Испокон веков существуют люди, которые мечтают завладеть чужим имуществом лёгким путём, войдя в доверие к жертве или обманув её. На юридическом языке такие действия именуются мошенничеством.
И чтобы пострадавшим гражданам и юридическим лицам защитить свои права, во многих случаях требуется написать заявление в прокуратуру о мошенничестве.
Для обеспечения правовой грамотности простого обывателя, в данной статье мы расскажем о том, как правильно написать заявление в прокуратуру по факту мошенничества (его можно скачать здесь), привлечь жулика к уголовной ответственности и вернуть свои деньги. Итак.
Мошенничество в сети: виды
Существует множество способов обмана людей через интернет. Изобретательность мошенников не знает границ, постоянно появляются все новые методики, направленные на выманивание денег у пользователей Сети. Описать все виды мошенничества невозможно, поэтому ниже приведены общие сведения о способах обмана, сгруппированные по однородным признакам.
Существующие виды мошенничества в интернете можно условно разделить на 2 большие группы:
- Программное. Списание денег у пользователя происходит при помощи специальных средств: вирусов, поддельных сайтов и пр.
- Психологическое. Базой для мошенничества становится человеческий фактор: пользователи самостоятельно переводят деньги на счета преступников, поверив в изложенную ими историю.
Мошенничество с использованием программных средств
В качестве примеров мошенничества в интернете, осуществляемого с помощью различных программных средств, можно привести:
- Фишинг. На электронную почту/телефон приходит сообщение с требованием о подтверждении пароля для использования банковской карты или входа в аккаунт на каком-либо сайте. Мошенники сообщают, что в случае отказа от предоставления такой информации доступ к карте или ресурсу будет ограничен. Пользователь передает требуемые данные, после чего мошенники получают возможность неограниченно использовать карту или аккаунт в своих интересах.
- Списание средств через СМС. Чтобы завершить регистрацию на сайте или получить доступ к скачиванию файла, пользователю предлагается пройти процедуру идентификации, подтверждающей, что он не является ботом (программой, автоматически генерирующей новые аккаунты или непрерывно загружающей файлы с сервера). Для этого владельцы сайта предлагают использовать мобильный телефон. На указанный пользователем номер приходит СМС-сообщение с кодом доступа к системе. Его нужно ввести в соответствующее поле на открывшейся странице. Далее возможно несколько вариантов развития событий:
- со счета пользователя списываются все находящиеся на нем средства;
- средства списываются не только со счета, но и с привязанных к номеру телефона банковских карт;
- автоматически формируется подписка на платные услуги, в результате чего баланс телефона пользователя регулярно уменьшается на определенную сумму.
- Поддельные сайты. Вместо официального сайта банка или интернет-магазина вирусная программа переводит пользователя на сайт-подделку, имеющий аналогичный дизайн и отличающийся одной или несколькими буквами/цифрами в доменном имени. Пользователь, не подозревая о подмене, оформляет на нем заказ, оплачивает его, при этом деньги уходят на счет мошенника. Своей покупки плательщик, конечно же, не дождется.
Психологическое мошенничество
К этой категории относятся следующие способы мошенничества в интернете:
- Мнимая благотворительность. Лечение тяжелобольных детей, помощь погорельцам, восстановление церквей и приютов и т. д. — социальные сети пестрят просьбами о помощи в подобных ситуациях. Несмотря на все моральные нюансы проведения таких сборов, мошенники зачастую создают фейковые странички, используя чужие фотографии и документы, подтверждающие факт потребности в деньгах. Чтобы защититься от такого вида обмана, стоит перечислять деньги только через крупные благотворительные фонды или, если для сбора используются реквизиты частного лица, требовать представления подлинных документов (или скан-копий с нанесенным на них id группы или страницы, через которую осуществляется сбор).
- Продажа несуществующего товара или товара, не обладающего заявленными характеристиками. Покупатель, видя привлекательную цену, стремится воспользоваться предложением и переводит деньги в адрес интернет-магазина или частного продавца. В лучшем случае он получит продукцию, не соответствующую заказу, а в худшем — останется и без денег, и без посылки.
- Продажа онлайн-курсов. С развитием цифровых технологий получить необходимые знания стало проще: не нужно идти в библиотеку за определенной книгой, достаточно скачать электронный учебник или видеоурок. Существуют достойные видеокурсы, создатели которых действительно разбираются в предмете и делятся своими знаниями с другими людьми. Однако в Сети немало различного мусора, приобретая который пользователи впустую тратят свои деньги. «Как заработать миллион, не прилагая усилий», «Как накачать мышцы за 2 дня» — яркие примеры того, какие курсы покупать не нужно.
