Правовой ликбез: ответственность за пропаганду нацистской символики и экстремизм
Важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма.
В Российской Федерации запрещается использование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, как оскорбляющих многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах,
Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ в ст. 1 указанного Федерального закона содержатся важные положения, закрепляющие запрет фашизма.
Исследование и осуждение системы нацистского права, осуществленные на Нюрнбергском процессе, нашли свое отражение в определении фашизма, данного Российской Академией наук (1995 г.) (См. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. А.В. Малько. М.: Норма, 2004. С. 319).
Фашизм (нацизм) — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости; обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов; отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства разрешения международных проблем.
Нормативному регулированию борьбы с таким явлением, как экстремизм, посвящен, в частности, Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Закон о противодействии экстремизму).
Статья 1 Закона содержит перечень признаков, входящих в понятие экстремизма. В частности, к экстремизму (экстремистской деятельности) относятся:
— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
— публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
— возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
— пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;
— использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;
— организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
— финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг и др.
Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ) в примечании 2 ст. 282.1 также дает определение данного понятия для целей привлечения к уголовной ответственности за соответствующие преступления.
В частности, под преступлениями экстремистской направленности в РФ понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ (например, ст. ст. 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3 УК РФ, п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание.
Следует также обратить внимание на акт судебного толкования Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» , где в п. 2 дано соответствующее определение преступлений экстремистской направленности .
На основании ст. 15 Закона о противодействии экстремизму за осуществление экстремистской деятельности граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.
Так, ст. 20.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, атрибутики или символики нацистских, экстремистских организаций, а также иных атрибутики или символики, запрещенных федеральными законами, а также за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды указанной атрибутики или символики.
Статьей 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.
В Уголовном кодексе РФ, в частности, указаны следующие составы преступлений экстремистской направленности:
— публичные призывы (т.е. обращения к другим лицам в любой форме) к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ, п. 4 Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях экстремистской направленности);
— публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ);
— действия (например, высказывания о необходимости противоправных действий), направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года (ч. 1 ст. 282 УК РФ, п. 7 Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях экстремистской направленности);
Как указано в абз. 2 п. 2.1 Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях экстремистской направленности с учетом содержания диспозиции ст. 282 УК РФ к данным, указывающим на признаки соответствующих преступлений, относится не только сам факт размещения в сети Интернет или иной информационно-телекоммуникационной сети изображения, аудио- или видеофайла, содержащего признаки возбуждения вражды и ненависти, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам, содержащимся в данной статье, но и иные сведения, указывающие на общественную опасность деяния, мотив его совершения.
Согласно абз. 2 п. 8 Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях экстремистской направленности размещение лицом в сети Интернет или иной информационно-телекоммуникационной сети, в частности, на своей странице или на страницах других пользователей материала (например, видео-, аудио-, графического или текстового), созданного им самим или другим лицом, включая информацию, ранее признанную судом экстремистским материалом, может быть квалифицировано по ст. 282 УК РФ только в случаях, когда установлено, что лицо, разместившее такой материал, осознавало направленность деяния на нарушение основ конституционного строя, а также имело цель возбудить ненависть или вражду либо унизить достоинство человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе.
— создание экстремистского сообщества, руководство таким сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности, участие в нем, склонение, вербовка и иное вовлечение лиц к участию в нем (ст. 282.1 УК РФ);
— организация деятельности экстремистской организации (общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности), склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистской организации, а также участие в ее деятельности (ст. 282.2 УК РФ);
— финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ).
Также следует обратить внимание на то, что на основании п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы признается обстоятельством, отягчающим наказание.
Н. В. Кислицына, помощник городского прокурора, юрист 1 класса
Источник:
https://involokolamsk.ru/novosti/zakon-i-poryadok/vashe-pravo/pravovoy-likbez-otvetstvennost-za-propagandu-nacistskoy-simvoliki-i-ekstremizm
Штирлиц с двойкой на рукаве. Новый губительный закон?
