Понятие коммерческого подкупа и ответственность за него

Коррупция – одна из самых тяжелых социальных «болезней». Ее проявления многогранны и разнообразны и, к сожалению, издавна сопровождают практически все сферы жизни нашего общества. Конечно, с этим явлением следует бороться, поэтому разные виды коррупции объявлены уголовными преступлениями и предусматривают серьезную ответственность.

Что такое коммерческий подкуп как состав преступления?

С развитием предпринимательства в РФ практически постоянно предпринимаются попытки нарушать законы рыночной экономики. Одним из путей такого нарушения является коммерческий подкуп – торговая разновидность взятки.

Рассмотрим этот вид уголовного проступка подробнее, определим, в чем его особенности, в отличие от взятки, и что грозит изобличенным в нем предпринимателям.

Что такое коммерческий подкуп

Для конкурентной борьбы хороши все средства, кроме незаконных. Предприниматели вправе использовать любые законодательно дозволенные экономические инструменты, изощряясь в их применении для обеспечения доступа к ресурсам, финансам, влиянию и другим активам, которые в итоге гарантируют увеличение прибыли – ведь в этом конечная цель бизнеса.

Вопрос: Что является квалифицированными (т.е. отягощающими, повышающими размер санкции) составами коммерческого подкупа? Посмотреть ответ

Когда средства получены незаконным путем, говорят о коррупции. Смысл этого действия довольно ясен: желая получить некую выгоду, одна сторона стимулирует другую для совершения действия или, наоборот, поощряя бездействие. При этом стимуляция может быть как материальной (финансы либо другие активы), так и нематериальной (ответные действия или бездействие).

Что является предметом взяточничества (статьи 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ) и коммерческого подкупа?

Если неправомерное вознаграждение за действие или бездействие передается руководящему лицу (ответственным лицам), представляющим организацию, речь идет не просто о взятке, а о коммерческом подкупе.

ВНИМАНИЕ! Вред от коммерческого подкупа лежит не только в моральной плоскости, это правонарушение негативно влияет на принцип конкуренции, которым должна руководствоваться здоровая экономика. Кроме того, такое деяние подрывает авторитет конкретной коммерческой компании.

Рассмотрим состав преступления, предусмотренный ч.1 ст.204 УК РФ

  1. Объект: интересы службы в коммерческой и иной организации.
  2. Объективная сторона: нелегальная передача субъекту, занимающему руководящую должность в юридическом лице, денег и других ценностей в обмен на совершение им действий (бездействия) в интересах дающего или иного указанного им лица. Примечательно, что субъект должен обладать соответствующими полномочиями на выполнение данных поручений. Преступление считается оконченным с момента передачи хотя бы части вознаграждения.
  3. Субъект: вменяемое физлицо старше 16 лет.
  4. Субъективная сторона: вина в форме прямого умысла.

Обстоятельствами, отягчающими вину, являются:

  • предоставление денег и прочих активов в значительном размере (более 25 тысяч рублей);
  • совершение деяния в составе группы лиц, а равно просьба совершить заведомо неправомерные действия или крупный размер переданного (более 150 тысяч рублей);
  • передача денег и прочих активов в особо крупном размере (более 1 млн рублей).

Рассматриваемая статья закрепляет уголовную ответственность не только за передачу, но и за получение денег в обмен на совершение действий (бездействия) в интересах дающего. Субъект преступления в данном случае будет специальным – лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой и иной организации.

Обстоятельствами, отягчающими вину, являются:

  • значительный размер полученных средств (более 25 тысяч рублей);
  • совершение преступления в составе группы лиц, а равно вымогательство предмета подкупа, совершение незаконных действий (бездействий), либо крупный размер полученного (более 150 тысяч рублей);
  • особо крупный размер полученного (свыше 1 млн рублей).

Важные аспекты привлечения к ответственности по ст.204 УК РФ закреплены в Постановлении Пленума ВС РФ от 9 июля 2013 года № 24.

Гражданин, осуществивший передачу денежных средств и иных ценностей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если он активно способствует раскрытию (расследованию) преступления, либо если в отношении него имело место вымогательство, либо если он добровольно сообщил о преступлении правоохранителям. В отношении физлиц, занимающих руководящие должности в организации, такое правило не действует.

