Контрабанда: понятие, виды, уголовно-правовая характеристика.

По таможенным правилам, свободно ввозить и вывозить можно только товары для личного пользования; товары, предназначенные для продажи, нужно декларировать и платить пошлину. Высокие ставки могут сделать бизнес не таким выгодным, поэтому некоторые дельцы прибегают к контрабанде. Кроме того, некоторые вещи просто нельзя перевозить легально с целью продажи: оружие, наркотики, некоторые предметы искусства.

Чтобы простому человеку случайно не оказаться контрабандистом, нужно изучить правила перевоза вещей. Например, в России наличности можно взять только на сумму $10 000 (но в любой валюте), ограничения также существуют по вывозу рыбы, чёрной икры и бриллиантов. Так, недавно россиянку, прилетевшую из Нью-Йорка, обвинили в контрабанде ювелирных изделий, потому что она не задекларировала часы Rolex стоимостью около 2,4 млн рублей.

Нюансы

Фантазия контрабандистов неисчерпаема, вот лишь некоторые из способов контрабанды:

  • занизить таможенную стоимость товара;
  • заявить код другого товара с более низкой пошлиной (серый груз);
  • спрятать на себе (бриллианты в гипсе в знаменитой комедии «Бриллиантовая рука» или проглоченные пакетики с героином);
  • прорыть тоннель под границей;
  • использовать дрон или радиоуправляемый плот;
  • отдать человеку, которого не досматривают (например, дипломату)
  • и др.

На Украине обнаружили 100-метровый подземный «водкопровод», пересекающий границу с Молдавией. Причём это не первый случай обнаружения нелегального спиртопровода на Украине.

Понятие контрабанда

Экономическая безопасность государства играет важную роль в формировании ее целостности. Уголовно -правовые меры обеспечивают формирование экономической безопасности. Мировой рынок уже невозможно представить без межгосударственной интеграции и международного сотрудничества.
Понятие контрабанда существует достаточно давно. Зародилось оно еще во времена первых торговых отношений. Однако в современных санкционных условиях понятие контрабанда расширило свое значение. В 1996 Уголовный кодекс обозначал контрабанду как преступление в экономической сфере. Под преступлением понималось незаконное перемещение через государственную границу не задекларированного товара или товара с недостоверным декларированием.

Замечание 1

Под контрабандой понимают также перевозку запрещенных объектов и предметов, наркотических средств, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия и оружия массового поражения.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Современное понятие контрабанда включает в себя расширенное понятие- незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов.

Определение 1

Под объектами контрабанды понимаются общественные отношения, связанные с защитой внешнеэкономической деятельности.

Под предметом контрабанды согласно Постановлению №6 от 27 мая 2008 «О судебной практике по делам о контрабанде» понимают перемещение движимого имущества, которое признается Таможенным кодексом в качестве незаконного. Контрабандой могут считаться не только товары, но и, например, рукописи, научные статьи, предметы интеллектуальной собственности. Также контрабандой может выступать валюта и ценные бумаги.

Ответственность

Несомненно, вред причиняет любая контрабанда. Закон устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил перевозки грузов. Наказания предусмотрены от штрафа до лишения свободы. При привлечении к ответственности не будут иметь значения мотивы, по которым осуществляется контрабанда. Статья 188 УК РФ содержит общий и квалифицирующие составы.


В качестве отягчающих признаков выступают:

  1. Применение насильственных действий или угроз.
  2. Совершение деяния с использованием служебного статуса или организованной группой.

Способы контрабанды

На современном этапе виды контрабанды претерпели изменения. Если в начале экономических отношений между странами способы контрабанды не отличались особой фантазией, то в современном преступном мире каждый день придумывают новые контейнеры и тайники.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Таможенная контрабанда 400 ₽ Реферат Таможенная контрабанда 250 ₽ Контрольная работа Таможенная контрабанда 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Контрабанда наркотиков обычно происходит в теле курьера, таких курьеров обычно называют верблюдами или мулами. Очень часто происходит разрыв контейнера, что вызывает смерть курьера.

Крупные регулярные партии контрабанды перемещают подземным способ, т. е путем использования туннеля.