1 июля президент России Владимир Путин подписал закон, которым запрещается демонстрация с целью пропаганды экстремистской деятельности изображений нацистских преступников, их пособников, атрибутов и символики. Увы, к тексту этого закона есть вопросы и у юристов, и у патриотической общественности: его можно истолковать так, что придётся заново издавать все учебники истории и переснимать все фильмы о войне.
Намедни в Киеве эсэсовца, дожившего до наших дней, хоронил президентский полк. Высшие военные почести были оказаны предателю, потому что его предательство Украина теперь считает подвигом. По улицам городов Украины и Прибалтийских республик ходят факельные шествия и парады «ветеранов» – бывших солдат СС. Теперь их там называют героями, поскольку они воевали против русских. В Чехии, в Праге, снесли памятник Коневу – чехи не хотят помнить, кто освобождал их от фашизма, им приятнее думать, что русские после войны их оккупировали и угнетали. С памятниками русским солдатам «воюют» в Польше. Что до наших западных партнёров, когда-то союзников по Второй мировой, то в Англии, США, а теперь и во Франции едва ли найдёшь молодого человека, который вообще помнит, что Гитлера победили именно русские, да что там, что они хотя бы помогали его победить. Отказ от исторической памяти – часть «ментальной войны», которую Запад ведёт против России и русских.
И Запад, увы, добивается успехов. В прошлом году на сайт «Бессмертного полка» преступники пытались выложить фото нацистских преступников – вместо фото незабвенных героев войны.
В России понимают, что позволить «ооОб увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» запрещает отождествление роли СССР и Германии во Второй мировой войне. Все высказывания типа «СССР был агрессором» теперь под запретом, и это совершенно правильно. Но если по первому закону вопросов нет и ни у кого, кроме русофобов, быть не может, то со вторым законом, вносящим изменения как в закон «Об увековечении Победы советского народа…», так и в закон «О противодействии экстремистской деятельности» (№280-ФЗ), увы, всё далеко не так просто.
Придется менять все учебники?
Главная новелла – запрет демонстрации изображений нацистских лидеров, демонстрации символики и атрибутики.
В Российской Федерации запрещается использование, в том числе публичное демонстрирование, нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных до степени смешения с нацистской атрибутикой или символикой, а также являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала…
Закон вводит и исключения, сообразно которым демонстрация изображений руководителей, атрибутики и символики допускается. Требования статей закона в новой редакции:
…не распространяются на случаи использования атрибутики, символики либо изображений руководителей групп, организаций или движений, названных в указанных частях, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма или отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацизма.
К сожалению, эта норма не совсем понятна. Спросим простыми словами: могут ли сейчас появиться в фильме о войне вражеские солдаты и офицеры в узнаваемой нацистской форме? Считать ли курьёзом закрашенную свастику на рукаве мундира Отто фон Штирлица в известном фильме – или это буквальное и точное исполнение закона? Как быть с портретами вражеских лидеров в учебниках истории? Или вот: следует ли считать исключением из запретительной нормы лекцию о преступлениях нацизма?
Казалось бы, ответы на эти вопросы интуитивно понятны. Но в законе не содержится примеров того, что можно считать оправданной демонстрацией, а что – ни в коем случае. Хотя каждый понимает, что разница между лекцией о преступлениях нацизма и собранием неонацистов, декламирующих цитаты вождей нацизма, существует.
Новый закон также вносит изменения в статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». В ней содержится перечисление того, что считается экстремистскими материалами.
Экстремистские материалы – предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала…
Понятно, что эта норма ставит вне закона, например, листовки современных экстремистов с цитатами нацистских лидеров. И это абсолютно правильно. Вне закона распространение в интернете в экстремистских группах отрывков из трудов нацистов и любые формы оправдания совершённых ими преступлений.
Но и к этой норме есть вопросы. Не подпадёт ли под её действие школьный или вузовский учебник, где содержатся обличающие нацистов цитаты из их же выступлений? Ведь именно эти цитаты легли в основу многих приговоров, вынесенных Нюрнбергским трибуналом. Полностью убрать такие цитаты из учебников – крайне опасно. Знание истории – это именно знание фактов, а не только деклараций типа «нацизм – это плохо».
