Нелегальное получение и разглашение сведений, составляющих банковскую, налоговую или коммерческую тайну – преступление не слишком распространенное. Так, в 2022 году по ст.183 УК РФ было осуждено всего 22 человека, в первой половине 2019 года – 23 человека (по данным Судебного департамента при ВС РФ). Рассматриваемое преступление появилось в УК РФ в 1996 году: предыдущее уголовное законодательство по понятным причинам не содержало подобной статьи.
Ст.183 УК РФ закрепляет два вида преступлений:
- Собирание информации, составляющей банковскую, коммерческую или налоговую тайну (ч.1 ст.183 УК РФ).
- Нелегальное распространение или использование сведений, составляющих банковскую, коммерческую или налоговую тайну субъектом, которому она была доверена или стала известна по работе или службе (ч.2 ст.183 УК РФ).
В первом случае субъект преступления общий – лицо, достигшее возраста 16 лет. Во втором случае субъект специальный – лицо, которому тайна была доверена или стала известна по работе или службе (например, это могут быть банковские сотрудники, операторы сотовой связи, работники государственных органов и т.д.). Обращает на себя внимание конструкция объективной стороны преступления, предусмотренного ч.1 ст.183 УК РФ: деяние совершается посредством похищения документов, путем угроз, подкупа и совершения иных противозаконных действий. Оба преступления считаются оконченными в момент совершения описанных действий.
Постановление Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19
В связи с вопросами, возникающими у судов по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет:
1. Обратить внимание судов на направленность уголовной ответственности за преступления против интересов государственной службы на обеспечение защиты граждан от коррупции и других общественно опасных деяний, совершенных должностными лицами по службе. Лица, злоупотребляющие должностными полномочиями либо превышающие свои должностные полномочия, посягают на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства.
2. Судам при рассмотрении уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) необходимо устанавливать, является ли подсудимый субъектом указанных преступлений – должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
3. К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
4. Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т. п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
5. Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
6. Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.
Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т. п.), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.
7. В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию.
Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе. К ним следует относить:
лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка);
лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.
Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.
Начальники по воинскому званию определены в статье 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (в частности, сержанты и старшины являются начальниками по воинскому званию для солдат и матросов только одной с ними воинской части).
8. Субъектом преступлений, предусмотренных частью статьи 285 УК РФ и частью статьи 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации.
9. При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью статьи 285 УК РФ или частью статьи 286 УК РФ, судам следует исходить из пунктов 2 и 3 примечаний к статье 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (пункт 2 примечаний), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, – лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 3 примечаний). Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 (в редакции от 1 декабря 2008 г.).
10. Наряду с лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, субъектом ответственности по части 2 статьи 285 УК РФ и части 2 статьи 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования – высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
11. Судам следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена статьей 201 УК РФ.
Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией.
К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации).
В тех случаях, когда указанные лица используют свои полномочия вопреки законным интересам коммерческой или иной организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, они подлежат ответственности по статье 201 УК РФ, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства.
12. Если в результате злоупотребления полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, причинен вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению руководителя данной организации или с его согласия (статья 23 УПК РФ). В случае причинения вреда интересам других организаций (например, некоммерческой организации, государственному или муниципальному предприятию), а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование за злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации осуществляется на общих основаниях (пункт 3 примечаний к статье 201 УК РФ).
Когда в результате злоупотребления полномочиями руководителем коммерческой или иной организации вред причинен исключительно этой организации, уголовное преследование руководителя осуществляется по заявлению или с согласия органа управления организации, в компетенцию которого входит избрание или назначение руководителя, а также с согласия члена органа управления организации или лиц, имеющих право принимать решения, определяющие деятельность юридического лица.
13. В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или превышения должностных полномочий (статья 286 УК РФ), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК РФ).
14. Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (статья 42 УК РФ).
Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации со ссылкой на часть 3 или часть 4 статьи 33 УК РФ.
Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.
15. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) судам следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).
Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.
16. При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) подсудимого состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать:
корыстную заинтересованность – стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т. п.);
иную личную заинтересованность – стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. п.
Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
17. В отличие от хищения чужого имущества с использованием служебного положения злоупотребление должностными полномочиями из корыстной заинтересованности образуют такие деяния должностного лица, которые либо не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественной выгоды от использования имущества не по назначению), либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества.
