Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля: состав преступления и наказание

Наверняка, многие слышали такое понятие как «депутатская неприкосновенность», которое в любой стране встречается морем критики и недовольства, так происходит и в Российской Федерации в том числе. Расценивается эта неприкосновенность как элемент вседозволенности и безнаказанности, что, по мнению некоторых политологов, окончательно «вбивает клин недоверия» к правящей структуре страны. В настоящей статье речь пойдёт не о неприкосновенности, а схожем по своему смыслу положению — это ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, а также о том, в чём заключаются квалификационные особенности этого деяния, и какое наказание ожидает виновных.


Наказание за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля.

Состав и квалификация

Итак, сразу же стоит начать с положений статьи 277 Уголовного Кодекса РФ, которая и раскрывает суть рассматриваемого преступления, а именно:

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, — наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Из приведённого положения можно сделать вывод, что объект посягательства по ст. 277 УК РФ — это общественные отношения и суждения, складывающиеся из конституционных и политических основ и из обеспечения беспрерывного исполнения государственных и общественных положений. Но, кроме перечисленных основ, обязательным объектом данного преступления является покушение/посягательстве на жизнь, то есть наличие умысла на причинение смерти.

Это важный момент, так как отсутствие у виновного желания убить государственного или общественного деятеля, даже если был причинён тяжкий вред здоровью, состава рассматриваемого преступления не образует. Принимая во внимание вышеприведённые аспекты и основываясь на действующих нормативно-правовых актах, можно выделить следующих лиц, которые могут быть признаны потерпевшими по статье 277 УК РФ:

Государственные деятелиОбщественные деятели
Президент РФЧлены общественной палаты России
Члены Правительства РФБлаготворители и меценаты России
Судьи Конституционного Суда РФРуководители не запрещённых религиозных конфессий
Члены Совета БезопасностиРуководители профессиональных союзов
Помощники и советники Президента РФРуководители политических партий
Депутаты федеральных и региональных уровенейРуководители общественных объединений
Кандидаты в ПрезидентыРуководители оппозиционных партий, движений и организаций
Члены избирательных комиссий
Кандидаты в исполнительные и законодательные органы власти РФ

Список этот может продолжать ещё очень долго, главное, что необходимо понимать, — это то, что деятельность «потерпевших» должна быть основана на законны основаниях и зарегистрирована должным образом. При этом потерпевшим не может являться лицо с иностранным гражданством или лицо, представляющее международную организацию, а также родственников вышеперечисленных категорий граждан.

Объективная сторона рассматриваемого преступления носит усечённый характер, и считается оконченным с момента осуществления виновным лицом любых действий, связанных с фактическим посягательством на жизнь общественного или государственного деятеля, например, с целенаправленной стрельбой в жизненно важные органы, удар ножом в область сердца и т. п.

С субъективной стороны, кроме прямого умысла на причинение смерти деятелю, необходимо наличие мотивов на пресечение осуществления потерпевшим своей законной государственной или политической деятельности или в качестве мести за её совершение.

К примеру, предположим следующую выдуманную ситуацию: Гражданин «А», был крайне несогласен с решениями местного главы администрации, гражданина «Б», своего родного небольшого поселения. Несмотря на то, что действия «Б» не нарушали положений действующего законодательства, по крайней мере, напрямую, жители поселения «кричали в голос» от его решений. Гражданин «А», радикально настроенный на изменение установленных главой администрации порядков, во время открытия очередного сомнительного заведения в городе, используя охотничье ружьё, произвёл два точных выстрела в гражданина «Б» в область груди. По воле случая, пострадавшего удалось спасти.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Отграничение от убийства

Объект преступления –

конституционный принцип политического и идеологического многообразия и многопартийности (политическая система РФ), а также жизнь человека.

Объективная сторона –

посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Посягательство на жизнь – убийство или покушение на убийство.

Государственный деятель – лицо, занимающее высокий пост в системе органов гос-ой власти, которое своей деятельностью активно проводит в жизнь политику гос-ва в различных сферах деятельности. Потерпевший только гос-ый или общественный деятель.

Общественные деятели — руководители или видные члены различных общественных организаций и партий, массовых движений, профсоюзов, а также видных деятелей науки, культуры и.т.д.

Посягательство на жизнь считается оконченным, с момента совершения общественно опасных действий направленных на лишение потерпевшего жизни, если наступила смерть потерпевшего, было совершено покушение на его жизнь.

Этот состав можно назвать форально-материальным

Посягательство на жизнь рядовых государственных служащих или рядовых представителей общественных и др организаций охватывается составом убийства по ст. 105 УК РФ, либо составами посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование. Ст. 295. или посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа . ст.317.

