, регулирующих его деятельность.
- Порядок временной замены.
- Данные о графике деятельности.
- Иные данные, включаемые по усмотрению руководства подразделений.
Внимание! Поскольку объем раздела не всегда способен вместить перечень характеристик, в нем можно сослаться на соответствующие внутренние документы, доступные сотруднику (график дежурств и пр.).
Обязанности
В этой части находится исчерпывающий список должностных функций сотрудника. В некоторых подразделениях они могут отличаться, в зависимости от их региональных и профильных особенностей, но основная часть остается неизменной. Прописываются:
- Основные функции, обязательные для позиции следователя.
- Вспомогательные, связанные, в основном, с обработкой документов.
- Базовые, обязательные для всех профессий: соблюдать нормы трудовой дисциплины, пожарной безопасности и пр.
Внимание! При написании раздела можно ориентироваться на профстандарт 09.001, описывающий характеристики следователя-криминалиста. Он был утвержден Минтрудом 07.04.2015 года.
Ответственность
В разделе перечисляют случаи, когда специалиста могут привлечь к ответственности. Она может носить административный, дисциплинарный и, в отдельных случаях, уголовный характер. Поскольку степень наказания и мера вины работника определяется в процессе административных и судебных разбирательств, то их подробное рассмотрение со всеми нюансами выходит за рамки инструкции. Это приводит к тому, что раздел имеет небольшой объем и общий формат.
Права
Права следователя основываются на статьях УПК, в первую очередь на статье 38. В них обозначены границы его должностных полномочий и возможностей. Помимо них, следователь обладает правами, гарантированными всем сотрудникам в статье 21 ТК.
Должностные инструкции утверждаются на основе определенного стандарта:
- Составление первоначального варианта.
- Его рассмотрение руководством подразделения и специалистом по кадрам.
- Внесение необходимых правок.
- Распечатывание чистового варианта, с учетом норм делопроизводства.
- Сбор подписей лиц, с которыми согласовывалась инструкция.
- Визирование чистового варианта главой подразделения.
После окончания согласования инструкции с ней знакомится сам сотрудник. Это происходит в присутствии непосредственного руководителя; сотрудник должен поставить свою подпись, соглашаясь с содержимым документа.
Внимание! В пункте 183 раздела IX Приказа МВД от 01.02.2018 года №50 содержится указание на составление должностной инструкции в двух экземплярах. Один из них передается служащему, другой — остается в соответствующем подразделении МВД.