Статья 54. Обязанности уголовно-исполнительной инспекции


Задачи и особенности работы

Уголовно-исполнительная инспекция – государственный орган, включенный в структуру ФСИН, подведомственную Министерству юстиции РФ. Основной функцией учреждения выступает реализация обвинительных приговоров, вынесенных судами в отношении лиц, свершивших преступные деяния.

Важно! Главная особенность деятельности УИИ заключается в надлежащем воплощении карательных мер, не предполагающих изоляцию осужденных от общества. Дополнительно инспекция осуществляет надзор за гражданами, исполняющими соответствующее наказание, и контролирует выполнение ими судебных предписаний.

Если рассматривать более конкретно, чем занимается уголовно-исполнительная инстанция, то задачи ее заключаются в следующем:

  • исполнение карательных мер, имеющих вид работ исправительного либо обязательного характера;
  • выполнение санкций, лишающих человека права занимать должности в рамках некоторых направлений либо заниматься определенной деятельностью;
  • надзор за лицами, получившими отсрочку реализации судебного приговора, если на их иждивении находятся несовершеннолетние;
  • воплощение такой санкции, как ограничение свободы;
  • проверка поведения лиц, в отношении которых приведена в действие отсрочка исполнения вердикта суда по причине лечения от наркотической зависимости;
  • контроль условно осужденных.

Сейчас в границах страны действует более 2500 исполнительных инспекций. Их разделение производится на основе территориального признака. Реализация каждого конкретного наказания, не связанного с заключением, осуществляется непосредственно по месту жительства осужденного.

Статья 54. Обязанности уголовно-исполнительной инспекции

  • Главная
  • Законы и нормативы
  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
  • Статья 54. Обязанности уголовно-исполнительной инспекции

1. Уголовно-исполнительная инспекция ведет учет осужденных к наказанию в виде ограничения свободы, разъясняет порядок и условия отбывания наказания, осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению с их стороны нарушений установленного порядка отбывания наказания, оказывает осужденным помощь в трудоустройстве, проводит с ними воспитательную работу, применяет установленные законом меры поощрения и взыскания, вносит в суд представления об отмене частично либо о дополнении ранее установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы. 1-1. В случаях, когда осужденный, отбывающий наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы, подлежит административному надзору в соответствии с законодательством Российской Федерации, уголовно-исполнительная инспекция не позднее чем за два месяца до истечения срока отбывания ограничения свободы информирует орган внутренних дел по месту жительства или пребывания осужденного об истечении такого срока. (Часть дополнена — Федеральный закон от 06.04.2011 г. N 66-ФЗ)
2. Порядок исполнения обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, определяется настоящим Кодексом, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. (Статья в редакции Федерального закона от 27.12.2009 г. N 377-ФЗ)

Комментарий к статье 54

1. Комментируемая статья содержит перечень основных обязанностей администрации исправительных центров. На нее возлагается обеспечение установленных порядка и условий исполнения (отбывания) наказания в виде ограничения свободы с момента прибытия осужденного в исправительный центр до его освобождения из него.

По прибытии в исправительный центр осужденного ставят на учет, ему разъясняют права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, выдают удостоверение личности, которое должно постоянно находиться у осужденного. До сведения осужденного доводятся Правила внутреннего распорядка исправительного центра, о чем у него берется подписка, его предупреждают об ответственности за нарушение установленных порядка и условий отбывания наказания.

При содействии органов местного самоуправления администрация исправительного центра организует трудовое и бытовое устройство осужденных к ограничению свободы.

В течение всего срока отбывания наказания на администрацию исправительного центра возлагается обязанность по обеспечению соблюдения порядка и условий отбывания наказания осужденными. Для этого она осуществляет надзор за осужденными по месту жительства и работы, проводит обысковые мероприятия в помещениях, в которых они проживают, их личный досмотр, изымает запрещенные к приобретению, хранению и использованию предметы и вещества (ст. 50 УИК РФ), а в случаях самовольного отсутствия осужденного на работе или по месту жительства организует первоначальные мероприятия по установлению места нахождения и розыску осужденного.