Субъективная сторона-

вина в форме прямого умысла. Виновный осознает, что посягает на жизнь не частного лица, а именно гос-го или общ-го деятеля, предвидит неизбежность или возможность наступления смерти потерпевшего и желает ее причинить. При этом он преследует цель – прекратить гос-ую, общ-ую или иную политическую деятельность потерпевшего. Устранить политического противника, либо конкурента в борьбе за высший пост в органах гос.власти. Именно такие мотивы исключают совершение такого преступления с косвенным умыслом.

Если убийство гос-го или общ-го деятеля совершено с другой целью или по другим мотивам, то деяние квалифицируется по ст.105 УК.

Субъект преступления –

лицо, достигшее 16 лет, если несовершеннолетнее лицо в возрасте от 14 до 16 лет за данное преступление несут ответственность по п. «б» ч.2 ст. 105 УК.

55. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти. Вооруженный мятеж. 278, 279

Объект преступления-

политическая система РФ, в части легитимности гос. власти, конституционного порядка установления и функционирования гос. власти и ее органов. М.б. дополнительный объект – здоровье, телесная неприкосновенность, честь и достоинство лиц, пострадавших от насильственных действий.

Объективная сторона – Их две.

1. Действия направленные на насильственный захват либо насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ. Это попытка неконституционного способа прихода политических партий, движений и др. политических сил к власти, либо попытка удержания власти в нарушение Конституции РФ в РФ или ее субъектах без изменения конституционного строя РФ. Только один способ захвата и удержание власти – насилие. Оно означает побои, причинение вреда здоровью лиц, представляющих органы гос.власти, сформированные в соответствии в конституцией и законами РФ. Насильственное удержание власти — отказ уступить власть вопреки результатам выборов, голосования, референдума и т.д. соединенный с применением насилия к представителям политических сил, к которым должна перейти гос.власть.

2.Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Рф. Это деяния — насильственные действия, преследующие цель изменить общественный строй, политическую систему или гос-ое устройство РФ. Это попытка насильственно изменить основы конституционного строя РФ и его основные политические институты. Насилие м.б. с применением оружия.

Состав преступления яв-ся формальным. Преступление считается оконченным с момента совершения действий направленных на насильственный захват или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, либо действий направленных на насильственное изменение конституционного строя РФ, независимо от того удалось или ет виновным осуществить преступные планы .

Если в результате применения насилия причиняется смерть человека, то она охватывается составом данного преступления и требует дополнительной квалификации по ст.277 (посягательство), 317 или 105.

Субъективная сторона –

прямой умысел и специальная цель. Виновный осознает насильственный характер своих действий и их противоречие Конституции РФ и желает их совершить. Им преследуется цель неконституционного захвата власти, ее удержания или изменения конституционного строя РФ.

Субъект —

лицо, достигшее 16 лет.

Специальный субъект –

представитель органов власти, сформированных в соответствии с конституцией РФ, но обязанных в соответствии с нею передать гос власть политическим силам, которые пришли к власти конституционным путем.

279 Вооруженный мятеж.

Объект преступления-

политическая система РФ в части незыблемости основ конституционного строя и нерушимость территориальной целостности РФ.

Объективная сторона-

организация вооруженного мятежа или активное участие в нем.

Мятеж – стихийное восстание, вооруженное преступление против власти, спровоцированное, организованное вооруженное выступление против законной власти, конституционного строя РФ.

Организация мятежа – действия по пропаганде вооруженного мятежа, вербовке его участников, снабжению мятежников оружием, планировании вооруженных операций и т.д.

Активное участие в вооруженном мятеже — совершении насильственных действий совместно с другими участниками с применением оружия или попыткой его применения.

Вооруженный мятеж является оконченным преступлением с момента первого вооруженного выступления мятежников. Если действия были направлены на организацию мятежа, но фактически не привели к нему, то следует квалифицировать как приготовление к вооруженному мятежу.

Субъективная сторона-

прямой умысел и специальная цель. Виновный осознает, что организует вооруженный мятеж и активно участвует в нем. Желает совершить эти действия. При этом обязательно ставит цель : свергнуть конституционный строй, насильственно изменить конст строй, нарушить территориальную целостность.

Субъект-

лицо достигшее 16 лет.

56. Диверсия. Отличие от умышленного уничтожения или повреждения имущества, от терроризма.281.

Объект

— экономическая безопасность и обороноспособность РФ.

Экономическая безопасность — состояние защищенности важнейших экономических интересов РФ, слаженная и бесперебойная работа отдельных звеньев экономики как единого комплекса.

Обороноспособность — защищенность от возможного нападения внешнего агрессора и включает экономический и военный потенциал РФ, боевая подготовка и профессионализм личного состава вооруженных сил РФ, мобилизационная готовность гражданского населения.

