Сроки рассмотрения заявления о преступлении полицией: что говорит УПК РФ?
Сроки рассмотрения заявлений о преступлениях регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом России достаточно жестко. Все они прописаны в статье 144 УПК РФ, которая гласит, что должностные органы полиции (дознаватель, следователь и др.) обязаны принять решение по заявлению гражданина о преступлении в срок, не превышающий 3 суток со дня поступления заявления.
Но ведь трех суток в ряде случаев может оказаться явно недостаточно для того, чтобы разобраться во всех нюансах сложных и запутанных ситуаций – скажете вы. И будете совершенно правы.
Именно поэтому законом предусмотрена возможность продления срока рассмотрения сообщения о преступлении до 10 и до 30 суток.
- До 10 суток срок может быть продлен руководителем следственного органа или органа дознания (например, начальником районного отдела полиции). Основания для такого продления в законе не указаны и на практике могут быть любыми (необходимость получить объяснения у очевидцев, запрос документов, проведение дополнительного осмотра и т.д.)
- До 30 суток срок проверки может быть продлен либо руководителем следственного органа (например, начальником следственного отдела ОВД), либо прокурором. Основания для получения права рассматривать заявление гражданина в течение целого месяца указаны в части 3 статьи 144 УПК РФ. Это необходимость производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследования документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Запрос документов (полиция): какими актами он регулируется?
Поступил запрос от полиции о предоставлении информации, и Вы в силу тех или иных причин не рвётесь его исполнять, одновременно опасаясь последствий? Обращайтесь ко мне за помощью, и я Вам предложу возможные варианты решения проблемы.
Для начала рассмотрим правовые основания для направления запросов о предоставлении документов (информации) подразделениями МВД РФ.
Прежде всего, это ФЗ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», согласно п. 4 части 1 ст. 14 которого сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от граждан и организаций по мотивированному запросу сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном законом порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.
Обращаем внимание на то, что работники полиции не вправе требовать предоставления информации и документов вне расследования или рассмотрения конкретного уголовного дела, дела об административном правонарушении или дела оперативной (доследственной) проверки. Соответственно, в поступившем запросе должны быть указаны номер либо иные сведения, которые позволили бы идентифицировать запрос как связанный с конкретным уголовным делом, делом об административном правонарушении или делом оперативной проверки (например, фамилия обвиняемого, лица, заявившего о преступлении и др.) В противном случае запрос полиции о предоставлении информации (документов) можно рассматривать как незаконный.
В литературе нередко высказывается мнение, согласно которому запрос о предоставлении документов должен быть не только законным, но и обоснованным. То есть, в запросе должно быть указано, как связана запрашиваемая информация с находящимся в производстве органа полиции конкретным делом. Конечно, было бы не плохо в целях защиты прав граждан закрепить такое положение в законе. Однако на сегодняшний день такой нормы не существует, в связи с чем отсутствие в запросе обоснования никаких правовых последствий не влечёт.
Помимо закона «О полиции», сотрудники различных подразделений МВД РФ при направлении запроса нередко ссылаются на Федеральный закон N 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности». Часть 1 статьи 6 в числе прочих видов оперативно-розыскных мероприятий называет наведение справок. В ходе данного ОРМ сотрудники полиции могут получать любую информацию от граждан и организаций. Если в полученном запросе есть ссылка на данную норму, то следует рассматривать запрос о предоставлении сведений под призмой именно данного федерального закона.
При оценке законности для предоставления документов в этом случае следует прежде всего установить наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», к которым относятся:
- Наличие возбужденного уголовного дела.
- Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
- событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
- лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
- лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
Максимальный срок рассмотрения заявления гражданина
Гражданина, который написал заявление в полицию, прежде всего, интересует — когда ждать ответа?
Предельно возможный срок рассмотрения заявления о преступлении составляет 30 дней (ст. 144 УПК РФ).
