Текст книги «Психология совести. Вина, стыд, раскаяние»

Обновлено 21 июля 2022 935 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Великий пост и коронавирус (это что?) – два прекрасных повода поговорить о раскаянии.

Эта тема очень важна для отечественной культуры, красной нитью проходит она сквозь всю русскую литературу.

О том, как написать сочинение на тему «Раскаяние», мы поговорим сегодня.

Раскаяние — это …

Понятие «раскаяние» тесно связано с темой греха и покаяния. Оно относится к явлениям духовной жизни и познаётся в системе нравственных координат.

Раскаяние – это осознание человеком своего несовершенства, горестное сожаление о содеянных поступках и стремление к духовному обновлению.

Одним словом, для того, чтобы ощутить раскаяние, необходимо испытать чувство глубокой вины, искреннего сожаления о случившемся. Только после этого в человеческой душе возникнет желание исправиться, начать новую жизнь.

В христианстве главным очистительным действом для раскаивающегося является Таинство Исповеди.

Исповедуя свой грех Богу, христианин изъявляет волю навсегда проститься с дурными помыслами и делами, повлекшими за собой грех. Он не просто признаётся в совершённом, но и даёт обет не возвращаться к этому впредь.

Глубокое искреннее раскаяние преображает душу человека, полностью изменяя его.

Испытать это состояние может каждый, но кому-то для осознания вины достаточно послушать голос совести, а кому-то необходим толчок из внешнего мира, некое возмездие в виде события, указывающего на то, что идти дальше прежним путём невозможно.

Почему важно признавать свои ошибки

В человеческом разуме мысль, что он может заблуждаться, совершить ошибку, порождает жесточайшее сопротивление, что легко объяснимо переполненностью разума когнитивными искажениями, словно кричащими: «Ты прав, поэтому не принимай во внимание любые аргументы, свидетельствующие об обратном».

Ниже приведены типичные когнитивные искажения:

– предвзятость подтверждения (человеку свойственно обращать внимание и запоминать лишь те данные, которые подкрепляют их воззрение, иная информация просто игнорируется);

– иллюзия истины (человек считает, что он понимает и оценивает событие правильнее и разумнее, нежели другие);

– якорение или эффект привязки (когда индивид излишне полагается на одну информацию и формирует собственные взгляды исключительно по такой информации).

Однако умение слышать сторонние мнения, брать их во внимание, переосмысливать собственную позицию может качественно улучшить бытие.

Люди, расположенные пересматривать собственные воззрения, способные на подлинное раскаяние, меньше склонны тревожиться и реже мучаются депрессивными настроями.

Что такое раскаяние и зачем оно необходимо? Это признание совершённых дурных деяний и сожаление о собственных проступках. Конечно, само признание ошибок не способно изменить прошлое, но оно способно помочь очистить душу. Это важно для возможности личностного самосовершенствования.

Вот что такое раскаяние кратко. Это то, без чего будет невозможен личностный прогресс, рост, саморазвитие.

Как писать сочинение на тему «Что такое раскаяние»

В начале сочинения неплохо вспомнить цитаты (это что такое?) о раскаянии. Выбрать понравившиеся можно здесь: Оттолкнувшись от них, напишите несколько собственных тезисов (это как?), задающих тон разговору.

Например: «Раскаяние необходимо для того, чтобы смыть с души приставшую к ней грязь. Так же, как моют окна весной, покаянными слезами очищают сердце. Тогда оно становится ясным и прозрачным как стёклышко».

Во втором абзаце (основной части) нужно проиллюстрировать свои тезисы примерами из литературы.

Вспомните произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова, Шолохова, Распутина: всех страдающих эгоистов и рефлексирующих персонажей, всех героев с «надломом» и «червоточиной». Все они, как правило, о чём-то сожалеют. Иначе говорить о них не было бы никакого смысла.

В последнем абзаце сделайте вывод о том, для чего даётся человеку раскаяние. Сочинение будет смотреться более выгодно, если вы скажете несколько слов лично от себя.

Например: «Я тоже не раз испытывал(а) чувство вины. Мне стыдно за один из поступков, который перевернул мою жизнь. Возможно, не скажи я тогда необдуманных слов, мой друг до сих пор был бы рядом».

«Как вы понимаете значение слова раскаяние?» — сочинение

Раскаяние – это способность осознать и исправить последствия своих нехороших и глупых поступков. Не всегда человек делает что-либо осознанно. Часто он просто идет по течению, идет на поводу у своих инстинктов и желаний. Он может запросто обидеть другого и причинить боль, сам не зная зачем. Просто на тот момент им управляли злость, равнодушие, желание задеть.

Каждый имеет право ошибаться, но не все способны раскаяться и посочувствовать тому, кому причинили боль. Раскаявшийся человек становится лучше и мудрее, он пересматривает свое отношение к людям. Человек осознает глупость и бессмысленность своих действий и извлекает урок из случившегося.

Мальчик Витька из данного текста также понял, в чем заключалась его ошибка и искренне раскаялся: «Что не могла эта девчонка поступить по-другому, не могла подставить товарища, не могла допустить, чтобы пострадал тот, кто поступил глупо, но понял свою ошибку и раскаивается в совершенном».

Как-то моя мама дала мне совет в одной непростой ситуации. Она настаивала, чтобы я поступила так, как она считает правильным. Я же из-за своего упрямства не желала, чтобы кто-то за меня принимал решения. Я все же поступила по-своему. Но спустя время меня начала мучить совесть, я понимала, что никто не будет так переживать и никто не наставит так, как мама. Я испытывала раскаяние в своем непослушании. И впредь, благодаря этому раскаянию, старалась больше не огорчать ее.

Примеры раскаяния из литературы

Теперь посмотрим, как отражена тема покаяния в литературе. Найденные аргументы (это что?) украсят наше сочинение и вообще позволят найти опору в этом вопросе.

Произведение, которое сразу же приходит на ум, – это роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Всем известен его сюжет, связанный с убийством старушки-процентщицы студентом Родионом Раскольниковым.