Объективная сторона –

взрыв, поджог или иные действия (устройство аварий, катастроф, затоплений и т.д.), направленные на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.

Обязательный признак диверсии – направленность на разрушение или повреждение перечисленных народно-хозяйственных объектов. Их физическое уничтожение.

Состав диверсии –формальный. Преступление окончено с момента совершения взрыва, поджога и т.д., даже если объекты фактически не были разрушены или повреждены.

Если в результате диверсии есть человеческие жертвы, то деяние образует совокупность диверсии с убйиством при отягчающих обстоятельствах.

Субъективная сторона-

прямой умысел. Виновный осознает фактическое содержание совершаемых действий (взрыв, поджог) и их направленность на разрушение или повреждение объекта и желает их совершить. Обязательным признаком будет являться цель – подрыв экономической безопасности и обороноспособности РФ.

Субъект-

лицо, достигшее 16 лет. Если преступление совершает гражданин РФ по заданию иностранных служб, то оно квалифицируется дополнительно как государственная измена.

Квалифицированный состав диверсии — совершение ее организованной группой.

57. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Отграничение от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем.174, 174.1

Впервые норма об уг ответственности была введена УК РФ вступившим в силу с 1.01.1997 г. Но состояние фин контроля было таково, что не требовалось преступникам отмывать деньги. Они строили дорогие дома, покупали дорогие авто и т.д. не опасаясь быть привлеченным за это к уг ответ-ти. В феврале 2002 г. Вступил в силу ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» Новый з-н требует буквального толкования.

Объек

т- общественные отношения в сфере перераспределения мат.благ.

Предмет преступления по ст.174 – ден ср-ва или иное им-во, заведомо приобретенное др лицами преступным путем. По ст. 174.1- ден ср-ва или иное им-во, заведомо приобретенное лицом в результате совершения им преступления.

То преступление, которое явилось источником дохода, называется основным. Лицо, совершившее основное преступление, может умереть до его осуждения, но это не освобождает его от ответственности за отмывание денег.

Составы обоих преступлений формальные, альтернативные (приобретение и сбыт им-ва).

Объективная сторона

— 174 – совершение в крупном размере фин операций и др сделок с указанными предметами.

Фин операция – это сделки и др действия с денежными средствами, ценными бумагами, плат документами, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Сделка – действия граждан и юр лиц , направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

По ст.174.1 – объект сторона – совершение в крупном размере не только финансовых операций и др сделок, но и в использовании указанных предметов для осуществления в предпринимательской или иной экон-ой деятельности. Использование указанных предметов влечет ответственность не зависимо от стоимости этих предметов. Фин операции и сделки влекут ответственность, когда они совершены в крупном размере (свыше 2000мрот). Они м.б. законными или незаконными Способы отмывания денег на квалификацию содеянного не влияют

Субъективная сторона-

обоих преступлений – прямой умысел. Должна быть цель придания правомерного вида владению, пользованию, распоряжению им-ом.

Субъект

— ст.174 лицо, достигшее 16 лет, кроме лица отмывающего имущество, приобретенного им самим в результате преступления. Ст. 174.1 — лицо, достигшее 16 лет, отмывающее приобретенное им самим имущество, в результате совершения преступления.

Квалифицирующие признаки :

-группа лиц по предварительному сговору,

-неоднократность

— использование служебного положения.

Организованная группа- особо квалиф-ий признак.

Статья за приобретение и сбыт им-ва, заведомо добытого преступным путем применяется только при отсутствии признаков отмывания денег (сумма сделки не превышает 2000 мрот или отсутствует цель придания правомерного вида владению)

Отличие в предмете преступления (имущество добытое преступным путем) По суб стороне им-во д.б. заведомо добыто преступным путем. Субъект, просто лицо 16 лет.

58. Разглашения государственной тайны. Утрата документов, содержащих государственную тайну. Отличие от государственной измены. 283, 284.

Объект-

экономическая безопасность и обороноспособность РФ.

Экономическая безопасность- защищенность жизненно важных интересов РФ в области финансов, науки, производства торговли и т.д.

Обороноспособность – совокупность политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите от внутренних и внешних посягательств.

Объективная сторона

— разглашение гос-ой тайны. Предание огласке или распространение с нарушением установленного порядка сведений, составляющих гос.тайну, вследствие чего они становятся известны другим лицам, не имеющим доступа к соответствующей информации. Оставление без надзора секретных документов, которые могут стать известны другим людям может образовать состав указанного преступления. При этом необходимо наличие косвенного умысла, или двух форм вины.

