Что такое «этап» в России и в каких условиях по нему повезут Навального. Объясняет Ольга Романова


Осужденные по уголовным делам подлежат распределению по исправительным учреждениям, согласно применяемой к ним меры ответственности.

До тех пор, пока приговор суда не вступает в законную силу или идет апелляционное обжалование документы, осужденные находятся в СИЗО.

Постоянно находиться в изоляторе они не могут, он всегда переполнен. Поэтому время от времени осужденных развозят по тюрьмам.

В уголовном праве данный процесс имеет название – этапирование осужденных. Как происходит этапирование из СИЗО в колонию, и какие требования обязаны соблюдать сотрудники исполнительных учреждений, поговорим далее.

Что такое этап в тюрьме?

Этапирование – это принудительная транспортировка осужденных по уголовным делам по колониям, тюрьмам, лагерям. Этап предполагает весь путь осужденного от выезда из СИЗО до приезда в колонию.

На этом пути заключенного ждут много новых впечатлений: от долгих путешествий в душных купе без окон до тщетных попыток за одни раз транспортировать все свои имущество.

Решение об этапировании осужденного в конкретную колонию принимает руководство СИЗО.

Но перед этим в СИЗО поступает разнарядка из центрального управления ФСИН в Москве, в которой указано, в каких колониях и в каком количестве есть места для осужденных.

В связи с тем, что во многих колониях отбывают срок только за определенные виды преступлений, распределение осужденных сотрудниками СИЗО является непростым делом.

В каких ситуациях требуется этапирование?

В широком смысле этап – это путь осужденного из пункта А к пункту В. И далеко не всегда такой путь связан с отбытием в колонию.

Существуют и другие ситуации, при которых осужденный подлежит транспортировке:

  • Доставка осужденного на суд, находящегося в СИЗО по постановлению об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
  • Доставка осужденного на суд, куда поступило новое уголовное дело в отношении него, если он уже отбывает срок за другое преступление в какой-либо колонии. Нередко происходит так, что осужденный сидит, например, в тюрьме в Татарстане, а на судебный участок в Челябинской области поступает новое уголовное дело в отношении него. В этом случае судья выносит постановление об этапировании, направляет его в другой регион. Иногда осужденного приходится ждать месяцами.
  • Доставка в суд осужденного для вынесения постановления о сложении приговоров, когда осужденный уже отбывает срок в колонии за одно из совершенных преступлений.
  • Переезд осужденных из одной колонии в другую в случае чрезвычайных происшествий, пожаров или бунтов.

Так или иначе, система исполнения наказаний всегда связана с различными перемещениями осужденных по стране. Страна у нас огромная, отчего и путешествия осужденных иногда происходят неделями или месяцами.

Сколько длится этап, однозначно ответить сложно. Все зависит от удаленности колонии от СИЗО.

Этап в мужскую колонию: как к нему готовиться и чего ожидать

К месту отбывания наказания осужденного увезут не сразу, а только после того, как из суда в СИЗО поступит справка о вступлении приговора в законную силу. После получения такой справки осужденного обязаны направить в колонию первым же этапом.

Обычно этапы уходят с определенной периодичностью, — нередко хорошо известной тем, кто уже давно находится в СИЗО, поэтому если есть такая возможность, хорошо бы навести справки. Впрочем, отправлять каждого заключенного отдельным этапом сотрудникам ФСИН невыгодно, а потому существует практика ожидания, пока соберется достаточное количество заключенных для транспортировки, чтобы отправить всех одновременно.

Дожидаясь “большого” этапа, осужденный пребывает в подвешенном состоянии, потому как точно рассчитать момент выезда почти невозможно. В связи с этим лучше подготовиться к этапу сразу после вступления приговора в силу и иметь при себе собранные в сумке вещи и запас продуктов в дорогу: чай, кофе, лапшу быстрого приготовления, сахар, сгущенку, майонез.

