Экстрадиция в уголовном праве стала результатом понимания главами правительств разных стран потребности бороться совместно с нарастающей в мире преступной силой. Наличие потенциала скрыться от наказания на землях иного государства способно породить небывалый рост преступных деяний отдельными лицами против общества. Учитывая этот факт, политики пришли к выводу о необходимости задерживать и передавать для исполнения правосудия лиц, совершивших преступление на земле того государства, которое запросило выдать лицо, для отбывания им назначенного ему наказания. Данное правовое явление существует с древнейших времён, а в условиях растущей преступности получает всё большее распространение в отношениях между державами.
Многоканальная бесплатная горячая линия Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и область: +7 (495) 662-44-36
Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40
Право или обязанность?
Преступники, совершившие незаконные действия на территории одной страны и надеющиеся скрыться от правосудия, покинув её, далеко не всегда могут рассчитывать на успех своего предприятия. Сегодня одной из форм взаимодействия между странами стал узаконенный правовыми документами институт выдачи преступника.
Институт экстрадиции охватывает только уголовные преступления.
Условия, по которым осуществляется экстрадиция между государствами, закреплены в специальных законодательных актах.
В зависимости от того, какие договоры и отношения существуют между странами, выдача преступных элементов другой стране может являться:
- правом государства;
- его прямой обязанностью.
Обязанность осуществить экстрадицию – явление, не распространённое в мировой правовой практике.
Она может наступить только в результате заключения специального соглашения между державами, где будут прописаны условия, обязывающие выдать преступника. Наличие договора об экстрадиции — это ещё не гарантия того, что субъекта передадут для правосудия в другую страну. Только подтверждение всех перечисленных в документе фактов, необходимых для выдачи, делает её обязательной.
Преимущественно экстрадиция считается правом государства, коим можно при необходимости воспользоваться:
- по своему усмотрению;
- в согласии со своим внутренним законодательством.
Ни одно государство не может заставить другое выдать ему преступника, когда нет соответствия этим действиям во внутренних законах страны. Этим нюансом в мировом праве зачастую пользуются лица, скрывающиеся от правосудия.
Вместо итогов
Подводя итоги своей заметки, я бы хотел сказать несколько выводов:
- Под эсктрадицией стоит понимать выдачу виновного в уголовном преступлении лица представителям другого государства.
- Такая форма взаимоотношений возможна лишь между странами, подписавшими двухстороннее соглашение.
- Чтобы инициировать выдачу преступника, необходимо, чтобы выполнялись определенные условия.
- Не все страны выполняют подобные условия, и без договора о сотрудничестве подобный запрос может быть удовлетворен только по желанию другого государства.
Кого выдаёт Россия?
Российская Федерация является участницей:
- большинства международных договоров, являющихся правовой основой выдачи нарушителей закона;
- ряда двусторонних соглашений, предусматривающих экстрадицию.
Подобные документы обязывают страны сотрудничать при возникновении потребности выдачи людей, совершивших преступление.
Факт участия России в договорах о выдаче преступников, заключённых с несколькими державами либо между двумя сторонами, не лишает государство права самостоятельно решать, когда экстрадиция в уголовном процессе произойдёт, а когда нет. В УК и УПК РФ чётко оговорено, кто может быть выдан для преследования по уголовному обвинению или наказания по такому доказанному обвинению:
- Лица, имеющие гражданство иной страны и осуществившие злодеяние на местности другого государства.
- Апатрид (человек без подданства и гражданства), совершивший преступление вне страны, где он находится.
Российское законодательство не предусматривает экстрадицию в качестве преступника гражданина России. Это закреплено в Конституции государства и в 13-й статье Уголовного кодекса.
Согласно законам России, выдавать или передавать обвиняемых в преступлении разрешено:
- в согласии с существующими договорами между РФ и иными странами;
- на основании принципа взаимности, когда в схожей ситуации, запрашивающая преступника страна также выдаст нашему государству запрашиваемое лицо;
- при условии обмена преступниками.
Все условия, делающие выдачу преступника законной, с точки зрения отечественного законодательства, должны быть исполнены обязательным образом.
Второй комментарий к Ст. 13 УК РФ
1. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации (ст. 63 Конституции РФ).
2. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (ст. 61 Конституции РФ).
3. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.
Когда возможна экстрадиция?
Условия экстрадиции в уголовном праве разнятся в зависимости от законодательной базы держав. Однако некоторое единообразие можно всё же наблюдать.
Если правоохранительные органы выяснили, кто виновник преступления и где он скрывается, государство вправе выдвинуть запрос о его выдаче для свершения правосудия.
При этом запрос возможен только в случаях:
- Преступление зафиксировано в области державы, запросившей обвиняемого.
- Преступление осуществлено против этой страны, нанесло ей весомый ущерб, вред.
- Преступник наделён гражданством этой страны либо не имеет гражданских обязанностей ни перед какой страной.
Доказанность вышеперечисленного – обязательное условие для рассмотрения запроса и формулировки ответа на него.
Ознакомившись с запросом и определяя дальнейшее действия, государство, в котором находится нарушитель, обязательно учитывает:
- существует ли в конкретной ситуации тождественность между характеристикой преступления;
- какое наказание будет применено к преступнику, в стране, запросившей его для совершения правосудия.
Выдача преступника, с точки зрения Российского законодательства, может производиться только в случае, если в РФ указанное преступление также является уголовно наказуемым.
Кроме этого, выдача невозможно, если в запросившей субъекта стране за совершённое преступление назначается смертная казнь. Поскольку в России введён мораторий на смертный приговор, она не выдаёт лиц в том случае, если в другой стране им грозит подобное наказание.
Среди условий, соблюдение которых обязательно при экстрадировании субъекта, находятся также:
- Вина запрашиваемого лица основательно доказана.
- Если наказуемый сбежал из государства после вынесения приговора, к запросу необходимо приложить приговор, который вынесен государством страны-просителя.
- Документально оформленные заверения страны-просителя в том, что судится выдаваемый будет лишь за то деяние, какое указано в запросе.
При несоблюдении перечисленных формальностей запрос будет отклонён.
УПК РФ обозначает обязательность наличия также таких условий:
- преступление, совершённое преступником, наказывается сроком не менее одного года заключения под стражу;
- вынесенный приговор представляет собой лишение свободы на время большее, чем 6 месяцев.
В других случаях вопрос об экстрадиции рассматриваться не будет.
Условия, при которых производится выдача
Как говорилось выше, выдача лиц иной стране по её запросу не является обязанностью. Это лишь право державы откликнуться на обращение другого государства. Процедура переходит в разряд обязательных только в том случае, если между сторонами заключены договорённости, предусматривающие взаимную помощь правового характера в ведении уголовных дел.
Основания отказа в экстрадиции
Не подлежат передаче поголовно все преступники. В договорах и Конвенциях оговаривается, в каких случаях возможна выдача. Экстрадиция обычно учитывает фактор «двойной подсудности». Это означает, что правонарушение на момент запроса является таковым в обоих государствах.
В заключаемых договорах оговариваются ситуации, когда допускается отказ в экстрадиции. В большинстве случаев не выдаются лица, если:
- существуют опасения, что их подвергнут пыткам;
- преступников могут подвергнуть смертной казни;
- речь идёт о политическом преследовании.
В Законодательстве каждого отдельного государства предусмотрены свои основания, позволяющие отклонять поступающие запросы об экстрадиции.
Узнать подробнее об экстрадиции на Украине и других странах можно на нашем сайте.
Причины отказа
В целом ряде случаев государство может отказать в выдаче человека для осуществления правосудия над ним в государстве, запросившем его выдачу. Часть из них является международно-признанными. Другие вытекают из особенностей Российского законодательства.
Исключение составляют страны, вошедшие в Европейский союз. Между ними заключено соглашение о выдаче преступника вне зависимости от того, гражданином какой из стран союза он является. Этим подчёркивается открытость отношений между объединёнными в союз странами.
Кроме этого, в качестве международно-принятых причин отказа кратко можно назвать:
- субъект не может быть осуждён за деяние, если прошли сроки давности;
- ему выдвинуто частное обвинение;
- субъект получил официальное убежище в той стране, где находится;
- имеются законные причины, которые делают экстрадицию невозможной.
Законами России также предусмотрены частные случаи, когда страна отказывает в удовлетворении запроса об экстрадиции.