Понятия, близкие коммерческому подкупу

Термин «коммерческий подкуп» определен юридически как вид неправомерного влияния на управленческие процессы и функционирование организаций или деятельность предпринимателей. Коммерческий подкуп представляет общественную опасность. В обиходе встречаются прижившиеся слова и выражения, которым называют это явление:

  • коммерческая взятка;
  • коррупция в негосударственной сфере;
  • торговое «подмазывание»;
  • мзда.

Результаты анализа уголовных дел о взяточничестве и коммерческом подкупе в сфере жилищно-коммунального хозяйства позволяют выявить и проиллюстрировать наиболее типичные способы совершения данной группы преступлений. Являясь одним из важных элементов криминалистической характеристики преступлений, способ совершения взяточничества и коммерческого подкупа в ЖКХ позволяет установить особенности других элементов, обладающих своими особенностями с учетом специфики рассматриваемой сферы экономической деятельности. Каковы типичные способы совершения взяточничества и коммерческого подкупа в сфере ЖКХ? Посмотреть ответ

Предмет коммерческого подкупа

Способы незаконного вознаграждения, характерные для коммерческого подкупа, могут быть различными, часто это те же формы, что и при обычном взяточничестве:

  • дача денег (рублей или валюты);
  • передача в собственность ценных бумаг;
  • передача имущественных активов (автомобиля, недвижимости, ювелирных изделий, других ценных вещей);
  • предоставление услуг по несоответсвующим (заниженным) ценам;
  • возмещение личных затрат предпринимателя или лица, представляющего организацию;
  • предоставление ему различных имущественных услуг;
  • списание кредита;
  • погашение займа, взятого получателем мзды;
  • отзыв судового иска;
  • «откаты»;
  • дарение или продажа по неправомерно низким ценам сырья, оборудования, других активов;
  • завышенная сума гонораров представителям другой стороны и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С точки зрения закона, предметом коммерческого подкупа не может являться вещь, не имеющая имущественной оценки, представляющая лишь субъективную ценность для дающей или берущей стороны, например, личное письмо, фото и т.п.

Объект коммерческого подкупа

Под объектом имеется в виду не само вознаграждение, а та область, на которую направлена цель подкупа, то есть управление организацией. Данная деятельность:

  • выполняется специально уполномоченными сотрудниками, чьи обязанности по ее выполнению соответствующим образом оговорены в их трудовых контрактах;
  • призвана служить правомерным интересам граждан РФ;
  • жестко нормируется законодательными положениями и внутренними актами организации.

Таким образом, как преступление коммерческий подкуп посягает на нормальную работу управленческого аппарата коммерческой организации.

Законодательная основа торговой коррупции

То, что явно не запрещается законом, считается разрешенным. Коммерческий подкуп, согласно законодательству Российской Федерации, считается уголовным правонарушением, а отдельные его проявления – административным.

Правовая суть коммерческого подкупа близка к взяточничеству, преследуемому по ст. 290 и 291 Уголовного Кодекса РФ, однако квалифицируется по другой статье – ст. 204 УК РФ, принятой относительно недавно – только в 1996 году. Статьи, касающиеся взяточничества, адресованы государственным и административным работникам, а по ст. 204 могут преследоваться представители коммерческих структур.

СПРАВКА! С 1997 по 2022 год число осужденных по этой статье выросло более чем в 5 раз, эта доля уголовных преступлений постепенно растет.

За коммерческий подкуп могут быть ответственными не только конкретные лица, но и организации в целом – это зона федерального законодательства и административного права:

  • ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • ст. 19.28 КоАП РФ об ответственности юрлиц за неправомерное вознаграждение от имени организации.

Комментарии к статье

Согласно комментариям к текущего законодательства, можно определить, с какой суммы коммерческого подкупа возникает уголовная ответственность. Государство определяет минимальный материальный порог возникновения уголовного преследования начиная с суммы в 10 тыс. рублей. Также, комментарии к статье 204 УК РФ уточняют следующие вопросы:

  • ответственность за подкуп имеют обе стороны правонарушения;
  • объектом преступления может быть как действие,так и бездействие уполномоченных должностных лиц;
  • предмет подкупа — не только денежные средства, ценные бумаг, или иное имущество, а также оказание услуг имущественного характера или предоставление каких-либо прав, избавление лица от затрат по ремонту квартиры, покупку туристической путевки, оплаты страховки;
  • преступление считается оконченным, если хотя бы часть средств или прав передана;
  • субъект правонарушения — дееспособный гражданин, достигший 16 лет;
  • имело вымогательство и шантаж, но лицо своевременно сообщило об этом, обвинения будут сняты.