Не стоит брать более двух сумок и перегружать их: будет тяжело переносить их на длинные расстояния от автозаков до вагонов, по длинным коридорам и между этажами тюрем. Кроме того, по прибытии на пересылку осужденному выдадут еще и скрученный матрас (он много весит и его неудобно держать) с постельным бельем, тарелкой, кружкой и ложкой. При наличии даже двух сумок дотащить все это разом до камеры очень трудно, а сходить дважды туда-обратно, скорее всего, не дадут. Поэтому лучше сложить в разложенный матрас тарелку, кружку, ложку, скрутить его максимально туго и перевязать перекрученной в некое подобие веревки одной из простыней, держа за которую, как за ручку, этот своеобразный баул можно будет переносить.

В некоторых колониях и тюрьмах вновь прибывшим не дают тарелок, кружек и ложек – вилки строго запрещены, — также, как и все столовые предметы из стали. Поэтому на этап имеет смысл на всякий случай взять с собой многоразовую пластиковую посуду, пластиковые ложку и нож.

Осужденного, которого должны этапировать выводят из камеры рано утром до времени подъема и отводят в специальные помещения -“отстойники”, где собирают людей перед транспортировкой куда-либо. Личный обыск и обыск сумок — обязательная процедура перед отправкой. Обыски будут проходить каждый раз при поступлении осужденного и выезде из пересыльных тюрем на всем протяжении пути, а также при погрузке в т.н. «столыпинский вагон» — железнодорожный вагон для перевозки осужденных. Перед тем, как загрузить осужденных в автозаки, чтобы перевезти на ЖД станцию и посадить в вагоны, выдают коробки с сухими пайками. В него обычно входит несколько супов, каш, чай, кисель, пресные галеты, одноразовые стаканчики двух типов – большие и маленькие.

Во время этапа никто не разделяет заключенных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений и режима содержания. Так, осужденный за повторное убийство, следующий на строгий режим лет на 15 и человек, который уклонился от уплаты алиментов и едет на общий режим на 6 месяцев, могут отказаться вместе. Лучше постараться попасть в один автозак, один вагон, одну камеру в пересыльной тюрьме с теми, кого хоть немного знаешь, с кем сидел в одной камере в СИЗО и имел нормальные отношения. Это дает дополнительную моральную и физическую поддержку.

Не стоит принимать близко к сердцу разные страшилки от “бывалых” заключенных. Они могут быть сильно преувеличены, и иметь целью продемонстрировать свою осведомленность о тюремной жизни и поднять значимость в глазах других осужденных. Встречаются и правдивые рассказы, но надо также понимать, что колонии везде разные и опыт пребывания в одних может быть очень далек от опыта пребывания в других.

Перед этапом нежелательно много есть и пить, поскольку сходить в туалет часто будет просто негде. Сотрудники ФСИН не будут останавливать машину и выпускать зека, чтобы тот сходил в туалет. При транспортировке в вагонах аналогичная ситуация. Когда поезд стоит на станциях, либо вагон оставили на ночь в тупике, в туалет не пускают — санитарная зона. Кормят в дороге разливая из чайника три раза в день кипяток. Через некоторое время по одному выводят из камерных купе в туалет. Поэтому пить нужно тоже аккуратно, реально оценивая возможности организма, чтобы дотерпеть до очередного «выгула». Спать приходится по очереди, поэтому лучше заранее распределить очередность. Часов у пересылаемых нет.

В вагоне бывает зимой бывает очень холодно, а летом очень жарко. Окон в самом купе нет. Со стороны коридора окна прозрачные только в верхней части, где расположены форточки. Если охрана их все закрывает становится очень душно. Ситуацию усугубляет фактор поголовного курения, что при отсутствии вентиляции и свежего воздуха очень затрудняет дыхание. В купе где в обычном вагоне размещаются 4 человека – в вагоне для осужденных доходит до 12, плюс вещи в три яруса.

Этап может занять от нескольких дней до нескольких недель, и все это время по сложившейся еще со времен ГУЛАГа традиции ни самому заключенному, ни его родственникам не сообщают, куда его везут и когда он сможет выйти на связь. К этому надо быть готовым.

Если расстояние до лагеря значительное, то осужденных везут от тюрьмы до тюрьмы и помещают в транзитные камеры, существенно отличающиеся от обычных камер СИЗО. Это часто грязные камеры с сыростью и плесенью на стенах и потолках, иногда крысами и тараканами, и почти всегда очень скудной едой (здесь помогут собранные еще в СИЗО продукты). По прибытии в пересыльную тюрьму прибывшего непременно ожидает очередной обыск, и надо быть готовым в худшем случае провести несколько часов в тесных камерах — “отстойниках”, где при большом скоплении людей и их вещей нет возможности сесть.