Между тем не исключено, что создателям того или иного учебника в суде придётся доказывать, что цитаты были включены в образовательных целях, чтобы доказывать преступления, а не пропагандировать их.
Мнение юриста: закон как обоюдоострое оружие
Заслуженный адвокат России Дмитрий Краснов полагает, что новая норма недостаточно проработана и вполне может повлечь за собой переписывание истории.
Под действие нового закона могут попасть не только учебники истории, у нас есть ещё и кинофильмы – художественные, документальные. Ещё у нас есть музеи, где всё это висит, картины, фото- видеоматериалы. Как можно отделить одно от другого?
– отметил юрист.
По его мнению, «существует тонкая оценочная грань» между демонстрацией как пропагандой и демонстрацией в целях сохранения исторической правды. Краснов заметил, что фактически мы должны будем «наступить на горло Конституции и ввести цензуру».
И теперь каждый раз, когда какой-либо творец или учёный будет выдавать в свет своё произведение или научный труд, он будет садиться и думать, а какие последствия будут в отношении меня, если это сочтут экстремистскими материалами,
– обратил внимание юрист.
Остаётся также неясным, какие эксперты будут проводить оценку, добавил он. Возможно, придётся создавать некую экспертную группу. Критерии оценки могут быть потом прописаны в подзаконных актах, но пока нет судебной практики, этих пояснений не будет. Юрист согласился с тем, что закон может быть использован, например, против учёных, целью которых является на самом деле осуждение идеологии нацизма и сохранение исторической памяти.
Это обоюдоострое оружие, которое теоретически может использоваться теми, кто хочет переписать историю,
– заметил он.
Есть и ещё одна проблема. Она заключается в том, что учёные, авторы статей, диссертаций, профессора исторических факультетов, а также создатели документальных и художественных фильмов могут сами отказываться от работы с темой осуждения и выявления преступлений нацистов.
Я думаю, что исходя из консерватизма наших учёных и литературных деятелей, я скажу вам, как член правления Союза писателей города Москвы и как кандидат наук, что большинство из них вообще не будут затрагивать эту тему. Вскоре мы можем получить следующую ситуацию: люди, которые могли бы это описывать или предметом научного или художественного интереса которых это могло бы являться, просто этой темы касаться не будут,
– сказал юрист.
Краснов отметил, что вскоре мы можем увидеть американские, немецкие, польские, прибалтийские фильмы, которые «будут показывать свою версию истории, а наших таких фильмов уже не будет».
Трудно не согласиться с Дмитрием Красновым. Если в замысле закон о запрете на демонстрацию изображений нацистов, нацистской символики и так далее – это правильный закон, то необходимо сделать так, чтобы он правильно работал. Он не должен быть, выражаясь словами юриста, «обоюдоострым оружием». В нынешнем виде его можно использовать не для сохранения исторической памяти, а чтобы помочь предать нашу память забвению.
Нацисты и нацизм – это не «те, кого нельзя называть». Наоборот, чтобы не допустить повторения прошлого, они должны быть названы по именам. Непродуманные запреты – путь не к исторической правде, а к исторической амнезии.
Госдума разрешила демонстрировать свастику, но без пропаганды фашизма
Депутаты Госдумы в третьем чтении внесли
поправки в статьи 6 ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Теперь нацистская символика может присутствовать в произведениях искусства, литературы и науки, а также сообщениях СМИ при условии, что к идеологии формируется негативное отношение, и отсутствия признаков ее пропаганды или оправдания.
«Такая демонстрация возможна только при условии, что она не является ее пропагандой или не содержит оправдания преступлений фашистской Германии», — говорится в тексте закона.
Первоначально авторы инициативы предлагали разрешить демонстрацию нацистской и экстремистской символики «при условии осуждения нацизма», но затем эту формулировку убрали.
«Кусок абсурда»
Депутаты обратили внимание на расхождения в законах «О противодействии экстремистской деятельности» и «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В обоих законах формулировки выглядят по-разному. В первом обозначен запрет на демонстрацию нацистской атрибутики или символики, а во втором — нацистской символики в любой форме. В таком случае, как отметила одна из авторов инициативы Елена Ямпольская, советские фильмы о войне должны быть запрещены.