Нормы ответственности за коммерческий подкуп

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по ст. 204 УК РФ говорит о мерах в отношении физических лиц, уличенных в этом преступлении. Значение имеет вид подкупа, то есть обвинение в даче или получении:

  1. За предоставление неправомерного вознаграждения грозит наказание:
      штраф внушительных размеров – сумма, которая составила коммерческий подкуп, увеличенная в 10-50 раз;
  2. ограничение свободы до 2 лет;
  3. трехлетние исправительные работы.
  4. Нормы могут быть пересмотрены в связи с отягчающими обстоятельствами. Такими в применении к данному преступлению считаются:

  • предварительный сговор, совершение не в одиночку, действие организованной группы;
  • в качестве объекта подкупа выступают действия, выходящие за рамки закона.

В этом случае закон предусматривает такую меру кары:

  • штраф в 40-70-кратном размере подкупа с лишением права на определенные должности или виды деятельности до трехлетнего срока;
  • принудительные работы до 4 лет;
  • арест от 3 месяцев до полугода;
  • тюремное заключение до 6 лет.
  • За получение незаконных средств в рамках коммерческого подкупа стороне грозит: штраф в сумме подкупа, увеличенного в 15-70 раз;
  • дисквалификация (запрет на определенные деятельности или должности) до 3 лет;
  • арест до 3 лет.

Здесь отягчающие обстоятельства могут быть следующими:

  • получение объекта подкупа организованной группой;
  • полученный подкуп активно вымогался виновной стороной;
  • за полученный подкуп «берущая» сторона должна была совершить нечто незаконное.

В этом случае мера ответственности такова:

  • штраф в 50-90-кратной сумме подкупа с отстранением от определенных должностей или видов деятельности до 3 лет;
  • лишение свободы до 12 лет плюс штраф до 50-кратной суммы подкупа.

Избежать уголовной ответственности можно, если лицо относится к одной из следующих категорий:

  • у него вымогали средства за совершение законодательно предусмотренных действий;
  • человек активно участвовал в раскрытии или доказательстве преступления;
  • сторона сама сообщила правоохранительным органам о планирующемся подкупе.

Административная ответственность организаций по этому преступлению также весьма серьезна: на предприятие может быть наложен штраф в стократной сумме от совершенного подкупа.

Взятка

За дачу взятки чиновнику уголовная ответственность предусмотрена статьей 291 Уголовного кодекса. При этом наказать могут за дачу взятки как лично, так и через посредника.

По общему правилу за это преступление могут быть назначены следующие виды наказаний:

  • штраф в размере до 500 000 рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года;
  • штраф в размере от пяти- до тридцатикратной суммы взятки;
  • исправительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без него;
  • принудительные работы на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пяти- до десятикратной суммы взятки или без него.

За дачу взятки в значительном размере (более 25 000 рублей) наказание строже:

  • штраф в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет;
  • штраф в размере от десяти- до сорокакратной суммы взятки;
  • исправительные работы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без него;
  • лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пяти- до пятнадцатикратной суммы язятки или без него.

За дачу взятки за совершение заведомо незаконных действий или незаконное бездействие положено следующее наказание:

  • штраф в размере от тридцати- до шестидесятикратной суммы взятки;
  • лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также если речь идет о даче взятки в крупном размере (более 150 000 рублей), суд может назначить:

  • штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

Самое строгое наказание – за взятку, превышающую 1 000 000 рублей (особо крупный размер). За нее могут быть назначены:

  • штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки;
  • лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

На заметку

Взятка остается наказуемой, даже если она дана не деньгами, а ценными бумагами, другим имуществом, услугами имущественного характера, или даже имущественными правами

Уголовной ответственности за дачу взятки можно избежать, если активно способствовать раскрытию и расследованию преступления либо сообщить правоохранительным органам о своем преступлении добровольно. Также за дачу взятки не накажут, если со стороны должностного лица будет иметь место вымогательство.