Тем, кто курит и берет с собой в дорогу большой запас сигарет, следует учесть, что при многочисленных обысках во время этапа, сигареты могут быть разломаны пополам, а также частично присвоены сотрудниками учреждений.

Брать с собой из СИЗО на этап сотовый телефон или сим-карты категорически не рекомендуется – их почти наверняка найдут при одном из обысков, и в колонию человек приедет уже с актом о нарушении, что негативно скажется на УДО и может полностью перечеркнуть все шансы выйти раньше срока.

А вот минимальный набор лекарств пригодится: антибиотики широкого спектра действия, обезболивающие, капли от насморка, средства от простуды. Их будут отбирать при поступлении в пересыльные тюрьмы, однако, при необходимости, через тюремного врача, ими можно воспользоваться. Лекарства могут пригодиться при этапе в межсезонье, когда отопление еще не включили, а уже наступили холода, или наоборот — отопление уже отключили, а морозы вернулись. В это время в сырых промерзших камерах очень просто заболеть. Спать приходится в одежде (кофте, куртке, штанах с нижним бельем и шапке). Днем, когда лежать под одеялом нельзя, спасает от холода чай с сахаром через каждые полчаса. Если своих лекарств нет, то доктор даст какую-то таблетку и уйдет. Тех, кто заболеет серьезно, отвезут в ЛИУ – лечебно-исправительное учреждение.

Поделиться ссылкой:

Как подготовиться к этапу?

Точное время этапирования осужденному не сообщается. Перед отбытием камеру посещает сотрудник изолятора, который называет имя и фамилию того осужденного, который должен отбыть.

Начинать готовиться к этапу лучше сразу после вступления приговора в законную силу.

Итак, рекомендации по подготовке к этапу выглядят следующим образом:

  • Заранее соберите вещи и продукты в дорогу. Осужденный имеет право взять с собой сумку до 50 кг весом. Основными продуктами, которые будут нужны в дороге являются чай и кофе, сахар и сгущенка, лапша быстрого приготовления. В пригородных поездах, в которых осуществляется транспортировка осужденных, будут разносить только кипяток.
  • Лучше не брать с собой слишком не подъемные тюки, так как на месте окончания маршрута в новой колонии осужденному выдадут тяжелый матрас. При этом попытка на доставку собственных вещей дается всего одна.
  • По этапу лучше селиться в тех вагонах, где присутствует кто-то из знакомых осужденных. Всех осужденных перевозят вместе без разделения на статьи. Поэтому осужденный, приговоренный к лишению свободы в полгода, может ехать вместе с опасным преступником-рецидивистом.
  • Перед этапом не рекомендуется много есть и пить. Это связано с тем, что возможности сходить в туалет будут на пути строго ограничены.
  • Не рекомендуется брать с собой сим-карты и сигареты в большом количестве.
  • Обязательно прихватите аптечку, в которой присутствуют антибиотики и противовоспалительные препараты.

Эти наставления носят рекомендательный характер. Наверняка знать о том, как пройдет этап, и сколько времени займет путешествие, невозможно.

Этап из СИЗО. Встреча с «директорами»

Сборы

.Вы получили приговор, вступивший в законную силу. И ожидаете «этапирование» – дорогу к месту отбывания наказания, в лагерь. Накануне вам сообщают об этапе и у вас есть ночь для сборов. Сокамерники собирают
«грев», «насущное»
– сигареты, чай в дорогу. Также этот период наполнен советами, напутствиями, тревожными разговорами. Надо принимать во внимание все, что говорят, но ни в коем случае не руководствоваться исключительно этим.

Дело в том, что есть направления относительно удачные, а есть – не очень. Как правило, все бояться ехать через Уфу, Челябинск, Омск, Красноярск, Иркутск, Саратов, и тем более, там отбывать срок. Эти транзиты находятся на территориях режимных управлений.