Если использование должностным лицом своих служебных полномочий выразилось в хищении чужого имущества, когда фактически произошло его изъятие, содеянное полностью охватывается частью статьи 159 УК РФ или частью статьи 160 УК РФ и дополнительной квалификации по статье 285 УК РФ не требует.
В тех случаях, когда должностное лицо, используя свои служебные полномочия, наряду с хищением чужого имущества, совершило другие незаконные действия, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлений.
Равным образом, исходя из положений статьи 17 УК РФ, должен решаться вопрос, связанный с правовой оценкой действий должностного лица, совершившего служебный подлог. В случаях, когда такое лицо в связи с исполнением своих служебных обязанностей внесло в официальные документы заведомо ложные сведения либо исправления, искажающие их действительное содержание, содеянное должно быть квалифицировано по статье 292 УК РФ. Если же им, наряду с совершением действий, влекущих уголовную ответственность по статье 285 УК РФ, совершается служебный подлог, то содеянное подлежит квалификации по совокупности со статьей 292 УК РФ.
18. По делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий судам надлежит, наряду с другими обстоятельствами дела, выяснять и указывать в приговоре, какие именно права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства были нарушены и находится ли причиненный этим правам и интересам вред в причинной связи с допущенным должностным лицом нарушением своих служебных полномочий.
Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т. п.
Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).
19. В отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.
Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);
совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
Исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.
20. При квалификации действий лица по пункту «б» части 3 статьи 286 УК РФ судам под применением оружия или специальных средств надлежит понимать умышленные действия, связанные с использованием лицом поражающих свойств указанных предметов, или использование их по назначению.
Отграничивая превышение должностных полномочий, совершенное с применением оружия или специальных средств, от правомерных действий должностных лиц, судам следует учитывать, что основания, условия и пределы применения оружия или специальных средств определены в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», Федеральном законе от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», Федеральном законе от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», Законе Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»).
К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы, бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и другие средства, состоящие на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и др.
21. Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным частью статьи 285 УК РФ и пунктом «в» части 3 статьи 286 УК РФ, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т. п.
22. При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ, судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, злоупотребление какими из этих прав и обязанностей или превышение каких из них вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).
При отсутствии в обвинительном заключении или обвинительном акте указанных данных, восполнить которые в судебном заседании не представляется возможным, уголовное дело подлежит возвращению прокурору в порядке статьи 237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения судом.
23. Судам следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 104.1 УК РФ деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, и любые доходы от этого имущества подлежат конфискации, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.
24. При установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ, нарушений прав и свобод граждан, а также других нарушений закона, допущенных при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, рекомендовать судам в соответствии с частью статьи 29 УПК РФ выносить частные определения или постановления, обращая внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер для их устранения.
25. В связи с принятием настоящего Постановления признать не действующим на территории Российской Федерации Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге».
Председатель Верховного Суда РФ В. М. Лебедев
Секретарь Пленума, судья Верховного Суда РФ В. В. Дорошков
Теперь рассмотрим подробнее, что представляет собой каждый вид тайны
- Банковская тайна. Согласно ст.26 ФЗ № 395-1, к банковской тайне относятся сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов. Данные, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены Бюро кредитных историй, Агентству страхования вкладов, судам, Счетной палате, следственным и таможенным органам, а также ряду других организаций, список которых постоянно расширяется.
- Налоговая тайна. По ст.102 НК РФ, налоговой тайной считаются любые сведения, полученные ФНС, следственными, таможенными органами, а также органами государственного внебюджетного фонда о налогоплательщиках и плательщиках страховых взносов. Однако исключений очень много. Так, например, не относится к налоговой тайне информация о недоимках по налогам, ИНН, сведения об используемом налоговом режиме и некоторые другие данные.
- Коммерческая тайна. В ст.3 98-ФЗ сказано, что под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее владельцу увеличить доходы, снизить расходы, а также получить иную выгоду. Это может быть информация любого характера – экономическая, техническая, производственная, организационная и т.д.
Основные понятия
Каждый понимает, что если шпионаж, значит, это секретность. Если речь идет о предпринимательстве и коммерции, то он выражается в хищении сведений, которые составляют служебную или коммерческую тайну. В материальном смысле это могут быть документы, образцы продукции или материалы для изготовления.
Основных целей у промышленного шпионажа может быть две:
- Устранение удачливого конкурента.
- Завоевание рынка.