Имейте в виду: к уголовной ответственности могут привлечь и за провокацию взятки, и за посредничество при взяточничестве.

Наказание за провокацию взятки

Попытка передать деньги без согласия того, кому они предназначены, карается:

  • штрафом в размере до 200 000 рублей;
  • штрафом в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  • принудительными работами / лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Так сказано в статье 304 Уголовного кодекса.

Наказание за посредничество при взяточничестве

Посредничество во взяточничестве – это непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. Наказание за это преступление установлено статьей 291.1 Уголовного кодекса.

Если речь идет о взятке в значительном размере (т. е. более 25 000 рублей), суд может назначить:

  • штраф в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо с использованием своего служебного положения наказывается строже:

  • штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

Если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или в крупном размере (более 150 000 рублей), оно наказывается:

  • штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

Еще строже наказывается посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей). За него могут быть назначены:

  • штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Обещание или предложение посредничества во взяточничестве тоже является преступлением. За него суд может назначить:

  • штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • штраф в размере от 25 000 до 500 000 000 рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве можно избежать. Это возможно, если виновное лицо после совершения преступления активно способствовало раскрытию или пресечению преступления и добровольно сообщило правоохранительным органам о своем преступлении.

Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа

Чтобы отнести данный вид экономического (коммерческого) преступления к определенной степени тяжести, юридически анализируется наличие или отсутствие квалифицирующих признаков. Их два: групповая организованность и вымогательство.

  1. Предварительный сговор группы. Дача (получение) коммерческого подкупа совершено группой лиц, которые предварительно организовались и сговорились для этой цели. В этом случае этот признак имеет несколько важных нюансов:
      группа означает участие в подкупе не менее двух лиц, обличенных управленческими функциями;
  2. эти лица до совершения подкупа договорились о своих действиях, используя свое положение на работе;
  3. если в группе принимали участие лица, не исполняющие управленческих функций, они считаются пособниками, подстрекателями или даже организаторами преступления, и их ответственность будет не за подкуп как таковой (по ст. 204 УК РФ), а за пособничество (по ч. 4 ст. 34 УК РФ).
  4. Вымогательство – фактор, обличающий незаконность передачи объекта подкупа. Он представляет собой настойчивое требование предоставления активов или совершения действий (бездействия), подкрепляемое угрозами в нанесении ущерба интересам лица. Такое требование озвучено управленцем, представляющим организацию, как бы от ее имени. Важный нюанс определения вымогательства: угроза должна действительно быть опасной для правоохраняемых интересов гражданина. Так, если, например, инспектор пожарного надзора предлагает за деньги «не заметить» какое-либо нарушение, он не вымогает этих денег, поскольку действие, которое он предлагает сокрыть, не несет ущерба для директора фирмы. Наоборот, оно реализует не правоохраняемые, а незаконные интересы. А вот вынуждение к действиям под угрозой для здоровья детей управленца имеет явные признаки вымогательства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Рецидив этого преступления как квалифицирующий признак был упразднен положениями Федерального закона от 08 декабря 2003 года № 162-ФЗ.

Понятие коммерческого подкупа как состава преступления


Адвокат Антонов А.П.

С точки зрения экономики и правовой доктрины подкуп в процессе осуществления коммерческой деятельности является социально опасным деянием по той причине, что он посягает на нормальный ход рыночных отношений в обществе и подрывает деятельность лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях. Из-за подкупа искажается процесс принятия решений, основывающихся на сугубо рыночной логике, поскольку при использовании коммерческого подкупа используется противоправный способ воздействия на его субъектов.

Российским уголовным законодательством сформулировано понятие коммерческого подкупа и установлена соответствующая ответственность за его совершение — ст. 204 УК РФ.

Под коммерческим подкупом законодатель понимает незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав, за совершение действия (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию). К коммерческому подкупу в соответствии с данной статьей относится и ситуация, когда по указанию лица, выполняющего управленческие функции, имущество передается, услуги имущественного характера оказываются, имущественные права предоставляются и иному физическому или юридическому лицу за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц.