В режимных управлениях, как правило, преобладают «красные» лагеря. Там, где воровские традиции и уклад не имеют большого влияния на заключенных, а их жизнь в лагере определяется нормами ПВР и полностью зависит от работников ФСИН.

Они славятся обилием непредсказуемых, чаще всего неприятных, ситуаций для арестантов. Этим обусловлены бесконечные разговоры в СИЗО о платных этапах (небезосновательные) в благоприятные командировки, т.е. в «черные» управления и лагеря.

«Кот в мешке».

Путь в лагерь – это фактически «кот в мешке». Даже при погрузке в «воронок» не говорят, какова конечная точка маршрута. Можно предположить лишь дни в пути по количеству пайков, выданных вам на руки. Можно успеть «словиться» с кем-либо из хозобслуги уже в момент, когда вас поведут на «этап». Они, как правило, знают, предполагаемое направление этапа.

Если путь дальний, то будут остановки по пути следования. Есть регламент УФСИН, по которому осужденных не имеют права держать в дороге более двух недель

. На практике он часто не соблюдается. На этапе может оказаться и две, и три остановки – это СИЗО, реже ТПП (транспортно-пересыльный пункт).

«Молчание – золото».

Простонародная истина вдвойне актуальная для этапа. Люди, которые вас окружают во время этапа, абсолютно неизвестны и неоднозначны. Рядом может оказаться как «вор», «бродяга», так и «сука», «блядина», «негодяй», «черт», вплоть до «петуха». В общем, представлена каждая масть.

Преподнести же себя можно по-разному. Это не тюрьма, где хоть что-то известно об окружающих и уж, тем более, не лагерь. Даже люди с «именами» в преступном мире стараются передвигаться по этапу анонимно. «По серенькому», так сказать. Банальная трусость, казалось бы. Но «зэками» расценивается как аккуратное и разумное поведение. В идеале, хорошо, если о вас никто и ничего не узнал.

Только заранее подготовленная история и ряд тем для разговоров с минимумом подробностей. У старых зэков перед этапом трясутся поджилки ног. И не зря. Любое неосторожное слово может отразиться на вашей судьбе или сроке.

Я был свидетелем, когда люди следовали этапом (транзитом) и из-за излишней болтливости в камере, они в итоге удваивали свой срок. Смелость нужна при отстаивании своей позиции во время задержания и следствия, но никак не на этапе.

Транзитно-пересыльный пункт (с наполняемостью 447 мест) при ИК-6 г. Красноярска. Содержание на ТПП обычно не превышает 1 недели.

Через данное ТПП проходят многие этапы, следующие из Европейской части России в Восточную Сибирь, Дальний Восток, и обратно.

Печально известен деятельностью так называемых «директоров»,

заключенных-беспредельщиков из числа бывших спортсменов.

Оперативная служба Красноярского управления ФСИН тщательно отбирает наиболее «сильные» кадры для ТПП. Это заключенные с большими сроками и устойчивой психикой. «Директора»

осуществляют
«ломку»
заключенных, придерживающихся воровских традиций, а также выбивают показания из этапируемых заключенных по «открывшимся преступлениям».

Камеры в ТПП 16-местные: 2 директора, 2 заключенных им в помощь, и собственно, 12 этапируемых.

Я наблюдал, как люди плакали, когда их «снимали с этапа«. Это означало, что руководство пересыльной тюрьмы задерживает их в тюрьме на более продолжительное время, что означало определенный интерес к ним со стороны оперативной службы.

Дальнейшее нахождение в ТПП для таких заключенных означало неимоверные психологические и физические пытки, часты были случаи изнасилований.

Причиной такой «задержки»

могло стать неосторожно сказанное слово в беседе с кем-либо из заключенных, в камере или во время прогулки.

«Столыпинский вагон»

Это клетушка, придуманная еще во времена Петра Столыпина, для перевоза крестьян и их мелкой живности в Сибирь. Очень тесно, душно, а порою и холодно. Все, как и сто лет назад. Плацкарт с тремя ярусами полок, отгороженный решеткой от прохода. Кипяток по расписанию. Туалет тоже.

Многое зависит от конвоя. Своей жестокостью славятся вологодский, кировский и бурятский конвой. Положительную репутацию имеют новосибирский и читинский конвой. У такого конвоя можно узнать о пути следования и остановках, к примеру. И ходить в туалет по мере физиологической надобности, а не по расписанию.

Если окна вагона зарешечены и при остановке слышен лай собак, то остановка не из приятных. Приготовьтесь бегать со своими баулами быстро и с головой на уровне ниже колен

. Иначе научитесь летать как в том анекдоте. «Ежик птица гордая, пока не пнешь, не полетит».

Меры предосторожности.

Этап может занять больше месяца. Нужды ваши в дороге не ограничены, а брать необходимо самый минимум. Большие баулы сковывают передвижения – это опасно и привлекают внимание жадных «козлов», еще более опасных.

Из продуктов брать необходимо изюм, орехи, шоколад, чай, пару кипятильников, 2 комплекта посуды – жестяную и пластиковую. Если сигареты, то только дорогие. Прятать их нужно как можно лучше, доставая в дороге только для решения конкретных проблем. Возможно, на этапе вообще не получится питаться.

К примеру, на режимных управлениях «не соблюдают посуду»

по мастям . Это значит, что «пидор ест из той же миски что и мужик» Когда подниметесь в черный лагерь, будет масса проблем, вплоть до перспектив жить бок о бок весь срок с заключенными низкого социального статуса. Лучше потерпеть. Запасы сладостей чая и кипятильник выручат.

Возьмите тетрадь с письмами. На каждой остановке обязательно пишите письмо, и не одно, родным. Указываем даты, свое местоположение и информацию об уже пройденном пути. Необходимо своим близким максимально обозначить значимость этого отрезка времени, чтобы они четко следовали вашим инструкциям в письмах, звонках или смс.

Изредка такая возможность бывает на этапе. Транзитно-пересыльные пункты, где содержатся заключенные во время этапа, порою находятся в «черных» управлениях и размещены на территориях СИЗО.

В этом случае есть возможность воспользоваться телефоном, который предоставляют посредством «межкамерной» связи, так называемые, «дороги».

Финишная прямая.

Предположим, что все благополучно. Вы отделались легким испугом и прибываете в лагерь. Но не спешите расслабляться.

Этап – это дорога. Она таит в себе массу возможностей и опасностей. Сколько судеб решалось в дороге: убивали и резали, «спрашивали» и «получали», находили любовь и «уходили на рывок», беспредельничали – все это этап.

С точки зрения преступного мира, этап – это значимый период в арестантской жизни. Это общение с другими заключенными, обмен информацией о положении в различных лагерях и тюрьмах, провоз важной информации, арестантская жизнь в новых нюансах.

Для «блатных»

этап – это еще и возможность
«посеять черное
», представление о правильном укладе арестантской жизни. Это их «святая» миссия и обязанность.

Лагерь встречает карантином. Карантин – это «святое» наравне с «крестом» — санчастью и «крышей» — изолятором, опять же в терминах преступного мира. Лицо лагеря.

По тому, как встречают, можно понять, куда вы попали. Принимают палками и зубрежкой ПВР, либо человеческим теплом и участием. В «черном» лагере все этапы встречают вниманием и «гревом».

Чаще бывает нечто среднее. Если позади долгий путь, то приготовьтесь к искреннему любопытству и расспросам. Какие-то неровности, неудачи, ошибки, проблемы по этапу, касавшиеся лично вас лучше пропустить. Лишние интересы и возможные проблемы ни к чему.

На карантине находишься одну-две недели. За это время сотрудники колонии ведут активную пропаганду в «актив», но спешить не нужно. Заманивают обычно обещаниями УДО, комфортом в вещах и быте. Сделав выбор в эту сторону, обратной дороги нет. Вполне возможно, окажется что это и лучший выбор. А может быть и такое, что через полгода этап на другой лагерь, а там всех работавших на администрацию без разбора будут бить ногами. Всегда лучше подняться в лагерь, осмотреться, и уже позже сделать свой выбор.

Инструкции родным.

Родные должны понимать, что если во время этапа поступают какие-либо просьбы, пусть даже незначительные, то их необходимо в точности выполнять, потому что их результат может сказаться на судьбе заключенного.