Используя данный пример в сочинении, надо помнить, что Раскольников пошёл на преступление не из-за корысти. Для него важно было именно «переступить», нарушить запреты, наложенные религией и общественной моралью. Молодой человек думал, что изменит общество, уничтожив одно из бесполезных (и даже вредных, на его взгляд), существ.

Однако пролитая кровь тяжёлым грузом легла на его совесть (это как?). Раскольников сделался болен, поломав в себе законы человечности. Он понял, что не имеет права распоряжаться чужими жизнями. Мысли о содеянном и знакомство с Соней Мармеладовой постепенно заставили его раскаяться.

Раскольников нашёл путь к Богу через грех, тяжесть расплаты и каторгу.

В каждом произведении Достоевского найдётся пример покаяния. Если вы не читали «Преступление и наказание», обратите внимание на роман «Братья Карамазовы».

Три брата Иван, Дмитрий и Алёша, а также их незаконнорождённый брат по отцу, лакей Смердяков, косвенно причастны к убийству отца – Фёдора Карамазова. Детективная подоплека истории осложняется тем, что в какой-то момент вину за произошедшее начинает испытывать каждый из братьев.

Человек рассудка Иван ведёт беседы с чёртом, пытаясь понять, любил или не любил он отца, мог или не мог пойти на убийство. Используется мотив двойничества, характерный для всего творчества Достоевского.

Темпераментный Митя, характер которого олицетворяет крайности русской души, тоже чувствует раскаяние: он был соперником отца в любви и не раз желал ему гибели в мыслях. Даже младший брат, послушник Алёша, ощущает свою причастность к этой страшной смерти: он не смог предотвратить зла.

Лишь один Смердяков, руками которого совершилось убийство, не испытывает раскаяния: он слишком примитивен для этого. Переплетение покаянных мотивов создаёт уникальный калейдоскоп русских характеров.

Наконец, классическим примером раскаяния можно считать эпизод встречи Онегина и Татьяны в Петербурге в романе Пушкина «Евгений Онегин».

Отвергнув любовь молодой девушки, Евгений покидает деревню ради права остаться свободным. Через много лет, увидев Татьяну блестящей замужней дамой, он называет свою свободу «постылой». Евгению горько осознавать, что время, когда он был любим, миновало, что Татьяна не нарушит обет, данный при венчании.

Пушкин ничего не говорит о чувстве вины героя перед убитым Ленским. Роман остался незавершённым, и потому характер Онегина даже в последних главах кажется недостаточно глубоким.

Но обновлённый взгляд Евгения на мир, его способность к любви говорят нам об изменениях его души, искреннем раскаянии.

Текст книги «Психология совести. Вина, стыд, раскаяние»

Глава 6. Избавление от вины и стыда

Существует несколько способов избавления от вины и стыда. Например, для избавления от вины можно использовать минимум пять способов (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Способы избавления от вины

Рассмотрим каждый из них.
6.1. Раскаяние
Раскаяние – это самоосуждение, сожаление человека о том, что он поступил так, а не иначе.

Как отмечает К. Д. Ушинский (1974), Аристотель и Спиноза не отличали стыд от раскаяния, а между тем, считает он, различия весьма существенные. По этому поводу он пишет: «Раскаиваться мы можем и тогда, когда уверены, что никто не узнает о нашем поступке, и не имея в виду мнения других людей; стыд же при таком условии невозможен. Еще яснее выражается различие между раскаянием и стыдом в той борьбе между этими двумя душевными состояниями, которую мы нередко можем заметить и в себе, и в других. Весьма обыкновенно то явление, что чувство стыда побуждает человека скрывать свой поступок, а чувство раскаяния побуждает открыть его» (с. 409).

Раскаяние является серьезным нравственно-психологическим актом. Виновный признает свою вину, сожалеет о содеянном и просит простить его, облегчить душу, снять с нее тяжесть вины.

О раскаянии обычно говорят вне религиозного контекста. Человек делает зло людям, чувствует вину и раскаивается, то есть глубоко сожалеет о случившемся и принимает наперед твердое решение никогда больше не совершать ничего подобного. Раскаяние – это совсем не бесконечное биение себя в грудь и посыпание головы пеплом, после чего бодро идут безобразничать дальше. Это коренное изменение своего поведения, своих оценок, быть может, всего жизненного пути. Начать новую жизнь нельзя с грузом старой вины. Искреннее раскаяние помогает человеку обновиться, стать лучше, выше, нравственнее. Теперь ему нужна сила воли, чтобы претворять принятое нравственное решение в жизнь.

Викинг, убивший другого викинга, либо приходил в семью убитого и предлагал себя в рабство, либо компенсировал деньгами (очень большими деньгами). Либо начиналась кровная вражда: клан убитого считал себя вправе убить кого-то из клана убийцы. В этом смысле ответственность за непутевого родича нес весь клан.

6.2. Извинение, просьба о прощении
Извинения

– это социальные инструменты. При помощи искренних извинений мы признаем нарушение социальных норм и ожиданий, берем на себя ответственность за последствия наших действий, восстанавливаем разрывы в наших отношениях. И таким образом восстанавливаем наши социальные связи.

Извиняться и просить прощения приходится каждому человеку, потому что люди обижают друг друга, не выполняют данные ими обещания, наносят, подчас непреднамеренно, ущерб другим людям. Но рано или поздно все мы приходим к выводу, что погорячились, а следовательно, надо попросить прощения.

Для того чтобы попросить прощения, требуется, как минимум, две вещи. Первая – осознание своей вины. Вторая – публичное признание (супруг, даже будучи единственным зрителем этого действа, – уже публика).

Когда дело доходит до извинений (то есть до публичного признания своей вины), человек испытывает серьезный дискомфорт. Столь серьезный, что довольно часто предпочитает оставить все как есть, вместо того чтобы выдавить из себя хотя бы скромное «прости». Тому есть три основных причины: гордость, упрямство и страх.

