СТ 161 УК РФ.
1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, — наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. Грабеж, совершенный: а) группой лиц по предварительному сговору; б) утратил силу; в) с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище; г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия; д) в крупном размере, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
3. Грабеж, совершенный: а) организованной группой; б) в особо крупном размере, — в) утратил силу, — наказывается лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Комментарий к Ст. 161 Уголовного кодекса
1. Грабеж как форма хищения характеризуется открытым хищением чужого имущества.
2. Открытым в соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» признается такое хищение, которое совершается в присутствии собственника или иного владельца имущества либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее это преступление, сознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его действий независимо от того, принимали ли они меры к пресечению этих действий или нет. Открытость хищения оценивается по субъективному критерию: открытым будет считаться такое хищение, которое, по мнению виновного, является очевидно противоправным в глазах окружающих лиц.
3. Момент окончания преступления совпадает с аналогичным моментом применительно к краже чужого имущества.
4. Квалифицирующие признаки грабежа (ч. 2 — 3) в целом совпадают с аналогичными признаками статьи 158 УК РФ.
Под применением насилия, неопасного для жизни или здоровья (п. «г» ч. 2), следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.) (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29). Угроза применения такого насилия охватывает реальную и наличную угрозу побоев или иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы.
При этом объектом применения насилия (угрозы) могут выступать собственник, иной владелец имущества, их близкие (воздействуя на которых виновный пытается воздействовать на собственника или владельца), а также лица, которые препятствуют либо, по мнению виновного, могут воспрепятствовать хищению. Соответственно, насилие, примененное «к имуществу» (например, срывание шапки, вырывание сумки), не позволяет квалифицировать грабеж как насильственный.
Кроме того, применяемое насилие (угроза) должно быть средством завладения или удержания чужого имущества сразу же после его завладения; если после тайного хищения виновный применяет насилие (угрозу) с целью избежать задержания, то содеянное квалифицируется как кража с возможной квалификацией по совокупности со ст. 116 УК (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. N 11 «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности»).
Зачем педагоги забирают вещи
Обычно просто так телефон учитель ни у кого не забирает. Обычно подобное случается во время уроков или вовсе на контрольной, либо из-за принципиальности педагога. Но в российском законодательстве существует ряд законов, регулирующих в школе образовательный процесс.
Чаще всего смартфон забирают именно на уроке. Это вполне естественно, какому преподавателю понравится, что учащийся занят посторонними делами и не слушает новый материал. Также учителя собирают смартфоны перед контрольными, лабораторными либо самостоятельными работами, чтобы ученики работали над задачками самостоятельно, а не списывали решение из интернета. Последствия подобных педагогических действий бывают не очень хорошими.
Второй комментарий к Ст. 161 УК РФ
1. Объективная сторона грабежа характеризуется открытым, ненасильственным завладением чужим имуществом. Открытым «является такое хищение, которое совершается в присутствии собственника или иного владельца имущества либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее это преступление, сознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его действий независимо от того, принимали ли они меры к пресечению этих действий или нет» (п. 3 постановления Пленума Верховного Cуда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29).
2. Хищение, начатое как тайное, может перерасти в открытое, если в процессе завладения имуществом похитителя замечают, но он, игнорируя данное обстоятельство, продолжает свои преступные действия и теперь уже открыто завладевает имуществом. Преступление считается оконченным с момента фактического изъятия имущества и получения виновным возможности пользоваться им либо распорядиться иным образом по своему усмотрению (п. 6 того же постановления).
3. Субъективная сторона грабежа характеризуется прямым умыслом, в содержание которого входит, в частности, осознание того, что хищение чужого имущества совершается открыто, на глазах у других лиц, понимающих преступный характер действий виновного.
4. Субъект грабежа — лицо, достигшее возраста 14 лет.
5. Три квалифицирующих признака грабежа (п. «а», «в» и «д» ч. 2) совпадают с одноименными квалифицирующими признаками кражи. Но применительно к грабежу проникновение в жилище, помещение либо иное хранилище имеет квалифицирующее значение только при условии, что виновный еще до вторжения имел намерение похитить чужое имущество именно открытым способом. При грабеже проникновение в жилище имеет такое же юридическое значение, как и проникновение в помещение или иное хранилище.
При грабеже насилие или угроза насилием, не опасным для жизни или здоровья (п. «г» ч. 2) может быть применено не только к собственнику или иному владельцу имущества, но и к другим лицам, которые реально или по мнению виновного могли помешать хищению. Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, понимается любое физическое воздействие на потерпевшего, совершенное вопреки или помимо его воли, либо иные действия, ограничивающие его физическую свободу, которые не влекут причинения вреда здоровью потерпевшего и по своему характеру не представляют опасности для здоровья потерпевшего.