Сведения содержащие гос-ую тайну – сведения, защищаемые государством в области военной, внешнеполитической, экономической , разведывательной, контрразведывательной, оперативно- розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Разглашение м.б. как устным, так и в письменным (СМИ). Может выразиться не только в действии но и бездействии (оставление документов в доступном для посторонних месте)

Обязательный признак отсутствие у виновного осознания того, что огласка или передача секретных сведений способна нанести ущерб внешней безопасности РФ.

Преступление яв-ся оконченным, когда указанные сведения стали достоянием постороннего лица.

Субъективная сторона

– вина в форме прямого или косвенного умысла.

Субъект-

лицо, достигшее 16 лет.

Специальный субъект – лицо, которому разглашенные сведения были доверены или стали известны по службе или работе.

Мотивами разглашения м.б. болтливость, бахвальство, желание показать свою значимость, принуждение со стороны криминальных структур

Квалифицирующие признаки:

— тяжкие последствия – случаи разглашения сведений, когда они стали достоянием иностранных разведок.

— по отношению к наступившим последствиям вина характеризуется только неосторожностью (легкомыслием ли небрежностью) Двойная форма вины.

Утрата документов.

Объект-

экономическая безопасность и обороноспособность РФ.

Объективная сторона

— нарушение правил обращения с документами, содержащими гос.тайну, и предметами, сведения о которых составляют гос.тайну.

Обязательным признаком яв-ся последствия в форме утраты документов содержащих гос. тайну, предметов, сведения о которых составляют гос.тайну, а также иные тяжкие последствия (материальный состав).

Утрата – выход документов, содержащих гос.тайну, или предметов, сведения о которых составляют гос. тайну, из владения лица имеющего допуск к гос. тайне. Уничтожение документов утраты не образует, так как это исключает возможность ознакомления с ними других лиц. В таких случаях деяние квалифицируется как должностное преступление или преступление против собственности.

Преступление окончено с момента утраты документа или предмета и наступления тяжких последствий. Тяжкие последствия – когда в результате разглашения сведений они стали достоянием иностранных разведок.

Субъективная сторона

– вина в форме неосторожности (легкомыслие,небрежность).

Субъект –лицо

, достигшее 16 лет.

Специальный субъект – лицо, имеющее допуск к гос.тайне.

Отличия — объект при гос.измене – внешняя безопасность РФ,

Объект преступления –

конституционный принцип политического и идеологического многообразия и многопартийности (политическая система РФ), а также жизнь человека.

Объективная сторона –

посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Посягательство на жизнь – убийство или покушение на убийство.

Государственный деятель – лицо, занимающее высокий пост в системе органов гос-ой власти, которое своей деятельностью активно проводит в жизнь политику гос-ва в различных сферах деятельности. Потерпевший только гос-ый или общественный деятель.

Общественные деятели — руководители или видные члены различных общественных организаций и партий, массовых движений, профсоюзов, а также видных деятелей науки, культуры и.т.д.

Посягательство на жизнь считается оконченным, с момента совершения общественно опасных действий направленных на лишение потерпевшего жизни, если наступила смерть потерпевшего, было совершено покушение на его жизнь.

Этот состав можно назвать форально-материальным

Посягательство на жизнь рядовых государственных служащих или рядовых представителей общественных и др организаций охватывается составом убийства по ст. 105 УК РФ, либо составами посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование. Ст. 295. или посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа . ст.317.

Субъективная сторона-

вина в форме прямого умысла. Виновный осознает, что посягает на жизнь не частного лица, а именно гос-го или общ-го деятеля, предвидит неизбежность или возможность наступления смерти потерпевшего и желает ее причинить. При этом он преследует цель – прекратить гос-ую, общ-ую или иную политическую деятельность потерпевшего. Устранить политического противника, либо конкурента в борьбе за высший пост в органах гос.власти. Именно такие мотивы исключают совершение такого преступления с косвенным умыслом.

Если убийство гос-го или общ-го деятеля совершено с другой целью или по другим мотивам, то деяние квалифицируется по ст.105 УК.

Субъект преступления –

лицо, достигшее 16 лет, если несовершеннолетнее лицо в возрасте от 14 до 16 лет за данное преступление несут ответственность по п. «б» ч.2 ст. 105 УК.

55. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти. Вооруженный мятеж. 278, 279

Объект преступления-

политическая система РФ, в части легитимности гос. власти, конституционного порядка установления и функционирования гос. власти и ее органов. М.б. дополнительный объект – здоровье, телесная неприкосновенность, честь и достоинство лиц, пострадавших от насильственных действий.

Объективная сторона – Их две.