Это происходит в таких ситуациях:
- Если выдача преступника может повлечь за собой угрозу безопасности РФ.
- Если есть подозрения, что выдаваемое лицо будет подвергаться пыткам или будет унижено его достоинство.
- Если совершённое лицом преступление должно изучаться военным, а не уголовным правом.
- Если преступление признано политическим.
- Если запрашиваемое лицо преследуется в запрашивающем государстве по политическим, расовым, национальным или другим подобным причинам. При этом не играет роли: даёт ли РФ данному гражданину убежище или нет.
- Если есть вероятность того, что преступник будет преследоваться, кроме указанного преступления по расовым, религиозным, политическим мотивам.
- Если в РФ уже ведётся судопроизводство над данным лицом за то же самое преступление либо уже вынесен приговор и преступник отбывает наказание.
В этих случаях лицо не будет экстрадировано. Но это не означает, что оно вовсе избежит правосудия. Суд будет осуществляться по российским законам.
Кроме того, законодательство Российской Федерации предусматривает ещё два варианта экстрадиции:
- Экстрадиция на определённое время (если над лицом ведётся следствие в РФ или оно отбывает наказание, а за это время может истечь срок давности по тому обвинению, из-за которого запрашивается его выдача).
- Отсрочка в экстрадиции (когда запрашиваемый субъект должен отбыть наказание в РФ за какое-либо преступление, и лишь затем он будет выдан для последующего суда).
То есть в борьбе с мировой преступностью РФ занимает такую позицию, при которой стремится к позитивному сотрудничеству с другими государствами, стремясь при этом не ущемить интересы России в соблюдении норм права.
В большинстве случаев в выдаче отказывают, если преступник является гражданином той страны, где он пытается скрыться от правосудия.
Основные классификации экстрадиции, виды
Анализируя правовые основы в международном и национальном ракурсе, можно выделить несколько классификаций экстрадиции:
- регулятивную (откуда и куда);
- целевую;
- нормативно-правовую (наличие и отсутствие соглашений);
- субъективную.
Экстрадиция (выдача преступников) — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
В отношении РФ регулятивная экстрадиция предполагает:
- Выдачу гражданина из РФ по заявлению, отправленному из иностранного государства.
- Экстрадицию лица иным государством по запросу, отправленному из РФ.
Нормативно-правовая классификация предусматривает наличие в Законодательстве страны оснований для выдачи граждан. В данном аспекте применяются два вида экстрадиции:
- основывающуюся на принципах взаимности;
- базирующуюся на правовых актах как международного, так и национального характера.
Целевые виды экстрадиции применяются для осуществления следующего:
- исполнения приговора;
- суда, то есть отправления правосудия;
- преследования.
Основания субъективного характера зависят от гражданства иностранных нарушителей Закона, подлежащих выдаче. С точки зрения Законодательства России, различают выдачу:
- гражданина России;
- лица с иностранным подданством;
- лица, имеющего гражданство сразу двух стран;
- лица без гражданства.
Кроме экстрадиции на основе правового акта передача может осуществляться и между странами, не связанными между собой подобным договором, по запросу.
На настоящий момент РФ подписала свыше 300 соглашений с различными государствами, основная цель которых в оказании взаимной помощи правового характера. Помимо положений об экстрадиции, они включают договора об уголовном преследовании, производство судебных, а также процессуальных и следственных действий.
Механизм экстрадиции
Картина экстрадиции представляет собой цепь событий, в которых важную роль играет письменное оформление всех стадий процесса.
Она выглядит следующим образом:
- Передача сведений от государства-инициатора о том, что некое лицо разыскивается в связи с уголовным преследованием и есть основания полагать, что оно находится на территории запрашиваемой страны.
- В РФ организуется поиск и задержание субъекта запроса, и сообщение о выполнении задержания в страну, приславшую запрос.
- Получив уведомление о задержании искомого лица, страна направляет официальное подтверждение, что лицо ещё разыскивается и подозрение в его виновности не снято, и ходатайствует о заключении лица и содержании его под стражей до момента оформления запроса о выдаче и положительного решения данного вопроса.
- Дело передаётся в местную прокуратуру, куда пересылается и задержанный.
- Прокуратура действует согласно указаниям Генеральной прокуратуры. Для арестованного следует заключение под стражу, а правоохранительными органами выясняются обстоятельства, связанные с возможной экстрадицией.