Гордостью у нас в основном «болеют» мужчины. Особенно те, что относятся к типу так называемых брутальных (ультрамужественных) представителей пола. Для таких мужчин признание вины равно признанию в собственной слабости. Признаться в вине женщине – признать себя слабым вдвойне. Например, у нигерийских мужчин (как, впрочем, и у мужчин многих других африканских стран) вообще не принято извиняться перед кем бы то ни было (а перед женщиной – в особенности). Подобное поведение считается унизительным, позорным и пятнает честь (читай: Эго) великого воина. Такая вот национальная африканская особенность.

Упрямство сродни гордости. Возникает оно, когда в равной степени «гордятся» обе стороны или, вернее, степень вины обоих супругов примерно одинакова. Как правило, в этих случаях требуется вмешательство третейского судьи – кого-то из родственников или друзей, кто был бы способен разрядить обстановку и «разрулить» ситуацию.

Страх – вполне понятное чувство, если признание вины связано с ответственностью за содеянное. Кроме того, многие боятся, что публичное признание может превратиться в «официальное» разрешение для дальнейших упреков. Извиниться в этом случае – все равно что добровольно сложить боевое оружие и остаться беззащитным, уязвимым. Многих к тому же страшит факт возможной огласки.

И гордость, и страх, и упрямство – серьезные психологические барьеры. Основные, но не исключительные. Вполне могут существовать и другие веские причины, удерживающие человека от публичного признания вины. Тем не менее специалисты советуют не затягивать с извинениями.
Источник: charla.ru/user/blog/6871

В случае нанесения обиды основная цель извинения должна заключаться в том, чтобы облегчить эмоциональную боль обиженного человека, а также получить его подлинное прощение. А для того чтобы искренние извинения были эффективными, они должны быть направлены на потребности и чувства другого человека, а не на свои. Нужно пытаться сделать так, чтобы почувствовал себя лучше не только обидчик, но и обиженный.

Извинение, для того чтобы оно имело необходимый эффект, должно включать следующие ключевые моменты: 1) ясное и четкое выражение сожаления о том, что произошло; 2) признание того, что социальные нормы были нарушены; 3) признание чувств другого человека под влиянием ваших действий; 4) просьба о прощении.

В японском языке есть более пятидесяти вариантов того, как можно сказать «извините». И вообще в восточных странах принято извиняться по каждому поводу (и без повода). Возможно, это просто дань социальной традиции, а не искреннее раскаяние.

Американцы провели небольшой опыт. Официант одного из придорожных кафе давал сдачу, каждый раз обсчитываясь в пользу клиента. Затем через некоторое время возвращался, объяснял ситуацию и просил вернуть деньги обратно.

Так повторялось с несколькими десятками испытуемых. Люди не любят расставаться с деньгами, поэтому реакция практически каждого была негативной. И лишь те из обсчитанных, которые услышали от официанта «простите», тут же успокаивались и возвращали деньги.

Как правильно приносить извинения?

Я сожалею

. Начните извиняться именно с этого словосочетания. Постепенно добавляйте слова, которые передают смысл содеянного. Следите за реакцией обиженного. Если на лице еще осталось неудовольствие, поинтересуйтесь, в чем еще вам нужно покаяться.

Я был (или была) неправ (неправа).

Согласитесь с обвинениями и примите вину. Можно сказать так: «Простите меня, я был неправ. Надо было вас послушать и не поступать так, как я поступил».

Как я могу загладить свою вину?

Реституция, или возмещение ущерба, особенно хорошо работает в критических ситуациях. Сказать нужно примерно следующее: «Чем я могу загладить свою вину?»

Я раскаиваюсь в содеянном поступке

. Раскаяние – это залог отпущения грехов. И не только в религиозном плане. Примерно так же происходит в реальной жизни. Фактически это окончательное принятие позиции обиженного или обвинителя. Звучит таким образом: «Я больше так никогда не буду поступать».

Простите меня, пожалуйста

. Просьба о прощении – финальный аккорд инцидента, который спустя пару минут будет полностью исчерпан.

Главное, не считать извинение чем-то унизительным. Как ни странно, окружающие не особо спешат прощать. Для людей немаловажно то, как именно перед ними будут извиняться.

Американский психолог Гэри Чепмэн и консультант Дженнифер Томас в своей книге «Пять языков, на которых просят прощения» предлагают несколько простых, но эффективных фраз: «Мне жаль» – способ выразить сожаление; «Я был неправ» – готовность отвечать за свои поступки; «Что мне сделать, чтобы исправить положение?» – стремление возместить ущерб; «Я сделаю все, чтобы не повторять этого вновь» – искреннее раскаяние; «Пожалуйста, прости меня» – открытое желание получить прощение у обиженного.

Даже самая тщательная подготовка может оказаться бесполезной, если в самый ответственный момент человек растерялся и забыл все подготовленные заранее слова. В таком случае главное – постараться быть искренним. Вполне достаточно сказать «извини» или «прости» и обозначить проступок, за который приносятся извинения. Нужно не забывать и об одной фразе, которую многим людям произнести легче, – «мне жаль». Она освобождает от принятия на себя всей вины за сложившуюся ситуацию, но вполне подходит для просьбы о прощении.

Разговор стоит сделать максимально коротким и без затянутых оправданий. Предпочтительно воздержаться и от использования слов вроде «если» и «но». Подобные отговорки могут смазать впечатление, поскольку явно указывают на принужденность. Просьба о прощении должна быть сдержанной и выглядеть максимально естественно. Мольбу, несчастное выражение лица, надрыв в голосе и всхлипывания лучше оставить для театральных подмостков. В реальной жизни это выглядит фальшиво.

Чтобы извинения были приняты как искренние, жесты в ходе разговора не должны противоречить смыслу произносимых слов. Если человек отводит глаза в сторону, отворачивается корпусом от собеседника, напряжен и цедит слова сквозь зубы, его слова могут показаться фальшивыми. Искренность всегда лучше желания казаться самостоятельным, независимым и сильным.