1. Действия направленные на насильственный захват либо насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ. Это попытка неконституционного способа прихода политических партий, движений и др. политических сил к власти, либо попытка удержания власти в нарушение Конституции РФ в РФ или ее субъектах без изменения конституционного строя РФ. Только один способ захвата и удержание власти – насилие. Оно означает побои, причинение вреда здоровью лиц, представляющих органы гос.власти, сформированные в соответствии в конституцией и законами РФ. Насильственное удержание власти — отказ уступить власть вопреки результатам выборов, голосования, референдума и т.д. соединенный с применением насилия к представителям политических сил, к которым должна перейти гос.власть.

2.Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Рф. Это деяния — насильственные действия, преследующие цель изменить общественный строй, политическую систему или гос-ое устройство РФ. Это попытка насильственно изменить основы конституционного строя РФ и его основные политические институты. Насилие м.б. с применением оружия.

Состав преступления яв-ся формальным. Преступление считается оконченным с момента совершения действий направленных на насильственный захват или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, либо действий направленных на насильственное изменение конституционного строя РФ, независимо от того удалось или ет виновным осуществить преступные планы .

Если в результате применения насилия причиняется смерть человека, то она охватывается составом данного преступления и требует дополнительной квалификации по ст.277 (посягательство), 317 или 105.

Субъективная сторона –

прямой умысел и специальная цель. Виновный осознает насильственный характер своих действий и их противоречие Конституции РФ и желает их совершить. Им преследуется цель неконституционного захвата власти, ее удержания или изменения конституционного строя РФ.

Субъект —

лицо, достигшее 16 лет.

Специальный субъект –

представитель органов власти, сформированных в соответствии с конституцией РФ, но обязанных в соответствии с нею передать гос власть политическим силам, которые пришли к власти конституционным путем.

279 Вооруженный мятеж.

Объект преступления-

политическая система РФ в части незыблемости основ конституционного строя и нерушимость территориальной целостности РФ.

Объективная сторона-

организация вооруженного мятежа или активное участие в нем.

Мятеж – стихийное восстание, вооруженное преступление против власти, спровоцированное, организованное вооруженное выступление против законной власти, конституционного строя РФ.

Организация мятежа – действия по пропаганде вооруженного мятежа, вербовке его участников, снабжению мятежников оружием, планировании вооруженных операций и т.д.

Активное участие в вооруженном мятеже — совершении насильственных действий совместно с другими участниками с применением оружия или попыткой его применения.

Вооруженный мятеж является оконченным преступлением с момента первого вооруженного выступления мятежников. Если действия были направлены на организацию мятежа, но фактически не привели к нему, то следует квалифицировать как приготовление к вооруженному мятежу.

Субъективная сторона-

прямой умысел и специальная цель. Виновный осознает, что организует вооруженный мятеж и активно участвует в нем. Желает совершить эти действия. При этом обязательно ставит цель : свергнуть конституционный строй, насильственно изменить конст строй, нарушить территориальную целостность.

Субъект-

лицо достигшее 16 лет.

56. Диверсия. Отличие от умышленного уничтожения или повреждения имущества, от терроризма.281.

Объект

— экономическая безопасность и обороноспособность РФ.

Экономическая безопасность — состояние защищенности важнейших экономических интересов РФ, слаженная и бесперебойная работа отдельных звеньев экономики как единого комплекса.

Обороноспособность — защищенность от возможного нападения внешнего агрессора и включает экономический и военный потенциал РФ, боевая подготовка и профессионализм личного состава вооруженных сил РФ, мобилизационная готовность гражданского населения.

Объективная сторона –

взрыв, поджог или иные действия (устройство аварий, катастроф, затоплений и т.д.), направленные на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.

Обязательный признак диверсии – направленность на разрушение или повреждение перечисленных народно-хозяйственных объектов. Их физическое уничтожение.

Состав диверсии –формальный. Преступление окончено с момента совершения взрыва, поджога и т.д., даже если объекты фактически не были разрушены или повреждены.

Если в результате диверсии есть человеческие жертвы, то деяние образует совокупность диверсии с убйиством при отягчающих обстоятельствах.

Субъективная сторона-

прямой умысел. Виновный осознает фактическое содержание совершаемых действий (взрыв, поджог) и их направленность на разрушение или повреждение объекта и желает их совершить. Обязательным признаком будет являться цель – подрыв экономической безопасности и обороноспособности РФ.

Субъект-

лицо, достигшее 16 лет. Если преступление совершает гражданин РФ по заданию иностранных служб, то оно квалифицируется дополнительно как государственная измена.

Квалифицированный состав диверсии — совершение ее организованной группой.

57. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Отграничение от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем.174, 174.1

Впервые норма об уг ответственности была введена УК РФ вступившим в силу с 1.01.1997 г. Но состояние фин контроля было таково, что не требовалось преступникам отмывать деньги. Они строили дорогие дома, покупали дорогие авто и т.д. не опасаясь быть привлеченным за это к уг ответ-ти. В феврале 2002 г. Вступил в силу ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» Новый з-н требует буквального толкования.