При этом не стоит путать промышленный шпионаж и конкурентную разведку, хотя цель у них одна. Если первый осуществляется только противоправными методами, то разведка является легальной. Читайте: Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства: основания и виды
Состоит она в сборе и обработке информации, полученной из законных (пусть и доступных не для всех лиц) источников. В такой связи резонным будет вопрос, почему вместо разведки все чаще используется шпионаж. Ответ банален – нежелание или невозможность тратить постоянно огромные средства для поддержания разведывательной деятельности. Для этого компаниям приходится содержать штат аналитиков, осуществлять траты на текущие расходы, связанные с добычей информации.
Промышленный же шпионаж, хотя, и предполагает существенную денежную выплату участникам, но не растянут во времени. Плюс, конечно, есть информация, которую законными способами просто не добыть. Вот, в таких ситуациях нечестные дельцы и прибегают к недобросовестной конкуренции.
Ответственность по ст.183 УК РФ
За собирание сведений предусмотрены следующие санкции:
- до 500 тысяч рублей штрафа (или в размере доходов осужденного за период до 1 года);
- до 1 года исправработ;
- до 2 лет принудительных работ;
- до 2 лет колонии.
За распространение или использование сведений могут быть применены следующие санкции:
- до 1 млн рублей штрафа (или в размере доходов осужденного за период до 2 лет);
- до 2 лет исправработ;
- до 3 лет принудительных работ;
- до 3 лет колонии.
Если судья выберет штраф в качестве основного наказания, то в роли дополнительной санкции может выступить лишения права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 3 лет.
Если деяние осложнено описанными выше обстоятельствами, то наказание более суровое. Так, если лицо своими действиями причинило другому субъекту крупный ущерб, максимальная санкция, которая его ждет – помещение в колонию на срок до 5 лет.
Самые популярные методы
Конечно, способов незаконно разжиться сведениями великое множество. Рассмотрим лишь самые широко распространенные методы и средства:
- Вербовка. Конечно, технический прогресс шагнул далеко вперед. Можно использовать его достижения, но по-прежнему наиболее часто используемым методом остается перекупка человека, который обладает нужной информацией. Поэтому служба безопасности должна как можно более тщательно отслеживать неблагонадежных работников. Плюс руководству компании следует материально стимулировать своих сотрудников так, чтобы им не захотелось терять свое место.
- Шантаж. Еще один излюбленный способ шпионов всех мастей. Для его осуществления отслеживают личные связи интересующего человека, если находят какой-то компромат, то под его давлением склоняют к сотрудничеству и разглашению необходимых сведений.
- Разработка социальных сетей и интернет активности. Социальные сети в наше время – это просто находка для шпиона. Здесь оседают миллионы фотографий, комментариев. И часть из них связана с работой юзера. Попросту лицо, активно участвующее в соцсетях оставляет по-настоящему идеальное досье на себя. Недаром для сотрудников спецслужб в России введены ограничения на подобные интернет ресурсы.
- Внедрение своего агента. Один из самых затратных способов, который может стать самым окупаемым. Затратным он становится даже не с точки зрения денежных вложений, а умственных. Ведь придется придумывать не только как обойти службу безопасности при приеме на работу так, чтобы связей с конкурентами никто не заподозрил, но и как добывать и передавать информацию таким способом, чтобы ее утечку не связали с личностью шпиона.
- Слежение. А вот этот метод позволяет развернуться технической мысли. Здесь задействованы и новейшие жучки, и дроны, летающие над производственными площадками, миниатюрные фотокамеры и пр. Обнаружить такие устройства очень сложно. Для этого необходима дорогостоящая проверка специалистов, а еще лучше – наличие своего штата сотрудников, которые могут отследить эти чудеса техники и электроники. Часто в корпорациях для работников заведено правило: при переходе через проходную они сдают свои телефоны, а взамен получают простые кнопочные, принадлежащие фирме, которыми они могут пользоваться в течение всего рабочего времени.
- Кибератака. В век компьютерных технологий все сведения, касающиеся жизни предприятия, начиная от бухгалтерских отчетов и заканчивая новейшими разработками, заносятся на электронные носители. Здесь поле деятельности для хакеров. Рассылка зараженных вирусами писем, установление программ слежения и взломы. В конце концов, взламывают даже внутренние сети Пентагона. Поэтому при наличии хорошего специалиста обойти электронную защиту не высочайшего уровня будет возможно. Единственным выходом может стать процедура хранения особо важной информации на носителях, у которых нет доступа в Сеть.
