СТ 140 УК РФ.
Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.
Комментарий к Ст. 140 Уголовного кодекса
1. Предметом преступления являются находящиеся в органах государственной власти или органах местного самоуправления и собранные в установленном (т.е. только законном) порядке документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы гражданина (например, материалы служебных расследований, прокурорских проверок и т.п.), а также неполная или заведомо ложная информация в таких документах и материалах.
2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными бездействием (неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, в любой форме) либо действием (предоставление в таких документах и материалах неполной или заведомо ложной информации), наступающим вследствие совершения деяния последствием (вред правам и законным интересам граждан) и причинной связью между деянием и последствием. Способы совершения преступления могут быть различными (к примеру, прямой отказ предоставить информацию или уклонение от ее предоставления) и на квалификацию не влияют.
3. Преступление является оконченным с момента наступления последствия в виде вреда правам и законным интересам граждан.
НЕНАДЛЕЖАЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК СПОСОБ ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ ЗА ТОВАР (РАБОТУ, УСЛУГУ)
Предоставление ненадлежащей информации на товар (работу, услугу) — наиболее верное и безобидное основание для возврата денег за товар. Безобидное потому, что как и в случае с нарушением сроков передачи товара (выполнения работ) дело не будет затягиваться «доказыванием».
Дело в том, что если Вы приобрели товар, и в нем обнаружился недостаток, наличие этого недостатка еще необходимо доказать (провести экспертизу, оценку, сравнение и т.п.). В статье «Что такое недостаток товара» понятию «недостаток» уделяется отдельное внимание. Однако практика показывает, что даже на качественные товары изготовители, продавцы предоставляют ненадлежащую информацию. Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Таким образом, существует 3 критерия определения понятия «ненадлежащая информация»:
1. Своевременная Своевременность предоставления информации предполагает возможность потребителя ознакомиться с информацией о товаре в момент его выбора из числа других. Собственно, информация о товаре и должна обусловливать его выбор. Так, потребитель вправе ознакомиться с действием товара, его работой, упаковской, сопроводительной документацией. Кроме того, потребитель вправе потребовать предоставления ему для ознакомления сертификат или деклараци соответствия на товар. Если информация о товаре была предоставлена не в момент его приобретения, а, скажем, позднее, следует говорить о несвоевременности предоставления информации.
2. Необходимая Необходимая информация — это полный объем информации о товаре, исходя из которой у потребителя должно четко сложиться представление о свойствах и характеристиках товара. Так, согласно п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: — наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; — сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); — правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); — информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; — срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; — адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; — информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; — информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); — указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги).
3. Достоверная Достоверность информации о товаре означает ее соответствие действительным свойствам товара. Например, потребитель приобрел блок питания «SONY». Обратившись в представительство компании Сони на территории РФ, было получено разъяснения от правообладателя торгового знака «SONY», что данный товар им изготовлен не был. Таким образом, даже если нет претензий к качеству товара, потребитель вправе вернуть за него деньги в виду предоставления ненадлежащей информации об изготовителе.
Для того, чтобы признать информацию «ненадлежащей», достаточно хотя бы одного из вышеназванных критериев.
Информация о товаре (изготовителе, импортере, уполномоченной изготовителем организации) передается потребителю в письменном виде и на русском языке. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации.
Информация может размещаться на маркировке, в технической документации (инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, паспорт на изделие, листы-вкладыши и т.п.), упаковке.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Порой, приобретая товар, или заказывая услугу, потребителя просят расписаться в акте приема-передачи товара (работы, услуги). Зачастую шаблоны таких актов содержат также и формулировку «Информацию о товаре получил» (при этом ее предоставление в письменной форме предполагается), в то время как никакой информации не предоставлялось. Поставив свою подпись под этим утверждением, вы лишаете себя возможности предъявлять претензии относительно непредоставления информации на товар. В таких случаях, во-первых, всегда следует внимательно читать то, под чем вам предстоит расписаться, во-вторых, стоит указать, что фактически информация не представлена.
Статья 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» предоставляет потребителю право в разумный срок отказаться от товара и потребовать возврата денег, а также возмещения убытков, если потребителю незамедлительно не была предоставлена ненадлежащая информация о товаре. Это правило касается всех групп товаров, в том числе товаров, не подлежащих обмену/возврату, если они не подошли по фасоны, размеру, расцветке, комплектации (ст. 25 Закона).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на формулировку в статье — право отказаться в разумный срок. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» содержит такое разъяснение «При определении разумного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 12 Закона, в течение которого потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков, необходимо принимать во внимание срок годности товара, сезонность его использования, потребительские свойства и т.п.»