Приложения
В случаях, когда клиенты обращаются в банк и свои доводы могут подтвердить какими-либо документами, стоит их приложить к претензии. Отправлять в банк оригиналы документов не стоит, лучше копии. В данном вопросе при предъявлении претензии банку образец также не предусмотрен.
Так, если речь идет об излишне списанных средствах, можно приложить копию договора кредитования, в котором указывается точная сумма списаний в месяц. Или же если банк не засчитал уплаченные средства, то стоит отправить вместе с претензией и копию чека или квитанции об оплате.
Предприниматели могут приложить к своей претензии, как пример, копию платежного поручения, когда необходимая им транзакция не была проведена в срок или же вовсе не осуществлялась. А когда обратилась организация, то вопрос без дополнительной документации точно не решается.
Положения законодательства
Предпочтительно грамотно расписать в претензии нормы законодательства, которые, по мнению клиента, были нарушены.
Четкое указание на нормы закона избавит банк от лишних раздумий, а клиента от дальнейших незаконных действий организации.
В основном необходимо ссылаться:
- на нормы Закона «О защите прав потребителей»;
- на нормы глав с 21 по 27 Гражданского Кодекса РФ.
Если же клиент недостаточно осведомлен об этих законодательных актах, то нужно обратиться к квалифицированному юристу, который подскажет, как правильно написать претензию в банк. Так как претензия в банк образец не имеет, то это будет лучшим решением для любого потребителя.
Проверка интернет-магазина на мошенничество
Чтобы не попасться на удочку мошенников, стоит выбирать только проверенные интернет-магазины и не оплачивать заранее заказы, сделанные через социальные сети или сайты объявлений.
Если же товар крайне необходим или цена на него является очень привлекательной, перед оформлением заказа стоит проверить интернет-магазин на мошенничество. Для этого можно:
- Выяснить дату регистрации домена. Если сайт создан недавно (неделю или даже месяц назад), вероятность того, что его используют мошенники, крайне высока.
- Почитать отзывы на форумах или специализированных сайтах-отзовиках. Если таких отзывов нет или они отрицательные, от покупки стоит отказаться. Обилие однотипных восторженных откликов также должно насторожить — скорее всего, они заказные и не соответствуют действительности.
- Реально оценить предложение магазина. Ликвидация брендовой коллекции со скидкой 90% от начальной стоимости, реализация конфиската или продажа флагманских моделей электронной техники за полцены, вероятнее всего, только приманка со стороны мошенников.
Срок рассмотрения претензии банку
Срок, в течение которого банковская организация должна предоставить ответ на претензию, может составлять от 3-х до 45-ти дней. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен. Это на практике, что касается законного срока, то банк должен ответить в течении 10 дней.
Конкретный срок для рассмотрения требований потребителя зависит от множества аспектов и от индивидуальных особенностей обращения.
Как правило, простые вопросы, не требующие детального разбирательства и выяснения всех обстоятельств дела, разрешаются довольно быстро, в течение 3-5ти дней с момента получения банком претензии.
Более сложные проблемы, для решения которых необходимо исследовать произошедшее событие детально, занимают больше времени и могут затянуться на неопределенный срок.
Во избежание затягивания процесса банком в претензии можно указать срок для рассмотрения претензии. Целесообразно его указывать в промежутке от 10-ти до 30-ти дней. В случае, если вопрос срочный, то об этом также следует указать в тексте документа.
Досудебное урегулирование споров с банковской организацией является одним из самых действенных и быстрых способов разрешения разногласий. Поэтому грамотная подготовка текста претензии, правильная подача документов в банк гарантированно увеличивает шансы на благоприятное решение проблемы в кратчайшие сроки.
При возникновении сомнений в написании претензии лучше обратиться к нашему юристу по претензиям, чтобы не потерять впустую время и не понести дополнительные финансовые потери.
Мошенничество в интернете — как вернуть деньги
К сожалению, вернуть деньги, потерянные в результате мошеннических действий в интернете, практически невозможно. Чаще всего мошенники обладают минимальными навыками компьютерной и правовой грамотности и принимают деньги не на банковскую карту, а на счет, не требующий подтверждения личности (например, на кошелек, открытый в системе Payeer), что усложняет процедуру их поиска.
