Комментарии к статье о порядке составления рапорта об обнаружении признаков состава преступления


Рапорт об обнаружении признаков преступления – особый вид юридического документа, основной задачей которого является информирование руководителя правоохранительного органа об обнаруженных сведениях по какому-либо делу. В рапорте излагают обстоятельства и факты, которые впоследствии могут стать основанием для возбуждения уголовного дела. Правила оформления и условия составления рапорта о нахождении признаков состава преступления изложены в новой редакции от 19.02.2018 статьи 143 УПК РФ.
Многоканальная бесплатная горячая линия Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00

Москва и область: +7 (495) 662-44-36

Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Форма рапорта об обнаружении признаков преступления

Правильный образец отчета о нахождении признаков преступления можно найти в приложении к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (УПК РФ). Однако особо жёстких требований к бланку рапорта нет. Это означает, что рапорт может быть написан и в свободной форме.

Однако, есть ряд параметров, указание которых необходимо в данном виде документа:

  1. Место совершения.
  2. Время совершения правонарушения.
  3. Суть злодеяния (что произошло и при каких обстоятельствах).
  4. Информация о подозреваемых и свидетелях преступления.

В правом верхнем углу необходимо указать звание и должность руководителя, для которого данный документ составляется.

Внизу документа обязательно указывается звание и должность сотрудника, который составляет данный доклад, ставится его подпись, а также указывается дата составления рапорта. Указывать дату необязательно, потому что сразу после поступления документа дежурный регистрирует рапорт в книге по учёту сообщений о преступлениях.

Как правило, в конце доклада сотрудник правоохранительной службы провести проверку и следствие по происшествию в установленном законом порядке.

После регистрации рапорта он попадает на рассмотрение к руководителю соответствующего правоохранительного органа, который обладает полномочиями начать проверку и следствие. Зачастую начальник службы даёт поручения относительно следствия тому самому сотруднику, который составлял рапорт, позволяя ему продолжать заниматься данным делом.

Однако не во всех случаях составления рапорта возбуждается уголовное преследование.

В результате проверки происшествия руководитель следственного органа может принять одно из трёх следующих решений:

  • он может возбудить уголовное дело;
  • он может отказать в возбуждении дела;
  • наконец, в определённых случаях он может передать дело по подследственности.

Таким образом, рапорт о нахождении признаков преступления выполняет две важные функции: с его помощью сотрудник информирует начальника службы о происшествии и имеющихся по нему обстоятельствах, а также просит его разрешение продолжить следствие по данному делу. Но в последнем сотруднику может быть отказано.

Основания для составления рапорта

Рапорт об обнаружении признаков совершения злодеяния может быть написан не только по результатам работы работника следственного органа. Любой гражданин страны или республики имеет право сообщить или заявить о правонарушении. Ведь основной задачей правоохранительной системы является охрана и защита интересов, прав и жизни граждан государства, в том числе от любых уголовных деяний и посягательств со стороны других лиц. Таким образом, рапорт может быть составлен сотрудником службы по заявлению любого гражданина РФ.
Источник получения информации, т.е. сведения о гражданине, который сообщил о совершенном злодеянии, обязательно фиксируются.

Рапорт о нахождении признаков совершения преступления является документом, необходимым в уголовно-процессуальном праве для грамотного и законного расследования обстоятельств правонарушения. Данный документ составляется до начала уголовного производства и может стать основанием для его возбуждения.

В действующей редакции ст. 143 УПК РФ изложены принципы составления и подачи доклада о правонарушении:

  1. Рапорт может быть составлен только после сообщения о готовящемся или совершённом правонарушении.
  2. В рапорте может быть изложена только объективная сторона состава правонарушения, которое можно отнести к категории опасного, особо опасного или общественно опасного деяния.
  3. Анализируются все имеющиеся доказательства, допрашиваются свидетели по делу, и лишь на основании имеющейся информации составляется рапорт.
  4. Сам факт наличия сообщения о преступлении не может стать основанием для возбуждения уголовного преследования.