При этом в соответствии со ст. 204 УК РФ коммерческий подкуп подразделяется как на незаконную передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав (ч. 1 ст. 204 УК РФ), так и на незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, пользование услугами имущественного характера и имущественными правами (ч. 5 ст. 204 УК РФ).

В соответствии с примечаниями к ст. 201 УК РФ под лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа или члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Пункт 9 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» вносит ясность в отношении того, что считается незаконным оказанием услуг или предоставлением имущественных прав. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе и освобождение его от имущественных обязательств, например предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, ремонт квартиры, строительство дачи, прощение долга и т.д. Под получением взятки в виде незаконного предоставления лицу имущественных прав понимается возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств, получать доходы от использования бездокументарных ценных бумаг или цифровых прав и др.

Состав данного преступления является формальным. В соответствии с п. п. 10, 11 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» получение и дача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе будут считаться оконченными с момента принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на указанный им счет, «электронный кошелек»), независимо от того, получило ли указанное лицо реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему ценностями по своему усмотрению.

В тех случаях, когда предметом получения или дачи взятки либо коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).

Пунктом 11.1 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» предусмотрено, что если взяткодатель намеревался передать, а должностное лицо — получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не составило указанного размера, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере. Например, когда взятку в крупном размере предполагалось передать в несколько приемов, а взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки, не образующей такой размер, содеянное должно квалифицироваться по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ.

Квалифицированными (т.е. отягощающими, повышающими размер санкции) составами коммерческого подкупа являются:

1) совершение коммерческого подкупа в значительном размере. В соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ значительным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 000 рублей;

2) совершение коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

В соответствии с п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» предмет коммерческого подкупа считается полученным группой лиц, если в преступлении участвовали два и более лица, выполняющие управленческие функции, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействие) в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц.

В таком случае преступление будет считаться оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения хотя бы одним из входящих в группу лиц. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов, а также то, сознавало ли лицо, передающее незаконное вознаграждение, что в его получении участвовало несколько лиц, выполняющих управленческие функции.

Также в п. 16 данного Постановления Пленума ВС РФ указывается на то, что в организованную группу, которая, в отличие от обычной, характеризуется устойчивостью, высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и (или) руководителя, могут входить и лица, не обладающие признаками специального субъекта получения коммерческого подкупа;

3) совершение коммерческого подкупа в крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ крупным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 000 рублей;

4) совершение коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору или организованной группой в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ особо крупным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 1 000 000 рублей;

5) совершение коммерческого подкупа за заведомо незаконные действия (бездействие);

6) сопряжение коммерческого подкупа с вымогательством предмета подкупа.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» под вымогательством предмета подкупа необходимо понимать не только требование передать незаконное вознаграждение, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать данное вознаграждение с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов.

Для квалификации содеянного не имеет значения, была ли у лица, выполняющего управленческие функции, реальная возможность осуществить данную угрозу, если у лица, передавшего предмет коммерческого подкупа, были основания опасаться осуществления данной угрозы.

В п. 13.1 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» разъяснено, что обещание или предложение лица передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующего коррупционного преступления в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами. Если иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения лица передать незаконное вознаграждение за совершение необходимых действий (бездействие), не были совершены по независящим от него обстоятельствам, то содеянное квалифицируется как приготовление к коммерческому подкупу (ч. 1 ст. 30 и ч. 3 — 4 или ч. 7 — 8 ст. 204 УК РФ).

При этом коммерческий подкуп как таковой необходимо отличать от ряда иных преступлений, поскольку по своему характеру он внешне похож на преступления, предусмотренные ст. 204.1 УК РФ (посредничество в коммерческом подкупе), ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп), ст. 290 УК РФ (получение взятки), ст. 291 УК РФ (дача взятки) и ст. 184 УК РФ (оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса).

Рассмотрим, прежде всего, ст. 204.1 УК РФ.

Объект преступления в данном случае совпадает с объектом преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, т.е. нормальная, регламентированная законодательством управленческая деятельность коммерческих и иных организаций.

