Адвокат по ст. 226.1 УК РФ Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ и оружия

Довольно обширная статья ст. 226.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконное перемещение через границу таможенного союза или Государственную границу РФ (контрабанду) сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов.


Казалось бы данная норма уголовного закона существует для пресечения крайне серьезных преступлений, но на практике все намного прозаичней. Последнее время все чаще за контрабанду по ст. 226.1 УК РФ под уголовную ответственность подпадают спортсмены, использующие гормональные препараты для достижения спортивных результатов. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации» определяет список запрещенных сильнодействующих веществ, в том числе и стероидов, среди которых различные эфиры тестостерона (сустанон, пропионат, энантат и пр.), метандростенолон, нандролон, тренболон, станозолол, оксандролон, мастерон, оксиметолон, тренболон, болденон – за незаконный оборот указанных стероидных гормональных препаратов предусмотрена уголовная ответственность. Указанный список применим и для целей ст. 226.1 УК РФ, то есть за перемещение через государственную границу стероидов, не важно каким способом, предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду.

Как все происходит на практике. Чаще всего спортсмен, желающий приобрести стероиды для собственного потребления, заказывает запрещенные препараты по почте через сеть интернет. Здесь принципиальным моментом является то, где, в какой стране находится продавец и будут ли стероиды пересылаться из за границы на территорию РФ. Достаточно много продавцов стероидных гормонов находится на территории других государств ближнего зарубежья, такие как Белоруссия, Молдова, Украина. Дело в том, что в настоящее время на территории указанных государств, стероиды не запрещены и продаются как обычные лекарственные препараты, хоть и сильнодействующие, но уголовная ответственность за оборот которых не предусмотрена. После заказа и оплаты со стороны покупателя, продавец высылает сильнодействующие препараты с территории другого государства по почте покупателю в Россию. В рамках оперативно-розыскных действий посылка со стероидами отслеживается уже на территории РФ и получатель задерживается на почте при ее получении как контрабандист.

Примечательно, что за распространение стероидов на территории РФ, без перемещения через гос. границу, уголовной ответственности подлежит только распространитель (продавец). В данном случае применима ст. 234 УК РФ Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта, то есть покупатель стероидов для личного потребления, не имеющий цели сбыта, не подлежит уголовной ответственности.

Что касается контрабанды других сильнодействующих веществ, к которым относятся например различные сильнодействующие лекарства, использующиеся в рекреационных целях, для получения наркотического (одурманивающего) эффекта, такие как трамал, трамадол, фенобарбитал, диазепам, а также ядовитых и отравляющих веществ, а тем более взрывчатых веществ и оружия, то в рамках ст. 226.1 УК РФ будет совсем другая специфика нежели при контрабанде стероидов.
АДВОКАТ ПО уголовным делам позвонить и сейчас:8 (495) 532-75-40

Что такое контрабанда?

В РФ законом установлен порядок перемещения движимого имущества через границу. Нарушение этого порядка влечет за собой уголовную ответственность. Серьезность наказания зависит от того, что является предметом контрабанды. Это может быть любое движимое имущество, а также:

  • денежные средства, векселя, чеки, ценные бумаги;
  • драгоценности;
  • наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых запрещен или ограничен на территории России;
  • алкоголь и табачная продукция;
  • предметы, составляющие культурное достояние России и других государств;
  • оружие, взрывчатые вещества, военная техника;
  • сырьевые товары, представляющие стратегическую ценность.

Преступление может быть совершено самыми разными способами. К наиболее распространенным относятся:

  • перемещение вне зон таможенного контроля;
  • с использованием подложных документов;
  • с сокрытием от таможенного контроля (например, с использованием тайников в автомобиле, чемодане, в каблуках);
  • недостоверное декларирование;
  • дипломатическим грузом;
  • с помощью беспилотных дронов;
  • с использованием животных;
  • с помощью небольших судов, катеров, самодельных подводных лодок.

Преступление всегда совершается с прямым умыслом, корысть выступает основным мотивом. Субъектом преступного деяния является лицо, достигшее возраста 16 лет.