- Инициатору розыска и ареста преступника даётся 40 дней на передачу запроса о выдаче преступного элемента. Если не поступил соответствующий запрос, то задержанный оказывается на свободе. В противном случае срок его заключения продлевается на установленный уголовно-процессуальным кодексом срок.
- В течение срока, когда подозреваемый находится под арестом, правоохранительные органы обязаны провести проверку на возможность экстрадиции данного лица.
- Если проверка подтверждает возможность и законность выдачи, подписывается соответствующий документ, о подписании которого обязательно должен быть извещён субъект, ожидающий экстрадиции.
- Если у государства имеются основания для отказа в выдаче, задержанный отпускается из-под стражи.
Механизм подготовки выдачи чётко проработан и требует обязательного соблюдения всех формальностей, поскольку в международном праве страны стремятся избегать каких-либо неточностей в порядке осуществления многосторонних соглашений.
Принятие решения об экстрадиции и его обжалование
Когда вина преступника доказана и удовлетворены все условия, необходимые для реализации экстрадиции, решение о её назначении в России принимается генеральным прокурором либо лицом, исполняющим обязанности его заместителя.
О принятии решения о выдаче лица иностранному государству в обязательном порядке информируется субъект экстрадиции. При этом ему должны быть разъяснены все его права. В том числе и право обжаловать данное решение генпрокурора России.
Обжалование решения об экстрадиции в российском уголовном законодательстве предусмотрено четыреста шестьдесят третьей статьёй уголовно-процессуального кодекса.
Подать жалобу на подобное решение можно в течение десяти дней после его вступление в силу, которое происходит также через десять дней после принятия решения генеральным прокурором или его замом.
В случае поступления жалобы в судебную инстанцию не позднее чем в тридцатидневный срок предоставляются все материалы и доказательства по делу. На основании этих документов выносится одно из двух возможных решений:
- оставить решение в силе, а жалобу не удовлетворять;
- жалобу считать обоснованной, а прежнее решение прокурора отменить.
Когда решение остаётся в силе, начинается процедура передачи преступника органами РФ органам иностранного государства.
Когда решение об экстрадиции считается отменённым, задержанный субъект далеко не всегда получает свободу. Отказ в выдаче вовсе не означает, что лицо признано невиновным. Возможно наличие условий, препятствующих выдаче, хотя вина преступника очевидна и доказана.
В такой ситуации согласно Конституции России, а также отдельным пунктам международных соглашений судопроизводство происходит по российским законам. В соответствии с ними назначается и наказание, и отбывать его обвиняемому предстоит также на территории нашей страны.
Выдача лиц, совершивших преступление
Выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция)
, − это передача преступника другому государству для судебного разбирательства или приведения в исполнение вынесенного приговора, осуществляемая согласно международным договорам и национальному уголовному и уголовно-процессуальному законодательству.
Выдача возможна только в случае совершения преступления, а не какого-либо иного правонарушения.
Конституция РФ устанавливает:
«Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации» (ч. 2 ст. 63).
Условия и порядок выдачи регламентируются национальным (внутригосударственным) законодательством и международными договорами. Государство, на территории которого оказался преступник, действует по своему усмотрению: либо выдает требуемое лицо, либо наказывает по своим законам.
Согласно ст. 61 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству. Это положение нашло закрепление и в уголовном законе. Оно разделяется многими современными государствами.
Вопрос о выдаче преступника возникает
в случаях, когда лицо, совершившее преступление в одной стране или против интересов этой страны либо обязанное отбывать наказание, находится в другой стране.
Норма о выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации и находящихся на территории России, закрепленная в ст. 13 УК, является конкурирующей по отношению к ч. 3 ст. 12 УК. В связи с этим при наличии взаимного двустороннего договора предпочтение следует отдавать выдаче преступника, а не наказанию.
Исключением из международных договоров о выдаче преступников является право убежища
. «Российская Федерация, − декларируется в ст. 63 Конституции РФ, − предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами права».
В России не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения.
Толкование уголовного закона
Реализация уголовного закона
неразрывно связана с его толкованием.
Под толкованием принято понимать уяснение
или разъяснение смысла уголовного закона, выявление воли законодателя, выраженной языковыми средствами в форме правовой нормы, в целях точного его применения.
Толкование не является
какой-либо стадией реализации закона. Оно выступает составной частью процесса применения уголовно-правовых норм.
Необходимость в нем
возникает главным образом потому, что закон носит общий характер, предусматривает типичные признаки, тогда как складывающиеся жизненные ситуации, реальные отношения всегда конкретны, отличаются рядом индивидуальных особенностей. Толкование закона способствует не только правильному его применению и в связи с этим укреплению законности, но и дальнейшему совершенствованию уголовного законодательства.
Различается толкование закона:
по субъекту, приемам, объему и целям.
По субъекту
, разъясняющему закон, выделяется: легальное, судебное и доктринальное толкование.
Легальным признается
толкование, даваемое органом, который в силу закона управомочен это делать. Исходя из смысла ст. 103 Конституции РФ, право толкования принадлежит Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Следовательно, легальным толкованием занимается только орган, принявший уголовный закон. Это может делаться лишь в форме постановлений Государственной Думы. Такое толкование обладает юридической силой, т.е. является обязательным для субъектов, реализующих уголовный закон.
Некоторые авторы выделяют как самостоятельный вид аутентическое толкование (аутентический, аутентичный с греческого: подлинный, верный, основанный на первоисточнике)
. Данная позиция основана на том, что толкование, исходящее от законодателя, по существу представляет собой закон. Однако это не так. Толкование, даваемое в том числе и самим законодателем, не создает новую норму, оно ограничено рамками уже принятого акта и направлено на то, чтобы раскрыть смысл закона в целом, выяснить его цели и установить объем и границы действия. Следовательно, аутентическое толкование совпадает с легальным. Обязательность такого толкования для всех органов, учреждений, должностных лиц, граждан России не меняет его юридическую природу.
Судебное, или казуальное, толкование
– это толкование, даваемое судом.
Оно может быть двух видов.
Во-первых, толкование, данное в приговоре, определении или постановлении суда любой инстанции по конкретному делу.
Оно, безусловно, имеет обязательную силу, но ограничено рамками дела и имеет конкретных адресатов:
осужденных или оправданных лиц, государственные органы, учреждения и организации, к которым эти решения в той или иной мере относятся.Во-вторых, толкование уголовного закона дается Пленумом Верховного Суда РФ. Его постановления принимаются лишь для нижестоящих судов, но они имеют значение и для других органов, применяющих уголовный закон (например, для органов следствия при квафикации преступлений по расследуемым делам).
К доктринальному толкованию
относится разъяснение законов, даваемое научными учреждениями, учеными-юристами, практическими работниками в докладах и лекциях, в газетных и журнальных статьях, в комментариях к Уголовному кодексу, материалах обобщения судебной практики. Такое толкование не имеет обязательной силы, но оно способствует глубокому и правильному познанию уголовного законодательства, практики его применения, повышению качества отправления правосудия по уголовным делам, формированию и совершенствованию уголовных законов.
Иногда доктринальное толкование еще называют научным
. Однако это делается необоснованно, так как оно может и не иметь отношения к науке, базироваться не на теории уголовного права, а на личном, субъективном восприятии уголовно-правового явления.
По признакуобязательности толкования
в литературе не без основания предлагается выделять два основных его вида: обязательное, к которому относятся легальное (аутентическое), и судебное толкование, толкование необязательное, охватывающее доктринальное толкование.
По приемам различаются:
грамматическое (филологическое), систематическое, историческое и логическое толкование.
Грамматическое (филологическое) толкование
состоит в уяснении смысла уголовного закона путем этимологического и синтаксического анализа его смысла. Используемые в законе понятия, термины, слова зачастую нуждаются в точном определении. К этому приему толкования часто обращается Пленум Верховного Суда РФ.