Администрация исправительного центра также проводит с осужденными воспитательную работу, применяет к ним установленные законом меры поощрения и взыскания, ведет работу по их подготовке к освобождению.

2. Порядок исполнения перечисленных и иных обязанностей администрацией исправительного центра определяется нормами гл. 8 УИК РФ и нормативными правовыми актами, принятыми в их развитие.

Права и обязанности инспекции

Деятельность УИИ в полном объеме регламентирована Уголовно-исполнительным кодексом РФ. Перечень обязанностей раскрыт в ст. 54 указанного свода законов.

Инспекторам вменяются следующие обязанности:

  1. Учет граждан, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и назначены карательные меры.
  2. Ознакомление осужденных лиц с регламентом отбытия наказания. Разъяснение сопутствующих условий и требований к поведению в период его исполнения.
  3. Организация воспитательных мероприятий.
  4. Определение и согласование с администрацией мест для выполнения обязательных, исправительных работ.
  5. Наблюдение за поведением осужденных на месте трудовой деятельности, учебы.
  6. Контроль за соблюдением запретов и выполнением обязанностей, возложенных судом на поднадзорных граждан. Это может быть ограничение на выезд за пределы региона, невозможность покинуть жилище в ночные часы.
  7. Оказание осужденным помощи в трудоустройстве.
  8. Применение мер поощрения. В соответствии со ст. 57 УИК это может быть благодарность, разрешение выехать за пределы города, досрочная отмена взыскания.
  9. Направление в судебные органы представлений о досрочной отмене санкций, о продлении испытательного срока, об ужесточении мер. Например, по ходатайству инспектора может быть проведена замена на реальное заключение, если его подопечный нарушал предписанный режим.

Дополнительно на уполномоченных сотрудников возлагается обязанность по выяснению причин, способствующих повторному свершению преступлений, нарушению порядка, несоблюдению дисциплины труда. При выявлении отрицательных факторов, работники структуры должны предпринимать меры по их устранению.

Основные права УИИ:

  • вызов подопечных с целью проведения профилактических бесед, выяснения причин несоблюдения режима;
  • посещение поднадзорных по месту проживания либо труда для контроля их поведения, исполнения предписаний, запретов;
  • вынесение постановлений о необходимости явки в УИИ для отметки;
  • подготовка постановлений о приводе лиц, не являющихся в учреждение без уважительных оснований;
  • использование технических средств контроля для наблюдения за гражданами, отбывающими наказание в виде ограничения свободы.

Исполнительный орган также вправе запрашивать у руководства предприятий, на которых работают правонарушители, документы о проведенной с ними работе, о соблюдении дисциплины, о примененных в их отношении мерах поощрения либо взыскания.

Уголовно-исполнительные инспекции: задачи, обязанности, права

Согласно п. 1 Положения «Об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. – УИ инспекции являются учреждениями, исполняющими в соответствии с УИ законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.

Инспекции в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами и указанным Положением.

Порядок создания инспекции, их организационно-правового статуса устанавливается Министерством юстиции РФ.

Основными задачами инспекций являются:

а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ;

б) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено;

в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях;

В своей работе инспекции взаимодействуют с подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций, в которых работают осужденные, органами местного самоуправления, прокуратуры, судами и общественными объединениями.

Порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками инспекций регулируются ФЗ от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На инспекции возлагаются следующие основные обязанности:

а) ведение учета осужденных;

б) разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказаний;

в) организация и проведение воспитательной работы с осужденными к ограничению свободы, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительным работам;

г) согласование с органами местного самоуправления объектов для отбывания обязательных работ осужденными;

д) согласование предложений органов местного самоуправления о местах, в которых осужденными отбываются исправительные работы;

е) контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией;

ж) согласование с администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, вопроса о предоставлении им ежегодного оплачиваемого отпуска;

з) проведение первоначальных мероприятий по розыску условно осужденных, осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено, и осужденных к исправительным работам;

и) внесение в суды в установленном порядке представлений по вопросам дальнейшего отбывания осужденными наказания и освобождения от наказаний;

к) выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их устранению;

л) внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене полностью или частично либо дополнении ранее установленных обязанностей для условно осужденных, а также о продлении испытательного срока;

м) внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене частично либо о дополнении ранее установленных осужденному к наказанию в виде ограничения свободы ограничений, а также о замене осужденному, уклоняющемуся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.