«Никто в тот момент не дал себе труда задуматься: а к чему приведет полный запрет на демонстрацию нацистской символики? Что дальше будет с фильмами о Великой Отечественной войне, в том числе — входящими в золотой фонд нашего кинематографа? — отметила председатель комитета Государственной думы по культуре.
— Очень важно, что принятие инициативы произошло сейчас, когда страна начала готовиться к 75-летию Великой Победы. Публикуя кадры из советских фильмов, плакаты, фотографии военных лет, наши граждане чтут подвиг предков и, безусловно, формируют негативное отношение к идеологии нацизма».
По мнению Ямпольской, принятые поправки помогли убрать «кусок абсурда из нашей жизни». При этом в информационно-аналитическом (внесен в список иноагентов Минюста) заметили, что непонятно, кто и каким образом будет устанавливать наличие «негативного отношения» к нацизму.
«Вопрос в том, кто будет решать, формируется ли негативное отношение или нет? Нередки случаи нейтральных публикаций, в которых демонстрируется нацистская символика. Например, случай журналистки из Смоленска Полины Данилевич (оштрафована за фотографию своего двора времен войны, на которой была видна свастика — «Газета.Ru»). Она же никак не демонстрировала свое отношение к нацизму, при этом сам снимок был взят с сайта исторической фотографии, — отметила руководитель раздела «Неправомерный антиэкстремизм» в Мария Кравченко.
— Исторические снимки не содержат оценочную характеристику. Исходя из этого, должен ли обязательно присутствовать комментарий, из которого ясно следует отношение публикатора? Если комментария не будет, человека нужно наказывать?»
По мнению эксперта, лучшим вариантом реформирования законодательства было бы внесение цели пропаганды как условия запрета наказания за публичное демонстрирование символики. «Если демонстрирование запрещенной символики делается в целях пропаганды идеологии соответствующей организации, то да, за это можно наказывать. Такой формулировки было бы достаточно», — пояснила Кравченко.
Актер Михаил Крылов, сыгравший лидера Третьего рейха в фильме «Гитлер капут!», также отреагировал на внесение Госдумой поправок.
«Я не понимаю, если свастика есть, то зачем ее замазывать? Кроме того, возникает вопрос, как определить, что именно является пропагандой, а что — негативным отношением? Где эта параллель?» — сказал «Газете.Ru» Крылов.
При этом до внесения поправок вопрос со свастикой и вовсе решался при помощи ретуши.
Так, в 2022 году депутаты заметили, что, согласно действующему законодательству, невозможно показывать классику советского кино — например, культовый фильм «Семнадцать мгновений весны» или документальную картину «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма. В произведении последнего, в частности, используется личный фотоархив Гитлера. При этом, по своему художественному замыслу, картина Ромма является абсолютно антифашистской.
«Из огромного количества материала мы отобрали то, что показалось нам самым поразительным, что дает нам возможность вместе с вами поразмышлять», — рассказывал режиссер.
В 2018-м в ходе работы над законопроектом депутаты решили, что регламентировать использование свастики необходимо также в музеях, реконструкциях, компьютерных играх и учебной литературе. По словам члена комитета Госдумы по безопасности Анатолия Выборного, современная молодежь должна знать историю Великой Отечественной войны и понимать смысл нацистской символики, однако в условиях законодательства у учителей при подаче материала могут возникнуть проблемы. Именно поэтому было разрешено использование свастики в учебных и просветительских целях.
Лайки, репосты и игрушки
Наиболее полное определение «нацисткой символики» содержится в утратившем силу законе
от 15 января 1997 года. Согласно нему, под понятие подходят «знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли», свастика, приветственные жесты и «всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую)».
Что касается наказания, то за публичную демонстрацию и пропаганду предусмотрен штраф в размере до 2 тыс. рублей (организациям — до 50 тыс.) или до 2,5 тыс. рублей в случае сбыта продукции. Вместе с тем применяется и административный арест на срок до 15 суток.