После принесенных извинений обиженному человеку может потребоваться время, чтобы разобраться в своих чувствах. Поэтому в завершение разговора нужно просто поблагодарить собеседника и мысленно готовиться к тому, что его реакция может быть любой – от положительной до резко негативной. Если обиженный начал выказывать свое недовольство, возникает риск усугубить ссору. В этом случае лучше спокойно выслушать ответную речь, поблагодарить и на этом закончить.

Многие люди не считают нужным приносить свои извинения, отделываясь шутливыми раскаяниями или заглаживая вину цветами или подарками, а то и вообще ведут себя как ни в чем не бывало. Случается это по разным причинам. Одни считают, что вполне достаточно их внутреннего признания своих ошибок, а другие искренне не понимают важности извинений вообще.

Чаще всего извинениями пренебрегают мужчины. Даже в тех случаях, когда им не удается избежать этого, они нередко выбирают такие формулировки, словно делают одолжение, – «прости, если

я оскорбил тебя», «
если
кто-то обиделся из-за моей грубости, я извиняюсь». То есть слова извинения звучат так, что не предполагают искренность раскаяния, а являются простой формальностью.

В ситуации, когда человек не попросил прощения сразу после того, как обидел кого-то, в дальнейшем стоит выбрать подходящий момент для этого разговора, так как спустя какое-то время извинения могут утратить смысл. Большинство опрошенных мужчин и женщин согласились с тем, что любое примирение должно происходить естественно и быстро. Идеальный промежуток – сутки с момента ссоры. Максимум, сколько могут вытерпеть обиженные, – три дня. После этого наступает психологическая «зона отчуждения»: падает уровень доверия к обидчику, уменьшается количество связанных с ним надежд и становится практически все равно, продолжатся ли эти отношения. И в этом случае придется приложить усилия, чтобы не только принести извинения, но и восстановить доверие.

Что касается места, то оно может быть любым, лишь бы разговор происходил без свидетелей. Если по каким-то причинам это сделать сложно, можно выразить свои сожаления письменно. Этот вариант особенно удобен, если обиженный человек не дает высказаться при личной встрече. Очень важно внимательно прочитать текст перед отправкой и постараться устранить любые неясности. Просить прощения по электронной почте можно только в случае с человеком, лично не знакомым. Извинение по телефону возможно, если собеседник находится далеко. И абсолютно неприемлемым способом передать свои чувства психологи единогласно признают смс-сообщение.

Психологи советуют придерживаться строгих принципов и никогда не извиняться в следующих ситуациях.

Прежде всего, нельзя просить прощения за свою любовь к человеку, ведь в этом нет ничего зазорного. Более того, человек не может контролировать подобные ощущения, а потому, если вы переживаете чувство безответной любви, никто не вправе вас винить за это. За окончание и разрыв отношений, особенно мучительных для вас, также не нужно приносить своих извинений.

Очень часто мы чувствуем вину за отказ, что нередко используют корыстолюбивые люди, а также опытные продавцы в магазинах. При этом, если вы хотите стать увереннее в себе, извинения нельзя приносить даже в качестве вежливого оборота при отказе, и уж тем более не стоит объяснять причины последнего.

Нельзя извиняться и искать оправдания за любовь к себе. Вы имеете полное право уделять себе время и тратить на себя свои деньги, и никто не должен вас за это винить.

Не нужно просить прощения за собственные мечты, цели и приоритеты, если, конечно, они не являются антисоциальными и направленными на причинение вреда другим.

Также, по мнению психологов, не нужно чувствовать своей вины и тем более извиняться за собственное несовершенство, тем более за несоответствие канонам красоты и стиля, ведь подобные стандарты – это условность, а не норма или обязанность.

Не перекладывайте на свои плечи чужую вину и не приносите извинения от лица другого человека. Во-первых, потому что вашей «заслуги» в поведении других людей нет, а во-вторых, это не поможет виновному осознать своих ошибок.

Не может быть виной и озвучивание правды, а потому не спешите приносить извинения. Конечно, если вы слишком резко ее преподнесли, стоит попросить прощение именно за то, как вы это сделали, но не за сами слова.
Источник: ladysportal.ru/news/2015–06–05–1551

Наиболее эффективное извинение должно включать признание обидчиком ответственности за свои действия, выражение сожаления в связи с возникшей ситуацией и эмпатии по отношению к обиженному, а также предложение какой-то компенсации за причиненный ущерб. Обидчику лучше избегать чрезмерного приведения оправданий своему поведению или утверждений о его обоснованности. Следует также выражать сожаление по поводу своего поведения, а не по поводу реакции обиженного. Если обидчик говорит пострадавшему: «мне жаль, что вы страдаете», но не выражает при этом раскаяния в собственном поведении, являющемся причиной страдания, тем самым он подразумевает, что обиженный сам несет ответственность за свою обиду (Lazare, 1995).

Прощение

[36]
36
При написании этого раздела использована статья Э. А. Гассина (1999).

[Закрыть] – это прерогатива того, кому нанесено зло. В случае обыденных отношений это другой человек, другие люди. В случае религиозных отношений – Бог. Прощение – это акт великодушия и милосердия, так как часто наказание обидчика бывает меньшим, чем он того заслуживает. Прощение, данное пострадавшим, как бы символически уничтожает причиненное зло, делает негативные отношения между двумя сторонами снова позитивными, свободными от обиды или ненависти. Человек может быть прощен другим, если он признает, что действовал несправедливо, просит прощения и обязуется впредь не совершать тех же проступков. С позиции христианства обиженный не должен ждать, пока обидчик раскается, и не должен ограничивать количество прощений (Enright, Zell, 1989). Важно иметь в виду, что прощение следует просить и в том случае, если другому наносится вред случайно, непреднамеренно.

Чтобы получить прощение, обидчик должен совершить ряд шагов (Enright, 1996).

Ступени получения прощения

: фаза осознания ситуации, фаза принятия решения, фаза действия, фаза результата.