Наряду со статьями 10 и 12 Закона «О защите прав потребителей» применяется и статья 16 – также предоставляющая потребителю широкий выбор оснований для отказа от товара. Так, согласно п. 3 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Например, очень часто в наше общество обращаются граждане, вызвавшие на дом так называемую «Компьютерную помощь». Цена за услугу, которую заказывает потребитель, как правило, оглашается по его просьбе по телефону. Однако по завершении работ мастер выписывает квитанцию на сумму раза в 2 превышающую обозначенную изначально. В таких случаях (если вы намерены спорить и отстаивать свои права), во-первых, в акте выполненных работ необходимо заявить о своих претензиях, во-вторых, в перечне работ постараться выявить, какие услуги, на ваш взгляд, лишние и, в-третьих, потребовать возврата денег (если деньги оплачены) за излишне оплаченные услуги.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Статьей 12 Закона «О защите прав потребителей» можно воспользоваться и в случае, если ненадлежащая информация стала причиной возникновения недостатка. Например, Вы приобрели дорогое белье (одежда 1-го слоя, нательное), однако на товаре/упаковке отсутствовала маркировка по способу ухода. В результате, после машинной стирки, объективно не предназначенной для стирки подобного белья, товар пришел в негодность. Налицо ненадлежащая эксплуатации, однако в виду непредоставления надлежащей информации, потребитель вправе потребовать возврата денег.
А вот обратный пример: потребитель приобрел керосиновый обогреватель, и в процессе его эксплуатации сгорел жилой дом. Согласно руководству пользователя его нельзя оставлять без присмотра, в то время как согласно показаниям потерпевших, отраженных в Постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, жильцы оставили обогреватель на первом этаже, пока укладывали ребенка спать на втором. Это обстоятельство и служит основанием для отказа потрерпевшим в возмещении убытков, поскольку они ненадлежащим образом эксплуатировали товар.
Таким образом, если не удается вернуть товар продавцу, ссылаясь на его ненадлежащее качество, практически всегда можно добиться возврата денег в связи с предоставлением ненадлежащей информации на товар.
Второй комментарий к Ст. 140 УК РФ
1. Объектом преступления является конституционное право каждого получать информацию любым законным способом (ч.4 ст. 29 Конституции РФ). Согласно же ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
2. Объективная сторона данного преступления заключается:
1) в бездействии или действиях, т.е. в неправомерном отказе должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации;
2) наступлении определенных последствий;
3) причинной связи между действиями (бездействиями) и указанными последствиями.
Преступление является оконченным с момента причинения вреда правам и законным интересам граждан в связи с отказом в предоставлении гражданину указанной информации.
3. Субъектом данного преступления является только государственный служащий или лицо, обладающие собранными в установленном порядке документами и материалами, затрагивающими права и свободы граждан (например, должностные лица органов дознания).
4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Какие документы запрашивает ФНС
Право инспекции на истребование информации у организаций и предпринимателей закреплено в НК. ФНС могут интересовать как документация самого налогоплательщика, так и информация о контрагентах предприятия или сведения об определенной сделке.
Инспекция вправе запрашивать данные о конкретной сделке не только у ее непосредственных участников, но и у третьих лиц, которые располагают нужной информацией.
ФНС получает необходимые сведения на основании письменного требования в отношении самого налогоплательщика и относительно его контрагентов. При ответе необходимо соблюсти установленные законом сроки и направить ответ вовремя. Ограничений по количеству запрашиваемых документов закон не содержит. Законом предусмотрен штраф за непредоставление ответа на требование ИФНС — игнорировать запрос нельзя.
ФНС вправе потребовать документы (п.п. 6 – 9, 11, 12 ст. 88 НК РФ):
- при проведении проверки — по проверяемому периоду или налогу;
- при запросе по контрагенту — только по запрашиваемому лицу, если проверяемая организация не является вашим контрагентом, но вы располагаете запрашиваемыми сведениями, их придется предоставить;
- запросить вправе только те документы, которые организация обязана оформлять и вести.
Обычно требуют подтверждение льгот и вычетов, пониженных тарифов, договоры и выставленные счета-фактуры в отношении контрагентов.
В какие сроки их надо направить
Если проверяют вас, ответ предоставляют в следующие сроки (п. 6 ст. 6.1, п.п. 1, 3 ст. 93 НК РФ):
- 10 дней со дня, указанного в требовании (при получении его лично), или со дня его получения по электронным каналам связи;
- 16 дней со дня, когда инспекция направила запрос почтой, если письмо получено раньше чем через 6 дней со дня его отправки, срок составит 10 дней со дня его получения;
- 11 дней с даты, когда запрос размещен в личном кабинете налогоплательщика.
Если проверяют контрагента или иное лицо, ответ направляют в течение (п.п. 1, 1.1, 5 ст. 93.1 НК РФ):
- 5 дней с даты, указанной в запросе (при получении его лично), или с даты его получения по электронным каналам связи;
- 11 дней с даты, когда инспекция направила запрос почтой, если письмо получено раньше чем через 6 дней с даты его отправки, срок составит 5 дней со дня его получения;
- 6 дней с даты, когда запрос размещен в личном кабинете налогоплательщика.
Вне рамок налоговых проверок сроки предоставления аналогичны срокам при проверке налогоплательщика.
При исчислении сроков считают только рабочие дни.
Если в указанный срок направить ответ не получается, уведомите налоговый орган по форме, утвержденной приказом ФНС №ММВ-7-2/[email protected] от 24.04.2019. Закон предусматривает ответственность за несвоевременный ответ на требование ИФНС, даже если просрочка небольшая.
Образец запроса ФНС: