Пункт 12. Определение суммы крупного или особо крупного размера


Определение размера в ст. 199.2 УК РФ — имеет ли значение сумма недоимки

Статья 199.2 УК РФ уголовно наказуемыми признает, в частности, сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и сборам, в крупном размере и особо крупном размере.

Крупным размером согласно примечанию к ст. 170.2 УК РФ является стоимость, ущерб или задолженность в сумме более 2 250 000 рублей, а особо крупным — 9 000 000 рублей.

Так, а что же входит в этот размер? Связано ли определение суммы сокрытых средств с размером недоимки?

В одном деле прокурор, обжалуя оправдательный приговор, утверждал, что «статья 199.2 УК РФ предусматривает ответственность за сокрытие денежных средств предприятия в крупном размере, причем это … не зависит от размера недоимок по налогам и сборам».

Пунктами 1, и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» разъяснено, что «общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему» в отношении налогов и сборов, представленных в НК РФ, образующих недоимку, установленную в требовании об уплате в бюджет налога или сбора.

Ага. То есть преступность связана с убытком для бюджета. На этом основании делаем вывод, что состав ст. 199.2 УК РФ является материальным. Соответственно, объективная сторона преступления включает в себя действия (бездействие), последствия и причинную связь между этими составляющими.

Ну если должен быть ущерб налоговой системе, то он должен быть в виде недоимки.

Вот и в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 разъяснено, что «под сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (статья 199.2 УК РФ), следует понимать деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере», при этом «уголовная ответственность по статье 199.2 УК РФ может наступить после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога и (или) сбора (статья 69 НК РФ)».

Вот и второй аргумент — раз должно быть принудительное взыскание недоимки, то она должна быть установлена.

То есть во главу размера по ст. 199.2 УК РФ поставлен все же размер недоимки, а не только сумма сокрытых средств. Не надо торопиться! У судов трактовка разная.

Например, Ивановский областной суд не стал связывать цифры недоимки с сокрытием, заявив, что «состав преступления сконструирован законодателем таким способом, что преступными являются именно действия по сокрытию денежных средств, за счет которых может быть произведено взыскание недоимки по налогам и сборам. В связи с этим не наличие задолженности как таковой образует уголовно наказуемое деяние, а противоправные действия, связанные с фактическим препятствованием к погашению данной недоимки». Формально верно, однако, данный посыл суд привел в ответ на доводы защиты о том, что некоторые действия директора выходили за пределы сроков, указанных в требованиях об уплате налога (апелляционное постановление от 03.09.2018 № 22-1253/18).

Все ж таки суд не отрицает необходимость установления недоимки, но не придает ей решающего значения.

В Приморском крае обвинительными документами применительно к ст. 199.2 УК РФ и к ст. 69 НК РФ обязательными к уплате до 16.02.2017 установлена задолженность по налогам и сборам в размере 879.678 руб., указанная в требованиях об уплате налога, что не влечет уголовной ответственности по ст. 199.2 УК РФ из-за недостижения порога в 2.250.000 руб., однако суд не принял это во внимание.

Вернемся к делу, в котором обвинитель утверждал об отсутствии связи между недоимкой и сокрытием. Еще в 2012 году Челябинский областной суд в ответ сказал буквально следующее: «под сокрытием денежных средств следует понимать деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере. Действительно, взыскание недоимок по налогам и сборам может быть произведено только в размере этих недоимок. Размер имущества, за счёт которого производится это взыскание, должен соответствовать размеру недоимок. То есть взыскание недоимки должно было быть произведено за счёт денежных средств ООО … в сумме, которая необходима для погашения задолженности. Возможность обратить взыскание на денежные средства в большем размере, чем размер недоимок законодательство Российской Федерации не предусматривает. Следовательно, размер недоимки имеет юридическое значение» (определение от 15.02.2012 № 10-1082/12).

Суровые челябинские судьи знают толк в законе. Их бы выводы, да кое-кому бы в постановление Пленума. По налоговым преступлениям.

Красноярский краевой суд также пришел к выводу, что «крупный размер определяется, исходя из размера недоимки, а не из размера сокрытых денежных средств, который может быть больше размера недоимки, что не влияет на квалификацию действий виновного» (апелляционное постановление от 11.12.2018 № 22-7334/18).

Размер недоимки в основу своего решения поставил и Ивановский областной суд в апелляционном постановлении от 21.08.2018 № 22-1192/18. 

Очевидно, что данные вопросы до сих пор спорные, и суды не всегда знают, как применять закон, поэтому в готовящемся постановлении Пленума ВС РФ по налоговым преступлениям просто необходимы соответствующие разъяснения. Тем более, что у судов уже есть готовые формулировки.

Изменения в УК РФ по статьям о налоговых преступлениях

05.04.2020

Федеральным законом 73-ФЗ от 01.04.2020 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1. Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», внесены изменения в уголовный закон в части, касающейся определения крупного и особо крупного размера неуплаченных (неисчисленных, неудержанных, неперечисленных) налогов, иных обязательных платежей. В вопросах привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления законодатель прибег к исчислению недоимки в пределах трех финансовых лет подряд и установлению минимальных пороговых значений указанных платежей в виде твердых денежных сумм, исключив возможность их исчисления в относительных величинах (долях в процентах).

Так, согласно новой редакции примечания к статье 198 УК РФ крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 2 700 000 рублей, а особо крупным размером — сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 13 500 000 рублей.

Согласно новой редакции примечания к статье 199 УК РФ крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 15 000 000 рублей, а особо крупным размером — сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд 45 000 000 рублей.

Кроме того, в соответствии с названным федеральным законом пересмотрен крупный и особо крупный размер в статьях 1991, 1993, 1994 УК РФ.

Следует также отметить важную правовую новеллу, установленную принятым законом – изменение примечания к статье 210 УК РФ. Новой редакцией установлено, что учредители, руководители и работники юридического лица, руководители и сотрудники его структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по этой статье только в силу организационно-штатной структуры этого юридического лица, его структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случая, когда юридическое лицо, его структурное подразделение были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.

В статью 193 УК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми нарушение требований валютного законодательства России о зачислении или о возврате денежных средств, совершенное в крупном размере, будет признаваться уголовно наказуемым деянием только в случае, если оно совершено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние. Одновременно внесены изменения в примечание к статье 193 УК РФ в виде увеличения сумм нерепатриированных денежных средств в крупном и в особо крупном размере для целей применения мер уголовной ответственности к виновным лицам.

Закон вступает в силу 12 апреля 2022 года.

Адвокат по налоговым преступлениям

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]