СТ 194 УК РФ.
1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу;
в) утратил силу;
г) в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.
Комментарий к Ст. 194 Уголовного кодекса
1. Предмет преступления — таможенные платежи. К ним относятся (ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного Союза): ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию. Таможенные сборы также относятся к таможенным платежам, однако вследствие добровольности их уплаты они не могут являться предметом этого преступления.
Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.
2. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — неуплатой таможенных платежей в крупном размере (свыше 1 млн. руб. для физических лиц и 2 млн. руб. для организаций).
Способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть любыми: занижение стоимости перемещаемых товаров, сокрытие товаров, неверное указание таможенного режима, страны происхождения товаров и т.п.
3. В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги в принудительном порядке. В связи с этим не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей направляют плательщику требование об уплате таможенных платежей. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения требования. В случае неисполнения указанного требования таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей.
Преступление считается оконченным с момента истечения сроков, установленных для уплаты таможенных платежей.
4. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером, он является ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов.
5. Квалификацией по п. «б» ч. 3 ст. 194 УК охватывается нанесение лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, побоев, совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленное причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 111 УК РФ).
Уклонение от уплаты таможенных платежей: что будет с участником ВЭД, который не платит таможне
Обязанность уплаты таможенных платежей: кто и на каком основании платит
Плательщиками таможенных платежей, согласно ст. 50 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, являются декларанты или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Они же несут ответственность за неуплату таможенных платежей.
Уплата таможенных платежей осуществляется в зависимости от условий избранной декларантом таможенной процедуры.
Ст. 55 ТК ЕАЭС определяет порядок исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов установлены ст. 30, 31 и 32 Федерального закона от 3.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов также оговорены в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.
Виды правонарушений при уклонении от уплаты таможенных платежей
Как отмечают эксперты, уклонение от уплаты таможенных платежей может проявляться в форме действия и в форме бездействия. Виды правонарушений:
- предоставление таможенным органам заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, которое влечет за собой неуплату или неполную уплату таможенных платежей;
- нарушение сроков уплаты таможенных платежей;
- предоставление таможенным органам поддельных документов, подтверждающих факт уплаты таможенных платежей.
Способы уклонения от уплаты таможенных платежей
Способы уклонения от уплаты таможенных платежей разнообразны. Рассмотрим их подробнее.
- О первом способе рассказал начальник главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерий Селезнев. Он отметил, что наиболее распространенной схемой является ввоз товара под «чужим» кодом. Это означает, что изменяют, например, одну цифру в коде классификации. Товар меняется, следовательно, меняется необходимость уплаты пошлины, к примеру, на новый товар действует льгота по пошлине. Нарушения с кодами составляют треть всех махинаций.
- Распространен временный ввоз транспортных средств без уплаты таможенных пошлин с использованием впоследствии машин/яхт/самолетов в коммерческих целях. Пример: участники преступной группы взяли за границей в аренду 4 самолета и организовали на территории России частные коммерческие рейсы. Сумма неуплаченных таможенных платежей при этом составила порядка 635 млн. руб.
- Практикуют занижение стоимости товаров в таможенных декларациях. Например, компания ввезла в Россию свыше 33 тысяч ампул с инъекциями для лица и тела. Задекларировала их как «продукты для ухода за кожей» и заявила стоимость от 8 до 40 рублей за штуку. На официальном сайте Федеральной таможенной службы после этого появилась информация, что при проверке выявилось несоответствие декларации и фактического товара, сведения, которые были предоставлены таможенникам, оказались ложными: «По заключению таможенного эксперта, большая часть товаров представляла собой косметическую продукцию — филлеры на основе водного раствора гиалуроновой кислоты. Розничная цена таких товаров на территории России составляет в среднем 2,5 тыс. рублей за ампулу, что многократно превышает цену, которую указали в таможенной декларации».
Административная ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных платежей
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 16.22) предусмотрено наказание за нарушение сроков уплаты таможенных платежей в виде административного штрафа:
- для физических лиц — в размере от 500 до 2500 руб.;
- для должностных лиц — от 5000 до 10000 руб.;
- для юридических лиц — от 50000 до 300000 руб.
