Статья 343. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности


Комментарий к Ст. 343 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона состоит в нарушении правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, установленных уставами, утвержденными Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами.

2. Деяние будет признаваться оконченным с момента причинения вреда правам и законным интересам граждан. Вред может быть выражен в нанесении побоев, причинении легкого вреда здоровью потерпевшего, унижении его чести и достоинства, уничтожении или повреждении имущества и т.д.

3. С субъективной стороны преступление может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

4. Субъект преступления — военнослужащий, входящий в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

5. Квалифицирующим признаком является причинение данным деянием тяжких последствий, к которым можно отнести причинение по неосторожности смерти или вреда здоровью потерпевшего, уничтожение или повреждение особо ценного имущества и др.

Статья 343. Таможенное сопровождение

1. Таможенные органы применяют таможенное сопровождение в целях обеспечения перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

2. Таможенное сопровождение заключается в сопровождении транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, или транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

3. Таможенное сопровождение осуществляется должностными лицами таможенных органов либо организациями, определенными в соответствии с законодательством государств-членов.

4. Таможенные органы вправе применять таможенное сопровождение:

1) при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в следующих случаях:

непредоставление в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо предоставление обеспечения исполнения такой обязанности в размере меньшем, чем размер, определенный в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса;

неоднократное невыполнение перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое было установлено вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено;

неисполнение перевозчиком в установленный срок обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса;

иные случаи при выявлении признаков несоблюдения международных договоров и актов, составляющих право Союза, и (или) законодательства государств-членов;

2) при перевозке иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем, когда в соответствии с настоящим Кодексом такие товары могут перевозиться по таможенной территории Союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.

5. Положения абзаца пятого подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи не применяются, если декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, выступает уполномоченный экономический оператор, имеющий свидетельство первого или третьего типа.

6. В случае принятия таможенным органом решения о применении таможенного сопровождения таможенный орган информирует перевозчика о принятии такого решения и организует таможенное сопровождение не позднее 24 часов с момента принятия такого решения.

7. При таможенном сопровождении транспортных средств по территории только одного государства-члена порядок организации таможенного сопровождения устанавливается законодательством этого государства-члена.

8. При таможенном сопровождении транспортных средств по территориям двух и более государств-членов порядок организации таможенного сопровождения определяется международным договором в рамках Союза.

9. Для целей применения абзаца третьего подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи обмен информацией о вступивших в законную силу постановлениях о привлечении перевозчика к административной ответственности за невыполнение им обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и их исполнении осуществляется в соответствии с международным договором в рамках Союза.

Второй комментарий к Ст. 343 УК РФ

1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», одна из важнейших задач войск национальной гвардии — участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности.

2. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности может выразиться в действиях, унижающих честь и достоинство граждан, необоснованном их задержании и т.п.

3. Случаи унижения чести и достоинства граждан, необоснованного их задержания, лишения или ограничения других прав и свобод подпадают под признаки ч. 1 комментируемой статьи. Тяжкими последствиями (ч. 2) следует признать причинение опасного для жизни или здоровья граждан вреда в результате незаконного применения физической силы, специальных средств и табельного оружия.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно. Вина субъекта по отношению к тяжким последствиям своих действий (ч. 2) возможна как в форме умысла, так и неосторожности.

5. Субъект преступления — военнослужащий, входящий в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Комментарий к статье 343 ГК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает правило содержания и страхования заложенного имущества. Обязанность надлежащего хранения и содержания имущества возлагается на стороны залоговых отношений (на залогодателя либо на залогодержателя) и распространяет на них правило ст. 210 ГК. Кроме этих обязанностей комментируемой статьей устанавливается требование застраховать заложенное имущество в полной его стоимости. Если стоимость имущества превышает размер обеспеченного залогом требования, то допускается страхование на сумму не ниже размера обеспеченного залогом требования. Залогодатель, передавший объект залога залогодержателю, также получил право проверять по документам и фактически заложенное имущество. ГК расширил круг обязанностей залоговых кредиторов, у которых находится имущество. Они обязаны не только предоставлять всю документацию должникам, но и допускать их в помещения, где расположено заложенное имущество. Если залоговый кредитор осуществляет широкие залоговые операции, то одновременное исполнение этих обязанностей в отношении многих должников может стать для него обременительным.

2. Пункт 3 комментируемой статьи не согласуется с ее п. п. 1, 2. Оба они определяют обязанности и права, которые равным образом принадлежат как залогодателю, так и залогодержателю. Однако п. 3 предусматривает последствия нарушения обязанностей лишь для залогодателя: право потребовать досрочного прекращения залога дается лишь ему.

Это, однако, не означает, что в случае нарушений, допущенных самим залогодателем, последствий не наступает и залогодержатель не получает никаких прав. Эти права устанавливаются другой статьей того же параграфа, а именно п. 2 ст. 351 ГК.

Статья 343 УК: что считать порнографией?

адвокат , 18 апреля 2019

Статьёй 343 Уголовного кодекса установлена уголовная ответственность за изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов или предметов порнографического характера. Такие действия наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом. За те же действия, совершённые группой лиц по предварительному сговору, либо организованной группой или с использованием сети электросвязи (в частности, Интернета), а также за демонстрацию порнографии совершеннолетним лицом несовершеннолетнему, часть вторая данной статьи устанавливает лишь одно наказание – лишение свободы на срок от двух до четырёх лет. За детскую порнографию статьёй 343-1 УК установлена ещё более строгая ответственность.