Ответственность за контрабанду

До 2011 года наказание за незаконное перемещение движимого имущества через границу было установлено в ст.188 УК РФ. В 2011 году товарная контрабанда была декриминализирована. В КоАП РФ была введена ст.16.1, предусматривающая ответственность за незаконное перемещение через границу товаров и транспортных средств международной перевозки, а Уголовный кодекс был дополнен 4 новыми статьями, предусматривающими ответственность за контрабанду наркотиков, денежных средств, алкоголя и табачной продукции, а также предметов, представляющих культурное наследие, оружия, стратегически важных ресурсов и объектов.

Рассмотрим каждую из вышеуказанных статей по отдельности.

За контрабанду оружия, военной техники, взрывчатых, ядовитых веществ, культурных ценностей, объектов, имеющих стратегическое значение, а также особо ценных животных и водных биологических ресурсов грозит наказание, предусмотренное ст. 226.1 УК РФ – лишение свободы от 3 до 7 лет. Может быть назначено дополнительное наказание – штраф до 1 млн руб. с ограничением свободы до 1 года.

В ч.2 и 3 указанной статьи предусмотрены квалифицирующие составы – совершение преступления с применением насилия к сотруднику таможни или с использованием служебного положения. За совершение этого преступного деяния грозит лишение свободы сроком от 5 до 10 лет со штрафом до 1 млн руб. и ограничением свободы до 1,5 лет либо без дополнительного наказания.

Наиболее серьезное наказание назначается при совершении контрабанды организованной группой. В этом случае члены организованной преступной группировки отбывают наказание в местах лишения свободы от 7 до 12 лет. Дополнительно к ним может быть применено наказание в виде штрафа размером до 1 млн руб. и ограничения свободы до 2 лет.

Обратите внимание!

Полный перечень стратегически важных товаров и ресурсов содержится в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2012 года №923.

Пункт «б» ч. 2 ст. 226.1 УК РФ

По п. «б» ч. 2 ст. 226.1 УК РФ квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный или пограничный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению предметов через таможенную границу.

Насилие, заключающееся в нанесении побоев, совершении иных насильственных действий, умышленном причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью, а также тяжкого вреда здоровью при отсутствии признаков, предусмотренных ч. ч. 3 или 4 ст. 111 УК РФ, охватывается п. «б» ч. 2 ст. 226.1 УК и дополнительной квалификации по статьям, предусматривающим ответственность против жизни и здоровья, не требует.

Если умышленно причиняется тяжкий вред здоровью при обстоятельствах, указанных в ч. ч. 3 или 4 ст. 111 УК РФ, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 2 ст. 226.1 УК РФ и соответствующей частью ст. 111 УК РФ.

Контрабанда денежных средств и инструментов

Ответственность за незаконное перемещение через границу денег и денежных инструментов (векселей, чеков, ценных бумаг) установлена в ст.200.1 УК РФ.

Крупный размер – это сумма, превышающая в 2 раза разрешенную к вывозу без декларирования, а особо крупный – в 5 раз превышающая разрешенную сумму. Преступление считается оконченным с момента истечения срока подачи таможенной декларации.

Виновному в преступлении назначается штраф в размере от 3-х кратной до 10-кратной суммы, которая была перемещена незаконно через границу либо принудительные работы до 2 лет или ограничение свободы на тот же срок.

В ч.2 указанной статьи предусмотрены квалифицирующие составы – контрабанда денежных средств в особо крупном размере и группой лиц. При вынесении приговора по ч.2 ст.200.1 УК РФ суд приговаривает виновного к выплате штрафа в размере от 10-кратной до 15-кратной суммы, которую виновный пытался перевезти контрабандным путем. В качестве дополнительного наказания судья может назначить принудительные работы или ограничение свободы на срок до 4 лет.

Обратите внимание!

Лицо освобождается от уголовной ответственности в случае, если оно добровольно сдало деньги и в его действиях нет признаков состава другого преступления. Передача денежных средств не признается добровольной во время проведения следственных действий, при применении форм таможенного контроля, а также в процессе задержания.