К основным правам инспекций относятся:

а) вызывать осужденных для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе отбывания наказания, и причин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания;

б) выносить постановления об установлении обязанности для осужденных к исправительным работам до двух раз в месяц являться в инспекцию для регистрации;

в) посещать осужденных по месту их нахождения, включая место жительства и работы, с целью контроля за поведением, соблюдением ими установленных обязанностей и запретов;

г) выносить в установленном порядке постановления о приводе осужденных, состоящих на учете в инспекции и не являющихся по вызову в инспекцию без уважительных причин;

д) проверять исполнение требований приговоров судов администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;

е) контролировать правильность и своевременность перечисления финансовых средств в соответствующий бюджет администрациями организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, и привлекать к осуществлению контроля финансовые и налоговые органы;

ж) запрашивать от администрации организаций, в которых работают осужденные, документы о проведенной работе с осужденными, их поведении, отношении к труду, принятых к ним мерах поощрения и взыскания, а также сведения об отработанном осужденными времени;

з) обращаться в органы местного самоуправления и прокуратуры, суды и организации для решения вопросов, связанных с исполнением наказаний;

и) выдавать разрешения осужденным к исправительным работам на увольнение с работы по собственному желанию в период отбывания наказания;

к) применять предусмотренные законом меры поощрения и взыскания к осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы;

л) в установленном порядке использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы.

Согласно п. 1 Положения «Об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. – УИ инспекции являются учреждениями, исполняющими в соответствии с УИ законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.

Инспекции в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами и указанным Положением.

Порядок создания инспекции, их организационно-правового статуса устанавливается Министерством юстиции РФ.

Основными задачами инспекций являются:

а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ;

б) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено;

в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях;

В своей работе инспекции взаимодействуют с подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций, в которых работают осужденные, органами местного самоуправления, прокуратуры, судами и общественными объединениями.

Порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками инспекций регулируются ФЗ от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На инспекции возлагаются следующие основные обязанности:

а) ведение учета осужденных;

б) разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказаний;

в) организация и проведение воспитательной работы с осужденными к ограничению свободы, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительным работам;

г) согласование с органами местного самоуправления объектов для отбывания обязательных работ осужденными;

д) согласование предложений органов местного самоуправления о местах, в которых осужденными отбываются исправительные работы;

е) контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией;

ж) согласование с администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, вопроса о предоставлении им ежегодного оплачиваемого отпуска;

з) проведение первоначальных мероприятий по розыску условно осужденных, осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено, и осужденных к исправительным работам;

и) внесение в суды в установленном порядке представлений по вопросам дальнейшего отбывания осужденными наказания и освобождения от наказаний;

к) выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их устранению;

л) внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене полностью или частично либо дополнении ранее установленных обязанностей для условно осужденных, а также о продлении испытательного срока;

м) внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене частично либо о дополнении ранее установленных осужденному к наказанию в виде ограничения свободы ограничений, а также о замене осужденному, уклоняющемуся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.

К основным правам инспекций относятся:

а) вызывать осужденных для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе отбывания наказания, и причин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания;

б) выносить постановления об установлении обязанности для осужденных к исправительным работам до двух раз в месяц являться в инспекцию для регистрации;

в) посещать осужденных по месту их нахождения, включая место жительства и работы, с целью контроля за поведением, соблюдением ими установленных обязанностей и запретов;

г) выносить в установленном порядке постановления о приводе осужденных, состоящих на учете в инспекции и не являющихся по вызову в инспекцию без уважительных причин;

д) проверять исполнение требований приговоров судов администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;

е) контролировать правильность и своевременность перечисления финансовых средств в соответствующий бюджет администрациями организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, и привлекать к осуществлению контроля финансовые и налоговые органы;