Фаза осознания ситуации:

1. Формальное отрицание, но внутреннее признание того, что я обидел другого человека.

2. Чувство вины, раскаяния, возможно, гнева в свой адрес.

3. Чувство стыда (ощущение того, что другие осуждают и отвергают меня).

4. Осознание катарсиса.

5. Осознание когнитивного репетирования.

6. Сравнение себя с обиженным, понимание того, как он страдает, сравнение взаимоотношений до и после обиды.

7. Понимание того, что обиженный мной человек мог пережить необратимые негативные изменения по моей вине.

8. Осознание того, что мое самовосприятие изменилось в худшую сторону (повысился уровень самокритичности, возможно, снизилось самоуважение).

Во время этой фазы обидчик признает, что причинил боль другому, и проходит через ряд вызванных этим фактом когнитивных и эмоциональных реакций. Он может испытывать вину и стыд, постоянно думать о нанесенной им обиде. В результате самокритики обидчик должен переоценить себя.

Фаза принятия решения:

1. Понимание того, что мне нужно изменить свои взаимоотношения с тем, кого я обидел.

2. Желание получить прощение. Оно может выражаться в принесении извинений и попытке загладить нанесенный ущерб. Я могу ошибочно подумать, что в состоянии заставить обиженного простить меня.

3. Понимание того, что полученное прощение – это дар.

В этой фазе обидчик понимает, что он должен что-то предпринять для исправления конфликтной ситуации, поэтому он выражает желание получить прощение. Если обиженный еще не готов к прощению, обидчик должен терпеливо и смиренно ждать.

Фаза действия:

1. Пересмотр моего понимания обиженного, осознание того, что обиженный человек страдает и нуждается в том, чтобы прошло какое-то время, чтобы он мог простить.

2. Эмпатия по отношению к обиженному.

3. Проявление сострадания к обиженному или желание терпеливо страдать вместе с ним.

4. Принятие боли: я готов терпеть гнев обиженного и принимаю трудности своего пути к прощению.

Эта фаза связана с пониманием ситуации, в которой оказался обиженный, и попыткой обидчика встать на его место, с готовностью страдать, испытывая раскаяние.

Фаза результата:

1. Нахождение смысла в страдании вследствие нанесенной мной обиды и в трудном пути к прощению.

2. Понимание того, что я не одинок и что другие тоже оказывались в сходной ситуации.

3. Нахождение новой цели (как мне впредь жить иначе, чем до сих пор).

4. Освобождение от чувства вины и раскаяния, возможно, чувство благодарности к обиженному.

5. Примирение с обиженным может начаться или продолжиться.

Отношение людей к прощению бывает разным. В одном случае прощение расценивается как проявление слабости

(Ф. Ницше). В других случаях прощение рассматривается как
проявление стремления к превосходству
. Возможны ситуации, когда обидчику постоянно напоминают, что он «в долгу» перед тем, кто его простил. Еще в некоторых случаях прощение расценивается как
проявление неуважения к другим
(Haber, 1991). Ф. Ницше утверждал, что прощение означает, что мы не считаем других ответственными за собственные поступки, не считаем их способными следовать моральным принципам. Наконец, прощение
приравнивается к попранию справедливости
. Простив, человек лишается возможности добиваться справедливости, и, что еще хуже, несправедливость укрепляется.

В действительности подлинное прощение – это высокий нравственный акт, в котором нет места безнравственным целям.

Прощение является важным актом для того, кто оказался в положении виновного. Выявлено (Gassin, 1997), что эффект получения прощения выражается в улучшении отношений с прощающим, ослаблении самоосуждения, улучшении мнения обидчика об обиженном, положительных внутренних моральных изменениях. Но прощение важно и для того, кто был обижен. Долгое сохранение чувства обиды наносит большой моральный и психологический ущерб ее носителю. Чувство обиды сушит обиженного и вызывает у него желание мести – нанесения ответного зла. Обидчивость легко переходит в злопамятность. Обида провоцирует отвечать на зло злом. Стойкая обида заставляет уязвить другого, что в результате может породить собственное чувство вины. Потому прощение – вещь неформальная. Только прощение может оборвать плетущуюся цепочку взаимного зла, ненависти и сопровождающего их страдания.

Прощение не зависит от каких-либо юридических решений. Великая княгиня Елизавета Федоровна посетила в тюрьме убийцу ее мужа А. А. Каляева и даровала ему свое личное прощение, однако Каляев в соответствии с законом остался в тюрьме и был казнен.

Психологами были составлены модели, показывающие механизм того, как обиженный приходит к решению о прощении. Наиболее известную из этих моделей приводим ниже (Enright, 1991; Enright, 1996).

Ступени процесса прощения: фаза открытия, фаза принятия решения, фаза действия, фаза результата.

Фаза открытия:

1. Осмысление психологической защиты, признание факта, что обида имела место (Kiel, 1986).

2. Признание наличия гнева с целью избавиться от него, а не поддерживать его в себе (Treiner, 1981).

3. Признание стыда, если это отвечает обстоятельствам (Patton, 1985).

4. Осознание затраты эмоциональной энергии на нанесение обиды (Droll, 1984).

5. Осознание личной вовлеченности в когнитивную «репетицию» обиды или постоянные мысли о ней (Droll, 1984).

6. Понимание того, что обиженный сравнивает себя с обидчиком (Kiel, 1986).

7. Понимание того, что обиженный может оказаться жертвой постоянного негативного изменения (Close, 1970).

8. Понимание изменившихся взглядов на справедливость в мире (Flanigan, 1987).

Основная задача этой фазы – честно признать перед самим собой наличие обиды и связанных с ней негативных переживаний. Прощающий начинает понимать, что из-за обиды его жизнь может навсегда измениться в худшую сторону.

Фаза принятия решения:

1. Изменение восприятия и новое понимание того, что прежние стратегии избавления от чувства обиды не работают (North, 1987).

2. Готовность рассматривать прощение как предпочтительный выбор.

3. Готовность простить обидчика (Neblett, 1974).