В то же время, необходимо всегда точно знать место нахождения заключенного во время этапа. В случае прямых или косвенных признаков существования неприятностей или каких-либо угроз здоровью, необходимо срочно дистанционно привлекать адвоката в данном регионе.

Виктор Васильев, аспирант экономического факультета МГУ им. Ломоносова, бывший заключенный ИК-8 ФСИН Республики Бурятия.

Поделиться ссылкой:

Процедура транспортировки осужденных

Иногда осужденным приходится долго ждать своей очереди на этап. Это обусловлено тем, что сотрудники ФСИН пытаются максимально укомплектовать поезда для отправки осужденных. Ради одного преступника никто не станет организовывать этап.

Перед отправкой в отношении осужденного и его имущества будет проведен детальный обыск.

Обыск, в принципе, будет проводиться часто, перед и после каждого перемещения на этапе. Путешествие осуществляется в специальных «вагон-заках». До железной дороги осужденных доставляют на специальных автомобилях.

Обычно осужденных доставляют в пересыльную тюрьму, из которой распределяют их по колониям. Иногда транспортировку осуществляют без использования пересыльной тюрьмы.

В конечном пункте назначения осужденные уходят на карантин, равный двум неделям.

После прибытия осужденного в колонию администрация обязана в течении 10 дней уведомить об этом его родственников.

Как узнать, где находится осужденный после этапирования, если администрация не направила уведомление?

На самом деле по общим правилам после вступления приговора и до отправки осужденного по этапу, ему предоставляется одно краткосрочное свидание с родственником.

И до отправки преступника в исправительное учреждение, администрация СИЗО должна также уведомить одного родственника о том, куда направляется осужденный.

Но даже если сведений о маршруте этапа никто из родственников так и не получил, они могут уточнить эту информацию у адвоката.

Мужской этап

Как подготовиться к этапу

Чтобы отправка на этап не стала неожиданностью, к ней нужно подготовиться заранее – собрать все вещи в сумки, сделать минимальный запас продуктов в дорогу (чай, кофе, лапша быстрого приготовления, сахар, сгущенка, майонез). Не стоит брать с собой более двух сумок и перегружать их. Багаж будет тяжело переносить на длинные расстояния от автозаков до вагонов, по длинным коридорам и между этажами тюрем.

Как проходит этап

По этапу из СИЗО отправляют осужденных, у которых приговор уже вступил в законную силу (то есть по истечении 10 дней от первого приговора или после заседания суда апелляционной инстанции). На этап увозят не сразу, а лишь только, когда из суда в СИЗО приходит справка о вступлении приговора в законную силу.

Обычно заключенных отправляют на этап с определенной периодичностью, и осужденный может к нему подготовиться. Однако существует практика, когда ФСИН высылает по этапу не одного, а сразу много заключенных. Тогда человек каждый раз пребывает в подвешенном состоянии, потому что точно рассчитать момент вывода на этап почти невозможно.

На этап осужденных выводят из камеры рано утром, еще до официального времени подъема, и отводят в специальные отстойники. Перед отправкой предстоит обязательная процедура личного обыска и сумок. К ней нужно привыкнуть – обыски будут проходить каждый раз по прибытии и перед выездом из пересыльных тюрем, на всем маршруте этапа, а также при погрузке в специальные железнодорожные вагоны для перевозки осужденных – т.н. «столыпинские» вагоны. После обыска осужденных загружают в автозаки, везут на железнодорожную станцию, сажают в «столыпинские» вагоны. В дорогу выдаются сухие пайки, в которые обычно входят несколько супов, каш, чай, кисель, пресные галеты, одноразовые стаканчики двух типов – большие и маленькие.

Как во время транспортировки сходить в туалет

Перед этапом не следует много есть и пить, поскольку сходить в туалет просто негде. Сотрудники ФСИН не будут специально останавливать автозак или поезд. Если же поезд остановился на станции, это не значит, что теперь можно пойти справить нужду. Любое место стоянки поезда – это санитарная зона, а значит, в туалет заключенных пускать не будут.

В дороге осужденным три раза в день разливают кипяток. Но пить нужно аккуратно, реально оценивая возможности организма, потому что в туалет в поезде выводят один раз в определенное время и по одному, поэтому нужно дотерпеть до очередного «выгула».

