Действующее уголовно-процессуальное законодательство не дает нормативных определений понятий «сообщение о преступлении» и «повод для возбуждения уголовного дела», а лишь приводит их виды в п. 43 ст. 5 и ч. 1 ст. 140 УПК РФ.
Сообщение о преступлении — это первоисточник информации о совершенном и готовящемся преступлении, сигнал правоохранительным органам. Сообщение о преступлении может рассматриваться как повод для возбуждения уголовного дела только после его принятия, регистрации и проверки.
Таким образом, сообщение о преступлении — это информация о совершении деяния, запрещенного уголовным законодательством, а повод для возбуждения уголовного дела — это установленные законом обстоятельства, побуждающие правоохранительные органы принять процессуальное решение в соответствии с положениями ст. 145 УПК РФ о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.
Сообщение о преступлении согласно п. 43 ст. 5 УПК РФ – это:
- заявление о преступлении;
- явка с повинной;
- рапорт об обнаружении преступления;
- постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Однако в соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат:
- заявление о преступлении;
- явка с повинной;
- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
- постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Как видно, в ч. 1 ст. 140 УПК РФ третьим поводом для возбуждения уголовного дела является не «рапорт об обнаружении преступления», как он именуется в п. 43 ст. 5 УПК РФ, а сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Более корректной представляется формулировка пункта 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, поскольку уголовный процесс начинается не с момента завершения оформления рапорта об обнаружении признаков преступления, а с момента, когда в распоряжении компетентного органа (должностного лица) появится повод и основание для начала уголовного процесса. Поводом в рассматриваемой ситуации исходя не только из содержания п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, но и из ст. 143 УПК РФ является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
Заявление о преступлении
По общему правилу, по субъектному составу заявителей о преступлении законодатель не устанавливает ограничений. Так, сообщить о совершенном преступлении может любое лицо независимо от нарушения его субъективных прав в результате совершенного либо предполагаемого преступления.
Согласно ч. 1 ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть подано как в устной, так и в письменной форме. Письменное заявление подписывается заявителем. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, его составившим. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 Уголовного кодекса РФ, о чем в заявлении делается соответствующая отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
Образцы заявлений о преступлении:
- Заявление о преступлении. Образец (общая форма)
- Заявление о преступлении в полицию о побоях (побои из хулиганских побуждений нанесли неизвестные лица на улице)
- Заявление о побоях в полицию. Образец (телесные повреждения нанес знакомый)
- Заявление о преступлении, о привлечении свидетеля к уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по гражданскому делу
- Заявление о преступлении (мошенничестве)
- Заявление о возбуждении уголовного дела частного обвинения мировому судье
Заявление может подаваться как самим пострадавшим от преступления, так и иным лицом. Исключение составляют дела частного и частно-публичного обвинения, по которым заявление должно подаваться только самим пострадавшим или его законным представителем.
Закон не содержит требований относительно содержания заявления, важно лишь, чтобы оно не было анонимным, т.е. содержало достоверные данные о заявителе. Однако для обеспечения безопасности, в том числе при приеме сообщения о преступлении, в соответствии с ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ лицо, подающее заявление, может не указывать данные о своей личности. Такое сообщение оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления по ст. 143 УПК РФ.
Должностное лицо, правомочное или уполномоченное принимать сообщения о преступлениях, обязано принять меры к незамедлительной регистрации принятого сообщения в книге регистрации сообщений о преступлениях (КУСП).
Недопустим необоснованный отказ в приеме заявления о преступлении, его невнесение в установленном порядке в книгу регистрации сообщений о преступлениях, а также необоснованный отказ в выдаче заявителю талона-уведомления о принятии и регистрации этого заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ на дознавателя, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа возложена обязанность по приему и проверке сообщений о любых совершенных либо готовящихся преступлениях. По результатам проведенной проверки принимается процессуальное решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче сообщения по подследственности либо в суд (по делам частного обвинения).
Рапорт по сообщениям граждан
Всего выделяют два источника получения информации о злодеяниях, при совершении которых оформляется рапорт о нахождении признаков преступления:
- Информация может быть получена от любого гражданина страны в устной или письменной форме.
- Сведения могут стать известны правоохранительным службам в результате их публикации в средствах массовой информации, интернете и др.
Сообщение о совершённом или планируемом преступлении может быть передано гражданином в устной или письменной форме. Например, человек, владеющий информацией о похищении или удержании в заложниках кого-либо, может сообщить об этом полицейскому. Сотрудник, в свою очередь, обязан доложить своему руководству данную информацию, написав соответствующий рапорт. Он так же может быть составлен даже на основании телефонного звонка, совершённого по общероссийскому номеру 02.