Объек

т- общественные отношения в сфере перераспределения мат.благ.

Предмет преступления по ст.174 – ден ср-ва или иное им-во, заведомо приобретенное др лицами преступным путем. По ст. 174.1- ден ср-ва или иное им-во, заведомо приобретенное лицом в результате совершения им преступления.

То преступление, которое явилось источником дохода, называется основным. Лицо, совершившее основное преступление, может умереть до его осуждения, но это не освобождает его от ответственности за отмывание денег.

Составы обоих преступлений формальные, альтернативные (приобретение и сбыт им-ва).

Объективная сторона

— 174 – совершение в крупном размере фин операций и др сделок с указанными предметами.

Фин операция – это сделки и др действия с денежными средствами, ценными бумагами, плат документами, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Сделка – действия граждан и юр лиц , направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

По ст.174.1 – объект сторона – совершение в крупном размере не только финансовых операций и др сделок, но и в использовании указанных предметов для осуществления в предпринимательской или иной экон-ой деятельности. Использование указанных предметов влечет ответственность не зависимо от стоимости этих предметов. Фин операции и сделки влекут ответственность, когда они совершены в крупном размере (свыше 2000мрот). Они м.б. законными или незаконными Способы отмывания денег на квалификацию содеянного не влияют

Субъективная сторона-

обоих преступлений – прямой умысел. Должна быть цель придания правомерного вида владению, пользованию, распоряжению им-ом.

Субъект

— ст.174 лицо, достигшее 16 лет, кроме лица отмывающего имущество, приобретенного им самим в результате преступления. Ст. 174.1 — лицо, достигшее 16 лет, отмывающее приобретенное им самим имущество, в результате совершения преступления.

Квалифицирующие признаки :

-группа лиц по предварительному сговору,

-неоднократность

— использование служебного положения.

Организованная группа- особо квалиф-ий признак.

Статья за приобретение и сбыт им-ва, заведомо добытого преступным путем применяется только при отсутствии признаков отмывания денег (сумма сделки не превышает 2000 мрот или отсутствует цель придания правомерного вида владению)

Отличие в предмете преступления (имущество добытое преступным путем) По суб стороне им-во д.б. заведомо добыто преступным путем. Субъект, просто лицо 16 лет.

58. Разглашения государственной тайны. Утрата документов, содержащих государственную тайну. Отличие от государственной измены. 283, 284.

Объект-

экономическая безопасность и обороноспособность РФ.

Экономическая безопасность- защищенность жизненно важных интересов РФ в области финансов, науки, производства торговли и т.д.

Обороноспособность – совокупность политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите от внутренних и внешних посягательств.

Объективная сторона

— разглашение гос-ой тайны. Предание огласке или распространение с нарушением установленного порядка сведений, составляющих гос.тайну, вследствие чего они становятся известны другим лицам, не имеющим доступа к соответствующей информации. Оставление без надзора секретных документов, которые могут стать известны другим людям может образовать состав указанного преступления. При этом необходимо наличие косвенного умысла, или двух форм вины.

Сведения содержащие гос-ую тайну – сведения, защищаемые государством в области военной, внешнеполитической, экономической , разведывательной, контрразведывательной, оперативно- розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Разглашение м.б. как устным, так и в письменным (СМИ). Может выразиться не только в действии но и бездействии (оставление документов в доступном для посторонних месте)

Обязательный признак отсутствие у виновного осознания того, что огласка или передача секретных сведений способна нанести ущерб внешней безопасности РФ.

Преступление яв-ся оконченным, когда указанные сведения стали достоянием постороннего лица.

Субъективная сторона

– вина в форме прямого или косвенного умысла.

Субъект-

лицо, достигшее 16 лет.

Специальный субъект – лицо, которому разглашенные сведения были доверены или стали известны по службе или работе.

Мотивами разглашения м.б. болтливость, бахвальство, желание показать свою значимость, принуждение со стороны криминальных структур

Квалифицирующие признаки:

— тяжкие последствия – случаи разглашения сведений, когда они стали достоянием иностранных разведок.

— по отношению к наступившим последствиям вина характеризуется только неосторожностью (легкомыслием ли небрежностью) Двойная форма вины.

Утрата документов.

Объект-

экономическая безопасность и обороноспособность РФ.

Объективная сторона

— нарушение правил обращения с документами, содержащими гос.тайну, и предметами, сведения о которых составляют гос.тайну.

Обязательным признаком яв-ся последствия в форме утраты документов содержащих гос. тайну, предметов, сведения о которых составляют гос.тайну, а также иные тяжкие последствия (материальный состав).

Утрата – выход документов, содержащих гос.тайну, или предметов, сведения о которых составляют гос. тайну, из владения лица имеющего допуск к гос. тайне. Уничтожение документов утраты не образует, так как это исключает возможность ознакомления с ними других лиц. В таких случаях деяние квалифицируется как должностное преступление или преступление против собственности.

Преступление окончено с момента утраты документа или предмета и наступления тяжких последствий. Тяжкие последствия – когда в результате разглашения сведений они стали достоянием иностранных разведок.

Субъективная сторона

– вина в форме неосторожности (легкомыслие,небрежность).

Субъект –лицо

, достигшее 16 лет.

Специальный субъект – лицо, имеющее допуск к гос.тайне.

Отличия — объект при гос.измене – внешняя безопасность РФ,

Комментарий к статье 277 Уголовного Кодекса РФ

Основным объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля являются общественные отношения, складывающиеся во внутриполитической сфере реализации государственного суверенитета. В качестве дополнительного объекта выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни потерпевшего.

Потерпевшим от преступления является государственный или общественный деятель. Нормативного определения данных понятий не существует; признаки государственного или общественного деятеля справедливо рассматривать в качестве оценочных, поскольку определяющим в характеристике потерпевшего является не столько его должностное или общественное положение, сколько характер его служебных функций, масштабность и активность их осуществления, значимость деятельности потерпевшего для реализации тех или иных направлений внутренней или внешней политики государства.

К государственным деятелям относятся Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, руководители органов власти субъектов РФ и другие высокопоставленные лица, в частности, занимающие государственные должности категории «А». К государственным деятелям следует относить также депутатов, официально зарегистрированных кандидатов для избрания в органы власти, их доверенных лиц, членов избирательных комиссий и т.п.

Не могут выступать потерпевшими от анализируемого преступления представители власти (сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры и др.), которые не являются государственными деятелями. Посягательство на жизнь указанных лиц предусмотрено в самостоятельных статьях уголовного закона (ст. ст. 317, 318 УК РФ).

Общественные деятели — это руководители и видные функционеры политических партий, других общественных объединений, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений федерального или регионального значения. К общественным деятелям по функционально-политическому признаку могут быть отнесены широко известные, влиятельные в обществе представители средств массовой информации, культуры, науки, образования.

Государственный или общественный деятель в смысле ст. 277 УК РФ не должен являться представителем иностранного государства или сотрудником международной организации, пользующимся международной защитой (их перечень определен Конвенцией ООН о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г.). Посягательства на жизнь указанных лиц рассматриваются УК РФ в качестве преступлений против мира (ст. 360 УК РФ).

Посягательство на жизнь близких государственному или общественному деятелю лиц, совершенное в целях прекращения его политической деятельности, не может быть согласно закону квалифицировано по ст. 277 УК РФ. Такое деяние заслуживает правовой оценки по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Обязательным признаком состава рассматриваемого преступления является связь посягательства именно с государственной или иной политической деятельностью потерпевшего. В связи с этим, например, посягательство на жизнь общественного деятеля из числа представителей средств массовой информации или науки, совершенное в связи с их профессиональной (журналистской, научной) деятельностью, не образует признаков состава преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ. Характер деятельности потерпевшего является одним из основных признаков, позволяющих отграничивать анализируемое преступление от убийства, совершенного в связи с выполнением потерпевшим служебной деятельности или общественного долга (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Государственная или общественная деятельность — более широкое по своему объему и содержанию понятие, нежели понятие служебной деятельности и общественного долга, и присуще только узкой группе лиц — государственным или общественным деятелям.

По каждому делу данной категории необходимо выяснять, были ли действия потерпевшего, в связи с которыми осуществлено посягательство на его жизнь, законными. В случае установления факта незаконности действий государственного или общественного деятеля правоприменитель при наличии к тому оснований должен решить вопрос о квалификации содеянного виновным по соответствующей статье УК РФ, предусматривающей ответственность за преступление против личности <1>.

——————————— <1> По аналогии с рекомендациями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 1991 г. N 3 «О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка».

С объективной стороны посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля может быть выражено в убийстве или покушении на убийство; покушение на убийство образует оконченный состав посягательства на жизнь <1>. Преступление имеет усеченный состав и признается оконченным с момента начала действий, непосредственно направленных на лишение жизни государственного или общественного деятеля, независимо от наступившего результата <2>.