По данным
Судебного департамента при Верховном суде РФ, число россиян, привлеченных к ответственности за использование нацистской символики, с каждым годом растет. В 2018-м это были 1639 человек, в 2015-м — 1183.
При этом возбуждают дела по совершенно разным и порой абсурдным поводам: например, за репост
фото со свастикой или
лайки
к содержащему символику снимку. Наибольший резонанс вызвала ситуация с журналисткой Полиной Данилевич и
уголовное дело
по статье «возбуждение ненависти и вражды» из-за продажи в московском «Центральном детском магазине» на Лубянке солдатиков в нацистской форме.
«Пропаганда» и «демонстрация»
В 2022 году сенатор Антон Беляков внес в Госдуму законопроект, ограничивающий действие ст. 20.3 КоАП случаями пропаганды запрещенной символики или ее демонстрирования в пропагандистских целях. Беляков обратил внимание на то, что под действие закона попадают не только реальная пропаганда нацизма, но и, например, исторические и просветительский материалы.
«И на трофейном оружии, и на фотографиях и знаменах присутствует нацистская символика. Это действительно чисто юридическая проблема. Второпях приняли юридически некорректный текст, который нуждается в исправлении», — цитировал члена Совета Федерации ФАН
.
Автор законопроекта подчеркивал, что из-за неясной формулировки «пропаганда» и «демонстрация» требуется уточнение.
Еще в 2015 году Роскомнадзор представил результаты юридическо-лингвистического исследования Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. Эксперты пояснили, что в законе между понятиями «пропаганда» и «публичное демонстрирование» стоит соединительный союз «и». То есть понятия не просто перечисляются, они грамматически соединены между собой. Порядок же их употребления таков, что термин «пропаганда» находится в сильной, приоритетной позиции по отношению к термину «публичное демонстрирование».
По словам экспертов, лингвистически это означает, что само по себе публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма. Кроме того, специалисты указали, что использование нацистской и сходной с ней до смешения символики или атрибутики в исторических, научных и тому подобных целях признается допустимым.
Тогда в ведомстве заявили, что намерены использовать в своей правоприменительной практике именно такую трактовку соответствующих норм закона «О противодействии экстремистской деятельности». При этом показ нацистской символики не должен использоваться для оскорбления советского народа и памяти о понесенных в ВОВ жертвах, а также «для популяризации идей нацизма, теории расового превосходства и оправдания военных преступлений фашистов».
Федеральный закон «О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации« | ||
Народы нашей страны внесли решающий вклад в разгром фашизма, в избавление человечества от фашистского порабощения и геноцида. На протяжении 50 лет после окончания Великой Отечественной войны они боролись с попытками фашистского реванша, защищали идеалы свободы, демократии, гуманизма. Россия руководствуется пактами и соглашениями международного сообщества народов, направленными на искоренение фашизма и недопущение его возрождения. Последовательную антифашистскую направленность имеет Конституция Российской Федерации и Федеральные законы, провозглашающие защиту прав человека и гражданских свобод, национального и религиозного равноправия, демократических институтов.
Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон имеет своей задачей создание правового механизма предупреждения и пресечения пропаганды и иных способов распространения фашистской идеологии. Настоящий Федеральный закон опирается на основополагающие положения Конституции Российской Федерации и международные пакты о правах человека.
Статья 2. Основные понятия, используемые в Федеральном законе Под фашизмом в настоящем Законе понимаются идеология и практика господства одних наций и рас и подавления других, выражающиеся в посягательствах на права и свободы граждан, культе жестокости и насилия. Под пропагандой фашизма подразумевается публичное оправдание и распространение идеологии и практики фашизма средствами массовой информации, а также путем проведения публичных шествий, пикетирований, собраний, митингов, публичного использования фашистской символики и атрибутики, печатных, изобразительных, видео- и аудиоматериалов, прославляющих фашизм.
Статья 3. Пределы действия настоящего Федерального закона Не могут быть объектом запрещения личные взгляды человека. Запрещение пропаганды фашизма не должно ограничивать права граждан на свободу мысли и слова, печати, уличных шествий и иных публичных мероприятий, объединение в общественные организации.