Объективные характеристики контрабанды сигарет

Контрабанда оценивается в качестве перенаправления через государственные границы материальных ценностей, любых товаров, запрещенных предметов и всевозможных веществ с любыми нарушениями законодательства, установленного в таможенной сфере. Незаконная перевозка запрещенных предметов квалифицируется в соответствии со статьей 188 КЕ РФ. По причине участия государства в таможенном союзе, возникли новые границы.

Состав преступления в момент осуществления злодеяния считается формальным, поэтому злодеяние будет считаться совершенным и завершенным непосредственно в момент пересечения запрещенным товаром государственных границ. В качестве признаков, отягощающих состав преступления, могут рассматриваться:

  1. Совершение нарушений нормативов таможенной сферы в особо крупном размере;
  2. Наличие предварительного сговора о незаконной перевозке сигарет и алкоголя;
  3. Совершение преступления организованной группой с предварительным сговором.

01
Консультация юриста по экономическим преступлениям бесплатно

Задать вопрос юристу 02

Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

8 800 707 84 52 03

Консультации в мобильном приложении

Цены на услуги юриста по экономическим преступлениям

Объектами преступлений, которые связаны с незаконной перевозкой товаров, выступают экономические интересы, общественные и финансовые отношения, всесторонняя целостность Таможенного союза. В качестве субъекта в момент совершения злодеяния выступает любое лицо, которое достигло дееспособного возраста. Злоумышленник в данной ситуации должен иметь прямой личностный умысел, а также стойкое желание довести неправомерные деяния до логического завершения.

Контрабанда алкогольной и табачной продукции

Уголовная ответственность наступает в случае незаконного перемещения через границу алкоголя и табака в крупном размере, то есть если их стоимость превышает 250 тыс. руб.

Обратите внимание!

При расчете исключается стоимость товаров, в пределах которой можно свободно без декларирования перевозить алкоголь и табачную продукцию.

За преступление, предусмотренное ч.1 ст.200.2 Уголовного кодекса РФ виновного ждет наказание в виде штрафа в размере от 300 тыс. до 1 млн руб. либо принудительных работ до 5 лет. Самое серьезное наказание – 5 лет лишения свободы.

Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору либо преступником является лицо, которое использовало служебное положение для совершения противоправного деяния, то это будут квалифицирующий состав (ч.2 ст.200.2 УК РФ) за который суд назначает более серьезное наказание – лишение свободы от 3 до 7 лет. Дополнительным наказанием может быть штраф до 1 млн руб. либо в размере заработной платы осужденного до 5 лет.

Наибольшую опасность для общества представляет контрабанда алкоголя и табака, совершенная организованной группой. Поэтому виновных ждет лишение свободы от 7 до 12 лет. В качестве дополнительного наказания суд может назначить штраф до 2 млн руб. либо ограничение свободы до 2 лет.

Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров

Ответственность за контрабанду наркотиков предусмотрена в ст.229.1 Уголовного кодекса РФ. За незаконное перемещение через границу наркотических средств виновному грозит наказание в виде лишения свободы от 3 до 7 лет со штрафом до 1 млн руб. и ограничением свободы до 1 года или без.

В ч.2 указанной статьи содержатся квалифицирующие составы – контрабанда наркотиков, совершенная:

  • группой лиц по предварительному сговору;
  • с использованием служебного положения;
  • в значительном размере.

В качестве наказания виновный направляется в места лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с назначением дополнительного наказания в виде штрафа до 1 млн руб. и ограничения свободы до 1,5 лет или без.

Более серьезное наказание грозит за незаконное перемещение через границу наркотиков в крупном размере. При вынесении приговора виновному назначается наказание в виде лишения свободы от 10 до 20 лет со штрафом и ограничением свободы до 2 лет или без такового.

Наибольшую опасность представляет контрабанда наркотиков в особо крупном размере и с применением насилия к сотрудникам таможни, поэтому за совершение преступления, суд направляет обвиняемого в исправительное учреждение на срок от 15 до 20 лет со штрафом и ограничением свободы или без.

Обратите внимание!