Впрочем, это не означает, что органы внутренних дел разберутся в ситуации за месяц и поставят точку в деле. Чаще всего бывает наоборот – сотрудники полиции, не успевая проверить все обстоятельства по заявлению, выносят «промежуточное» постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое затем может отменить прокурор. О том, как обжаловать незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, читайте в этой статье на нашем сайте: https://uslovka.ru/posts/kak-obzhalovat-postanovlenie-ob-otkaze-v-vozbuzhdenii-ugolovnogo-dela.html
Организация и порядок работы участкового уполномоченного полиции с обращениями граждан
Письменные и устные обращения граждан, не содержащие информации о происшествиях должны систематически анализироваться и обобщаться в целях своевременного выявления причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы подразделений системы МВД России.
Деятельность участкового уполномоченного полиции по рассмотрению обращений граждан, сообщений государственных органов, общественных объединений и религиозных организаций по вопросам, относящимся к его компетенции и не содержащих информации о происшествиях можно представить в виде последовательности следующих действий:
1. Прием и регистрация обращения в журнале учёта приёма граждан участковым уполномоченным полиции или в отделение делопроизводства и режима органа внутренних дел.
2. Определение фактов и обстоятельств, требующих проверки и проведение данной проверки.
3. Принятие в установленные сроки решения об отказе или удовлетворении просьбы, о направлении заявления по принадлежности.
4. Ежеквартальный анализ поступающих писем, заявлений, жалоб и сообщений.
Участковый уполномоченный полиции должен рассматривать поступившие письма и заявления граждан, не содержащие признаки состава преступления, в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней.
В случаях, когда в заявлениях граждан содержится информация о совершенных и готовившихся преступлениях, то рассмотрение данного заявления регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ и положениями ведомственных нормативных правовых актов.
Алгоритм действий участкового уполномоченного полиции представлен совокупностью обязательных для исполнения действий: принятие заявления, сообщения и иной информации о преступлении, незамедлительное сообщение о ее получении дежурному по органу внутренних дел и принятие в пределах своих полномочий своевременных мер, предусмотренных законодательством.
Таким образом, порядок работы с обращениями граждан, содержащими информацию о происшествиях, включает в себя три основных элемента, а именно:
— прием,
— регистрация,
— разрешение сообщений о происшествиях.
Рассмотрим более подробно каждый из этих элементов.
1.Прием сообщений о происшествиях, т.е. осуществление участковым уполномоченным полиции действий по получению сообщения о происшествии осуществляется вне зависимости от места и времени совершения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно в любом органе внутренних дел, в том числе и в участковом пункте полиции.
Следует подчеркнуть, что сообщение о происшествии в зависимости от содержания и формы поступления (обнаружения) подразделяется на:
– сообщение о преступлении;
– заявление о преступлении;
– явка с повинной;
– рапорт об обнаружении преступления, составленный лицом, принявшим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из источников, не указанных выше;
– сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения;
– иная информация о происшествиях.
Сообщение о происшествии может поступать участковому уполномоченному полиции лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи. Сообщения о происшествиях, поступившие в подразделения делопроизводства и режима органов внутренних дел регистрируются по правилам делопроизводства и регистрируются. При этом сотрудникам отделов делопроизводства и режима запрещается принимать и учитывать сообщение о происшествии, которое доставлено в орган внутренних дел непосредственно заявителем.
Вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники полиции, которые действуют в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О полиции», и другими нормативными правовыми актами. При этом сотрудник полиции фиксирует сведения о заявителе и происшествии и передает их в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.
Протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника полиции об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Устное сообщение, сделанное при производстве следственного действия о ранее незарегистрированном преступлении, заносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел либо протоколом принятия устного заявления о преступлении в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.
2. Регистрация сообщений о происшествиях представляет собой действия по присвоению каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксации в учетной документации кратких сведений о нем. Регистрация сообщений о происшествиях осуществляется в КУСП круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел, независимо от территории оперативного обслуживания, а также в журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченным полиции.
В КУСП регистрируются:
– письменное заявление о преступлении;
– протокол принятия устного заявления о преступлении;
– протокол явки с повинной;
– заявление о безвестном исчезновении человека;
– рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления;
– поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации;
– сообщение и письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения;
– иная информация о происшествии.