Самостоятельно связаться с мошенником и воззвать к его совести также не получится. Обычно телефоны, указанные в объявлениях, не отвечают, а представленные копии документов и сведения об адресе регистрации являются поддельными.
Призрачный шанс на возврат средств может дать обращение в правоохранительные органы. О том, как это сделать, рассказано ниже.
Что делать если прокуратура отказывается рассматривать заявление
Как и при обращении в другие государственные ведомства, на заявление в прокуратуру о мошенничестве может последовать отказ. Обычно он вызван невозможность определить личность потенциального преступника, отсутствие доказательств противоправных действий. Такие факты будут указаны в отказном письме, а прокуратура получит их из материалов доследственной проверки МВД. Все выводы, указанные в ответе, должны быть аргументированы, подкрепляться ссылками на итоги проверок.
Дела, связанные с мошенничеством, изначально раскрываются с большим трудом. Поэтому в отказе на заявление может предлагаться обратиться с иском в суд, требовать взыскания денег или возврата имущества по гражданскому законодательству. При несогласии с выводами прокурора, можно подать жалобу в порядке подчиненности. Если такое обращение не принесло результата, можно обращаться с административной жалобой в суд.
☎️ Остались вопросы после прочтения статьи? Получите бесплатную консультацию квалифицированного юриста. Звоните прямо сейчас! +7 800 302-76-57
Куда сообщить о мошенничестве в интернете
Несмотря на то, что в СМИ и на популярных электронных ресурсах постоянно размещается информация о существующих способах обмана населения, правоохранительные органы ежедневно фиксируют сотни случаев недобросовестных действий в отношении потребителей информации. Куда обращаться при интернет-мошенничестве, если пришлось столкнуться с обманом на просторах Сети?
В первую очередь потерпевшему необходимо подать заявление в отделение полиции, расположенное по месту его проживания. Полномочиями по работе с обращениями по фактам интернет-мошенничества обладает отдельное подразделение — управление «К».
В заявлении нужно указать:
- Ф. И. О., паспортные данные, адрес регистрации, номер контактного телефона заявителя;
- описание произошедшей ситуации: дату, время, место совершения мошеннических действий, а также суть действий, которые привели к обману потерпевшего;
- дату составления заявления и подпись заявителя.
Подать заявление можно как лично, так и через интернет. Для этого нужно перейти по ссылке https://mvd.ru/request_main и отправить документ (к нему можно приложить дополнительные подтверждения факта мошенничества: скриншоты страниц, квитанции интернет-банка и пр.).
заявления
Стандартного бланка для подачи жалобы на действия мошенников не существует. Ниже можно скачать шаблон заявления в формате word. При его написании необходимо учесть признаки преступного деяния. Можно заранее ознакомиться с правилами составления заявлений на официальном сайте прокуратуры. Либо на приеме у сотрудника уточнить неясные моменты и учесть их при составлении.
Это пример, который можно использовать для самостоятельного заполнения. Бланк составлен с учетом норм действующего законодательства. Отметим, что вся информация вымышленная.
Наказание за мошенничество в интернете
Ответственность за мошенничество (в том числе за мошенничество в интернете) предусмотрена ст. 159 УК РФ. Санкция этой статьи устанавливает следующие виды наказаний:
- штраф в размере до 120 тыс. руб.;
- штраф в размере зарплаты или иного дохода осужденного, полученного им за период, не превышающий одного года;
- обязательные работы продолжительностью до 360 часов;
- исправительные работы продолжительностью до 1 года;
- ограничение свободы / принудительные работы продолжительностью до 2 лет;
- арест продолжительностью до 4 месяцев;
- лишение свободы продолжительностью до 2 лет.
Таким образом, наказание за мошенничество в интернете недостаточно суровое, даже с учетом дифференцированного подхода законодателя к возможным его видам.
Итоги
Итак, мошенничество в интернете может основываться на использовании специальных программных средств, способных снимать средства со счетов пользователей, а может заключаться в совокупности психологических приемов, направленных на введение пользователя в заблуждение, в результате которого он самостоятельно переводит средства мошеннику. Вернуть деньги, утерянные в результате мошеннических действий, очень сложно. Это можно сделать только в том случае, если преступники будут найдены правоохранительными органами и привлечены к уголовной ответственности.
См. также: «Мошенничество с использованием платежных банковских карт».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.