ж) запрашивать от администрации организаций, в которых работают осужденные, документы о проведенной работе с осужденными, их поведении, отношении к труду, принятых к ним мерах поощрения и взыскания, а также сведения об отработанном осужденными времени;

з) обращаться в органы местного самоуправления и прокуратуры, суды и организации для решения вопросов, связанных с исполнением наказаний;

и) выдавать разрешения осужденным к исправительным работам на увольнение с работы по собственному желанию в период отбывания наказания;

к) применять предусмотренные законом меры поощрения и взыскания к осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы;

л) в установленном порядке использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы.

Полномочия УИИ в рамках исполнения конкретных видов наказаний

В зависимости от разновидности карательной меры, возложенной на человека, действия и полномочия инспекторов будут несколько отличаться. При этом начальный этап предусматривает порядок, тождественный для всех ситуаций.

В первую очередь в исполнительную инстанцию поступает приговор, содержащий пояснения относительно установленных судом санкций. После вступления вердикта в силу – спустя 10 дней после оглашения – нарушителю закона следует явиться в учреждение для постановки на учет.

Обращаться необходимо по месту жительства осужденного, а найти актуальный адрес можно на копии приговора. В момент его озвучивания суд также должен предоставить необходимые пояснения, потому как подразделений исполнительного органа в конкретном населенном пункте может быть несколько. Данные их не всегда совпадают.

Так, например, в Московской области функционирует 41 филиал. Соответственно адрес инспекции, например, по Ленинскому району, будет отличаться от контактов учреждения, действующего в Дмитровском районе. Для сравнения – в Москве работает 27 УИИ.

Для поиска сведений стоит посетить официальный сайт ФСИН. Во вкладке «Территориальные органы» потребуется выбрать нужный федеральный округ. Затем, найти необходимую область и перейти на региональный портал инспекции. Здесь можно увидеть адреса, телефоны филиалов по конкретным районам и округам.

Условное наказание

Суть карательной меры заключается в замене реальных санкций на условные. В этом случае суд назначает испытательный срок и определяет перечень ограничений.

Действия инспектора:

  • разъяснение регламента;
  • предупреждение об ответственности в случае нарушения порядка, игнорирования необходимости явки;
  • формирование графика – обычно требуется отмечаться раз в 30 дней, но допускается и изменение интервала.

Инспектор вправе проводить проверку исполнения предписаний путем звонков, визитов домой к подопечному. Также в полномочия входят беседы с соседями, запросы в МВД или получение пояснений от руководства предприятия, на котором работает гражданин.

Обязательные и исправительные работы

Обязательная деятельность в рамках УК – выполнение гражданином дополнительных трудовых обязанностей в период, свободный от основной работы. Характерные черты – безвозмездность и общественная полезность выполняемых действий. Время работ не должно превышать 4 часов в день.

Место реализации санкций определяется инспекцией совместно с органами администрации населенного пункта не чаще 1 раза в год. При постановке на учет осужденному вручается предписание с адресом конкретного учреждения, датой и временем явки.

Контроль производится как путем проверки пребывания гражданина на месте в установленное время, так и посредством отправки запроса в организацию, к которой он прикреплен. Игнорирование возложенных обязанностей может повлечь за собой предупреждение, а в дальнейшем спровоцировать ужесточение санкций.

Исправительные работы предполагают выполнение трудовых функций в принудительном порядке с вычетом из заработка человека фиксированной суммы (не более 20%). Последняя направляется в госбюджет.

Важно! Наказание в виде исправительных работ отбывается по месту основной деятельности. Также УИИ вправе назначить иную организацию для исполнения карательной меры.

Полномочия инспектора:

  • проверка отчисления в бюджет установленной суммы;
  • ведение учета времени, отработанного подопечным;
  • надзор за соблюдением трудовых прав нарушителя на конкретном предприятии.

Стандартный вариант исправительной деятельности – озеленение территорий, ремонт дворовых площадок, уборка подъездов и придомовых земель.