Второй комментарий к Ст. 194 УК РФ
1. Предметом выступают таможенные платежи, к которым относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
4) акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
5) таможенные сборы (ст. 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
2. Объективная сторона заключается в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере.
3. Уклонение состоит в умышленной неуплате таможенных платежей по истечении установленных сроков; формы уклонения могут быть различными: занижение таможенной стоимости товаров, прямой отказ от уплаты, перемена места жительства и т.д.
Крупный размер есть тогда, когда сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей.
4. Состав — формальный.
5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
6. Субъект — как физические лица, так и представители (руководители и главные бухгалтеры) организаций, обязанные уплачивать таможенные платежи.
7. В ч. 2—4 ст. 194 УК предусмотрены квалифицирующие признаки.
Неуплата таможенных платежей — не выход из ситуации
В области ВЭД законодательство сегодня достаточно сложное. С одной стороны, введены суровые меры по наказанию за отказ от своих обязательств, с другой стороны, существует целый ряд привилегий, исключений и послаблений для предпринимателей и частных лиц. Именно поэтому нередко возникают обвинения в умышленном искажении назначения груза, в занижении его стоимости, в искажении фактов о его происхождении. Все это действительно может стать причиной для обвинения, но не обязательно по статье 194 УК РФ.
Также при возникновении подобной неприятной ситуации необходимо помнить, что существуют различные способы уплаты таможенных платежей, есть вероятность договориться с получателем сборов об отсрочке или рассрочке. Содействие юриста нашей компании в подобных делах позволит получить максимально выгодные условия даже в самых сложных случаях. Пишите в комментариях свой вопрос и мы поможем найти решение: профессионально и в срок.
Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей: история и современность
Налогообложение в таможенной сфере берет свое начало с далекого Х века. Еще до принятия христианства на Руси князь Олег заключал договоры с греками, в соответствии с которыми русские купцы освобождались от уплаты мыта (пошлин) в Византии.
Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались упорядочить таможенную систему Руси, собирая с иностранцев самые высокие пошлины. Новгородской таможенной грамотой с местных горожан предусматривалось брать 0,75 % от стоимости товара, с жителей пригородов — 2 %, с торговцев из других областей — 4 %, с иноземцев — 7 % [1].
Судебник 1550 г. ввел первые уголовно — правовые запреты в плане уклонения от уплаты таможенных платежей, а именно: установил ответственность за неуплату таможенных платежей, что значительно увеличило товарооборот между Россией и странами Западной и Центральной Европы.
Уголовная ответственность за нарушение таможенных правил встречается и в более поздних источниках права. Так, Соборное уложение 1649 г. предусматривало за такие преступления наказание в виде штрафа.
Предпосылкой к развитию таможенной системы России явилась разработка Новоторгового устава 1667 года. Этот законодательный акт закреплял, что торговля, которую вели зарубежные купцы за наличные денежные средства, таможенными сборами не облагалась. Само же нарушение законодательства наказывалось телесно.
В Петровские времена законы также были посвящены накоплению иностранной валюты. Указ 1699 г. о взимании в Архангельске пошлин с привозимых напитков был одним из первых таможенных мероприятий Петра I. Если на территорию осуществлялся ввоз церковного вина, то в соответствии с указом взималась пошлина в серебряных рублях. Если же под видом церковного вина ввозили заморское вино, то подделка конфисковалась, а лицо, ввозившее такой товар, надлежало «бить кнутом нещадно» [2].
«Устав благочиния или полицейский», подписанный 8 апреля 1782 г. Екатериной II, прямо предусматривал ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. Он наказывал «пошлинокрада» заключением под стражу, а также обязывал «сажать в рабочий дом на хлеб и воду и работать, дондеже заплатить пошлину втрое» [3].
Кризис феодально-крепостнических отношений в первой половине XIX требовал обновленной кодификации таможенного законодательства. Однако в то время контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей рассматривались как единое преступление. К ним применялось общее понятие — «дефраудация», которое включало в себя обманное, а также мошенническое уклонение от уплаты таможенных пошлин и контрабанду.