Настоящий закон не распространяется на научное, литературное, художественное и иное творчество, если оно направлено не на оправдание или распространение фашизма, а на его изучение и объективное освещение.
Общественные объединения, органы государственной власти и местного самоуправления, а также граждане Российской Федерации вправе использовать информацию фашистского происхождения, если она не предназначена к массовому распространению и не будет вследствие этого способствовать пропаганде фашизма.
Статья 4. Общие принципы Публичные действия по пропаганде фашизма, которые обладают всеми признаками, предусмотренными в статье 2 настоящего закона, на территории Российской Федерации запрещаются. Распространение в публичных местах материалов, реабилитирующих фашистских главарей, снимающих с них ответственность за геноцид и другие преступления против мира, человечества и человечности, запрещается. За необоснованное объявление публичного действия пропагандой фашизма должностные лица несут материальную или дисциплинарную ответственность, а граждане или юридические лица, неправомерно обвиненные в фашизме, получают денежную компенсацию за причиненный им моральный и материальный ущерб в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Государственные органы, противодействующие пропаганде фашизма Противодействовать пропаганде фашизма обязаны все государственные органы. Непосредственное противодействие пропаганде фашизма осуществляют в пределах компетенции: а) органы внутренних дел, когда она осуществляется на территории, входящей в сферу их деятельности; б) органы прокуратуры, когда она связана с особо тяжкими преступлениями или осуществляется в масштабах всей страны; в) органы юстиции, когда она связана с возможным приостановлением или запретом деятельности (ликвидации) общественных объединений, зарегистрированных в установленном Законом порядке; г) суды, когда решаются спорные вопросы или пересматриваются решения, принятые другими органами; д) органы безопасности, таможни и пограничных войск, когда возникает вред от проникновения пропаганды фашизма из-за рубежа.
Статья 6. Противодействие граждан пропаганде фашизма Граждане Российской Федерации и их объединения противодействуют законными способами пропаганде фашизма. Эти способы включают в себя убеждение и предупреждение руководителей организаций и лиц, занимающихся пропагандой фашизма, формирование общественного мнения, организацию шествий, демонстраций, митингов, бойкотов и пикетирований, обращение в государственные органы, указанные в статье 5 настоящего Закона, а также в иные органы государственной власти. Противодействие пропаганде фашизма является гражданским долгом и может поощряться государством. Использование насильственных и других противоречащих законодательству мер противодействия пропаганде фашизма не допускается.
Статья 7. Порядок предупреждения пропаганды фашизма После обнаружения в действиях членов общественных объединений и иных граждан признаков пропаганды фашизма, подпадающих под статью 2 настоящего Закона, органы внутренних дел выносят официальное предупреждение руководящему органу общественного объединения и(или) гражданам, занимающимся пропагандой фашизма. Предупреждение оформляется в виде письменного протокола, экземпляр которого вручается под расписку представителю общественного объединения и(или) гражданам, занимающимся пропагандой фашизма. Если они не выполнят требования, содержащегося в предупреждении в установленные в протоколе сроки, то орган, вынесший предупреждение, ставит перед судом вопрос о привлечении их к ответственности за пропаганду фашизма. Предупреждение может быть обжаловано непосредственно в суд, либо вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу.
Статья 8. Ответственность за пропаганду фашизма Решение о привлечении к ответственности за пропаганду фашизма принимается судом на основании материалов, представляемых органами, перечисленными в статье 5 настоящего Закона. Пропаганда фашизма наказывается конфискацией предметов, которые могут быть признаны средствами пропаганды фашизма, или наложением денежного штрафа в размере от 50 до 100 минимальных зарплат, административным арестом лиц, виновных в пропаганде фашизма на срок до 15 суток. Деятельность общественных объединений или средств массовой информации, ведущих пропаганду фашизма, подлежит приостановлению и запрещению в порядке, предусмотренном законодательством соответственно об общественных объединениях или о средствах массовой информации.