Говоря о последнем пункте, стоит отметить, что бывают случаи, когда, например, сведения в поданном начальнику службы рапорте не имеют ничего общего с правонарушением, так как в деле полностью отсутствуют признаки преступления. В данном случае нельзя говорить о необходимости возбуждения уголовного дела.
Помимо заявления граждан о совершении преступления, существует ещё ряд оснований, при которых выявляется деяние и оформляется рапорт:

  • когда сотруднику стало известно о совершении преступления;
  • после поступления устного сообщения о совершении преступления (в том числе телефонного звонка);
  • в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • в результате обнаружения в СМИ и иных публикациях сообщений о совершении правонарушения;
  • в результате выявления иного правонарушения в ходе уголовного процесса.

Сотрудники правоохранительных служб могут узнать о совершении правонарушения из любого источника, включая граждан и средства массовой информации.

О чем гласит статья?

В ст. 141 УПК рассмотрены способы подачи заявления и правила его оформления. Несоблюдение установленных законом правил может стать причиной отказа в рассмотрении документа и использования его в качестве повода для возбуждения дела.

Важной составной частью указанной статьи УПК РФ, выступает ссылка на нормы УК, предусматривающие ответственность заявителя в случае совершения заведомо ложного доноса. Также в статье указаны ссылки на другие важные, смежные статьи УПК.

Основные положения ст. 141 УПК

Статья 141 УПК РФ «Заявление о преступлении» содержит в себе 7 пунктов:

  • Заявление о преступлении можно подавать в любой удобной форме – письменной или устной.
  • Подаваемый документ в письменной форме должен быть подписан заявителем.
  • Предоставленные в устной форме данные вносятся в протокол. Этот документ должен быть подписан заявителем и должностным лицом, составившим протокол. Документ должен содержать полные данные о заявителе и информацию о его документах, подтверждающих личность. Чаще в качестве документа выступает паспорт. В некоторых случаях допускается использование военного билета и водительского удостоверения.
  • Если устное сообщение было сделано заявителем в ходе судебного разбирательства, то оно должно быть занесено в протокол.
  • Если заявитель не имеет возможности лично прибыть для составления протокола, то документ оформляется согласно правилам, прописанным в ст. 143 УПК. Этой статьей регламентированы правила составления рапорта должностным лицом, которое обнаружило признаки противоправного действия.
  • Документ должен содержать в себе информацию о том, что заявитель предупрежден о возможности привлечения к уголовной ответственности за дачу ложных показаний в соответствии с положениями статьи 306 УК РФ.
  • Анонимное устное или письменное заявление о готовящемся или совершенном преступном деянии не может быть поводом для возбуждения дела.

В УПК РФ заявление о преступлении обозначено, как отправная точка начала расследования. Изначально им инициируется доследственная проверка, а после, при наличии оснований, возбуждение дела. Поэтому правилам составления и подачи уделено большое значение.

В каких случаях применима ст. 141 УПК?

Положения рассматриваемой статьи применимы во всех случаях, когда человек хочет сообщить о готовящемся или уже совершенном противоправном действии. Он имеет возможность сделать это в любом отделе полиции, независимо от места где было совершено преступление. Прием подобного рода сообщений ведется 24 часа в сутки. Если рядом нет отделения полиции, то обращение может быть принято любым сотрудником МВД при исполнении.

Заявления принимаются и другими способами. Согласно приказу МВД РФ от 4 мая 2010 года под номером 333, такие документы могут быть отправлены с помощью любого вида связи, например, по почте или с помощью Интернета.

Порядок рассмотрения сообщений о преступлении и сроки возбуждения дела по УПК РФ статья 144

Заявление рассматривается в течение 3 дней. Срок может быть увеличен до 10 дней и даже месяца. Любое решение, принятое касательно поданного заявления, должно быть сообщено заявителю не позже чем через 24 часа.

Рапорт по сообщениям граждан

Всего выделяют два источника получения информации о злодеяниях, при совершении которых оформляется рапорт о нахождении признаков преступления:

  1. Информация может быть получена от любого гражданина страны в устной или письменной форме.
  2. Сведения могут стать известны правоохранительным службам в результате их публикации в средствах массовой информации, интернете и др.