Разница между ст. 204 УК РФ и ст. 204.1 УК РФ заключается в субъекте преступления. Если в ст. 204 УК РФ им выступает лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, то в ст. 204.1 УК РФ субъектом является лицо, выполняющее функции посредника, т.е. лицо, передающее предмет коммерческого подкупа по поручению дающего подкуп или получающего его или иным образом способствующее в достижении либо реализации соглашения между ними о передаче и получении подкупа. Посредник отличается от получающего или передающего предмет коммерческого подкупа тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе.

Что касается ст. 204.2 УК РФ, то объект преступления здесь аналогичен объекту преступления ст. 204 УК РФ. Различия имеются в отношении конкретизации объективной стороны деяния в ст. 204.2 УК РФ — совершение коммерческого подкупа на сумму, не превышающую 10 000 рублей. Кроме того, в соответствии с разъяснением в вопросе 2.1 Ответов на вопросы, поступившие из судов, по применению Федеральных законов от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ — 326-ФЗ, направленных на совершенствование уголовной ответственности за коррупционные преступления и преступления экономической направленности, а также оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016), нормы ст. 204.2 УК РФ содержат специальные нормы по отношению к нормам ст. 204 УК РФ.

Теперь обратимся к ст. 290 УК РФ и ст. 291 УК РФ, которые устанавливают ответственность за получение и дачу взятки. Коммерческий подкуп отличается от них по двум признакам: по объекту и субъекту преступления.

Так, при коммерческом подкупе объектом преступления является нормальная реализация прав и обязанностей в процессе осуществления управленческих функций коммерческой или иной организации. При получении или даче взятки объектом является нормальная и правильная работа органов государственной власти и местного самоуправления. Что касается субъекта преступления, то при коммерческом подкупе субъектом преступления является лицо, осуществляющее функции управления коммерческой организацией или иной организацией. При получении взятки субъектом является должностное лицо, под которым в соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ необходимо понимать лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях и компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Статья 184 УК РФ устанавливает ответственность за незаконную передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, а также оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав в целях оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса. Сравнивая данный состав преступления с коммерческим подкупом, мы также обнаруживаем различный объект и субъект преступления. Объектом преступления по ст. 184 УК РФ будет являться нормальная деятельность по организации спортивных соревнований или зрелищного коммерческого конкурса. Субъектом будут являться лица, принимающие имущественное предоставление или соответствующие услуги, права с целью оказания влияния на результаты соревнования или конкурса: спортсмены, тренеры, судьи, руководители, члены жюри, организаторы соревнования или конкурса и т.д.

Таким образом, для грамотной квалификации того или иного деяния в качестве коммерческого подкупа необходимо отличать его состав от смежных составов преступления.

Остались вопросы к адвокату? Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Как доказать коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп – должностное преступление низкой или высокой степени тяжести, раскрыть и доказать его достаточно сложно. Кроме проверок, есть лишь один вариант информирования уполномоченных органов об этом правонарушении: если некое юрлицо пытается вымогать неправомерное вознаграждение с гражданина или представителя другой организации за свои услуги или бездействие. Согласиться с этими требованиями – значит стать соучастником коммерческого подкупа. Но можно и обратиться в правоохранительные органы, для этого необходима следующая доказательная база:

  • аудио или видеозапись беседы, где озвучиваются незаконные требования мзды (в ней должны обязательно прозвучать цель и условия выплаты, а также размер вознаграждения);
  • документальное подтверждение событий, касающихся подкупа (например, копию договора, относительно которого вымогался «откат»).

К СВЕДЕНИЮ! В записи вымогательства ни в коем случае не должна присутствовать инициатива «дающей» стороны, иначе при рассмотрении дела это может быть сочтено провокацией.

После написания заявления осуществляется сотрудничество заявляющей стороны с правоохранителями: под их руководством необходимо передать фигуранту требуемый подкуп, тогда преступление будет зафиксировано.

Рассмотрим несколько реальных примеров привлечения к ответственности по ст.204 УК РФ.

В 2022 году предприниматель из Краснодарского края приобрел базу «Кубань-Ремстройбыт», которая была отключена от сети из-за долга по электроэнергии в 3,5 млн рублей. Желая пересчитать сумму долга, бизнесмен обратился к директору , который предложил «решить вопрос» за 2 млн рублей. 1 млн рублей должен был пойти на погашение долга, и еще 1 млн лично на счет гендиректора. Предприниматель обратился в правоохранительные органы, которые задержали директора «Крымскэлектросети» в ходе контрольной закупки. С учетом того, что мужчина оказал сопротивление сотрудникам полиции, суд приговорил его к 5,5 годам лишения свободы.