- Подкуп сотрудников контролирующих органов. Согласно российским законам в рамках определенных дел информацию, относящуюся к категории коммерческой тайны, имеют право запрашивать и сотрудники МВД, и налоговых служб.
Примеры промышленного шпионажа уходят своими корнями вглубь веков. Одним из первых самых известных стало похищение в IV в. гусениц тутового шелкопряда, которых в своих посохах сумели вынести из Поднебесной два монаха. А заказчиком в этом деле выступал византийский император. Как следствие монополия Китая в производстве шелка была утеряна.
Если брать новейшую историю, то примечательным примером станет вывоз советскими разведчиками саженцев чайных кустов с Цейлона в 30-х годах прошлого века. Кража эта дала начало развитию чайной индустрии в Грузии.
Рассмотрим несколько реальных случаев вынесения приговоров по ст.183 УК РФ.
Жительница Улан-Удэ, работавшая специалистом офиса продаж оператора сотовой связи, за вознаграждение в 6 тысяч рублей копировала персональные данные абонентов и отправляла их неизвестному лицу в Интернете. Данные действия не привели к негативным последствиям для клиентов, тем не менее, женщину признали виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.272 УК РФ и ч.3 ст.183 УК РФ. В итоге суд назначил бывшему оператору наказание в виде 3 лет лишения свободы условно с испытательным сроком в 2 года.
И другой пример.
26-летний житель Волгодонска, перешедший на работу из Сбербанка в ВТБ, незаконно скопировал и забрал с собой клиентскую базу данных с прошлого места трудоустройства. Мужчина сделал это для того, чтобы «переманить» клиентов Сбербанка в ВТБ: всего в распоряжении сотрудника оказались сведения о 3 000 граждан. Суд признал мужчину виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.183 УК РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 70 тысяч рублей. Также осужденному запретили в течение полутора лет устраиваться на должности, предполагающие работу с банковской тайной.
Гражданину, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного ст.183 УК РФ, стоит опасаться не столько санкций, сколько последствий возможной судимости. Судимость может сделать невозможным трудоустройство в крупные организации на руководящие должности.
По этой причине гражданам жизненно необходимо вовремя обратиться к опытному адвокату, который может законными способами прекратить уголовное преследование. Если это невозможно, специалист поможет добиться вынесения оправдательного приговора или назначения наиболее мягкого наказания. Пренебрегать помощью адвоката не стоит особенно тем, кто подозревается или обвиняется в совершении сразу нескольких преступлений.
Правовые основы защиты банковской информации и санкции за нарушение банковской тайны
Законодательство о защите банковской тайны основано на Конституции РФ (ст. 23 определяет право граждан на личную тайну, тайну переписки и на тайну иной личной информации) и положениях международных договоров и соглашений (в части информационной безопасности). Оно включает в себя положения:
- кодексов РФ (Гражданского (ст. 857), Уголовного (ст. 183), об административных правонарушениях (ст. 13.14, 13.11));
- законов и подзаконных актов (закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (ст. 26), закон «Об информации…» от 27.07.2006 № 149-ФЗ и др.).
Российским законодательством предусмотрено безусловное исполнение требований стандартов (включая международные) и регламентов по обработке и защите информации.
Ответственность за разглашение банковской тайны предусмотрена следующая:
- административная:
Статья КоАП РФ | Проступок | Вид наказания | Размер штрафа, руб. |
13.14 | Разглашение сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом (кроме ситуаций, по которым наступает уголовная ответственность) | штраф | 500–1 000 — на граждан 4 000–5 000 — на должностных лиц |
13.11 | Нарушение порядка работы с персональными данными граждан (при их сборе, хранении, использовании, распространении) | предупреждение или штраф | в зависимости от вида нарушения до 5 000 руб. — на граждан до 20 000 руб. — на должностных лиц до 75 000 руб. — на юрлиц |
- гражданско-правовая (ст. 857 ГК РФ) — может возникнуть у банка, если клиент, чьи данные были раскрыты, требует возмещения причиненных убытков;
- уголовная (см. в следующем разделе).
Что входит в понятие «персональные данные» и какие санкции могут возникнуть при их разглашении, узнайте из рубрики «Персональные данные».