Чтобы определить, носит ли тот или иной предмет порнографический характер, орган уголовного преследования назначает соответствующую экспертизу. Однако по-прежнему нет объективного ответа на главный вопрос – а что считать порнографией?

В пункте 2 Инструкции о порядке выпуска, тиражирования, показа, проката, продажи и рекламирования эротической продукции, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию, а также продукции сексуального назначения, утверждённой постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 08.05.2007 № 18, содержится следующее определение порнографии: «вульгарно-натуралистическая, омерзительно-циничная, непристойная фиксация половых сношений, самоцельная, умышленная демонстрация большей частью обнаженных гениталий, антиэстетичных сцен полового акта, сексуальных извращений, зарисовок с натуры, которые не соответствуют нравственным критериям, оскорбляют честь и достоинство личности, ставя ее на уровень проявлений животных инстинктов». Данное определение обилует оценочными определениями и даже эмоционально окрашенной лексикой, в связи с чем не может быть признано научным и объективным.

В пункте 2 Положения о Республиканской экспертной комиссии по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.10.2008 № 1571, есть определение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего. Под ними понимаются разновидность порнографических материалов или предметов порнографического характера, которая включает в себя материалы или предметы, содержащие любое изображение или описание ребенка (т.е. физического лица до достижения им возраста восемнадцати лет) либо воспринимающиеся как изображение или описание ребенка либо совершеннолетнего лица, имитирующего ребенка, совершающего реальные или смоделированные действия сексуального характера либо принимающего участие в совершении таких действий или в их имитации, либо реалистичное изображение, в том числе созданное с использованием анимации или электронной техники, образа ребенка, совершающего или участвующего в совершении действий сексуального характера, а равно любое изображение или описание половых органов ребенка в сексуальных целях.

Двумя вышеуказанными определениями руководствовалась Республиканская экспертная комиссия по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости, которая до июля 2022 года проводила экспертизу порнографических материалов. Теперь же такую экспертизу проводит Государственный комитет судебных экспертиз. Для этого был создан отдел культурологических экспертиз и подготовлено 11 государственных судебных экспертов. По словам председателя ГКСЭ Андрея Шведа, такой шаг позволит полностью исключить всякий субъективизм в оценках. Тем не менее, принципиальным образом ситуация не улучшилась, поскольку теперь определение порнографических материалов, являющееся основанием привлечения к уголовной ответственности, известно лишь экспертам-культурологам и нигде не опубликовано. Более того, методика проведения экспертизы подобных материалов всё ещё проходит апробацию, что говорит о том, что создание сектора культурологических экспертиз при ГКСЭ было поспешным и недостаточно подготовленным, а определение порнографии пока не устоялось и может в дальнейшем измениться.

Итак, согласно ответу из ГКСЭ, в настоящее время порнографическими считаются материалы и предметы, не обладающие культурной ценностью, содержащие натуралистическое изображение (направленное, в основном, на стимуляцию сексуального возбуждения или сексуальную разрядку) анатомических подробностей наружных половых органов человека (за исключением предметов сексуального назначения) или взаимодействий и манипуляций с половыми органами или анусом.

Главным признаком порнографии, согласно этому определению, является отсутствие культурной ценности. Этот критерий не вызывает нареканий, поскольку именно он отличает порнографию от эротики и установить его наличие может лишь эксперт в области культурологии. Вместе с тем не совсем понятно, зачем органу уголовного преследования мнение эксперта для установления остальных критериев, которые должностное лицо может удостоверить обычным осмотром соответствующего предмета. На практике для выявления детской порнографии на экспертизу выносится также вопрос о наличии изображения человека препубертатного (раннего пубертатного) периода развития. Представляется, что определение заведомости наличия на порнографическом материале несовершеннолетнего лица не должно входить в компетенцию эксперта-культуролога.

Следующим критерием порнографии является наличие натуралистического изображения. Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает, что предметами порнографического характера могут быть не только кино-, видеофильмы или изображения, но и печатные издания. В некоторых научных определениях к порнографии относят не только визуальные произведения, но и словесное описание, что позволяет признать порнографическими не только фото и видео, но и аудио или тексты. В данном случае определение белорусских культурологов использует ограничительное толкование уголовно-правовой нормы и выводит любую текстовую информацию из-под действия статей 343 и 343-1.

А вот дальнейшие формулировки определения вызывают обеспокоенность. Так, изображение анатомических подробностей строения половых органов не будет считаться порнографией лишь в случае, если оно размещено на предметах сексуального назначения – иными словами, на продукции секс-шопов. Но как быть с фото- и видеоизображениями научного или медицинского характера? Для их отграничения можно было бы использовать такой критерий порнографии, как «направленность на стимуляцию сексуального возбуждения или сексуальную разрядку». Однако в определении ГКСЭ у этого критерия имеется оговорка – «в основном». Кроме того, определение белорусских культурологов даже не предусматривает обязательной фиксации внимания на половых органах – достаточно простого их попадания в кадр. При таких нечётких формулировках порнографией при желании можно признать видео юмористического характера или фотографии с нудистского пляжа, а демонстрация снимков обнажённых детей, которые есть в любом семейном альбоме, может запросто стать распространением детской порнографии.

Исходя из вышеизложенного, представляется необходимым:

1) уточнить определение в части отнесения изображений половых органов к порнографии, исключив необоснованное отнесение к ней материалов и предметов, явно не имеющих целью стимуляцию сексуального возбуждения или сексуальную разрядку;

2) закрепить легальное определение порнографических материалов и предметов в Уголовном кодексе;

3) выносить на культурологическую экспертизу лишь вопросы культурологического характера.
Блог

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]