Значительный, крупный и особо крупный размер наркотических и психотропных веществ утверждается Правительством.

Полный перечень наркотических и психотропных веществ, оборот которых запрещен на территории нашей страны, содержится в Постановлении Правительства РФ от 01.10.2012 года №1002

Статья посвящена практическим последствиям (с примерами из адвокатской практики автора) декриминализации «товарной контрабанды», чрезмерной широте формулировок и наличию бланкетных норм в ст. 226.1 УК РФ. Сделан вывод о необходимости совершенствования законодательного регулирования ответственности за контрабанду ряда предметов.

Несмотря на, казалось бы, постоянную модернизацию таможенного законодательства, приведение его в соответствие с международными соглашениями, включая наднациональные нормы ВТО и ЕАЭС, а также постоянное усовершенствование таможенных технологий и оптимизацию процедур, у участников внешнеэкономической деятельности, к сожалению, по-прежнему много проблем. Значительная их часть связана не только с правоприменением на местах в условиях переходного периода таможенного администрирования от «бумажного» делопроизводства к «цифровому», но и с системными «минами», заложенными в российском федеральном законодательстве, устанавливающем юридическую ответственность за нарушения таможенных правил, включая уголовную – за контрабанду.

Декриминализация «товарной контрабанды»

Ранее контрабанда как незаконное перемещение товаров через таможенную границу России квалифицировалось по ст. 188 УК РФ. При этом отправной точкой для возбуждения уголовного дела становилось нарушение установленного порядка таможенного оформления и таможенного контроля (или полное их отсутствие) при высокой стоимости перемещенных через границу товаров.

Однако в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ так называемая товарная контрабанда декриминализована, ст. 188 УК РФ утратила силу.

То есть товарная контрабанда перестала быть преступной с момента вступления в действие указанного Федерального закона. В результате все деяния в виде недекларирования или недостоверного декларирования сколь угодно крупных партий товаров, не связанные с неуплатой таможенных платежей в крупном размере, казалось бы, должны были бы подлежать оценке только в контексте административного правонарушения и квалифицироваться, в частности, по ст. 16.2 КоАП РФ. А перемещение через государственную границу России и/или таможенную ЕАЭС, условно говоря, «особо опасных предметов» (сильнодействующих веществ, ядов, взрывчатки, оружия, ядерных материалов и т. д.), стратегически важных ресурсов и товаров должно наказываться по ст. 226.1 УК РФ. Естественно, ожидалось, что в список стратегически важных ресурсов и товаров попадут товары, вывоз которых за границу критически важен для экономики страны (например, лес или нефть).

Что же получилось в итоге?

Чрезмерная широта формулировок и наличие бланкетных норм в ст. 226.1 УК РФ

Итак, Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за совершение деяния, предусмотренного ст. 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 150-ФЗ).

Указанное преступление по степени общественной опасности отнесено законом к преступлениям против общественной безопасности (гл. 24), включенным в разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» УК РФ, и тем самым, по сути, приравнено к иным составам уголовных деяний, входящим в гл. 24 указанного раздела, включая: ст. 205 «Террористический акт», ст. 206 «Захват заложников», ст. 209 «Бандитизм» и др.

Вместе с тем, как следует из диспозиции нормы ст. 226.1 УК РФ, данный уголовный состав имеет в значительной части экономическую направленность преступной деятельности, если учитывать указанные в диспозиции нормы предметы посягательств – товары, ресурсы, животные.

При этом надо отметить, что уголовные составы утратившей силу ст. 188 УК РФ, ранее отнесенные законом к преступлениям исключительно в экономической сфере, де-факто возродились в действующей редакции ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, отнесенной, как уже отмечалось ранее, к преступлениям против общественного порядка. При этом, по сути, экономические деяния становятся преступлением большей, чем было ранее, степени общественной опасности.

Таким образом, «невнятностью» и непомерной широтой формулировок ст. 226.1 УК РФ созданы реальные предпосылки произвольного толкования данной нормы при ее применении, что уже, к сожалению, приводит к негативным для участников ВЭД последствиям.