6. Грабеж квалифицируется как насильственный лишь при условии, что применение или угроза применения насилия служили средством завладения имуществом или его удержания непосредственно после завладения. Поэтому насилие, которое похититель применяет с целью избежать задержания после оконченной кражи, не превращает ее в грабеж.
7. Особо квалифицированный состав грабежа (ч. 3 ст. 161 УК) характеризуется его совершением организованной группой либо в особо крупном размере. Они имеют то же самое содержание, что и при ранее рассмотренных формах хищения.
Что делать, если забрали телефон
Если в школах забирают телефоны, то не стоит оставлять это просто так. Особенно в случае, когда преподаватель забрал и не отдает гаджет на протяжении всего учебного дня. Учителя не должны пользоваться своим положением и ущемлять права учеников, отбирая их имущество без разрешения.
Конечно, не нужно сразу решать проблему радикально и писать заявление в полицию. Для начала стоит попробовать обратиться к самому учителю или руководству учебного заведения. Тихо, мирно и без скандалов объяснить, что смартфоны детей трогать нельзя.
Скорее всего вам пойдут навстречу, ведь закон в любом случае на вашей стороне. А для учителя серьезные разбирательства, как минимум, закончатся выговором, как максимум — увольнением. Вряд ли стоит ломать человеку карьеру за небольшой проступок, никто не идеален, и ошибаться свойственно всем.
Важно понимать, что проблема здесь не только в учителе, но и в ученике, который спровоцировал подобную реакцию. До уроков ему явно дела нет, раз вместо занятий и классной доски он предпочитает экран своего смартфона. А у учителя практически нет легальных способов воздействовать на ученика, когда он обнаглел окончательно и вообще не реагирует на замечания.
Если вы родитель, то стоит провести со своим чадом серьезный разговор и объяснить, где можно пользоваться смартфоном и в каких местах делать этого не стоит ни в коем случае. Ну а если вы учащийся, то помните — защищать свои права действительно важно, но не менее важно проявлять сознательность. Поэтому оставьте гаджеты для перемен, они никуда от вас не денутся. А уроки посвятите тому, для чего они предназначены — получению знаний.
Права родителей в школе
В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.
Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.
Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.
Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах
Распространите знания! Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Право не платить за то, что должно быть бесплатным
Зачем. С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия. Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.
Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.
Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.
Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.
Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор. Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.
Источник
Выводы
Что же педагогу делать с телефонами:
- сделать замечание, попросить убрать гаджет;
- написать жалобу в дневник, поставить двойку за поведение;
- сообщить директору;
- вызвать родителей, обсудить проблему с ними;
- при многократном нарушении дисциплины и родительском бездействии поставить вопрос на обсуждение педсовета об отчислении ребенка из школы.
Отбирать телефон не имеет права никто. Если такое произошло, родители могут направить жалобу директору. При бездействии можно жаловаться выше – в муниципалитет и управление образования.
К преступлениям какой тяжести относится грабеж?
В зависимости от характера и степени опасности преступления для общества все правонарушения, перечисленные в УК РФ, классифицируются на несколько категорий:
- небольшой тяжести — это деяния, совершенные умышленно или по неосторожности, максимальное наказание за которые не превышает 3-х лет тюремного заключения;
- средней тяжести — умышленные деяния, за совершение которых предусматривается не более 5 лет лишения свободы, а также преступления, совершенные по неосторожности, со сроком наказания более 3-х лет колонии;
- тяжкие — это умышленные деяния, максимальное наказание за совершение которых не превышает 10 лет заключения;
- особо тяжкие — это умышленные преступления, предусматривающие срок лишения свободы на период более 10 лет либо другое, более строгое наказание;
Обратите внимание! Грабеж квалифицируется по ст. 161 УК РФ, первая часть которой предполагает среднюю степень тяжести преступления, вторая — тяжкую, а третья — особо тяжкую.
Подводя итог, необходимо отметить, что при квалификации подобного рода преступлений обычно возникает немало спорных ситуаций. Многие следователи и даже судьи часто путают грабеж и разбой, так как первый нередко переходит во второй. Разбой — это более тяжкое деяние, за него устанавливается более суровое наказание.
Для того, чтобы разобраться во всех тонкостях вашего дела и избежать лишних неприятностей, обратитесь за помощью к квалифицированному юристу. Специалист разъяснит вам ваши права, а при необходимости — проведет собственное адвокатское расследование, найдет новые доказательства и факты, говорящие в вашу пользу.