Фаза действия:

1. Пересмотр собственных взглядов на обидчика и ситуацию в целом с помощью примеривания на себя различных ролей.

2. Эмпатия по отношению к обидчику.

3. Осознание собственного сочувствия обидчику (Droll, 1984).

4. «Поглощение» неизбежной боли (Bergin, 1988).

Эта фаза связана с пониманием ситуации и эмоционального состояния обидчика, но не с его оправданием. Если мы поймем, что пережил обидчик перед тем, как вас обидеть, можно пересмотреть ситуацию и смягчить свое отношение к обидчику.

Фаза результата:

1. Нахождение личностного смысла для себя и других в страдании и прощении (Frankl, 1959).

2. Понимание собственной потребности в прощении со стороны других в прошлом.

3. Понимание того факта, что человек не изолирован от других.

4. Понимание того, что пережитая обида может изменить цель жизни.

5. Осознание уменьшения негативных и возможного роста позитивных чувств и отношений обидчика и понимание внутреннего разрешения ситуации (Smedes, 1984).

С этой фазой связано осознание того, что мы и сами не ангелы и что прощение может принести пользу как обидчику, так и обиженному.

Энрайт с соавторами (Enright et al., 1989) выделил условия, при которых прощается обидчик.

1. Прощение базируется на мести: я могу простить обидчика, только если я накажу его в мере, пропорциональной моему собственному страданию.

2. Прощение, основанное на возмещении: если я получу обратно то, чего лишился, или если мне будут принесены извинения.

3. Прощение дается, если этого хотят другие.

4. Прощение во исполнение требований моей религии.

5. Прощение как средство достижения социальной гармонии: я прощаю, потому что это создает хорошие отношения в обществе.

6. Прощение как любовь к ближнему, без всяких условий.

Прощение в соответствии с третьим и четвертым условием, то есть под внешним давлением, может выполняться неохотно и носить формальный характер.

Дети базируют прощение на первом – третьем условиях, взрослые – на четвертом – шестом условиях, хотя некоторые из них могут прощать, опираясь на первые из перечисленных условий. Это может отрицательно отразиться на эмоциональном состоянии обиженных, что было выявлено в работе Хуанга (Huang, 1990). По его данным, люди, дававшие прощение под внешним давлением, при рассказе о болезненном эпизоде показывали подъем артериального давления, часто фальшиво улыбались и опускали глаза. Это показывает, что эти люди по-прежнему испытывают негативные эмоции.

Показано, что прощение связано с отсутствием депрессии и тревожности, а также самоуважением (Al-Mabuk et al., 1995; Hebl, Enright, 1993).

Есть мнение, что, если обидчик приносит извинения, обиженный с большим желанием и легкостью дарует прощение (Darby, Schlenker, 1982; McCullough et al., 1997; Weiner, 1991).

Как показано А. С. Чуковой (2011), условия прощения, установки на прощение тесно взаимосвязаны с социально-психологическими характеристиками личности. Внутренние условия прощения, которые выработаны исходя из морально-нравственных мотивов, интересов второго субъекта прощения, готовность к прощению связаны с выраженными эмпатическими тенденциями, альтруистической и коммуникативной направленностями личности, социально-психологической установкой на альтруизм и не связаны с установкой на эгоизм. Для того чтобы извинение было максимально эффективным, важно заострить внимание именно на чувствах обиженного, а не на своих собственных.

Внешние условия прощения, которые выработаны исходя из своих собственных интересов и выгод, связаны с глористической направленностью личности (направленностью на самоутверждение) и социально-психологической установкой на эгоизм. Готовность к прощению предполагает редкое переживание негативных чувств при нанесении обиды (гнева, раздражения, отвращения к обидчику); редкое переживание злорадства и превосходства над обидчиком в момент просьбы о прощении, но частое – жалость и любовь к обидчику.

А. С. Чукова выделила содержательно-динамические характеристики прощения как самостоятельного социально-психологического феномена. Этими характеристиками выступают: мера, избирательность, парциальность.

Мера прощения

предполагает, что прощение может быть полным или частичным: полное прощение представляется безусловным, а неполное дается с учетом каких-либо условий. Мера прощения дается обиженным прежде всего на основе морально-нравственной оценки поступка.

Парциальность

проявляется в том, что для одного и того же субъекта прощения существует ряд действий, которые могут быть прощены так или иначе с учетом определенных обстоятельств, и ряд поступков, которые простить не представляется возможным ни при каких обстоятельствах. Парциальность может иллюстрировать феномен понимания не только внутреннего мира другого, но и самопонимания: человеку легче прощать те поступки, по поводу которых ему когда-то приходилось искать прощение самому.

Избирательность

определяется отношением к самому обидчику и зависит от возраста, пола, социального статуса, психологической дистанции объекта прощения и т. п. Данная характеристика определяется взаимоотношениями с положительно значимым человеком, а также феноменом межличностной идентификации.

Эти характеристики прощения в реальной жизни выступают не отдельно и изолированно, а в тесном единстве друг с другом.

В табл. 6.1 представлены данные А. С. Чуковой об условиях дарования прощения.

Таблица 6.1. Средние значения оценки допустимости условий дарования прощения, баллы

Примечания. Уровень значимости различий: * – p < 0,05; *** – p < 0,000; оценка по критерию t-Стьюдента.

Из этих данных следует, что прощение легче и чаще даруется в тех ситуациях, которые доступны субъекту для рационального объяснения и понимания, которые переживал когда-то сам и которые наносят меньшее психотравмирующее воздействие.

Прощение легче и чаще всего дается тому, к кому испытывается аттракция, снисхождение, а также тому, с кем можно себя идентифицировать.

Женщины чаще и легче прощают обидчиков, чем мужчины. Это связывается с тем, что те участки мозга, которые задействованы во время эмоционально насыщенных ситуаций, почти в восемь раз более развиты у женщин, чем у мужчин. И у женщин по сравнению с мужчинами больше вырабатывается гормона серотонина, от которого зависит способность сопереживать, понимать чувства окружающих. Это означает, что мужчины, как правило, попросту менее чувствительны. Они не догадываются, что иногда такое простое слово «прости» переломит ситуацию куда как быстрее и легче, чем дорогие подарки.