Как следует из предписаний, содержащихся в диспозиции нормы ст. 226.1 УК РФ и примечаниях к ней, нормы указанной статьи не являются прямыми по своему действию (прямо прописанными), а носят бланкетный (отсылочный) характер, т. е. устанавливают правила поведения лишь в общей форме, не конкретизируя их. В связи с этим конкретизация отсутствующих правовых предписаний ст. 226.1 УК РФ содержится в специальных нормативных актах разных отраслей законодательства Российской Федерации, в том числе в подзаконных актах (постановлениях Правительства РФ и др.).

В силу бланкетной структуры диспозиции ст. 226.1 УК РФ обнаружилась проблематика ее применения, поскольку данная норма отсылает к огромному объему специальных норм, определяющих упоминаемые в статье понятия, для установления признаков и конкретных характеристик перечисленных в ней предметов посягательства.

Тем самым созданы реальные условия произвольного, расширительного толкования данной нормы правоприменителем (к сожалению, исходя из моего личного опыта адвокатской деятельности, в настоящее время системным толкованием норм права на практике, как правило, занимается оперуполномоченный), что может привести (и уже во многих случаях приводит) к необоснованному, с точки зрения правовой целесообразности, привлечению участников внешнеэкономической деятельности к уголовной ответственности. Например, содержание в диспозиции ст. 226.1 УК РФ понятий «иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники» допускает возможность отнесения к данным понятиям самых различных товаров – в частности, материалов, запасных частей и комплектующих общего (гражданского) назначения.

По мнению судьи Конституционного Суда РФ С. М. Казанцева, изложенному в определении Конституционного Суда РФ от 10 октября 2019 г. № 2647-О: «Установление в части первой статьи 226.1 УК Российской Федерации уголовной ответственности за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС “иной военной техники” ввиду отсутствия ясных и непротиворечивых критериев (признаков) отнесения продукции военного назначения к данной категории, ввиду нечеткого разделения продукции военного и двойного назначения представляется не отвечающим требованию формальной определенности, без чего не могут быть достигнуты единообразное понимание и применение соответствующих норм, а значит, и соблюдение общих принципов правового регулирования и правоприменения, и равенство всех перед законом. Таким образом, в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые положения статьи 226.1 УК Российской Федерации, обнаруживается неопределенность».

В связи с изложенным в целях конкретизации действующей нормы ст. 226.1 УК РФ и устранения возможности ее произвольного толкования представляется целесообразным внесение изменений в УК РФ в виде уточнения норм диспозиции данной статьи, а также разделения составов в УК РФ путем выделения отдельных составов для отдельных понятий (видов) перемещаемых через таможенную границу товаров (например, отдельную норму для отдельных видов стратегически важных товаров и ресурсов, отдельную норму для культурных ценностей и т. п.), которые не будут содержать бланкетные нормы, например отсылающие к перечням, утверждаемым Правительством РФ. Тем самым составы в этой части УК РФ будут иметь прямое действие.

Изложенная проблема, к моему великому сожалению, не единична и не надумана, и ее решение чрезвычайно актуально в контексте статистики, приведенной на официальном сайте ФТС России, из которой следует, что из 652 уголовных дел, возбужденных в I квартале 2020 г. Российскими таможенными органами, – 280 возбуждено по ст. 226.1 УК РФ. Между тем следует иметь в виду, что в соответствии с УПК РФ предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

Иными словами, это означает, что на практике по данной статье уголовные дела возбуждаются не только таможенными органами, но и МВД, ФСБ и СК РФ. Таким образом, по-видимому, 280 дел – это, конечно же, не окончательная «цифра» за I квартал 2022 г.

Примеры из личной практики

Приведу лишь пару примеров из своей адвокатской практики.