Переправлять небольшие партии помогают:

  • мелкие суда
  • дроны
  • авиация
  • животные
  • артиллерия
  • люди, совершенно не подозревающие о контрабанде

Замечание 2

Порой для транспортировки незаконных предметов злоумышленники используют ритуальные или медицинские принадлежности (гробы, контейнеры с трансплантатами) или дипломатические грузы и почту

Вопрос № 48 Контрабанда (уголовно-правовые аспекты).

Суть контрабанды заключается в незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов.

Объект преступления — установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

Диспозиция носит бланкетный характер, так как необходимо применение норм и положений, указанных в Таможенном кодексе РФ. Кроме того, в ч. 1 и ч. 2 ст. 188 Уголовного кодекса РФ предусмотрены самостоятельные составы преступлений, но полностью совпадающие по объективным и субъективным признакам.

Отличие между данными составами состоит в различных предметах преступления, то есть в предметах, которые перемещаются через таможенную границу.

Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте. В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ такими предметами признаются любые вещи, включая деньги, иностранную валюту, ценные бумаги, транспортные средства, ювелирные изделия, сырье и материалы, не являющиеся стратегическими, домашние животные и т.д. Товары и предметы, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут свободно перемещаться через таможенную границу при соблюдении установленных правил в отношении количества и стоимости этих товаров, порядка их оформления и уплаты таможенной пошлины и таможенных сборов в соответствии с нормами Таможенного кодекса РФ. Перемещение товаров и предметов для производственной или иной коммерческой деятельности регулируется Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Часть 2 ст. 188 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу предметов, изъятых из гражданского оборота или имеющих ограниченный оборот, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу. Закон перечисляет такие предметы: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также стратегически важные сырьевые товары или культурные ценности.

Объективная сторона преступления выражается в действии — перемещении предметов контрабанды через таможенную границу РФ, осуществляемом следующими способами: 1) помимо или с сокрытием от таможенного контроля; 2) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; 3) с недекларированием или недостоверным декларированием.

Основные вопросы, связанные с толкованием признаков объективной стороны и квалификации деяния, раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде»:

Перемещение через таможенную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или иных предметов любым способом, включая перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (п. 4).

Перемещение товаров или иных предметов помимо таможенного контроля состоит в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или без разрешения таможенного органа, если международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля (п. 8).

Сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов являются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела) (абз. 2 п. 8).

Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации при контрабанде следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения указанных в ст. 188 УК РФ товаров или иных предметов заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем, либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации (указанных в ст. 83 ТК кодекса РФ) или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам (п. 9).

Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным предусмотренным Таможенным кодексом РФ способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей (абз. 1 п. 10).

Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей (абз. 2 п. 10).

Момент окончания контрабанды должен определяться в зависимости от формы и способа перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка, перемещение трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи), способа совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием), а также с учетом этапов перемещения, установленных Таможенным кодексом РФ, например получение разрешения на применение процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 79 — 90) или международного таможенного транзита (ст. 167 — 169), предварительное, периодическое и периодическое временное декларирование (ст. 130, 136 и 138) (абз. 2 п. 4).

При ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию Российской Федерации контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров или иных предметов в связи с обнаружением того, что ввоз этих товаров или предметов совершается одним из указанных противоправных способов, в том числе в случаях обнаружения данного факта при представлении таможенному органу указанных документов в процессе осуществления таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, помещения товара под таможенный режим либо выпуска товара или иных предметов (абз. 2 п. 5).

Ст. 226.1 УК РФ

Контробанда, т.е перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с не декларированием или недостоверным декларированием, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Перемещение через таможенную границу РФ наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоктивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с не декларированием или недостоверным декларированием, — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

3.Деяние предусмотренные частями первой или второй настоящей

статьи, совершенные:

а)неоднократно

б)должностным лицом с использованием своего служебного положения

в)с применением насилия к лицу,осуществляющему таможенный

контроль,наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет

с конфискацией имущества или без таковой.

4.Деяние, предусмотренные частями первой, второй или третьей

настоящей статьи, совершенные организованной группой ,наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

ПРИМЕЧАНИЕ. Деяние предусмотренное частью первой , признается совершенным в крупном размере, если стоимость товаров превышает двести минимальных размеров оплаты труда.