По данным А. С. Чуковой, тенденция прощать обидчиков увеличивается с возрастом. Но чем старше обидчик, тем для него актуальнее становится прощение из чувства долга; помимо мотивов достижения покоя и боязни того, что о нем думают другие люди, обидчик более старшего возраста руководствуется мотивом желания душевного спокойствия по отношению к тому, кого он обидел, что может указывать на возникновение механизма эмпатии у обидчика по отношению к обиженному.

Сравнительный анализ оценки ситуаций, при которых может дароваться или искаться прощение, показал, что существует сходство между мужчинами и женщинами в оценке большинства ситуаций, за некоторым исключением. Женщины чаще, чем мужчины, даруют прощение, исходя из поиска психологического спокойствия и здоровья. По этой же причине женщины чаще, чем мужчины, ищут прощения. Кроме того, женщины чаще мужчин прощают людей под воздействием просьбы о прощении, а также когда сами испытывают вину из-за того, что обидчик переживает из-за проступка, и допускают, что другие имеют право на ошибку. В условиях же поиска прощения женщины чаще, чем мужчины, ищут прощения, чтобы восстановить прежние отношения с обиженным, и чаще, чем мужчины, просят прощения, потому что осознают вину перед обидчиком. В табл. 6.2 представлены средние значения оценок значимости причин и целей прощения со стороны обидчика.

Таблица 6.2. Средние значения значимости целей прощения, баллы

Примечания. Уровень значимости различий: * – p < 0,05; ** – p < 0,01; *** – p < 0,000; оценка по критерию t-Стьюдента.

Среди причин, заставляющих просить прощение, главенствующее место занимает внутреннее самочувствие человека, осознание им вины, то есть угрызение совести. Внешние факторы (плохо обо мне думают, осуждают другие) имеют существенно меньшую значимость. Цели получения прощения (хочу, чтобы…) имеют небольшие различия по значимости. Данные таблицы показывают, что чаще склонны просить прощение женщины, чем мужчины, хотя достоверные различия имеются не по всем позициям.

Сравнительный анализ результатов, представленных в табл. 6.1 и 6.2, показывает, что между условиями поиска прощения обидчиком и условиями дарования прощения обиженным есть много общего.

Так, самым распространенным завершением фразы «чаще всего я прощаю в случае…» является ответ «если человек осознал свою вину и просит прощения», а у обидчика – «если я осознаю свою вину перед этим человеком». Как видно, ключевым здесь является осознание вины обидчиком, именно в этом случае прощение чаще всего будет искаться и дароваться. Вместе с тем стоит отметить, что для обиженного также весьма важным является факт просьбы о прощении со стороны обидчика, что может служить для обиженного показателем того, что обидчик осознал свою вину и раскаялся. Иными словами, обиженный прощает не только на основе собственного предположения или понимания того, что для него важно получить вербальное признание вины со стороны обидчика.

Как составить ходатайство?

Ходатайство может быть составлено лично совершившим преступлением или его законным представителем. Указано должно быть следующее:

  • от кого и куда подается ходатайство;
  • номер дела, дата открытия, ФИО следователя;
  • обстоятельства дела;
  • причина, по которой может быть применено деятельное раскаяние;
  • просьба применить действие статьи 75 УК РФ;
  • прилагаемые документы;
  • дата и подпись.

Лучше, если такое ходатайство будет составлено юристом, так как грамотно с законодательной точки зрения, и выгодно для гражданина, который подает ходатайство распишет факты.

Получить консультацию о том, как можно применить деятельное раскаяние, можно у наших юристов бесплатно.

Теория и практика

Деятельное раскаяние – шанс снизить правовые последствия для преступника

Чтобы окончательно разобраться с нюансами закрытия дела на основании 75 статьи, выясним, в чем различия понятий «добровольный отказ» и «деятельное раскаяние».

В первом случае действия виновника схожи с описанным случаем.

Причем ключевым признаком, который влияет на решение суда, становится добрая воля преступника в раскрытии нарушения.

Однако в рассматриваемом материале говорится о раскаянии уже после совершения деяния.

А в первом случае речь идет об отказе участника преступной группы или отдельного лица от совершения нарушения.

Что касается юридической трактовки этих терминов, тут работает особое правило.

Внимание! Нежелание закончить запланированное преступление и добровольное сообщение о таком действии полицейским – повод для исключения лица из числа фигурантов уголовного производства.

Если же нарушитель раскаялся после совершения преступления, то он участвует в процессе в роли обвиняемого. Этот момент объясняется наличием состава нарушения. Однако именно содействие следствию и совокупность перечисленных выше факторов дают право на вынесение судом оправдательного вердикта.

Условия для применения деятельного раскаяния

Одного только желания преступника в такой ситуации может быть недостаточно. Так, для применения деятельного раскаяния должны соблюдаться такие требования:

  • у пострадавшей стороны не должно быть возражения;
  • вынесенное следователем постановление об применении деятельного раскаяния должно быть подтверждено прокурором;
  • должны быть соблюдены все уголовно-процессуальные нормы.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области: +7

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7

Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 301-39-20

Базовые юридические определения

Начнем обзор материала с определения правовых терминов. Деятельное раскаяние виновника происшествия предполагает поведенческий комплекс, при котором преступник содействует следствию. Такие действия обвиняемого гражданина способствуют смягчению вероятного приговора. Однако в подобных обстоятельствах суд вправе учитывать и мотивы подсудимого лица.


Если правонарушитель осознал тяжесть преступления и содействунт следствию, появляется шанс избежания уголовной ответственности по ст. 75 УК РФ

Если такой человек не испытывает искренних угрызений совести из-за содеянного нарушения, рассматриваемая статья не применяется. Когда же преступник проявляет раскаяние и доказывает истинное желание искупления вины, суд учитывает подобное поведение. Трактовка конечной цели нарушителя предполагает оценку реальных поступков этого человека.