Сообщение о совершённом или планируемом преступлении может быть передано гражданином в устной или письменной форме. Например, человек, владеющий информацией о похищении или удержании в заложниках кого-либо, может сообщить об этом полицейскому. Сотрудник, в свою очередь, обязан доложить своему руководству данную информацию, написав соответствующий рапорт. Он так же может быть составлен даже на основании телефонного звонка, совершённого по общероссийскому номеру 02.

Если же преступление было выявлено сотрудником правоохранительного органа, при этом гражданин воздержался от подачи заявления о совершённом правонарушении, этот сотрудник также обязан оформить рапорт и направить его руководству отдела по внутренним делам.

В случае когда человек отказывается заявлять о совершённом деянии, рапорт всё равно оформляется в соответствии с требованиями УПК РФ. Умышленное укрывательство действий преступного характера является нарушением закона, в связи с чем гражданин несёт уголовную ответственность. Это обусловлено тем, что многие правонарушения потенциально опасны как для жителей города и страны, так и для государства в целом, даже несмотря на тот факт, что преступление может быть совершено по отношению к физическому лицу.

Также существуют публичные дела, для выявления которых не требуется заявление отдельного лица или группы лиц. Составленный сотрудником правоохранительного органа рапорт, в котором указаны все необходимые сведения, является основанием для возбуждения дела.

Все виды преступлений, в случае совершения которых необходимо заявление пострадавшего, относят к частным делам. Их перечень определяет статья 20 УПК РФ.

Юридическая практика

Применение положений 141 статьи УПК РФ имеет множество примеров. Наиболее яркие из них таковы:

  • 2 августа 2022 года в ящике для обращений граждан было обнаружено анонимное заявление, в котором содержалась информация о регулярных избиениях гражданином И. своей гражданской жены гражданки П. Согласно общепринятым правилам, такое заявление не могло стать поводом для возбуждения дела. Тем не менее была проведена проверка, в ходе которой указанные факты подтвердились. Проводивший проверку сотрудник составил рапорт.
  • 25 мая 2022 года несовершеннолетний гражданин Т. в присутствии родителей подал заявление, содержащее в себе информацию о краже у него мобильного телефона, с указанием подозреваемого, – своего знакомого гражданина М. В ходе проведения следственных действий было выявлено, что последний не крал гаджет, а гражданин Т. потерял его, но боялся признаться в этом родителям. Таким образом заявление стало вещественным доказательством по делу, возбужденному в соответствии со статьей 306 УК РФ.

Заявление в полицию и прокуратуру о мошенничестве

Представлены в юридической практике и курьезные случаи. Некоторые граждане подают заявления по любым поводам. К примеру, 28.09.2008 года гражданкой П. было подано заявление о том, что из пруда, расположенного неподалеку от ее дома, пропали дикие утки в количестве 6 штук. Полиция (на тот момент милиция) обязана проверять любые заявления, несмотря на их абсурдность, проводить проверку и давать ответы гражданам. Так очевидно, что в конкретном случае птицы отправились на юг на зимовку. Может показаться, что практика подачи таких заявлений имеет единичный характер, но нет. Количество таких обращений достигает до 5-6% от общего числа.

Какие решения могут быть приняты по ст. 141 УПК?

В соответствии с положениями рассматриваемой статьи, должностными лицами принимаются следующие решения:

  • возбуждение дела по причине наличия повода и выявленных обстоятельств;
  • отказ в возбуждении по причине отсутствия состава преступления или анонимности сообщения;
  • возбуждение дела с привлечением заявителя к ответственности.

Последний вариант решения практикуется не сильно часто. Случаи его применение чаще обусловлены значимостью вреда ложного доноса.

Заявление в ходе расследования и судебного процесса

Если в ходе следствия или суда было подано заявление, то оно включается в протокол. Подобная возможность предусмотрена рассматриваемой статьей.