Методика проведения отдельных следственных действий по делам о контрабанде

Уголовные дела о контрабанде при наличии достаточных данных о совершенном преступлении возбуждаются сразу после ознакомления с исходными материалами. Это обеспечивает принятие всех предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Если же исходной информации недостаточно, проводится проверка первичных материалов с целью установления законных оснований для возбуждения уголовного дела.

Следователь должен уметь обнаруживать, анализировать и фиксировать признаки, свойства и состояние предметов контрабанды при следственном осмотре. По делам о контрабанде это может быть осмотр места происшествия, местности или помещений (не являющихся местом происшествия), предметов, документов и освидетельствование. К участию в следственном осмотре нужно привлекать специалистов соответствующего профиля с учетом предмета и способа сокрытия контрабанды: криминалистов, товароведов, искусствоведов, экономистов, ювелиров, сотрудников таможенных органов, банковских работников, инженеров. При осмотре места происшествия уясняется его общий характер, принимаются меры к обнаружению орудий, документов, средств, с помощью которых совершена контрабанда. Основные объекты поиска при осмотре материальные следы-отображения контрабандиста: следы рук, ног, зубов, а также его выделений: слюна, пот, одорологические следы.

Осмотр предметов контрабанды обычно связан с обследованием места их нахождения. Чаще всего это одежда, обувь и тело физических лиц, ручная кладь и багаж, контейнеры, грузовые платформы, отсеки транспортных средств и т.д. Нередко осматриваются кабины, салоны, отсеки легковых и грузовых автомашин, служебные и пассажирские помещения железнодорожных вагонов, морских и речных судов, самолетов, вертолетов и других транспортных средств, международные почтовые отправления.

Для выявления предметов контрабанды при осмотре нужно использовать следующую досмотровую технику: рентгеновскую и рентгено-телевизионную аппаратуру, приборы эхолокации, металлодетек-торы, приборы-сигнализаторы, эндоскопы, щупы, устройства для определения объема стратегически важных сырьевых товаров, средства для вскрытия упаковки ящиков, контейнеров и другие специальные приспособления.

Успешное расследование контрабанды зависит и от умения следователя выделять и изучать ее предметы, особенно когда их наименование, происхождение, функциональное назначение участникам осмотра неизвестны. В таких случаях необходимо воспользоваться возможностью таможенных органов произвести экспресс-анализ этих объектов на месте их обнаружения. Впоследствии обычно проводятся экспертные исследования.

При осмотре различных предметов контрабанды следователь не может точно определить их природу. Это могут быть ядовитые, наркотические, психотропные, отравляющие, взрывчатые и тому подобные вещества, которые, как правило, декларируются не под своим наименованием либо вообще не указываются в декларации. Поэтому осматривать их необходимо только со специалистами из таможенных лабораторий, которые располагают приборами-сигнализаторами, датчиками, дозиметрами и другой специальной техникой. Одновременно следует изолировать подобные объекты, оградить опасные зоны и ограничить доступ людей.

Отбор проб неизвестных материалов и веществ для исследования производится только специалистом. В этом качестве могут выступить сотрудники таможенных лабораторий или досмотрово-поисковых групп, а также специалисты из других правоохранительных органов. При осмотре объектов контрабанды следователь обязан принять все необходимые меры предосторожности для обеспечения безопасности участвующих и присутствующих лиц.

Осмотр и следственное изучение документов проводятся с точки зрения законности и полноты зафиксированной в них операции, а также степени отражения действительных фактов. Осмотр документов осуществляется на месте их обнаружения. Только если для осмотра необходимы продолжительное время, специальные познания или стационарные технические средства, он производится по месту проведения следствия как самостоятельное следственное действие. Данный осмотр рекомендуется осуществлять с участием тех же понятых, в присутствии которых они были упакованы и изъяты.

При осмотре прежде всего проверяется наличие следующих реквизитов: название документа, дата и место его выписки; наименование участников сделки фирмы-экспортера или грузоотправителя и фирмы-импортера или получателя, их адреса, номера телефонов и факсов; номер контракта или заказа, дата его подписания, номер наряда, транса, отгрузочной спецификации; наименование и описание товара, его количество, вид упаковки и маркировки.