Ограничение свободы

В этом случае на нарушителя закона налагаются довольно жесткие запреты и ограничения. Контроль поведения таких лиц производится исполнительными органами совместно с полицией.

Распространенная мера проверки – выезд на адреса регистрации осужденных в ночные часы, в дни общественных праздников, выходные. Причем нередко охватывается сразу несколько мест с целью контроля большего количества граждан.

Что такое уголовно-исполнительная инспекция?

Адрес и телефон уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) каждый условно-осужденный должен помнить, как «Отче наш», потому что именно УИИ – это орган, исполняющий условное наказание и контролирующий поведение условно осужденного!

Уголовно-исполнительные инспекции входят в состав ФСИН – Федеральной службы исполнения наказаний России. На территориальном уровне они подчиняются Управлениям ФСИН по субъектам РФ (областям, краям, республикам). Работники инспекций имеют специальные звания сотрудников внутренней службы и льготную выслугу для приобретения права выхода на пенсию (на сегодняшний день она составляет 20 лет).

Главная функция уголовно-исполнительной инспекции – это исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества. При этом, речь идет не только об условном лишении свободы (хотя, именно «условники» составляют основной контингент УИИ – более 80% от общего числа состоящих на учете), но и о некоторых других видах наказаний: исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы, запрет заниматься определенной деятельностью. Кроме того, в обязанности УИИ входит контроль за соблюдением меры пресечения в виде домашнего ареста.

Основным законом, регламентирующим деятельность УИИ, является Уголовно-исполнительный кодекс России (УИК РФ). Более детально порядок работы УИИ по исполнении наказаний прописан в различных ведомственных приказах и инструкциях по линии ФСИН России.

Структура и численность отдельно взятой инспекции, как правило, зависит от количества осужденных, проживающих на территории обслуживания.

Наиболее тесно в вопросах контроля за условно осужденными УИИ взаимодействует с полицией, особенно, со службой участковых уполномоченных.

У сотрудников уголовно-исполнительных инспекций имеются достаточно широкие полномочия в рамках контроля за поведением осужденных, начиная от вынесения письменного предупреждения, заканчивая обращением в суд с ходатайством о замене условного наказания на реальное.

Но при этом, у инспекций есть и обязанности, главная из которых – предупреждение совершения осужденными правонарушений и повторных преступлений.

Контрольные и надзорные функции за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций осуществляют вышестоящие органы ФСИН России и прокуратура. Также любые действия и решения УИИ, затрагивающие права и законные интересы осужденных, могут быть обжалованы в суд.

Если у вас есть какие-либо вопросы относительно правомерности действий и решений сотрудников УИИ, задайте их юристам на нашем сайте, воспользовавшись этой онлайн-формой обратной связи:

Жалоба на действия инспектора

Действия уполномоченных могут быть обжалованы при наличии оснований.

В их числе:

  • принуждение к труду лиц с заболеваниями (например, инвалидность);
  • проверка гражданина в ночные часы, если судом не установлен запрет покидать в это время жилище;
  • контроль погашения штрафов – надзор входит в полномочия приставов;
  • отказ в приеме заявлений, прошений, ходатайств;
  • разглашение индивидуальных данных.

Жалоба подготавливается от имени нарушителя, отбывающего наказание. Направлять запрос следует в районную прокуратуру.

Вопрос:

В каком формате следует составлять жалобу и какие сведения стоит включить в ее содержание?

Ответ:

Жалоба подготавливается в официально-деловом стиле, без помарок, исправлений и неточностей в информационных данных. Документ включает шапку, в которой указывается адрес прокуратуры, сведения о составителе, вид наказания, номер дела. В основной части подробно и доступно расписывается суть нарушений со ссылкой на нормы закона. В завершающей части обозначается просьба произвести проверку действий конкретного инспектора (указывается Ф.И.О., адрес инспекции). Дополнительные требования – привлечь виновных к дисциплинарной ответственности, отменить оспариваемые действия. Документ заверяется датой и личной подписью. На рассмотрение жалобы отводится 30 дней.

Уголовно-исполнительные инспекции, их функции.