Как во время транспортировки суметь поспать

Купе «столыпинского» вагона по размеру такое же, как и купе в обычном пассажирском поезде, в котором могут разместиться 4 человека. Однако в купе тюремного вагона размещают до 12 человек с их вещами в три яруса. Из-за этого осужденным приходится спать по очереди, поэтому лучше заранее распределить очередность. Время на сон рассчитывается приблизительно – наручных часов заключенным иметь не разрешается.

Как устроены пересыльные тюрьмы

Если расстояние до лагеря большое, то осужденных везут в место отбывания наказания через пересыльные тюрьмы.

По прибытии в пересыльную тюрьму, осужденных могут часами держать в отстойниках – маленьких тесных камерах, в которые набивают заключенных так, что они стоят не имеют возможности не то что лечь – даже сесть. Кормят в пересыльных тюрьмах только лишь, чтобы заключенный не умер – водянистый суп, хлеб, чай, кисель или компот без сахара. Для этого и нужно запасаться едой еще в СИЗО. Камеры в транзитных тюрьмах существенно отличаются от камер СИЗО. Они очень грязные – полы, стены и потолки покрыты сыростью и плесенью, всюду ползают крысы, тараканы и клопы.

Как на этапе устроена медицинская помощь

Положение с медицинской помощью на этапе очень скверное. Поэтому еще до этапа имеет смысл подготовить минимальный набор лекарств (антибиотики широкого спектра действия, обезболивающие, капли от насморка, средства от простуды). И хотя обычно в пересыльных тюрьмах медикаменты отбирают, к ним можно будет получить доступ, правда, через тюремного врача.

Лекарства могут пригодиться при этапе в межсезонье, когда отопление еще не включили, а уже наступили холода, или отопление уже отключили, а морозы вернулись. В это время в сырых промерзших камерах пересыльных тюрем очень просто заболеть. Из-за холода придется спать в одежде (кофте, куртке, штанах с нижним бельем и шапке), но днем лежать под одеялом нельзя. В таких случаях от холода спасает чай с сахаром через каждые полчаса.

Что происходит по прибытии в место отбывания наказания

При прибытии в конечный пункт отбывания наказания осужденных помещают в карантин, где стригут под ноль, забирают гражданскую одежду (запечатывают ее в коробки и выдают при освобождении), выдают тюремную форму, обувь, белье. Заключенный должен пришить к робе кусок белой ткани и самостоятельно написать на ней ручкой ФИО. С такой нашивкой осужденный приходит на комиссию по распределению. После прохождения комиссии его прикрепляют к конкретному отряду и выдают бирку с фотографией, ФИО и номером отряда.

Некоторые практические советы

  1. Во время этапа нужно стараться держаться ближе к тем, кого хоть немного знаешь, например, с кем сидел в одной камере до отправки на этап. Стоит постараться добиться разрешения начальства ехать с этими людьми в одном автозаке и купе, сидеть в одной камере в пересыльной тюрьме. «Родственные» души на этапе и в тюрьме – это большая моральная и физическая поддержка.
  2. На этапе при выстраивании отношений стоит учесть, на сколько лет и за какое преступление были осуждены «товарищи по несчастью». В одном купе или камере могут находиться и осужденный за повторное убийство, следующий на строгий режим лет на 15, и человек, который, например, уклонился от уплаты алиментов и едет на общий режим на 6 месяцев.
  3. По прибытии в пересыльную тюрьму или в место отбывания наказания заключенному, кроме двух сумок, подготовленных до отправки из СИЗО, выдают еще и скрученный матрас с постельным бельем, тарелкой, кружкой и ложкой. Матрас весит много, его неудобно держать, и при наличии лишь двух сумок разом дотащить все вещи до камеры будет очень тяжело, а дважды сходить за вещами тюремное начальство не позволит. Поэтому я советую сложить в разложенный матрас тарелку, кружку, ложку, скрутить его максимально туго и, как веревкой, перевязать простыней. Для того, чтобы провернуть это дело, можно попросить помощи у других осужденных.
  4. В некоторых тюрьмах и зонах вновь прибывшим не дают тарелок, кружек и ложек. Поэтому стоит взять с собой многоразовую пластиковую посуду, ложку и нож.