Небывалые социальные бедствия, настигшие страну после Октябрьской революции и гражданской войны, привели к тому, что вопросы, касающиеся таможенного налогообложения, не регулировались вовсе. Ослабленное таможенное законодательство и открытость границ спровоцировали увеличение таможенных преступлений. Товары, ввозимые в страну без разрешения и уплаты таможенных платежей, считались контрабандными и подлежали конфискации. В этот период времени уклонение от уплаты таможенных платежей продолжало рассматриваться как часть контрабанды. Законодательство начала 1920-х годов за контрабанду, совершенную при отягчающих обстоятельствах, предусматривало строгую ответственность в виде смертной казни.
В 1940–1950-е гг. практика применения преступлений, связанных с неуплатой налогов и платежей была незначительна, поскольку многие таможенные преступления были декриминализованы.
УК РСФСР 1960 г. в статье 82 за уклонение в военное время от выполнения повинностей или уплаты налогов предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. В указанный кодекс 1 июля 1994 г. была добавлена специальная норма — ст. 162.6 «Уклонение от уплаты таможенных платежей». Часть первая предусматривала уголовную ответственность за умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах и наказывала преступника штрафом от трехсот до восьмисот МРОТ либо лишением свободы на срок до одного года.Преступление имело также квалифицированный состав (в особо крупных размерах) и особо квалифицированный состав (уклонение, совершенное лицом, ранее судимым за аналогичное преступление). Такие деяния наказывались лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества.
Новый УК РФ 1996 г. содержал статью 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица», которая впоследствии была изменена Федеральным законом от 25 июня 1998 г. Санкция нормы предусматривала наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет. Также статья была дополнена примечанием, согласно которому лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные статьями 194 или 199, освобождалось от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб. Позже Федеральным законом № 162-ФЗ от 8 декабря 2003 г. примечание было исключено.
Законом об изменениях в Уголовный Кодекс РФ, подписанном 7 декабря 2011 Д. А. Медведевым, была декриминализована статья ст. 188 «Контрабанда», поскольку она конкурировала с нормой, закреплённой в статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица). Законодатель посчитал, что чаще всего контрабанда совершается именно в целях уклонения от уплаты таможенных платежей, а ответственность за это преступление уже в полной мере предусматривает статья 194 УК РФ.
Отделение этих статей друг от друга благоприятно сказывается на таможенном и уголовном законодательстве, поскольку отпали вопросы, касающиеся конкуренции норм. Кроме этого, следственно — судебная практика, которая раньше пыталась найти «золотую середину» между данными нормами и допускала их произвольное толкование, больше не влечет за собой значительные нарушения законодательства и не ущемляет права граждан.
В связи с отменой уголовной ответственности за экономическую контрабанду назрела необходимость усиления ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. По этой причине статья 194 была дополнена новыми частями с квалифицирующими признаками. Такие изменения сохранены и на данный момент. Сегодня санкция статьи 194 УК РФ предусматривает за уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенное в крупном размере, наказание в виде штрафа, обязательных работ или лишения свободы на срок до двух лет. За преступление, совершенное в особо крупном размере или организованной группой — штраф, принудительные работы либо лишение свободы на срок до пяти лет. Наказание за преступление, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, варьируется от пяти до десяти лет лишения свободы со штрафом в размере до одного миллиона рублей или ограничением свободы на срок до полутора лет. Самое суровое наказание предусмотрено за деяние, совершенное организованной группой — лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.
Литература:
- Ефимов А. Б., Камышенков В. Ю. Таможенное дело: способы и механизм регулирования движения продукции АПК учебное пособие / 2014, с. 33
- Пиляева В. В. История таможенного дела и таможенной политики России: учеб. пособие / В. В. -М.: БалтРус, с. 17
- Хавский, П. В. О первом законе о полиции в России, Собрание узаконений по полицейской части со времени издания Устава благочиния до 1817 года. СПб.: Печатано в Сенатской типографии, 1817, с. 19
Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица
1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу;
в) утратил силу;
г) в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признаётся совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.