При регистрации сообщений о происшествиях, поступивших в дежурную часть органов внутренних дел, на документах, зарегистрированных в КУСП, в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации. В оттиск штампа оперативный дежурный по ОВД вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование органа внутренних дел, свои инициалы и фамилию и заверяет указанные сведения своей подписью.
Если сообщение о происшествии поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в КУСП в дежурной части органов внутренних дел оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю. Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
3. Разрешение сообщений о происшествиях представляет собой проверку фактов, изложенных в зарегистрированных сообщениях о происшествиях и принятие в пределах своей компетенции решений в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Оперативный дежурный органа внутренних дел после регистрации в КУСП сообщения о происшествии принимает меры реагирования в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел. Начальник органа внутренних дел назначает исполнителя, которым может являться участковый уполномоченный полиции, и осуществляет непосредственный контроль за сроками и результатами исполнения.
Участковый уполномоченный полиции в соответствии с УПК РФ при раскрытии преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания и отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов внутренних дел в праве разрешать данные сообщения в срок не более 30 суток со дня возбуждения уголовного дела.
Важной составляющей деятельности участкового уполномоченного полиции по рассмотрению обращений граждан является контроль за состоянием данной работы. Мероприятия по анализу и контролю состояния работы с обращениями граждан в подразделении системы МВД России должны осуществляться планово при их инспектировании, контрольных проверках и целевых выездах.
Анализ результатов организации работы с обращениями граждан используется при проведении проверок в подразделениях системы МВД России, разработке мер по улучшению охраны правопорядка и усилению борьбы с правонарушениями, совершенствованию оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. При этом руководители отделов по организации деятельности участковых уполномоченных полиции органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований, органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах:
– контролируют и несут ответственность за своевременное и качественное рассмотрение участковыми уполномоченными полиции сообщений и заявлений граждан, должностных лиц по вопросам предупреждения и раскрытия преступлений, профилактике правонарушений, охране общественного порядка;
– осуществляют контроль и учет служебной деятельности участковых уполномоченных полиции по реализации всех возложенных на них задач и функций, соблюдению ими законности при рассмотрении жалоб и заявлений граждан, производстве дознания, осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, выполнении других возложенных на них обязанностей по службе;
– разрабатывают и представляют руководству отдела на утверждение графики работы подчиненных, приема ими граждан, выступлений и отчетов перед населением административных участков, организуют и контролируют их исполнение.
Разрешение сообщений о преступлениях и иной информации
Проверка сообщений о преступлениях и иной информации осуществляется в соответствии с письменным указанием начальника органа внутренних дел либо лица, исполняющего его обязанности, в порядке, установленном УПК РФ.
По результатам рассмотрения сообщений и иной информации дознавателем или следователем органов внутренних дел принимается одно из следующих решений (ч.1 ст. 145 УПК):
— о возбуждении уголовного дела;
— об отказе в возбуждении уголовного дела;
— о передаче сообщения по подследственности или в суд (по делам частного обвинения).
О принятом решении сообщается заявителю и разъясняются его право обжаловать принятое решение и порядок обжалования в соответствии с УПК РФ (ч.2 ст. 145).
Сроки рассмотрения
Статья 144 УПК РФ. «Порядок рассмотрения сообщений о преступлении»
В соответствии с ч.1 дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
Ч.3. Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи.
Ч.5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.
3-й учебный вопрос:
Письменные и устные обращения граждан, не содержащие информации о происшествиях должны систематически анализироваться и обобщаться в целях своевременного выявления причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы подразделений системы МВД России.
Деятельность участкового уполномоченного полиции по рассмотрению обращений граждан, сообщений государственных органов, общественных объединений и религиозных организаций по вопросам, относящимся к его компетенции и не содержащих информации о происшествиях можно представить в виде последовательности следующих действий:
1. Прием и регистрация обращения в журнале учёта приёма граждан участковым уполномоченным полиции или в отделение делопроизводства и режима органа внутренних дел.
2. Определение фактов и обстоятельств, требующих проверки и проведение данной проверки.