Осмотр документов позволяет ответить на ряд основных вопросов, решаемых при расследовании контрабанды. Например: соответствует ли обнаруженный товар данным, указанным в документах о его перемещении через таможенную границу; какие именно товары провезены контрабандным путем; каковы фактические условия перемещения товаров через таможенную границу; каков их маршрут; круг лиц, причастных к контрабанде, и свидетелей. Чтобы обнаружить характер подделки документов (полная, частичная), назначается и проводится их технико-криминалистическое исследование.

По делам о контрабанде зачастую необходима выемка документов. Перечень и характер изымаемых документов зависит от предмета контрабанды. Так, по делам о контрабанде, совершаемой пассажирами, изымаются и осматриваются их билеты. Это позволяет выяснить маршрут контрабанды, место ее приобретения и получения. Если через границу контрабандным путем доставлена иномарка, выемке подлежат: документ, подтверждающий право собственности на автомобиль (договор купли-продажи или дарения, именной товарный чек); транзитный технический паспорт машины с отметкой о снятии с учета в стране вывоза или аналогичная справка; таможенная декларация, подтверждающая пересечение границы.

Осмотр места происшествия, личный обыск и допрос подозреваемых нередко побуждает провести их освидетельствование. Изучение тела, а затем одежды и обуви освидетельствуемого начинается с их общего осмотра. Следует обратить внимание на повреждения, пятна, особые приметы на открытых участках тела, на соответствие одежды и обуви телосложению освидетельствуемого и времени года, на наличие дефектов на них. Затем последовательно снимают предметы одежды, которые осматривают и фиксируют повреждения, пятна и наложения посторонних частиц. С участков тела освидетельствуемого, которые могли соприкасаться с предметом контрабанды, а также с поясов, повязок и наклеек берут пробы. При подозрении на перевозку контрабанды в полостях тела проводится рентгенографическое или ультразвуковое обследование. Такое освидетельствование осуществляется с привлечением врача.

По делам о контрабанде производится следственный эксперимент для проверки показаний подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, способов хранения, возможности и способов незаконного перемещения через таможенную границу предметов контрабанды. Например, для установления возможности использования тайников, пустот, либо других хранилищ, затрудняющих обнаружение товаров, придания одним товарам вида других, выяснения способа изготовления поддельных документов или средств таможенной идентификации, выяснения наличия определенных навыков у подозреваемого (обвиняемого) для изготовления документов, средств идентификации и тайников.

Экспертиза по уголовным делам о контрабанде представляется совершенно необходимой. Она позволит установить, какие именно объекты перемещались через таможенную границу России, каковы их качественные и количественные характеристики. По делам о контрабанде возможны криминалистические, товароведческие, экономические, бухгалтерские, металловедческие, химические, сертификационные, технологические, экологические, искусствоведческие, физические, гемологические (экспертиза драгметаллов), судебно-медицинские, судебно-психиатрические и другие виды экспертиз.

Взятие образцов и проб, необходимых для производства экспертиз, следует поручать специалисту. Объекты исследования вместе с пробами и образцами направляются на экспертизу, а сомнительные документы сопровождаются образцами подлинных бланков, печатей, штампов. Направляются и результаты предварительной проверки объектов, в том числе по существующим учетам.

Лицам, приобретавшим у контрабандистов товар, предлагают рассказать, известны ли им другие покупатели (продавцы), способ ввоза и каналы сбыта подозреваемым контрабандных товаров. Брокеры и другие декларанты могут дать сведения об обстоятельствах, связанных с таможенным оформлением грузов.

При обнаружении «бесхозной» контрабанды допрашиваются ответственные за отправку и оформление груза, водители автомобильного транспорта, члены экипажей морских и речных судов загранплавания, обслуживающий персонал международных поездов. У них выясняются обстоятельства обнаружения предметов контрабанды, вероятное время их укрытия, лица, имеющие доступ к данному месту, и т.п. Свидетелями могут быть родственники контрабандистов, их сослуживцы, должностные и иные лица, производящие и реализующие товары.

Свидетелям преступной деятельности после их допроса, как правило, предъявляется подозреваемый для опознания, а при невозможности этого опознание производится по фотографии.

При расследовании дел о контрабанде возникает необходимость розыска имущества обвиняемого, добытого преступным путем, с целью наложения ареста, предметов контрабанды, вещественных доказательств. Методика поиска определяется способом, размерами, объемами, специфическими особенностями предметов контрабанды. Розыск контрабандного товара осуществляется и посредством производства обыска.