Уголовно-исполнительная инспекция — в Российской Федерации учреждения, исполняющие в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.Уголовно-исполнительные инспекции входят в структуру Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ. Уголовно-исполнительная инспекция ведет учет осужденных к наказанию в виде ограничения свободы, разъясняет порядок и условия отбывания наказания, осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению с их стороны нарушений установленного порядка отбывания наказания, оказывает осужденным помощь в трудоустройстве, проводит с ними воспитательную работу, применяет установленные законом меры поощрения и взыскания, вносит в суд представления об отмене частично либо о дополнении ранее установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы. уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль над условно осуждёнными, подозреваемыми и обвиняемыми в отношении которых избрана мера пресечения домашний арест и исполняют следующие виды наказаний[4]:

· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

· обязательные работы

· исправительные работы

· ограничение свободы кроме того, осуществляется контроль за лицами получившими отсрочку исполнения приговора суда, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей.

· контроль за осужденными, которым предоставлена отсрочка исполнения приговора для прохождения курса лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации.

Уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы

11 Виды исправительных учреждений.

Исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. 2. Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима. В исправительных колониях могут создаваться изолированные участки с различными видами режима, а также изолированные участки, функционирующие как тюрьма. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

3. В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов на основании и в порядке, установленных пунктами «в» и «г» части второй статьи 78 настоящего Кодекса.

4. В исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные мужчины, кроме перечисленных в частях пятой, шестой и седьмой настоящей статьи, а также осужденные женщины.

5. В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы.

6. В исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.

7. В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний.

8. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в части второй статьи 101 настоящего Кодекса. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

9. В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

12 Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Общественный контроль.

Органы и учреждения, исполняющие наказания, являются частью правоохранительных органов и тем самым входят в систему государственного аппарата России. Эти органы и учреждения соблюдают законы и иные нормативные акты при исполнении приговоров в отношении осужденных. Контроль за соблюдением законности в деятельности по исполнению наказаний осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления всех уровней. Судебный контроль – очень действенная форма поддержания и укрепления законности при исполнении наказаний. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении (УДО) от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, а также об изменении вида ИУ. Суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности законности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по воинской службе, конфискации имущества, смертной казни. Ведомственный контроль. Он осуществляется со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами. Такой контроль осуществляется министерствами юстиции, обороны РФ исходя из их правового положения, установленного Конституцией РФ. Аппарат министерств и ведомств контролируют все направления работы по реализации требований законов и иных правовых актов относительно процесса исполнения наказания (организации режима, проведения с ними воспитательной работы и т.д.). Формы ведомственного контроля могут быть самыми разнообразными. Основными из них являются: комплексные инспекторские проверки по всем направлениям деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; проверка отдельных направлений работы этих учреждений и органов; проверка деятельности отдельных их частей и служб и т.д. Ведомственный контроль является мощным организационно-правовым средством обеспечения и укрепления законности по исполнению наказаний. Прокурорский надзор. Он осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом “О прокуратуре РФ”. Именно прокурорский надзор имеет важное значение в контроле за соблюдением законности в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания. Формы реагирования прокуроров на выявление в рассматриваемой сфере нарушения законов разнообразны. К таким формам относятся: а) протесты по противоречащим закону нормативным органам, издаваемым органами управления, исполняющими наказания; б) принятие необходимых мер по привлечению к ответственности нарушителей закона; в) внесение в учреждения и общественные организации представлений о выявленных прокурором нарушениях законов и причинах, способствующих этим нарушениям и т.д. Прокурорский надзор выступает действенным средством утверждения законности в деятельности этих органов. Общественный контроль. Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. Организационные формы участия общественных объединений в работе с осужденными самые различные. К ним можно отнести: наблюдательные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; попечительские советы; советы общественности ВК; общественные инспектора по исправительным работам; советы воспитателей отрядов в ИК. Правовой основой их деятельности являются положения, постановления, директивные указания и другие нормативные акты, издаваемые федеральными органами власти. Активная работа общественных объединений по указанным выше формам представляет собой важное направление социального контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Уголовно-исполнительная инспекция — в Российской Федерации учреждения, исполняющие в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.Уголовно-исполнительные инспекции входят в структуру Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ. Уголовно-исполнительная инспекция ведет учет осужденных к наказанию в виде ограничения свободы, разъясняет порядок и условия отбывания наказания, осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению с их стороны нарушений установленного порядка отбывания наказания, оказывает осужденным помощь в трудоустройстве, проводит с ними воспитательную работу, применяет установленные законом меры поощрения и взыскания, вносит в суд представления об отмене частично либо о дополнении ранее установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы. уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль над условно осуждёнными, подозреваемыми и обвиняемыми в отношении которых избрана мера пресечения домашний арест и исполняют следующие виды наказаний[4]:

· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

· обязательные работы

· исправительные работы

· ограничение свободы кроме того, осуществляется контроль за лицами получившими отсрочку исполнения приговора суда, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей.

· контроль за осужденными, которым предоставлена отсрочка исполнения приговора для прохождения курса лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации.

Уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы

11 Виды исправительных учреждений.

Исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. 2. Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима. В исправительных колониях могут создаваться изолированные участки с различными видами режима, а также изолированные участки, функционирующие как тюрьма. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

3. В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов на основании и в порядке, установленных пунктами «в» и «г» части второй статьи 78 настоящего Кодекса.

4. В исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные мужчины, кроме перечисленных в частях пятой, шестой и седьмой настоящей статьи, а также осужденные женщины.

5. В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы.

6. В исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.

7. В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний.

8. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в части второй статьи 101 настоящего Кодекса. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

9. В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет. Порядок создания, функционирования и ликвидации указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

12 Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Общественный контроль.

Органы и учреждения, исполняющие наказания, являются частью правоохранительных органов и тем самым входят в систему государственного аппарата России. Эти органы и учреждения соблюдают законы и иные нормативные акты при исполнении приговоров в отношении осужденных. Контроль за соблюдением законности в деятельности по исполнению наказаний осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления всех уровней. Судебный контроль – очень действенная форма поддержания и укрепления законности при исполнении наказаний. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении (УДО) от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, а также об изменении вида ИУ. Суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности законности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по воинской службе, конфискации имущества, смертной казни. Ведомственный контроль. Он осуществляется со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами. Такой контроль осуществляется министерствами юстиции, обороны РФ исходя из их правового положения, установленного Конституцией РФ. Аппарат министерств и ведомств контролируют все направления работы по реализации требований законов и иных правовых актов относительно процесса исполнения наказания (организации режима, проведения с ними воспитательной работы и т.д.). Формы ведомственного контроля могут быть самыми разнообразными. Основными из них являются: комплексные инспекторские проверки по всем направлениям деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; проверка отдельных направлений работы этих учреждений и органов; проверка деятельности отдельных их частей и служб и т.д. Ведомственный контроль является мощным организационно-правовым средством обеспечения и укрепления законности по исполнению наказаний. Прокурорский надзор. Он осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом “О прокуратуре РФ”. Именно прокурорский надзор имеет важное значение в контроле за соблюдением законности в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания. Формы реагирования прокуроров на выявление в рассматриваемой сфере нарушения законов разнообразны. К таким формам относятся: а) протесты по противоречащим закону нормативным органам, издаваемым органами управления, исполняющими наказания; б) принятие необходимых мер по привлечению к ответственности нарушителей закона; в) внесение в учреждения и общественные организации представлений о выявленных прокурором нарушениях законов и причинах, способствующих этим нарушениям и т.д. Прокурорский надзор выступает действенным средством утверждения законности в деятельности этих органов. Общественный контроль. Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. Организационные формы участия общественных объединений в работе с осужденными самые различные. К ним можно отнести: наблюдательные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; попечительские советы; советы общественности ВК; общественные инспектора по исправительным работам; советы воспитателей отрядов в ИК. Правовой основой их деятельности являются положения, постановления, директивные указания и другие нормативные акты, издаваемые федеральными органами власти. Активная работа общественных объединений по указанным выше формам представляет собой важное направление социального контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]