3. Принятие в установленные сроки решения об отказе или удовлетворении просьбы, о направлении заявления по принадлежности.
4. Ежеквартальный анализ поступающих писем, заявлений, жалоб и сообщений.
Участковый уполномоченный полиции должен рассматривать поступившие письма и заявления граждан, не содержащие признаки состава преступления, в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней.
В случаях, когда в заявлениях граждан содержится информация о совершенных и готовившихся преступлениях, то рассмотрение данного заявления регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ и положениями ведомственных нормативных правовых актов.
Алгоритм действий участкового уполномоченного полиции представлен совокупностью обязательных для исполнения действий: принятие заявления, сообщения и иной информации о преступлении, незамедлительное сообщение о ее получении дежурному по органу внутренних дел и принятие в пределах своих полномочий своевременных мер, предусмотренных законодательством.
Таким образом, порядок работы с обращениями граждан, содержащими информацию о происшествиях, включает в себя три основных элемента, а именно:
— прием,
— регистрация,
— разрешение сообщений о происшествиях.
Рассмотрим более подробно каждый из этих элементов.
1.Прием сообщений о происшествиях, т.е. осуществление участковым уполномоченным полиции действий по получению сообщения о происшествии осуществляется вне зависимости от места и времени совершения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно в любом органе внутренних дел, в том числе и в участковом пункте полиции.
Следует подчеркнуть, что сообщение о происшествии в зависимости от содержания и формы поступления (обнаружения) подразделяется на:
– сообщение о преступлении;
– заявление о преступлении;
– явка с повинной;
– рапорт об обнаружении преступления, составленный лицом, принявшим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из источников, не указанных выше;
– сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения;
– иная информация о происшествиях.
Сообщение о происшествии может поступать участковому уполномоченному полиции лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи. Сообщения о происшествиях, поступившие в подразделения делопроизводства и режима органов внутренних дел регистрируются по правилам делопроизводства и регистрируются. При этом сотрудникам отделов делопроизводства и режима запрещается принимать и учитывать сообщение о происшествии, которое доставлено в орган внутренних дел непосредственно заявителем.
Вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники полиции, которые действуют в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О полиции», и другими нормативными правовыми актами. При этом сотрудник полиции фиксирует сведения о заявителе и происшествии и передает их в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.
Протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника полиции об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Устное сообщение, сделанное при производстве следственного действия о ранее незарегистрированном преступлении, заносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел либо протоколом принятия устного заявления о преступлении в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.
2. Регистрация сообщений о происшествиях представляет собой действия по присвоению каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксации в учетной документации кратких сведений о нем. Регистрация сообщений о происшествиях осуществляется в КУСП круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел, независимо от территории оперативного обслуживания, а также в журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченным полиции.
В КУСП регистрируются:
– письменное заявление о преступлении;
– протокол принятия устного заявления о преступлении;
– протокол явки с повинной;
– заявление о безвестном исчезновении человека;
– рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления;
– поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации;
– сообщение и письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения;
– иная информация о происшествии.
При регистрации сообщений о происшествиях, поступивших в дежурную часть органов внутренних дел, на документах, зарегистрированных в КУСП, в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации. В оттиск штампа оперативный дежурный по ОВД вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование органа внутренних дел, свои инициалы и фамилию и заверяет указанные сведения своей подписью.
Если сообщение о происшествии поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в КУСП в дежурной части органов внутренних дел оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю. Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
3. Разрешение сообщений о происшествиях представляет собой проверку фактов, изложенных в зарегистрированных сообщениях о происшествиях и принятие в пределах своей компетенции решений в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Оперативный дежурный органа внутренних дел после регистрации в КУСП сообщения о происшествии принимает меры реагирования в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел. Начальник органа внутренних дел назначает исполнителя, которым может являться участковый уполномоченный полиции, и осуществляет непосредственный контроль за сроками и результатами исполнения.
Участковый уполномоченный полиции в соответствии с УПК РФ при раскрытии преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания и отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов внутренних дел в праве разрешать данные сообщения в срок не более 30 суток со дня возбуждения уголовного дела.
