Адвокат добился оправдания по делу о хищении бюджетных средств при исполнении муниципального контракта

Среди различных экономических преступлений хищение государственных средств – одно из наиболее распространенных. С обвинениями в таких действиях сталкиваются различные чиновники, руководители и менеджеры государственных предприятий, ВУЗов, институтов, медицинских учреждений и т.д. – словом, везде, где предусмотрено бюджетное финансирование. Потому всем нужно знать, как поступать в ситуациях, когда обвинения в хищении бюджетных средств выдвинуты против вас или ваших родственников. В данной статье мы рассмотрим, что включает в себя это правонарушение, какая ответственность за него грозит и чем может помочь адвокат.

Что считается хищением государственных средств?

В действующем уголовном кодексе существует сразу две статьи, которые могут применяться против тех, кто присваивает бюджетные деньги или тратит их в своих целях. Первая из них – ст. 160 Присвоение или растрата. Она более общая и применяется в равной степени как в государственной, так и в частной сфере. Согласно данной статье, состав преступления включает либо похищение имущества без согласия владельца (присвоение), либо расходование/передачу третьим лицам также без согласия собственника (растрата). Преступление может квалифицироваться по данной статье, если лицу, состоящему на государственной службе, было вверено какое-либо имущество, и он его присвоил, продал, безвозмездно передал без санкции государства.

Вторая статья УК РФ, касающаяся хищения государственных средств – это ст. 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств. Она применяется реже, поскольку включает более ограниченный набор действий правонарушителя. Согласно уголовному кодексу, в этом случае речь идет о расходах средств, полученных в рамках бюджетного финансирования, на цели, которые не были предусмотрены бюджетом. При этом необходимо доказать, что обвиняемый не только израсходовал бюджетные деньги, но и имел с этого непосредственную прибыль. В противном случае речь будет идти о халатности или других видах правонарушений, не связанных с хищением средств.

Дополнительно подозреваемым в растрате бюджетных средств часто вменяют также сопутствующие действия: мошенничество, подделку документов, служебный подлог, создание преступной организации (если лицо действовало не самостоятельно, а по предварительному сговору), злоупотребление служебным положением и т.д. Естественно, эти обвинения, в случае их признания судом, усугубляют положение обвиняемого и делают наказание более строгим. А если учесть сам характер преступления, то его практически невозможно совершить в одиночку, без использования поддельных документов и вверенных полномочий, потому в большинстве случаев хищение государственных средств – не единственная статья для обвиняемого.

Целевые субсидии. Критерии оценки целевого характера расходов

Для определения целевого характера расходов средств субсидии на иные цели, как правило, применяются следующие критерии:

1

Соблюдение условий по целевому расходованию средств субсидии, предусмотренных:

  • порядком определения объема и условий предоставления субсидии, установленным в публично-правовом образовании в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ;
  • соглашением о предоставлении субсидии.

2

Соблюдение условий по целевому расходованию, предусмотренных Сведениями об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на год (код формы по ОКУД 0501016) (далее – Сведения). Форма составляется в порядке, предусмотренном Требованиями к плану ФХД государственного (муниципального) учреждения, и утверждается органами, осуществляющими в отношении учреждений функции и полномочия учредителей.

В отличие от субсидий на выполнение задания, при определении целевой направленности расходов за счет субсидий на иные цели применяются коды бюджетной классификации.

Начиная с 2016 года расходы за счет средств субсидий на иные цели осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания расходных операций кодам видов расходов и целям предоставления субсидий в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (ч. 16 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ; ч. 3.10 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ; Порядок санкционирования расходов, осуществляемых за счет средств целевых субсидий, для федеральных бюджетных и автономных учреждений, утвержденный приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. № 72н). До 1 января 2016 года санкционирование расходов бюджетных и автономных учреждений за счет целевых субсидий и субсидий на осуществление капитальных вложений проводилось только после проверки документов и соответствия содержания расходных операций кодам КОСГУ.

Коды бюджетной классификации, указанные в Сведениях, должны соответствовать целям предоставления субсидии, указанным в соглашении. При нарушении этого условия учреждению желательно просто не подписывать соглашение и не расходовать средства до устранения нарушений.

ВНИМАНИЕ!

Если целевая субсидия предоставляется бюджетному или автономному учреждению в рамках реализации целевой программы, то при определении целевого характера расходов необходимо руководствоваться не только содержанием соглашения о предоставлении субсидии, но и положениями этой программы (решение Арбитражного суда Курской области от 10 февраля 2015 г. по делу № А35-8409/2014).

Условия о возврате в доход бюджета использованных не по целевому назначению средств субсидий на иные цели, как правило, прямо предусматриваются уполномоченными органами при утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидии в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (см., например, п. 6 Порядка, утв. приказом МИД России от 12 октября 2015 г. № 19225, п. 3 Правил, утв. приказом Минобороны России от 24 июля 2014 г. № 513).

Средства целевых субсидий могут перечисляться на банковские счета автономных учреждений в рамках возмещения расходов, ранее произведенных такими учреждениями за счет собственных средств (ч. 3, ч. 3.7 ст. 2 закона об автономных учреждениях, письмо Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/295). Операция по получению дохода в виде начисленных процентов на неснижаемый остаток денежных средств целевых субсидий на расчетном счете автономного учреждения в коммерческом банке является доходной и, соответственно, не может рассматриваться в качестве операции по осуществлению расходов за счет средств субсидий. Поэтому в качестве нарушения в контексте ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ и такая операция квалифицирована быть не может.

