Статья 180. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)

СТ 180 УК РФ.

1. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

2. Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает двести пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 180 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления в ч. 1 ст. 180 УК выступают: товарный знак, знак обслуживания, место происхождения товаров или сходные с ними обозначения для однородных товаров (см. гл. 76 ГК РФ). Сходные с товарными знаками, знаками обслуживания, наименованием места происхождения товара обозначения для однородных товаров представляют собой обозначения, тождественные или сходные с чужими знаками и наименованиями до степени их смешения (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»).

Правовая охрана товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара осуществляется на основании их государственной регистрации, о чем выдается свидетельство на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя, которое удостоверяет исключительное право его владельца на данный знак (наименование) в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве.

Чужим считается товарный знак (знак обслуживания), который зарегистрирован на имя иного лица и не уступлен по договору в отношении всех или части товаров либо право на использование которого не предоставлено владельцем товарного знака другому лицу по лицензионному договору.

2. Под незаконным использованием понимается применение на территории России соответствующего обозначения или сходного с ним (до степени смешения) без разрешения правообладателя (п. 18 — 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14).

3. Уголовная ответственность за незаконное использование наступает только в тех случаях, когда это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб (свыше 250 тыс. руб.).

Неоднократность предполагает совершение лицом двух и более деяний, состоящих в незаконном использовании товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. При этом может иметь место как неоднократное использование одного и того же средства индивидуализации товара (услуги), так и одновременное использование двух или более чужих товарных знаков или других средств индивидуализации на одной единице товара. Проставление чужого товарного знака на предметах, входящих в одну партию выпускаемых товаров, образует продолжаемое деяние, не являющееся неоднократностью.

4. Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак (знак обслуживания и т.д.) вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком (наименованием места происхождения товара) и состоит из латинской буквы R или латинской буквы R в окружности либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак» («зарегистрированное наименование места происхождения товара» или «зарегистрированное НМПТ») и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком (наименованием места происхождения товара), охраняемым и зарегистрированным на территории Российской Федерации.

Эта предупредительная маркировка является предметом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 180 УК.

Типы применения чужого ТЗ без разрешения правообладателя

Бывает сложно понять, когда именно происходит правонарушения. Ниже представлены самые частые случаи нарушения закона в виде использования контрафакта или посягательства на исключительные права:

  1. Выпуск продукции под чужим знаком, правообладатель которого не давал своего согласия. Для примера можно привести почти любую рыночную продукцию, где под тем или иным брендом одежде скрывается далеко не оригинал.
  2. Реклама и продажа товаров под чужим ТЗ. В Южной Кореи существовал ресторан Louis Vuitton, такое же название имеется и бренда одежды.
  3. Использование знака для размещения его на документации, которая сопровождает движение товара. Снова обратимся к рынкам, где под видом оригинальной одежды Adidas, люди продвигают свои вещи.
  4. Размещение чужого знака на рекламных изображениях с целью увеличения продаж своей продукции. Для примера нарушения можно привести любой общепит, который часто использует для рекламы своего дела ТЗ компании Macdonalds.
  5. Использование нарушителем оригинального ТЗ, для рекламы своей продукции или услуг в интернете.

Второй комментарий к Ст. 180 УК РФ

1. Основные понятия изложены в постановлении ПВС РФ от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака».

2. Предметом по ч. 1 ст. 180 УК выступают:

1) чужой товарный знак;

2) чужой знак обслуживания;

3) чужое наименование места происхождения товара (далее — НМПТ);

4) сходные с ними обозначения для однородных товаров.

3. Предметы по ч. 1 ст. 180 УК должны быть:

1) чужими для виновного;

2) зарегистрированы в нашей стране.

Сходные с товарными знаками, знаками обслуживания, НМПТ обозначения для однородных товаров представляют собой обозначения, тождественные или похожие на чужие знаки и наименования до степени смешения с ними. Например, Panasonix вместо Panasonic — для радиоаппаратуры; Gillello вместо Gillette — для бритвенных лезвий; Кульгейт вместо Колгейт для зубной пасты; и т.п.

4. Предметом по ч. 2 ст. 180 УК является предупредительная маркировка в отношении не зарегистрированного в РФ товарного знака или НМПТ (в соответствии с ГК, она называется знаком охраны товарного знака или знаком охраны НМПТ). Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности — ® либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак» и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории РФ (ст. 1485 ГК).

5. Объективная сторона составов преступлений, предусмотренных в ч. 1 и ч. 2 ст. 180 УК, состоит в незаконном использовании предметов преступления, если деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб.

6. Неоднократность по смыслу ч. 1 ст. 180 УК предполагает совершение лицом двух и более деяний, состоящих в незаконном использовании товарного знака, знака обслуживания, НМПТ или сходных с ними обозначений для однородных товаров. При этом может иметь место как неоднократное использование одного и того же средства индивидуализации товара (услуги), так и одновременное использование двух или более чужих товарных знаков или других средств индивидуализации на одной единице товара. Применительно к ч. 2 ст. 180 УК неоднократным признается совершение два и более раза незаконного использования предупредительной маркировки в отношении товарного знака или НМПТ, не зарегистрированных в РФ (п. 15 постановления 2007 г.).