——————————— <1> По аналогии с Определением Судебной коллегии Верховного Суда по делу Угурчиева // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 8. <2> По аналогии с Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ по делу Казака и Куликова // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 3. Правомерность такой конструкции состава подтверждена в Определении Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2003 г. N 72-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тимирбулатова Салаудина Хасмагомадовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 57 и статьей 317 Уголовного кодекса Российской Федерации», в котором Суд указал, что с учетом особой опасности действий, направленных на лишение жизни сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких, состав предусмотренного ст. 317 УК РФ преступления сформулирован законодателем таким образом, что для признания его оконченным достаточно совершения виновным лицом соответствующих действий и не требуется обязательного наступления такого общественно опасного последствия, как смерть указанных в ней лиц.

В силу этого причиненный в процессе посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля вред его здоровью (в ситуации, когда посягательство не привело к наступлению смерти) не требует дополнительной квалификации по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против здоровья, он полностью охватывается диспозицией ст. 277 УК РФ. Отсутствие фактического вреда здоровью государственного или общественного деятеля (например, в ситуации, когда виновный, совершая выстрел, промахнулся) не исключает квалификации содеянного при наличии иных требуемых законом признаков по ст. 277 УК РФ. Вместе с тем характер и объем реально наступивших последствий может учитываться судом при назначении уголовного наказания.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля может образовывать совокупность с иными преступлениями. Например, если посягательство совершается гражданином РФ по заданию иностранной разведки, содеянное может быть дополнительно квалифицировано как государственная измена; если посягательство на жизнь главы государства сопровождалось захватом власти — по совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 278 УК РФ; если посягательство совершено путем взрыва и преследует, помимо прочего, цель оказания воздействия на принятие решения органами власти — по совокупности со ст. 205 УК РФ.

Субъективная сторона посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля характеризуется виной в виде прямого умысла. Субъект, совершая посягательство, всегда осознает общественную опасность лишения жизни государственного или общественного деятеля, предвидит наступление его смерти и желает этого <1>.

——————————— <1> По аналогии с Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ по делу Садиева // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 6.

Данное преступление не может быть совершено с косвенным умыслом, поскольку ст. 277 УК РФ в качестве обязательных признаков субъективной стороны состава преступления предусматривает специальную цель — прекращение деятельности потерпевшего или мотив — месть за указанную деятельность.

При квалификации посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля важно установить, что умысел виновного был направлен именно на лишение жизни потерпевшего. При решении вопроса о направленности умысла виновного следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, способ и орудие преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранения жизненно важных органов человека), а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного и потерпевшего, их взаимоотношения (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)»). Если будет установлено, что умысел виновного был направлен не на убийство потерпевшего, а на причинение вреда его здоровью, содеянное должно быть квалифицировано по соответствующим статьям закона об ответственности за преступления против здоровья личности.

В содержание умысла входит также осознание того, что совершаемое деяние направлено именно против государственного или общественного деятеля. Если лицо, имея умысел на лишение жизни частного лица, по ошибке причиняет смерть государственному или общественному деятелю, содеянное квалифицируется в соответствии с направленностью умысла как преступление против личности. В иной ситуации, когда, имея умысел на убийство государственного или общественного деятеля, виновный причиняет смерть частному лицу, содеянное должно квалифицироваться по правилам совокупности преступлений как преступления против безопасности государства и против личности.

Субъектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Лица, достигшие четырнадцатилетнего, но не достигшие шестнадцатилетнего возраста, в случае совершения анализируемого преступления несут ответственность по соответствующим статьям об ответственности за преступления против жизни и здоровья личности (ст. ст. 105, 111 и др. УК РФ). Если такие подростки действовали в соучастии с лицами, достигшими шестнадцатилетнего возраста, то квалификация их действий как преступления против личности не исключает ответственности иных соучастников по ст. 277 УК РФ.

Другой комментарий к статье 277 УК РФ

1. Государственные деятели — это руководители и иные должностные лица высших государственных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, а также органов прокуратуры РФ, субъектов РФ, чья деятельность носит политический характер (Президент РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, члены Правительства РФ, руководители министерств, федеральных агентств и служб, лица, занимающие аналогичные должности субъектов РФ, прокуроры, судьи и др.).

Общественные деятели — лица, возглавляющие руководящие органы, входящие в их состав или активно участвующие в работе политических партий, общественных движений и объединений, фондов, профессиональных союзов как на федеральном, так и на региональном уровнях.

2. Посягательство включает в себя как убийство, так и покушение на государственного или общественного деятеля (в том числе вред, причиненный при этом здоровью). Оно считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего. Фактическое причинение смерти квалифицируется по нормам комментируемой статьи.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательными являются цель — прекратить государственную или иную политическую деятельность и мотив преступления — месть потерпевшему за такую деятельность.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Действия лица в возрасте от 14 до 16 лет подпадают под признаки, указанные в п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]