По делам о контрабанде в числе объектов розыска могут быть также потерпевшие и без вести пропавшие, а в числе функциональных задач следователя имеется и задача по оказанию помощи международным таможенным организациям, иностранным таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандными операциями и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами Российской Федерации.

Наказание по статье 189 УК РФ

За незаконный экспорт товаров, которые считаются контрабандой, преступнику могут быть вменены следующие санкции:

  • денежное взыскание в пользу государства в размере 100-500 тыс. рублей;
  • запрет занимать определенный пост или проводить конкретную деятельность в течение 5 лет;
  • выполнение принудительных работ в течение 3 лет;
  • 3 года тюремного заключения.

Как и при любом другом преступлении, закон предусматривает наличие отягчающих обстоятельств. Согласно статье 189 УК РФ за контрабанду, осуществленной по предварительному сговору либо организованной группой лиц, обвиняемым грозит наказание в виде тюремного заключения на 5 или 7 лет соответственно.

Контрабанда как угроза национальной безопасности России

В статье рассматривается проблема контрабанды, как угроза национальной безопасности Российской Федерации. Проводится анализ факторов, способствующих развитию этого процесса, а также его влияния на основные сферы жизнедеятельности современного российского общества. Особое внимание уделяется рассмотрению эффективности деятельности таможенных органов по противодействию контрабанде.

Ключевые слова:контрабанда, угроза безопасности, таможня, таможенные органы.

The article deals with the problem of smuggling, as a threat to the national security of the Russian Federation. The analysis of the factors contributing to the development of this process, its impact on the major spheres of contemporary Russian society as well as. Particular attention is paid to the efficiency of the customs authorities to combat smuggling.

Keywords:smuggling, security threat, the customs, the customs authorities.

Российское общество находится на сложном этапе своего развития. Все сферы общественной жизни подвержены изменениям, в том числе и система национальной безопасности. Динамика социально-политических процессов обычно приводит к возникновению новых угроз национальной безопасности России. На сегодняшнем этапе развития Российского государства борьба с контрабандой выходит на первый план. На протяжении нескольких лет в России говорят о контрабанде и борьбе с ней, но на сегодняшний день смело можно сказать что ситуация приобрела новые измерения.

Контрабандная деятельность и ее последствия пронизывают все сферы общественной жизни. Они сугубо влияют на экономику, политику, социальные отношения, а также разрушают общественные идеалы. Постоянно раздаются громкие заявления о задержании «астрономических» объемов незаконно ввезенных в Россию одежды, обуви, бытовой техники, различных запрещенных к гражданскому обороту товаров. Следовательно, необходимо изучить сущность и особенности контрабандной деятельности, а также выявить факторы, влияющие на контрабанду.

Контрабанда появилась с момента появления государственных и таможенных границ. В настоящее время принято считать, что контрабанда существует практически во всех государствах. Контрабанда − ввоз либо вывоз товаров и иных материальных средств с нарушением установленных государством правил. Нарушения приводят к разрушению основных институтов, систем общества и государства. Органы таможенного контроля свидетельствуют о том, что на современном этапе развития основными предметами вывоза являются: древесина, антиквариат, морепродукты, медикаменты, оружие и боеприпасы российского производства, а также цветные металлы и энергоресурсы. Что касается ввоза предметов, то к ним относятся: наркотики, алкогольные напитки и табачные изделия, автомобили, оружие, взрывчатые вещества, боеприпасы и другие товары широкого пользования. [2]

На активность контрабандной деятельности влияют внутренние и внешние факторы. К внешним факторам, которые представляют угрозу национальной безопасности Российской Федерации и способствуют контрабанде, относятся:

— потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции, а также преобладание сырьевых товаров в российском экспорте;

— зависимость России от импорта различных видов продовольственных товаров;

— не замкнутость таможенной границы, а также недостаточный экспортный и валютный контроль;

— неразвитость организационной, финансовой и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта.

К внутренним факторам, представляющим угрозу национальной безопасности и способствующим контрабанде, относятся:

— низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей;

— вытеснение отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

— несовершенство правового законодательства, низкая правовая, договорная и финансовая дисциплина многих экономических субъектов на рынках России;

— коррупция в области управления экономикой, сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, незаконный перевод финансовых средств за границу.