Возбуждение уголовного дела, поводом к которому стало новое заявление, может быть осуществлено тем же должностным лицом, если речь идет о предварительном следствии. Также заявление может быть передано для рассмотрения другому сотруднику следственного органа, но часто дела объединяются. Если заявление подано в ходе судебного слушания, то поводом к возбуждению является выделение материалов дела прокурором и отправкой их в орган предварительно следствия.

Как показывает практика, чаще имеют место встречные заявления. Например, произошла драка, но обратиться в полицию решила лишь одна сторона. После получения повестки, второй участник драки выбирает такой же способ противодействия. Разумеется, известны и другие случаи, например, подозреваемый рассчитывающий на особый порядок, сообщает об известных ему правонарушениях.

Ст. 141 УПК – это важная составная часть настоящего кодекса. Соблюдение ее положений является залогом успеха всего уголовного процесса.

Сообщение о совершении правонарушения по инициативе госслужб

Рапорт о нахождении признаков преступления может составить только компетентный и уполномоченный сотрудник правоохранительного органа. Документ составляется на основании показаний граждан или информации, полученной из средств массовой информации. Также он может быть оформлен на основании результатов действий сотрудника, благодаря которым органам удалось обнаружить преступление. Данный документ позволяет формировать отчётность и статистику по всем совершённым злодеяниям.
Рапорт оформляется в любом из нижеперечисленных случаев:

  • при обнаружении гибели потерпевшего, который был убит;
  • при обнаружении преступлений по отношению к государству и государственным службам;
  • при обнаружении иных последствий тайно совершённого злодеяния, и др.

Во всех этих случаях заявления от граждан не требуются. Рапорт, составленный сотрудником правоохранительной службы, является основанием для возбуждения преследования. Показателем высокого уровня труда полицейского в таком случае становится факт раскрытия им совершённого злодеяния.

Рапорт, оформляемый на основании результатов оперативных мероприятий

Рапорт может быть подан сотрудником правоохранительной службы не только после совершения преступления, но и до этого. Если в результате следствия уполномоченный сотрудник узнаёт о готовящемся преступлении, он может составить рапорт с целью предотвращения совершения злодеяния. Однако данная тактика не очень продуктивна. После проведения оперативно-розыскных мероприятий возбуждение дела будет невозможно ввиду отсутствия доказательств. Поэтому лучшим вариантом станет разоблачение правонарушителей во время совершения преступления, что впоследствии позволит привлечь их к уголовной ответственности.
К таким преступлениям относят различные виды уголовных деяний, в том числе:

  1. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
  2. Кражи и ограбления.
  3. Общественно опасные деяния, в результате которых привлекаются иные структуры защиты граждан и правопорядка (МЧС, МВД и др.).
  4. Дела, расследуемые в рамках ГПК РФ.
  5. Преступления против правительственных структур.

Как правило, такие случаи не фиксируются в книге по учёту сообщений о преступлениях. Их записывают в специальных документах, которые строго засекречены и не подлежат огласке.

В оперативном учёте информация фиксируется оперативными службами в целях дальнейшего улучшения оперативных разработок.
После задержания правонарушителей составляется обыкновенный рапорт в соответствии со всеми требованиями УПК РФ, который подлежит регистрации и передаче руководителю правоохранительной службы.

Рапорт и содержащаяся в нём информация проверяется в течение 10 дней. В особых случаях время проверки может быть продлено на срок не более 30 дней. Однако в некоторых особо серьёзных случаях, когда требуется выявление особо опасных преступлений, необходимо несколько месяцев.

Выполнение оперативных мероприятий начинается с момента начала публичных проверочных действий и возбуждения дела. Перед оформлением рапорта собираются доказательства, улики, производится задержание подозреваемых, заполнение необходимых документов.

Рапорт о преступлении, выявленном в процессе расследования

Заполнение и предоставление руководителю рапорта о совершении преступления обязательно даже в том случае, когда данное преступление выявлено в процессе расследования другого дела. Сотрудник органа в ходе своего следствия может выявить факт совершённого преступления или преступления, находящегося на стадии подготовки. Зачастую оно не имеет ничего общего с делом, в ходе расследования которого данное правонарушение было выявлено. Однако практика показывает, что иногда выявленное преступление и его обстоятельства могут быть весьма тесно связаны с первоначальным уголовным делом.
Важно отметить, что заявление о совершённом или готовящемся преступлении может быть подано в ходе судебного заседания любой из сторон в устной форме. В таком случаеэти сведения фиксируются в протоколе, копия нотариально заверяется и направляется в правоохранительные органы в виде рапорта. Данные сведения могут значительно изменить ход судебного процесса.