Поделиться ссылкой:

Правила конвоирования подозреваемых и обвиняемых

Подозреваемых, как правило, конвоируют до суда, а обвиняемых – по этапу. Конвоирование в обоих случаях – это правила сопровождения осужденных, направленные на сохранение общественной безопасности.

Порядок конвоирования строго регламентированы. Нарушение правил конвоирования осужденных иногда может привести к серьезным последствиям.

Стоит хотя бы вспомнить эпизод со стрельбой в суде Москвы, когда конвой опасных преступников осуществляла девушка, и количество конвоиров не соответствовало числу осужденных.

Кто занимается конвоированием?

Конвоирование заключенных в 2022 году осуществляют специальные отделы органов внутренних дел. Для этого создаются подразделения охраны и конвоирования.

В их задачи входит:

  • Содействие исполнению наказания при помощи доставки осужденных до колоний, тюрем, изоляторов;
  • Содействие осуществлению правосудия при помощи доставки осужденных до зала судебного заседания;
  • Защита общественной безопасности от преступника;
  • Защита преступника от возмущенной общественности.

Состав группы конвоя выглядит следующим образом:

  • Начальник конвоя;
  • Помощник начальника;
  • Кинолог с собаками;
  • Конвоиры.

Конвой может быть обычным и усиленным. Последний применяется в тех случаях, когда необходима охрана опасных преступников.

При обычном конвоировании действуют 2 конвоира на 1-2 преступников. При усиленном конвоировании действуют 3 конвоира на 1 преступника.

У конвоиров всегда есть основные и запасные маршруты. Последние нужны в тех случаях, когда существует угроза побега или нападения на автомобиль.

Инструкция по конвоированию

Прием осужденных к конвоированию осуществляется по одному в комнате, где присутствуют только осужденный и конвоиры.

Преступника подвергают обязательному обыску, изымая у него запрещенные вещи. Всю информацию об осужденном конвоиры обязаны заносить в специальный журнал.

Обыск при конвоировании осуществляет один человек на 5 осужденных. С конвойной машиной всегда имеется связь по радио каналам.

Доставка осужденных или подозреваемых в суды должна быть заранее согласована с сотрудниками изолятора. Для этого в СИЗО передается требование о доставке того или иного лица, содержащегося в данном учреждении.

В требовании указывается время и дата, когда будет происходить судебное заседание, имя судьи, рассматривающего его дело, и заверяется печатью.

Без должным образом оформленного требования о доставке осужденного или подозреваемого конвоирование не будет осуществлено.

Утром конвой собирает группу осужденных, которых нужно доставить в суды, и развозит их. В судах, как правило, есть специальные закрытые залы, вход в которые установлен отдельно от основного. Именно туда осужденных привозит конвойная машина.

Основаниями установления усиленного конвоя являются:

  • Информация о подготовке побега;
  • Информация о нападении на охрану;
  • Информация о попытке суицида осужденного;
  • Длинные маршрут конвоирования;
  • Географическая сложность маршрута конвоирования;
  • Осуществление конвоя воздушным или водным транспортом.

Конвой обязательно должен быть вооружен в целях безопасности. Осужденного доставляют в зал судебного заседания в наручниках, заводят в камеру. Уж в камере через специальное окошко наручники снимаются, но не в отношении всех осужденных.

Конвоир, как минимум один, всегда должен присутствовать в судебном заседании во время слушания.

Как правило, конвоиры меняются и по очереди сидят на судебном слушании. Такие осужденные всегда находятся за решеткой в зале суда или в специальных стеклянных боксах.

Никогда нельзя знать наверняка, что осужденные или подозреваемый безопасен. Риск потенциальной опасности, исходящей от этапируемого или конвоируемого лица, есть всегда.

Этап – это одна из стадий исполнения наказания, которая заключается в доставке осужденного до места отбывания назначенного срока. Условия этапирования далеко не самые лучшие.

Осужденные едут неделями по стране в душных или холодных вагонах, не имеют возможности нормально поесть или помыться. Это одно из главных испытаний, которое необходимо преодолеть осужденному на этапе своего исправления.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]