Контрабандная деятельность в России имеет ряд характерных особенностей. К одной из них относится социально−географическая. Российская Федерация занимает огромное пространство, поэтому она не может находиться вне различных мировых процессов. Протяженность границ Российской Федерации составляет 60 тысяч 932,8 километров. Более того, Россия граничит с 16 государствами. Но, к сожалению, почти 14 тысяч километров границ не оборудованы в инженерном отношении, а 400 пунктов пропуска не способны качественно осуществлять контроль и оформление транспортных средств, товаров и людей. Как известно, существует 89 субъектов Российской Федерации, 45 из которых являются приграничными. В них проживает 43,1 % населения, а занимают они 76,6 % территории России. Заниматься контрабандной деятельностью часть населения этих регионов вынуждает трудное социально-экономическое положение. Следует добавить, что 24 субъекта Российской Федерации впервые оказались в положении приграничных. От населения в 47,4 миллионов человек трудно ожидать моментального осознания указанного события. Потребуется довольно много времени, чтобы приграничное население осознало свой статус, во многом ограничивающий права граждан. Следовательно, можно увидеть объективную закономерность существования контрабанды в приграничных районах.

Другая особенность социально−экономическая. Радикальные изменения в социальной, экономической, политической и других сферах нашего государства одновременно происходили наряду с существенными изменениями в соседних государствах. Когда в России был экономический кризис и социальная нестабильность, соседние государства воспользовались этой ситуацией для решения своих национальных задач. В эти страны из России поступали огромные масштабы контрабанды сырьевых источников, таких как нефть, газ, лес, морепродукты.

Среди тенденций контрабандной деятельности на современном этапе следует отметить:

— стремление преступных элементов завладеть контролем над объектами государственного сектора экономики;

— тесное взаимодействие международных и российских мафиозных структур;

— активизация деятельности международной организованной преступности, занятой в сферах наркобизнеса, незаконного оборота через границу оружия и боеприпасов;

— появление нового вида контрабандного товара — людей, что ведет к увеличению потоков незаконной иммиграции граждан третьих стран через территорию России. [2]

В жизни российского общества такое явление как контрабанда достаточно известное. Можно смело сказать, что борьба с контрабандой всегда являлась государственным делом. Поэтому государство и таможенные органы используют различные методы по борьбе с таможенными преступлениями. Таможенные органы Российской Федерации осуществляют правоохранительную деятельность, направленную на защиту экономической безопасности государства.

Процесс осуществления таможенной политики и борьбы с контрабандой можно разделить на две группы целей: экономические и правоохранительные. Экономические цели таможенной деятельности связанны с осуществлением фискальной и регулятивной функцией таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания пошлин, сборов и налогов. Регулятивная (протекционистская) функция защищает отечественный рынок за счет установления таможенных тарифов, запретов, ограничений. Можно добавить, что она призвана обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и развивать национальную экономику. Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности страны, на охрану окружающей природной среды, животных и растений.

В России 130 таможен, в каждой из которых существуют отделы: оперативно-розыскной, по борьбе с особо опасными видами контрабанды, по борьбе с контрабандой наркотиков. Значительно повышается роль и значение оперативно-розыскной деятельности как инструмента борьбы с контрабандой в условиях либерализации внешней торговли. В настоящее время было выявлено более 70 % таможенных преступлений в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности. Обычно она направлена на раскрытие контрабанды и уклонение от уплаты таможенных платежей. Благодаря оперативным материалам правоохранительных подразделений за 9 месяцев 2005 года ФТС России выявила 1480 преступлений. Это примерно на 34 % больше, если сравнивать с 2004 годом. При этом в результате оперативно-розыскных мероприятий было изъято имущества и материальных ценностей на сумму более 2 миллиардов рублей, что превышает аналогичный показатель 2004 года более чем в два раза. [2]