Статья 9. Государственная поддержка антифашистской деятельности Государство сотрудничает с общественными объединениями, которые противодействуют пропаганде фашизма, оказывает им помощь и поддержку, не вмешиваясь в их внутренние дела. 22 июня объявляется ежегодным общероссийским днем поминовения жертв фашизма.
Статья 10. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Кодекс об административных правонарушениях
Статья 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
1. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики.
2. Изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Комментарий к статье 20.3 коап
КонсультантПлюс: примечание. Закон г. Москвы от 15.01.1997 N 1 «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы» утратил силу в связи с принятием Закона г. Москвы от 18.09.2002 N 43 «О признании утратившими силу отдельных законов города Москвы в связи с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
1. Согласно Закону г. Москвы «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы» от 15 января 1997 г. N 1 (в ред. Закона г. Москвы от 24 октября 2001 г. N 55):
под нацистской символикой понимаются знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии: свастики и других отличительных знаков государственных, военных и других структур, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом, фасций, приветственных жестов и т.д., — а также всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую); под изготовлением нацистской символики понимаются создание, тиражирование предметов, изображающих соответствующие знаки (символы), или материалов, содержащих их: плакатов, листовок, печатной, фото-, кино- и видеопродукции и т.д.; под распространением нацистской символики понимается передача вышеуказанных предметов или материалов другим лицам путем продажи или бесплатной раздачи; под демонстрацией нацистской символики понимается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-, кино- и видеоматериалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным; под ношением нацистской символики понимается наличие символики и атрибутики, напоминающей нацистскую (фашистскую), на одежде в виде нашивок, повязок, значков, других элементов, а также ношение иных предметов с ее изображением (часы, браслеты и т.д.).
КонсультантПлюс: примечание. Закон г. Москвы от 15.01.1997 N 1 «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы» утратил силу в связи с принятием Закона г. Москвы от 18.09.2002 N 43 «О признании утратившими силу отдельных законов города Москвы в связи с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
По смыслу ст. 3 указанного Закона г. Москвы не рассматривается в качестве противоправного действия воспроизведение нацистской (фашистской) символики в рамках художественных или научных фильмов и публикаций, осуждающих фашизм либо излагающих исторические события, а также отображающих культовые обряды, традиции с использованием знаков национальной геральдической символики России и других стран, когда соответствующая символика не может рассматриваться в качестве нацистской (фашистской).
2. Согласно п. 2 — 3 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий представляют собой разновидность экстремистской деятельности (экстремизма). Понятие «фашизм» законодательно не определено; в научной литературе под фашизмом, как правило, понимается политическое течение, базирующееся на государственной идеологии сильной личности, вождизма, расового превосходства.
Государство, опирающееся на идеологию фашизма (ит. fascismo), было создано в Италии в 1923 г. и просуществовало до 27 апреля 1945 г. (после официальной капитуляции Италии 3 сентября 1943 г. преемником фашистской государственности являлась Итальянская Социалистическая Республика (Repubblica Sociale Italiana, RSI), провозглашенная 18 сентября 1943 г.). По смыслу комментируемой статьи под фашистской атрибутикой или символикой понимается также атрибутика и символика нацистской Германии 1933 — 1945 гг. При этом необходимо учитывать объективные идеологические различия доктрин итальянского фашизма и национал-социализма, исключающие отождествление понятий «фашизм» и «национал-социализм» в их юридическом истолковании.
Под нацистской (фашистской) атрибутикой по смыслу данной статьи понимаются сущностные отличительные признаки, свойственные фашистской идеологии и фашистскому государству. Под нацистской (фашистской) символикой в комментируемой статье понимается совокупность фашистских символов, среди них государственная символика: государственный флаг и государственный гимн фашистской Италии и нацистской Германии, военная символика войск СС, прежде всего знаки воинского различия подразделений СС, как правило укомплектованных членами Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП), добровольцами — адептами идеологии национал-социализма.