7. В материальном составе преступление окончено с момента причинения крупного ущерба (с превышением двухсот пятидесяти тысяч рублей, примечание к статье).

8. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. При использовании предупредительной маркировки по ч. 2 ст. 180 УК виновный должен знать, что товарный знак или наименование места происхождения не прошли регистрацию в РФ.

9. Субъектом выступают частные лица, индивидуальные предприниматели, руководители и рядовые работники юридических лиц, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и цели деятельности, гражданства и других характеристик.

10. Квалифицированные составы предусмотрены в ч. 3 и ч. 4 статьи.

Оспаривание

Основания и сроки оспаривания подробно рассмотрены ст 1512 ГК РФ. Основными причинами оспаривания служат:

  1. В случае, когда ТЗ является общемировым брендом, одним из монополистов в своей сфере (например: Coca-Cola, Xerox, Palaroid и т.д.). Примеров подобных очень много, особенно с брендом Coca-Cola, каждый человек может вспомнить как минимум один.
  2. Товарные знаки, которые состоят только лишь из описательных элементов (например: игристое вино, карамельный батончик, супер паста).
  3. Товарные знаки, которые содержат в себе гербы или флаги того, или иного государства, символику межправительственных организаций.
  4. ТЗ, способные ввести в заблуждение потребителя (например, если на знаке обозначен верблюд с овечьей шерстью).
  5. ТЗ является аморальным, противоречит общественной морали и признакам человеческого гуманизма.

Частым примером оспаривания является ситуация, когда не зарегистрированный, но используемый правообладателем товарный знак, официально зарегистрировало другое лицо. Итогом может послужить оспаривание со стороны официального правообладателя прав первоначального автора идеи.

Вышеуказанной статьей частично предусмотрены ограничения в сроках оспаривания до 5 лет со дня публикации сведений о госрегистрации ТЗ в официальном бюллетене. В основном же оспаривание производится в течение всего срока действия исключительного права на ТЗ.

Как оформить возражение на регистрацию?

Заявка на оспаривание может быть подана заинтересованным правообладателем на основании ст. 1513 ГК РФ. Процедура оспаривания ТЗ проходит следующим образом:

  1. Заявление передаётся в Палату по патентным спорам (далее – ППС).
  2. Из Палаты заявление переходит В ФИПС, после чего нужно выплатить пошлину в размере 13.5 т. рублей.
  3. Проходит рассмотрение заявления ППС. Заседаний может быть несколько. Рассмотрение может занимать от 3 до 6 месяцев.
  4. Если истец не согласен с решением ППС, то можно подать иск в Суд по интеллектуальным правам.
  5. Каждая ситуация рассматривается индивидуально с оглядкой на делопроизводство.

Результаты оспаривания

После подачи заявки на обжалование и принятия решения федеральным органом при положительном ответе происходит или получение нового свидетельства или аннулирование действующего (в зависимости от причин оспаривания).

Что делать, если грозит штраф?

Каждый такой случай – абсолютно индивидуальный. Если же человек полностью согласен с претензией, то просто выплачивается компенсация правообладателю.

В ином же случае дело переходит в арбитражный суд. Эксперты отмечают, что большая часть компенсации не выходит за пределы 100 рублей, т.е. всё проходит в упрощённом виде, без заседаний суда.

Тем не менее, участники суда имеют полное право запросить переход от упрощенного суда в обычный, что, по словам экспертов, является лучшим решением. Благодаря этому ответчик имеет право показать продукцию с собственным ТЗ. Такое решение обусловлено тем, что большая часть ответчиков проигрывают суды, полностью надеясь на упрощенный процесс. Шанс выиграть дело у привлекаемой стороны возрастает во множество раз.

В наше время необходимо быть юридически грамотным. Это поможет каждому, кто собирается открыть своё дело не допускать ошибок в создании собственного знака. Также это защитит правообладателя от лишних проблем с теми, кто пытается получить лёгкую прибыль при помощи копирования ТЗ.

Как предотвратить нарушение?

Для того чтобы товарный знак, закреплённый за правообладателем, не использовали, необходимы специальные меры. Вот несколько из них:

  1. Никогда не стоит забывать о превентивных мерах. Пользуясь услугами юристов, можно проверить, свободно ли обозначение компании, которую правообладатель собрался открывать.
  2. Проверка точек продаж. Необходимо позволить экспертам проверять вашу сферу деятельности.
  3. Проверка прав поставщиков. Если правообладатель решился отправлять свои товары заграницу, то просто необходимо быть уверенным, что у поставщика имеются на то все законные права.
  4. Нельзя заставлять ТЗ пустовать свыше 3 лет. Если же так случится, то конкурирующие компании смогут обратиться в суд для регистрации похожего ТЗ.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]