Ответственность за хищение государственных средств

Хищение государственных средств, согласно статьи УК, достаточно тяжкое деяние с соответствующим наказанием для виновного в нем. В зависимости от размера похищенного и обстоятельств дела, наказание может быть следующим:

  • если преступление было совершено без отягчающих обстоятельств, виновному грозит штраф до 120 тыс. рублей, принудительные работы или лишение свободы на срок до двух лет;
  • если правонарушение совершалось в составе организованной группы, а размер ущерба является значительным (определяется в каждом конкретном случае, исходя из ряда факторов) – штраф до 300 тыс. рублей, принудительные работы, ограничение или лишение свободы сроком до пяти лет;
  • если размер ущерба признан крупным (свыше 250 тыс. рублей) или особо крупным (свыше 1 млн рублей), преступление совершалось с использованием служебного положения, виновному грозит максимально предусмотренное статьей наказание – до 10 лет лишения свободы, штраф до 1 млн рублей.

Дополнительно к лицам, которые признаны виновными по вышеуказанным статьям, могут применяться дополнительные санкции – конфискация имущества, нажитого незаконным путём, запрет занимать определенные должности или работать в тех или иных сферах, ограничение финансовых операций и т.д. Необходимость дополнительного наказания определяется судом исходя из обстоятельств дела, личности обвиняемого, нанесенного ущерба и т.д.

Виды нецелевого расходования

Существует огромное количество способов умышленно, по незнанию или неосторожности использовать средства по нецелевому назначению. .

Чаще всего выявляются следующие виды нецелевого расходования:

  • направление денег на оплату покупок или работ, которые не были оговорены в плане финансово-хозяйственной деятельности на текущий год;
  • самовольный перевод денег между статьями расхода (например, деньги были выделены, на оснащение больницы новым оборудованием, но были переведены на ремонт дороги; такое возможно, но требует специальных санкций);
  • перевод денег в счет оплаты статей расходов, которые должны были быть закрыты бюджетом другого уровня или внебюджетным фондом;
  • оплата работ и услуг, не имеющих прямого или косвенного отношения к работе организации;
  • безвозмездное погашение долгов по коммунальным платежам сторонних потребителей, например, арендаторов;
  • финансирование строящихся объектов свыше сумм, значение которых прописано в заранее согласованных проектно-сметных документах.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Существует еще масса способов использовать бюджетные средства не по назначению.

Помощь адвоката по уголовным делам

Если вас обвиняют в хищении бюджетных средств, не нужно ждать, пока дело дойдет до суда – даже если вы невиновны, не нужно пытаться доказать это самостоятельно, с большой вероятностью это не получится без наличия опыта и знаний в сфере уголовного права. Первое, что нужно сделать в такой ситуации – это найти опытного адвоката по хищению средств и обратиться к нему за помощью. Защитнику нужно изложить все известные вам обстоятельства дела: когда были выдвинуты обвинения, в чем конкретно их суть, знаете или вы что-то про фигурирующие в деле эпизоды или нет и т.д. На основе изложенной информации адвокат сможет выстроить подходящую для данного случая линию защиты: если клиент вообще не виноват, он будет искать доказательства невиновности и стараться закрыть дело, если полностью исключить вину нельзя – делать все для уменьшения строгости наказания (например, путем поиска смягчающих обстоятельств). В любом случае, главная цель адвоката – минимизировать негативные последствия для подопечного.

Если дело всё-таки будет идти по направлению к суду, адвокат будет представлять ваши интересы на всех следственных мероприятиях (допросы, эксперименты, экспертизы и т.д.), следить за соблюдением законов по отношению к клиенту, фиксировать возможные нарушения со стороны правоохранителей. В результате это может сильно помочь на суде, смягчив наказание (скажем, заменой тюремного заключения на штраф или условный срок) или вообще избавив от него. Таким образом, можно утверждать, что только участие в процессе опытного адвоката по уголовным делам поможет наиболее эффективно защитить ваши интересы.

Заключение

Хищение государственных средств – достаточно серьёзное преступление, за которое предусмотрены строгие санкции: вплоть до 10 лет лишения свободы. Потому, если вы столкнулись с подобным обвинением, медлить нельзя, нужно сразу же обращаться за помощью к опытному адвокату. Только так можно доказать свою невиновность или добиться минимально строгого наказания.

Что является нецелевым использованием бюджетных средств

Предусмотреть полный список потенциальных нарушений расходования федеральных накоплений практически невозможно. Поскольку, как показывает статистика проведения целевых и внеплановых проверок, с каждым разом устанавливаются все новые и новые методы внебюджетного использования поступлений. Но можно выделить наиболее часто встречающиеся проступки:

  • трата денег происходит на те нужды, которые бюджетным учреждением не были запланированы на текущий год (все хозяйственные и финансовые потребности должны также быть распланированы на отчетный период);
  • если руководитель предприятия самостоятельно вносит изменения в объемы затрат по разным направлениям;
  • если с числа выделенных денежных средств были оплачены те виды затрат, покрытие которых должно происходить из других источников;
  • если средства используются на покрытие затрат, не относящихся к деятельности бюджетного учреждения;
  • оплата всех внутренних работ, не включенных в план на текущий год.

Это лишь вершина айсберга, но Бюджетный кодекс РФ максимально подробно описывает возможные нарушения со стороны должностных лиц и государственных организаций. Кроме того, дополнительно нормы нецелевого использования федеральных денежных средств оговариваются и в Уголовном кодексе России и административном своде норм.

Аналогичным образом формируется и механизм воздействия на злоумышленников в Украине. А вот Беларусь несколько серьезнее относится к порядку реализации республиканских денег, поэтому и меры воздействия – более жесткие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]