Важной составляющей деятельности участкового уполномоченного полиции по рассмотрению обращений граждан является контроль за состоянием данной работы. Мероприятия по анализу и контролю состояния работы с обращениями граждан в подразделении системы МВД России должны осуществляться планово при их инспектировании, контрольных проверках и целевых выездах.
Анализ результатов организации работы с обращениями граждан используется при проведении проверок в подразделениях системы МВД России, разработке мер по улучшению охраны правопорядка и усилению борьбы с правонарушениями, совершенствованию оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. При этом руководители отделов по организации деятельности участковых уполномоченных полиции органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований, органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах:
– контролируют и несут ответственность за своевременное и качественное рассмотрение участковыми уполномоченными полиции сообщений и заявлений граждан, должностных лиц по вопросам предупреждения и раскрытия преступлений, профилактике правонарушений, охране общественного порядка;
– осуществляют контроль и учет служебной деятельности участковых уполномоченных полиции по реализации всех возложенных на них задач и функций, соблюдению ими законности при рассмотрении жалоб и заявлений граждан, производстве дознания, осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, выполнении других возложенных на них обязанностей по службе;
– разрабатывают и представляют руководству отдела на утверждение графики работы подчиненных, приема ими граждан, выступлений и отчетов перед населением административных участков, организуют и контролируют их исполнение.
Разрешение сообщений о преступлениях и иной информации
Проверка сообщений о преступлениях и иной информации осуществляется в соответствии с письменным указанием начальника органа внутренних дел либо лица, исполняющего его обязанности, в порядке, установленном УПК РФ.
По результатам рассмотрения сообщений и иной информации дознавателем или следователем органов внутренних дел принимается одно из следующих решений (ч.1 ст. 145 УПК):
— о возбуждении уголовного дела;
— об отказе в возбуждении уголовного дела;
— о передаче сообщения по подследственности или в суд (по делам частного обвинения).
О принятом решении сообщается заявителю и разъясняются его право обжаловать принятое решение и порядок обжалования в соответствии с УПК РФ (ч.2 ст. 145).
Сроки рассмотрения
Статья 144 УПК РФ. «Порядок рассмотрения сообщений о преступлении»
В соответствии с ч.1 дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
Ч.3. Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи.
Ч.5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.
3-й учебный вопрос:
Написал заявление в полицию, а ответа нет — что делать?
Гражданина, написавшего заявление в полицию, в первую очередь, интересует вопрос – а что дальше?
В соответствии с законом, после принятия решения по заявлению, сотрудник полиции обязан письменно уведомить об этом его автора. Но, к сожалению, иногда случается, что полиция не отвечает на заявление и в этом разделе мы расскажем, что следует предпринять в таком случае.
В первую очередь, если есть такая возможность, следует обратиться к сотруднику полиции, который непосредственно работает с вашим заявлением и поинтересоваться о его судьбе. Если это не помогло, то вы вправе обратиться с жалобой на игнорирование заявления о преступлении в следующие инстанции:
- Вышестоящее руководство ОВД. Это может быть как местное начальство районного уровня, так и уровня области (края, республики). Выбор адресата остается за вами, при этом, закон не запрещает направить жалобы сразу в несколько ведомств.
- Прокуратура. Сюда жалобы на действия сотрудников полиции пишутся чаще всего, поскольку, именно это ведомство в соответствии с законом является главным надзорным органом в сфере уголовного судопроизводства. Прокурор имеет право и полномочия в полном объеме проверить, каким образом и в течение скольких дней рассматривалось заявление в полиции. При выявлении нарушений закона прокуратура обязана потребовать их немедленного устранения. Жалоба может быть подана в прокуратуру любого уровня, но направлять ее на «самый верх» нет никакого смысла, т.к. практически все заявления оттуда «спускаются» обратно на районный уровень.
Остались вопросы или требуется квалифицированная помощь в составлении жалобы? Обращайтесь к юристам прямо на сайте «Условка.Ru» и вам обязательно помогут!