Для того чтобы пресекать контрабанду через таможенную границу России правоохранительные подразделения проводят специальные операции и оперативно-розыскные мероприятия. Правоохранительная деятельность органов наркоконтроля, в соответствии с поставленными целями, сконцентрирована, прежде всего, на борьбе с организованными формами наркопреступности. Операция под названием «контролируемая поставка» является самым эффективным среди оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и пресечению каналов контрабанды наркотиков. Таможенные органы организовали и провели 56 «контролируемых поставок» международного и межрегионального уровня, в результате которых изъяли 350 килограммов наркотиков, а также задержали членов преступных группировок. Высокий уровень наркотизации общества продолжает представлять прямую угрозу национальной безопасности страны. В 2014 году всеми правоохранительными органами страны было пресечено в общей сложности 63 081 преступление в сфере незаконного оборота наркотиков, что на 6,2 % больше, чем за прошлый год, в том числе органами наркоконтроля — 35,2 %, или 22 201 преступление.

За последние 20 лет в России появился и активно расширяется новый вид контрабанды — контрабанда диких животных и растений, особенно редких и исчезающих видов, включенных в Красную книгу России.

С каждым годом потоки контрабанды образцов дикой природы увеличиваются. На российских таможнях не прекращаются факты задержания растений и диких животных. Расхищение данной категории биоресурсов стало достигать значительных масштабов, что создает возрастающую угрозу для экономической безопасности Российской Федерации.

Ежегодно из России без надлежащего таможенного оформления уходит большое количество морских биоресурсов. Эта проблема характерна для Дальневосточного региона. Так, согласно статистическим данным, только одного кальмара в первом полугодии 2005 года с территории России вывезли больше на 34 600 %, чем за аналогичный период 2004 года. В действительности же под видом кальмара, который экспортируется беспошлинно, вывозится другой товар: возможно, краб либо гребешок.

По закону, прежде чем отправляться за границу после вылова биоресурсов, судно обязано вернуться в российский порт и пройти таможенное оформление. Существует незаконный способ перегрузки выловленных биоресурсов с судна на судно прямо в открытом море. В 2007 году таможенными органами Дальневосточного региона было пресечено 74 факта нарушений таможенных правил при перемещении через границу России биоресурсов. С 2004 по 2007 год количество задержанных партий «живого товара» выросло почти вдвое, исчисляясь сотнями.

Проблема незаконного вывоза леса является очень актуальной на сегодняшний день, ведь лес − это один из самых криминогенных товаров. Именно Россия является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров леса и лесоматериалов. Большая часть лесной продукции вывозится за рубеж с нарушениями законодательства, что наносит огромный ущерб бюджету страны и экологической безопасности России. Все это происходит из-за того, что таможенная служба не может учитывать объемы вывозимого леса, потому что на данный момент для этого не разработано специальных методик. В пункте пропуска таможенным органам представляются сопроводительные документы на лес, и они вынуждены соглашаться с тем, что в них указано. По данным ФТС России, только за 2010−2011 годы были выявлены факты незаконного перемещения леса и лесоматериалов на сумму более 172 миллионов долларов.

Каждое государство стремится обеспечивать сохранность ценностей национальной культуры. В настоящее время исследование проблемы контрабанды культурных ценностей приобретает особо значимый характер. Задача таможенных органов состоит в том, чтобы пресекать контрабанду культурных ценностей, ведь в результате этих преступных действий Россия теряет уникальные произведения искусства, которые являются национальной гордостью нашей страны. К основным объектам контрабанды культурных ценностей относятся иконы, рукописные и редкие книги, произведения изобразительного искусства, а также предметы религиозного культа и декоративно-прикладного искусства. За последнее десятилетие таможенными органами было пресечено незаконное перемещение через границу более 90 тысяч предметов культурных ценностей, а также было возбуждено 174 дела об административных правонарушениях и 96 дел по статье «контрабанда». [5]

Увеличение потоков незаконной иммиграции граждан третьих стран через территорию Российской Федерации в последнее время представляет серьезную угрозу национальной безопасности России. Эту проблему обычно называют проблемой «контрабандных людей». По различным данным, в настоящее время в России находится от 500 до 1,5 миллионов лиц без гражданства и иностранных граждан, проживающих незаконно.