Внимание! Рассматриваемый правовой инструмент работает в отношении людей, впервые совершивших незаконное деяние, либо лиц, которым вменяются преступления небольшой тяжести.

Однако отдельные аспекты 75 статьи допускают смягчение предполагаемого срока даже для преступников, обвиняемых в правонарушениях средней тяжести. Главное – доказательство признания вины и соответствующие действия подсудимого лица в этом направлении. Причем описываемое поведение предполагает, что обвиняемый гражданин не представляет опасности в социуме. Хотя на деле таких гарантий нет.

Классификация по типу и форме

Перейдем к рассмотрению типичных характеристик, которые присущи раскаявшемуся преступнику. В таких ситуациях лицо, совершившее преступление, совершает такие действия:

  1. Явка в следственный орган. Обвиняемый в преступлении человек самостоятельно посещает следователя, чтобы признаться в незаконном деянии.
  2. Содействие в расследовании. Этот момент означает активное и добровольное участие нарушителя в следственных действиях. Причем целью в такой ситуации становится объективное установление обстоятельств дела.
  3. Компенсация убытка пострадавшей стороне. Доказательством признания вины здесь считается и попытка нарушителя возместить причиненный жертве ущерб. Причем подобный случай предполагает полное удовлетворение требований истца в связи с деятельным раскаянием виновника.

Кроме того, юридические предписания допускают, что человеку, который претендует на снисхождение, уместно доказать отсутствие опасности для окружающих людей. Иными словами, действия таких людей свидетельствуют об исправлении ситуации и направлены на стабилизацию собственного социального положения.

Нюансы

Оговорим отдельные аспекты рассматриваемой темы, которые приобретают вес при судебном разбирательстве таких уголовных дел. Тут речь пойдет о мотивах, которые побуждают обвиняемого гражданина к выполнению комплекса описанных выше действий. Причинами, которые заслуживают внимания в суде, здесь считаются чистосердечное раскаяние и сочувствие к жертве.


В отдельных ситуациях обвиняемые идут на “сделку” со следствием, руководствуясь меркантильным расчетом

Кроме того, в пользу преступника сыграет и факт стремления в раскрытии деталей произошедшего случая с целью избежать наказания невиновных лиц. Плюсом тут становится и желание человека покончить с преступным прошлым для дальнейшей социализации. Однако судебная практика говорит, что отдельные личности руководствуются иными побуждениями.

Важно! Целью таких преступников становится обман следствия, чтобы скрыть истинные детали деяния.

В отдельных ситуациях нарушителем движет страх получения максимального наказания. Соответственно, здесь тоже практикуется имитация раскаяния для избегания суровых мер. Хотя суд и не учитывает эти моменты, сторона обвинения вправе требовать ужесточения наказания в подобных обстоятельствах. Законодательство же не устанавливает граничной стадии расследования, на которой обвиняемому доступен рассматриваемый инструмент.

Правовое регулирование деятельного раскаяния в России и мире

Впервые вопросы применения деятельного раскаяния рассматривались человеческим обществом как в античные, так и в более древние времена. В частности, отсылка к возможному освобождению от ответственности за преступления имеется даже в Ветхом Завете.

На сегодняшний день различные нормы смягчения уголовного наказания за преступление, сопровождавшееся деятельным раскаянием, присутствуют в большинстве мировых государств. Тем не менее, полное освобождение от преследования в связи с таковым раскаянием предусматривается лишь в государствах, входящих в СНГ, а также в Китае, Монголии, Латвии и Южной Корее.

Обратите внимание

В вышеуказанных странах присутствует в том или ином виде общеуголовный норматив про деятельное раскаяние, применяемый к широкому спектру преступлений. Отдельные же нюансы и возможность освобождения от ответственности по конкретным преступлениям в случае фактического деятельного раскаяния присутствует в законодательстве большинства стран мира. В частности, например, такая норма присутствует практически во всех Уголовных кодексах и аналогичных документах при освобождении заложника.

В России же вопросы применения нормативов о деятельном раскаянии прямо предусматриваются в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах. В частности, рассматривается таковое понятие положениями ст. 75 УК РФ, а также ст. 28 УПК РФ. Следует отметить, что применение нормативов про деятельное раскаяние не является обязательным в российском законодательстве, а возможность его применения лежит целиком на стороне суда.

Применение положений

Тяжелое заболевание обвиняемого – не повод для отказа в применении 75 статьи при неявке в полицию

Теперь обсудим условия, при которых суд вправе учесть желание обвиняемого отказаться от преступного прошлого и вынести оправдательный приговор.

Как отмечено выше, правовые предписания предполагают соблюдение всего перечня описанных условий.

Однако в таких делах вероятны и отдельные нюансы. В подобных ситуациях уместно рассматривать исключения из общего правила.

Подсудимый гражданин претендует на снисхождение, если не является с повинной, но доказывает, что сложившиеся обстоятельства – следствие давления извне.

Здесь речь идет о влиянии иных субъектов нарушения.

Второй вариант – неявка в полицию из-за тяжелой болезни.

При документальном обосновании собственной правоты обвиняемый получает шанс на оправдание.

Внимание! Если преступление не нанесло материального вреда иным лицам, суд не вправе требовать с виновника происшествия компенсации потерпевшим.

То же правило применяется и в случаях, когда жертва преступления отказывается принять имущественное возмещение убытка. Однако такой момент уместно зафиксировать во время судебного разбирательства. Кроме того, законодательство становится на сторону преступника, если тот явился с повинной уже после раскрытия нарушения, но до момента собственного задержания.

Это положение трактуется так: незнание нарушителя об успехах следствия вкупе с желанием содействовать раскрытию преступления – повод для проявления снисхождения. Что касается тяжести правонарушения, искреннего сожаления о содеянном деле и утраты общественной опасности, здесь юридические нормы не предполагают применения исключений. Этот момент касается и преступления, которое совершено впервые.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]