Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

СТ 266 УК РФ.

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Средства связи и сигнализации

Они необходимы для передачи условной и текстовой информации. Условными данными являются команды, оповещения, донесения и т. д. Сигнализация может быть световой (мигание лампочки, семафор, маяки), звуковой (сирена, звонок).

В качестве средств связи выступают специальные устройства, предназначенные для передачи и приема текстовых данных. Связь бывает телефонной, факсимильной, телевизионной, сигнальной, телеграфной и пр. В зависимости от среды и средств распространения, она разделяется на:

  • проводную;
  • радиорелейную;
  • радиосвязь;
  • оптическую;
  • сотовую;
  • космическую;
  • лазерную и т. д.

Кроме этого, связь может быть ближней или дальней.

Второй комментарий к Ст. 266 УК РФ

1. Предмет преступления, предусмотренного комментируемой статьей, тот же, что и в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 263, 264 УК.

2. Объективная сторона предусматривает два деяния:

1) недоброкачественный ремонт;

2) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. Под недоброкачественным ремонтом следует понимать такой ремонт указанных в статье предметов преступления, который не обеспечивает безопасности транспорта и приводит к причинению тяжкого вреда здоровью. Выпуск в эксплуатацию означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности. Технически неисправными следует считать такие транспортные средства, использование которых по целевому назначению создает реальную угрозу безопасности движения или эксплуатации.

Преступление считается оконченным с момента наступления тяжкого вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 111 УК).

Специфика причинной связи заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом данного преступления, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта.

3. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

4. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт; за выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства — специальный субъект: работник транспорта, на которого возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств.

5. При наступлении смерти одного человека деяние оценивается по ч. 2, а при наступлении смерти двух лиц и более — по ч. 3 ст. 266 УК.

Объективный аспект

По ст. 266 УК РФ, он выражается в:

  1. Недоброкачественном ремонте путей сообщения, транспорта, устройств связи и сигнализации, иного оборудования, используемого на транспорте.
  2. Выпуске технически неисправных ТС.

Ключевым признаком деяния считается наступление последствий — возникновение тяжкого ущерба здоровью или гибель человека.

Пути сообщения

Эти элементы дорожной системы включают в себя:

  1. На ж/д транспорте – непосредственно железнодорожное полотно со шпалами, рельсами, насыпью. В качестве неотъемлемых их элементов выступают дистанции пути, линии электропередачи, диспетчерские службы и пр.
  2. На воздушном транспорте – взлетно-посадочные полосы и т. д.
  3. На водном транспорте – непосредственные пути следования речных или морских судов из порта в порт.
  4. На автотранспорте – проезжую часть.

Субъективная часть

Деяние, указанное в ст. 266 УК РФ, предполагает неосторожную форму вины. Она может выражаться в виде небрежности или легкомыслия.

Субъектом преступления является вменяемый гражданин в возрасте от 16 лет. При этом он должен обладать одним из следующих признаков:

  1. Его профессиональная деятельность должна быть непосредственно связана с ремонтом транспорта.
  2. Он считается ответственным за техническое состояние транспорта и наделен полномочием выпускать его в эксплуатацию.
  3. Он является водителем или владельцем заведомо неисправного ТС, разрешившим другому субъекту его эксплуатацию.

Состав преступления – условия наступления ответственности

Предметами посягательства выступают:

  • ТС (подразумеваются любые виды – от самолета до автомобилей);
  • пути сообщения (рельсы, взлетно-посадочные полосы, каналы и т. д.);
  • транспортное оборудование (любые устройства, предназначенные обеспечить нормальную работу ТС – семафоры, маяки, шлагбаумы и пр.)

Объективная сторона характеризуется следующими факторами:

  • некачественный ремонт ТС и их выпуск в эксплуатацию с техническими неполадками;
  • нанесение серьезного ущерба здоровью человека или его смерть;
  • наличие причинно-следственной связи между этими двумя происшествиями.

Она проявляется как в форме действия (например, лицо не стало заменять поврежденную деталь транспорта, понадеявшись, что она еще выдержит какое-то время) или бездействия (когда гражданин по небрежности не заметил какой-либо технической неполадки в ТС).

Субъективная сторона – это форма вины в виде неосторожности. В этом случае речь идет о легкомыслии или небрежности со стороны лица, отвечающего за ремонт ТС. Если гражданин совершает подобное деяние умышленно, то оно квалифицируется уже по другим статьям УК РФ (против жизни людей или объектов собственности).

Правонарушение считается оконченным тогда, когда указанные в статье 266 УК РФ последствия (причинение тяжкого ущерба здоровью человека или гибель людей) уже наступили.

Описанные правонарушения в ч. 1 ст. 266 УК РФ относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а в чч.2 и 3 этой статьи – к средней тяжести.

Нормативная база

Предусматривая ст. 266 в УК РФ, законодатель учел положения действующих нормативных актов в сфере транспорта. В их числе федеральные законы:

  1. «О безопасности дорожного движения».
  2. «О транспортной безопасности».
  3. «О железнодорожном транспорте».

Кроме этого, нормативное регулирование правоотношений, возникающих в сфере обеспечения безопасности на дорогах, осуществляется на основании подзаконных актов. К ним относят:

  1. Правительственное постановление № 720 от 2009 г.
  2. ГОСТ Р 5 2302-2004 и 51709-2001.

Нюансы

Как показывает судебная практика по ст. 266 УК РФ, основная задача при квалификации деяния состоит в установлении связи между поведением виновного и возникшими последствиями.

Недоброкачественным признается такой ремонт, который не соответствует техническим требованиям, установленным нормативными актами в сфере дорожного движения и обеспечивающим безопасное функционирование транспорта, компонентов технической системы эксплуатации ТС. К примеру, он может выражаться в устранении не всех выявленных неисправностей подвижного ж/д состава либо в установке деталей с истекшим сроком эксплуатации.

После некачественного ремонта транспортное средство считается не соответствующим необходимым техническим требованиям.

Выпуск в эксплуатацию неисправных ТС предполагает разрешение использовать объекты, имеющие какие-либо поломки, способные при движении создать аварийную ситуацию и, следовательно, привести к негативным последствиям. Такое разрешение может быть устным или письменным. В первом случае речь в том числе и о непринятии мер по пресечению использования технически неисправной машины. Письменное разрешение может выражаться в выдаче путевого листа водителю, пропуске транспортного средства через контрольный пункт и пр.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]