Подобный рапорт имеет такую же форму, что и рапорт об обнаружении признаков преступления. В нём обязательно нужно указать:

  • звание, должность и Ф. И. О. руководителя, которому будет адресован рапорт;
  • сведения о совершённом злодеянии с указанием времени, места, участников и свидетелей правонарушения;
  • сведения о сотруднике, который составил рапорт (должность, звание, Ф. И. О.);
  • дату составления;
  • подпись составителя рапорта.

Проверка по результатам зарегистрированного рапорта проводится в том же виде, что и проверка при работе с обыкновенным рапортом. Кроме этого, в возбуждении уголовного дела также может быть отказано.

По окончании проверки по рапорту стороны уголовного расследования и иные заинтересованные лица обязательно должны быть уведомлены о результатах этой проверки и о решении руководства. Кроме того, им разъясняют все имеющиеся у них права, связанные с обжалованием принятого решения.

Рапорт об обнаружении признаков состава преступления является неотъемлемой частью уголовного процесса. Составленный на основании информации, полученной сотрудником от граждан страны или из иных источников, включая средства массовой информации и интернет, рапорт зачастую является основанием для возбуждения уголовного дела. Кроме того, подробная и краткая информация о сторонах злодеяния, доказательствах, месте и времени его совершения и о свидетелях позволяет быстро вникнуть в суть дела и провести необходимые следственные мероприятия.

Статья 141. Заявление о преступлении

Опубликовано 03-02-2011

1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.

2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.

6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Комментарий к статье 141

1. Заявление о преступлении — документ, в котором излагаются события и обстоятельства, оцениваемые заявителем как совершенное или подготавливаемое преступление.

2. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Под устными заявлениями понимаются обращения граждан и организаций в правоохранительные органы или к судье без передачи ими в письменной форме информации о совершенном или подготавливаемом преступлении. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, которое подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

3. При приеме устного заявления сотруднику правоохранительного органа необходимо надлежащим образом выяснить личность заявителя по паспорту или иному документу, удостоверяющему личность. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется рапортом об обнаружении преступления.

4. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. В случае, когда заявитель не достиг шестнадцатилетнего возраста, ему в доступной для него форме следует разъяснить те уголовно-процессуальные последствия, которые вытекают из подаваемого им заявления о совершенном преступлении. Такие заявители об уголовной ответственности за заведомо ложный донос не предупреждаются. Однако о разъяснении несовершеннолетнему или малолетнему последствий в связи с подачей им заявления целесообразно в протоколе устного заявления сделать отметку, удостоверяемую его подписью.

5. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. При этом заявитель также должен быть предупрежден об ответственности по ст. 306 УК, если он лично прибыл в правоохранительный орган с целью вручить написанное им заявление. Если заявление получено по почте, то предупреждение об ответственности производится либо при получении от заявителя объяснений, либо при допросе его в качестве потерпевшего или свидетеля.

6. В случаях, когда письменное заявление написано невнятно и содержащуюся в нем информацию трудно оценить, целесообразно рекомендовать заявителю оформить его заявление по правилам приема устного заявления и при согласии составить протокол устного заявления о совершенном преступлении с соблюдением требований, предусмотренных коммент. статьей.

7. Сообщения о совершенном или подготавливаемом преступлении, исходящие от учреждений, организаций и предприятий, а также и от должностных лиц, должны быть сделаны в письменной форме и содержать реквизиты официального документа.

8. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Вместе с тем орган дознания не должен игнорировать анонимную информацию, указывающую на криминальный характер события. Анонимные письма, содержащие данные о преступлении, не уничтожаются, а передаются в оперативные службы для использования в пресечении и раскрытии преступления.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]