В настоящее время существует устойчивая тенденция к возрастанию количества иностранцев, въезжающих на территорию России. Все более заметное влияние на экономическую, демографическую и социально-политическую обстановку в стране оказывает незаконная миграция и связанные с ней процессы. В 2010 году по оценкам экспертов, в различных отраслях промышленности, в строительстве, в сельском хозяйстве и коммерческой сфере было занято от 3 до 5 миллионов нелегальных иностранных рабочих из Грузии, Армении, Китая, Вьетнама, Украины и Молдавии.

Можно смело утверждать, что отдельные районы России наполняются неквалифицированной рабочей силой из соседних стран именно из-за неконтролируемой иммиграции. В свою очередь, иммигранты, находясь на территории России, пользуются общественным продуктом, но при этом не участвуют в экономической жизни Российской Федерации.

Многие иммигранты чувствуют безответственность и безнаказанность за пересечение государственной границы. Это позволяет им заниматься незаконной коммерческой деятельностью, включая торговлю наркотиками, оружием и боеприпасами, что представляет огромную угрозу для экономической безопасности Российской Федерации.

Федеральная служба безопасности России и входящие в ее состав органы пограничного контроля стали участниками противодействия незаконной миграции. Результаты служебно-боевой деятельности ФСБ показали, что за последние 10 лет в несколько раз возросло количество задержанных на границе России незаконных мигрантов.

Необходимо развитие инфраструктуры таможенных пропускных пунктов для повышения эффективности борьбы с контрабандой. С 1993 по 2004 годы на различных участках границы были построены 186 автомобильных пунктов пропуска, и сейчас особое значение приобретает оснащение их современным оборудованием. Только в 2005 году в действие было введено 140 комплектов новых технических средств контроля. В их числе системы «Взгляд», предназначенные для визуального обследования труднодоступных мест, и «Ватсон», которые используются для рентгеновского сканирования скрытых полостей.

Во всех регионах России таможенное оформление начали проводить с помощью электронного декларирования. Электронная форма декларирования подходит для автомобильного, трубопроводного и железнодорожного видов транспорта. Достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования в настоящее время имеют 74 таможенных органа, и число их растет с каждым днем. Более 15 тысяч грузовых таможенных деклараций было оформлено с применением электронной формы декларирования. Внедрение электронного декларирования привело к ускорению таможенного оформления.

Перспективной задачей является оборудование международных транспортных узлов современными инспекционно-досмотровыми комплексами, которые позволяют в течение 5 минут без вскрытия и разгрузки транспортных средств обнаружить запрещенные к перевозке документы. С помощью таких комплексов таможенник в течение нескольких секунд сможет увидеть содержимое контейнера или транспортного средства, что очень важно как с точки зрения борьбы с контрабандой и терроризмом, так и с точки зрения ускорения прохождения границы. [5]

Проблема контрабандной деятельности уже давно стала одной из острейших не только для России, но и для многих развитых стран мира. Нелегальная миграция, незаконный оборот наркотических средств и оружия, вывоз валюты и сырьевых источников, нелегальный ввоз различного рода товаров и другие таможенные преступления в последние годы в России имеют тенденцию к росту и превращаются в большую общенациональную проблему, которую смело можно отнести к категории реальных угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Защита национальных интересов в таможенном пространстве страны должна предусматривать осуществление экономических, политических, военных, административных, правовых, социальных, природоохранных, пограничных и иных мер по выявлению и предупреждению угроз национальной безопасности России.

В результате исследования можно сделать вывод, что угрозы экономическим интересам и национальной безопасности Российской Федерации, исходящие от контрабандной деятельности, настоятельно требуют повышения эффективности государственной таможенной политики и оптимизации деятельности государственных органов в борьбе с контрабандой.

Литература:

1. Коник Н. В. Таможенное дело: учебное пособие / Н. В. Коник, Е. В. Невешкина.— М.: Издательство «Омега-Л», 2012.

2. Герасимов И. А. Контрабанда как угроза национальной безопасности России: проблемы противодействия /И. А. Герасимов.— М.: Проблемы местного самоуправления, 2006.

3. Александрова И. С., Витвицкая С. С., Витвицкий А. Д. Таможенные преступления, СПБ, 2003г.

4. Кисловский Ю. Г. Контрабанда: история и современность, 1996.

5. Государственный контроль таможенными органами в пунктах пропуска: учебное пособие для вузов / П. Н. Афонин, Санкт-Петербург.— М: Троицкий мост, 2014.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]