Итак, казус первый. Физическое лицо собирается лететь через аэропорт Шереметьево за границу. На руке у него бывшие в употреблении часы, но одной из самых престижных швейцарских марок, в корпусе из белого золота и с ремешком, который также содержит вставки из драгоценных металлов. Часы им приобретены относительно давно в одном из специализированных магазинов города Москвы. При прохождении таможенного контроля в «зеленом коридоре» эти часы и ремешок к ним у него изымаются, а в отношении него возбуждается уголовное дело по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, поскольку такие товары, как золотые часы (код ТН ВЭД ЕАЭС 9101) и ремешки со вставками из драгметаллов (код ТН ВЭД ЕАЭС 9113 10), включены в Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. № 923 (ред. от 7 июня 2022 г.).

В итоге это физическое лицо находится под реальным риском привлечения к уголовной ответственности, хотя даже за день до этого и предположить не могло, что уже несколько лет носит на руке стратегически важные для Российской Федерации товары – а именно швейцарские золотые часы и ремешок для них. При этом ему за такое «тяжкое» уголовное преступление грозит лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

Или вот еще один показательный случай.

Российское юридическое лицо закупает в Китае готовую рыбную продукцию (копченый угорь). При ввозе в Россию таможня по спорным основаниям корректирует таможенную стоимость товара в сторону ее увеличения, в связи с этим доначисляет таможенные платежи на сумму примерно 800 000 руб., а затем привлекает эту организацию к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ и назначает минимальный административный штраф по данной статье – в размере ½ от якобы неуплаченных таможенных платежей, что составило в этом случае «всего-то» около 400 000 руб., но без конфискации товара (я говорю здесь о конфискации только потому, что законодатель это также предусмотрел, но оставил (к слову, как и фактическую величину штрафа от ½ до 2-х-кратного) на усмотрение правоприменителя, зависимого, по большей части, от степени собственного великодушия, ограниченного необходимостью пополнения федерального бюджета). Но это еще не все. По признакам незаконного ввоза стратегического товара на территорию России (напомню, китайского копченого угря) в настоящее время проводится проверка сообщения о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, поскольку такой товар, а именно готовые продукты из рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных (коды ТН ВЭД ЕАЭС 1604–1605) тоже включены в тот самый уже упомянутый Перечень стратегически важных товаров и ресурсов.

Исходя из приведенных примеров, представляется, что далеко не все деяния, связанные с незаконным перемещением через таможенную границу ЕАЭС или Государственную границу Российской Федерации предметов посягательств, перечисленных в ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, представляют угрозу общественному порядку и безопасности государства. Очевидно также, что нормы ч. 1 ст. 226.1 УК РФ в действующей редакции требуют изменения с учетом уровня общественной опасности деяния, предусмотренного в данной статье в зависимости от предметов посягательств.

О необходимости совершенствования законодательного регулирования

В связи с изложенным было бы чрезвычайно своевременным в гл. 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности» разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» название ст. 226.1 и норму ч. 1 ст. 226.1 изложить в новой редакции, исключив из действующей редакции предметы посягательств, имеющие выраженную экономическую направленность либо не имеющие реальной общественной опасности. И это вполне оправдано с точки зрения соразмерности, поскольку, согласитесь, санкции в КоАП РФ по делам о нарушении таможенных правил таковы, что не каждая уголовная ответственность может с ними сравниться (пример этого я приводил выше).

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость защиты экономических интересов государства, было бы целесообразным также сохранить юридическую ответственность в соответствии с УК РФ в случаях незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС или Государственную границу Российской Федерации иных предметов, содержащихся в действующей норме ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, а именно – действительно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных), – которые, тем не менее, должны быть выделены в отдельные статьи УК РФ.

При этом эти новые статьи УК РФ должны быть сформулированы без использования таких юридических конструкций, как бланкетные нормы, и непосредственно содержать подробный перечень таких товаров, а также указание не на просто «перемещение через границу», а на направление такого перемещения (ввоз или вывоз) применительно к каждому товару либо группе товаров.

Тем самым предполагаемые новые составы в этой части УК РФ будут иметь не только прямое действие, но и отвечать принципам детализации, систематизации и кодификации норм права. Кроме того, практическая реализация таких изменений в уголовном законодательстве согласуется с идеей необходимости обеспечения принципов справедливости, гуманности, соразмерности и экономии мер уголовных репрессий.
Курочкин Константин

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]