К нацистской (фашистской) символике относятся: — эмблема НСДАП, знамя (флаги, штандарты), бланк, плакаты, листовки НСДАП и сопутствующая символика (френчи, фуражки, нарукавные знаки, пряжки, другие детали экипировки руководителей НСДАП), эмблема и штандарты СА (Sturmabteilung, SA) — штурмовых отрядов, военизированных подразделений НСДАП; — эмблема, флаги, штандарты и другая символика фашистской организации бывших ветеранов национальной войны — «Союз ветеранов» (Fasci di Combattimento), Национальной фашистской партии Италии (Partito Nazionale Fascista), Фашистской республиканской партии Италии (Partito Fascista Republicano); — символика СС (Schutzstaffeln, SS) (нарукавные знаки, эмблемы и т.п.), охранных военизированных подразделений НСДАП, в том числе символика воинских подразделений СС, непосредственно участвовавших в боевых действиях (фуражки, полевые кепи, нарукавные нашивки, петлицы, кинжалы, прочие детали униформы), а также символика структурных подразделений СС, например знаки отличия службы безопасности СД (Sicherheitsdienst, SD); — символика гестапо (Geheime Staatspolizei, Gestapo) — тайной государственной полиции (эмблема, жетоны сотрудников гестапо и т.п.).
Принадлежность символики рейхсвера, вермахта (наименование вооруженных сил Германии соответственно в 1933 — 1934, 1935 — 1945 гг.), родов вооруженных сил — ВВС, ВМС, сухопутных войск, органов оперативного управления ВС Германии — главного командования вооруженных сил (Oberkommando der Wehrmacht, OKW); главного командования сухопутных войск (Oberkommando der Heeres, OKH); генерального штаба, штаба оперативного руководства военно-воздушных сил (Oberkommando der Luftwaffe, OKL); штаба военно-морских сил (Oberkommando der Kriegsmarine, OKM); знаков отличия резервистов, ветеранов и полувоенных организаций (Ассоциации ветеранов Первой мировой войны (Kuffhauserbund), Национал-социалистического немецкого союза фронтовиков (Первой мировой войны, NSDFB), вспомогательной сельской полиции (Landwacht), муниципальной полиции (Gemeindepolizei), охранной полиции (Schutzpolitzei), пожарной охраны (полиции, Feuerschutzpolizei), тайной полевой полиции (Geheime Feldpolizei) — нарукавных повязок, кокард, значков, нашейных блях и т.п., а также символики Гитлерюгенда (Hitlerjugend) — молодежной организации, действовавшей под контролем НСДАП, нагрудные (квалификационные) знаки, удостоверяющие принадлежность к Гитлерюгенду, эмблемы, нарукавные нашивки (повязки), ножи членов Гитлерюгенда и т.п., к фашистской символике, во всяком случае, оспорима: в соответствии с решениями Международного военного трибунала в Нюрнберге к преступным организациям были отнесены руководящий состав НСДАП, СС, СД и гестапо.
Применительно к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» эмблема политической партии рассматривается в качестве одного из ее символов. Распространение или пропаганда атрибутов или символов, отождествляемых с нацизмом (фашизмом), в электронных, печатных СМИ либо в иных формах с целью расширения их воздействия на различные слои населения квалифицируются в качестве рассматриваемого административного правонарушения. В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей Национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Согласно ст. 8 указанного Федерального закона в случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо МПТР России, либо Генеральным прокурором РФ или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее 10 дней со дня вынесения предупреждения. Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.
В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном указанным Федеральным законом порядке.
КонсультантПлюс: примечание. Закон г. Москвы от 15.01.1997 N 1 «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы» утратил силу в связи с принятием Закона г. Москвы от 18.09.2002 N 43 «О признании утратившими силу отдельных законов города Москвы в связи с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
При истолковании данной статьи КоАП следует учитывать различные варианты перевода названия нацистской партии Германии (Nazionalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei) применительно к данному Федеральному закону и Закону г. Москвы «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы» (см. дефиницию нацистской символики в п. 2 данного комментария). При этом Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», в отличие от Закона г. Москвы, базируется на традиционном варианте перевода, введенном в обиход советской научной литературой (ср., например, с современным вариантом перевода НСДАП: Раевский М.В. Немецко-русский словарь сокращений. М., 2000. С. 192). 3. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).
Вернуться к списку законов | На главную страницу |