Систематическое толкование (вернее, системное)
заключается в сопоставлении анализируемого положения закона с другим законом. Следовательно, данный прием предполагает выявление всех других, как уголовно-правовых, так и норм иных отраслей права, которые так или иначе могут повлиять на понимание уголовного закона. Это вызвано тем, что уголовное право – не простая совокупность норм, где содержание и значение каждой из них можно вывести из самой себя, а представляет, как уже указывалось, систему норм, в которой место, значение и содержание каждой отдельной нормы обусловлено другими нормами. Так,
нельзя уяснить содержание норм Особенной части Уголовного кодекса
без обращения к его Общей части. Зачастую возникает необходимость сопоставления нескольких норм только Особенной части.При систематическом толковании часто приходится сравнивать нормы различных отраслей права. Практически невозможно понять содержание норм без обращения к подзаконным актам при бланкетной диспозиции. Для уяснения, например, понятия так называемого простого хулиганства необходимо обратиться в том числе и к нормам административного права, где раскрывается понятие мелкого хулиганства.
При историческом толковании
воля и мысль законодателя устанавливаются путем обращения к той социально-экономической и политической обстановке, в которой был принят законодательный акт. Это обычно делается на основании материалов, предшествовавших принятию закона. В некоторых случаях исторического толкования возникает необходимость обращения к тексту ранее изданного и утратившего силу закона. Наряду с другими приемами это может способствовать наиболее глубокому проникновению в сущность толкуемого закона.
В Уголовном кодексе есть нормы, которые приняты во исполнение международно-правовых обязательств России. Исторический метод познания их сущности требует, чтобы были исследованы не только внутригосударственные причины принятия закона, но и международная обстановка, волеизъявление государств – участников соответствующих конвенций, соглашений, договоров.
Всякая мыслительная деятельность, в том числе и при грамматическом, систематическом и историческом толковании, должна подчиняться законам логики.
Поэтому в широком смысле слова любое толкование уголовных законов есть логическое толкование.
Толкование по объему может быть:
буквальным (адекватным), ограничительным (рестриктивным) и распространительным (экстенсивным).
Под буквальным (адекватным)
понимается толкование уголовного закона в точном соответствии с его текстом, когда слова и смысл закона полностью совпадают. Следует иметь в виду, что в литературе высказана и другая позиция, согласно которой буквальное (адекватное) толкование не является видом толкования по объему, поскольку при этом лишь констатируется совпадение содержания и смысла закона с его словесным выражением.
При ограничительном толковании закону
придается более узкий, более ограничительный смысл, чем это вытекает из буквального текста закона.
Распространительное толкование
заключается в том, что закону придается более широкий смысл, чем это вытекает из его буквального текста.
К нему прибегают в тех случаях, когда буквальный смысл текста ýже содержания уголовно-правовой нормы, словесное ее выражение неадекватно выражает волю законодателя. Распространительное толкование расширяет границы действия закона, дает возможность применять его к более широкому кругу случаев, в отношении большего круга лиц.
Действующее уголовное законодательство характеризуется тенденцией к уточнению составов преступлений и сужению возможностей их распространительного толкования и применения. Однако полностью это исключить невозможно.
Распространительное толкование имеет некоторое внешнее сходство с аналогией.
Однако различие между ними носит принципиальный характер. Аналогия предполагает отсутствие закона, пробел в законодательстве и означает применение нормы уголовного права к случаю, прямо не предусмотренному в законе, но сходному с тем или иным преступлением.
Ограничительное и распространительное толкование используется довольно редко. Чаще всего применяется буквальное толкование.
В работах по уголовному праву, как правило, не выделяется толкование по целям. Однако цели толкования различны, и в зависимости от них в общеправовой литературе обоснованно признается:
толкование-уяснение и толкование-разъяснение.
Толкование-уяснение
является необходимым элементом процесса реализации норм уголовного права. Субъект права «для себя» толкует норму с целью его применения. Например, следователь, прокурор, судья уясняют содержание понятия грубого нарушения общественного порядка при квалификации содеянного как хулиганства, тайного способа изъятия при оценке действий как кражи и т.д.
Толкование-разъяснение
(«для других») имеет место в тех случаях, когда оно дается для применения закона в будущем другими органами. Таковыми, по существу, являются постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Контрольные вопросы:
1. Что понимается под уголовным законом, какие признаки позволяют отграничить его от иных нормативных актов?
2. Какова структура Уголовного кодекса РФ?
3. Что представляет собой уголовно-правовая норма и чем она
отличается от статьи Уголовного кодекса РФ?
4. Что понимается под ультраактивностью уголовного закона?
5. Каковы основные способы (приемы) толкования уголовного
закона?