И еще один пример

Студент, проходивший обучение в Саранском кооперативном институте, не смог самостоятельно сдать один из экзаменов. Желая решить эту проблему, он обратился к преподавателю с предложением за 30 тысяч рублей проставить ему зачет. Преподаватель согласился, указав, что денежные средства необходимо перевести на ее банковскую карту по номеру телефона. О договоренности узнали правоохранители, в отношении преподавателя было возбуждено уголовное дело по ч.5 ст.204 УК РФ (статья о взятке в данном случае не подходила, поскольку вуз являлся негосударственным учебным заведением). С учетом того, что женщина раскаялась в содеянном, суд назначил мягкое наказание – 2 года условно с запретом на занятие преподавательской деятельностью в течение 2 лет.

Очевидно, что если Вас подозревают или обвиняют в коммерческом подкупе, Вам не обойтись без опытного уголовного адвоката. Специалист приложит все усилия к тому, чтобы его Доверитель избежал уголовной ответственности: если это не представляется возможным, защитник постарается максимально смягчить наказание и избавить Клиента от дополнительных санкций.

Обращайтесь в АК «Судебный адвокат»: наши адвокаты готовы прийти на помощь круглосуточно!

Отличие коммерческого подкупа от взятки

По смыслу эти преступления практически идентичны, у них много сходных признаков:

  • моментом завершения состава преступления является передача или получение хотя бы небольшой доли неправомерного вознаграждения;
  • цель этих правонарушений – корысть;
  • вина участников – их осознанный умысел, то есть лицо понимало, что данное действие несет общественную опасность, и все же совершало его.

Однако между взяткой и коммерческим подкупом есть ряд процессуальных отличий. Сравним взятку и коммерческий подкуп в следующей таблице.

Основание для сравненияВзяткаКоммерческий подкуп
1Статья Уголовного кодексаСт. 290, 291Ст. 204
2Сфера осуществленияГосударственные и административные организацииКоммерческие организации
3Вид правонарушенияДолжностноеКоммерческое
4Объект преступленияСоциальные отношения, лежащие в основе правомерной работы упомянутых организацийРеализация прав и обязанностей уполномоченного (управляющего) лица в коммерческой структуре
5Потенциальные субъекты преступления«Берущие» и «дающие» должностные лица, использующие свое служебное положениеЛица, в трудовых договорах которых прописана хоть одна функция управления
6.Время совершения правонарушенияМожет быть дана (получена) как до, так и после желаемого действияДается (получается) только по предварительной договоренности, до выполнения требуемого деяния
7.Степень тяжести правонарушенияНебольшаяПри передаче – небольшая, при получении – большая

Когда коммерческий подкуп только кажется таковым

В некоторых случаях коммерческий подкуп юридически констатировать нельзя:

  1. Неправомерные требования материального или иного вознаграждения за действие или бездействие коммерческих структур не могут быть сочтены преступлением, пока средства не были переданы требующему лицу. Однако на основании требований можно возбудить уголовное дело и доказать коммерческий подкуп.
  2. Если действие, за которое «берущей» стороне была предоставлена незаконная выгода, было законным, то коммерческий подкуп даже при наличии остальных признаков, не идентифицируется. Например, в обязанности руководителя отдела входит распределение некоего оборудования – предоставление его во временное пользование клиентам руководителя за то, что он вошел в число получивших оборудование. Коммерческого подкупа здесь нет, поскольку оборудование распределено законно, хотя и небеспристрастно.
  3. ВНИМАНИЕ! Такое кажущееся противоречие обусловлено неполноценностью формулировки ст. 204, которая не содержит точного определения передачи незаконного вознаграждения.

  4. «Дающая» сторона пообещала неправомерное вознаграждение. До тех пор, пока она не передала хотя бы его части «берущей стороне», о подкупе говорить не приходится, даже если «берущая» сторона выполнила все, за что ей обещали подкуп. Отсутствие факта передачи – отсутствие состава преступления.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]