Если же преступление было выявлено сотрудником правоохранительного органа, при этом гражданин воздержался от подачи заявления о совершённом правонарушении, этот сотрудник также обязан оформить рапорт и направить его руководству отдела по внутренним делам.
В случае когда человек отказывается заявлять о совершённом деянии, рапорт всё равно оформляется в соответствии с требованиями УПК РФ. Умышленное укрывательство действий преступного характера является нарушением закона, в связи с чем гражданин несёт уголовную ответственность. Это обусловлено тем, что многие правонарушения потенциально опасны как для жителей города и страны, так и для государства в целом, даже несмотря на тот факт, что преступление может быть совершено по отношению к физическому лицу.
Также существуют публичные дела, для выявления которых не требуется заявление отдельного лица или группы лиц. Составленный сотрудником правоохранительного органа рапорт, в котором указаны все необходимые сведения, является основанием для возбуждения дела.
Все виды преступлений, в случае совершения которых необходимо заявление пострадавшего, относят к частным делам. Их перечень определяет статья 20 УПК РФ.
Явка с повинной
Явка с повинной – это, по сути, разновидность заявления о преступлении, в котором гражданин добровольно сообщает о том, что преступление совершено именно им. Поэтому процедура процессуального оформления заявления о явке с повинной сходно с оформлением заявления о преступлении. Исключением является лишь то, что при явке с повинной гражданин не предупреждается об уголовной ответственности за заведомый оговор.
Заявление о явке с повинной и данные о личности подаются в письменной или устной форме. В последнем случае они заносятся в протокол, который подписывается явившимся с повинной и лицом, принявшим явку.
Явка с повинной является особым обстоятельством, смягчающим наказание (п. «и» ст. 61 УК РФ).
Форма рапорта об обнаружении признаков преступления
Рапорт это официальный документ, который подают в отношении командования конкретной роты или части. Именно поэтому, данный документ имеет унифицированную форму. Несмотря на то, что единого бланка и образца на сегодняшний день не существует, всё же, в документе должна найти отражение следующая информация.
- В отношении кого составлен документ.
- Дата и место составления.
- Кем составлен документа.
- Излагается причина написания рапорта.
- Указывается дата, ставится подпись.
В некоторых частях действует свои особые образцы, которые называют локальными нормативными правовыми актами, так как свое действие они распространяют только на конкретную военную часть.
Несмотря на то, что единого образца нет, всё же, военный очень дотошно относится к данному документу. Ведь в случае, если возможное правонарушение подтвердится, вероятнее всего, данный рапорт будет приобщен к делу, а значит, с ним будут знакомиться различные военнослужащие.
Нельзя, чтобы такой документ был составлен неправомерно.
Рапорт излагается на листе формата А4. Он должен быть абсолютно белым, без лишних посторонних записей. Оформление возможно о руки, используя чёрную или синюю пасту. Но в таком случае информация должна быть изложена понятным почерком.
Также, возможна компьютерная печать стандартным шрифтом.
В самом документе не допускается орфографических ошибок.
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, — это любые официальные источники информации, полученные должностным лицом в ходе осуществления своей служебной деятельности от любого физического или юридического лица. Сюда можно отнести сообщения, содержащиеся в средствах массовой информации; информацию, полученную в ходе какой-либо проверки, оперативно-розыскной деятельности, несения дорожно-патрульной службы и т.д. Оформляются данные рапортом должностного лица об обнаружении признаков преступления, что является поводом к возбуждению уголовного дела. Рапорт составляют сотрудники оперативных подразделений, других органов дознания, предварительного следствия. Сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц должны быть сделаны в письменной форме и заверены печатью и подписями руководителей.
Основания для составления
Составлять официальный донос полицейский может на основании письменного заявления гражданина, обратившегося с информацией о преступлении, на основании устного сообщения, которое имело место, информации, полученной в процессе оперативно-розыскных мероприятий, а также фактов, выявленных в процессе уголовного расследования другого дела. О совершении преступления сотрудники полиции могут узнавать даже из средств массовой информации, но все факты они перед подачей рапорта должны тщательно проверить на подлинность.
Сообщение о преступлении может быть получено даже по телефону. Сотрудник полиции будет обязан составить рапорт, даже если заявитель отказался подавать письменно заявление, хотя укрывательство преступной деятельности – уголовно-наказуемое деяние, это следует помнить.
После того как рапорт составлен, его подают руководству на проверку. Длительность проверки составляет 10 дней, в особо сложных ситуациях время проверки может быть продлено до 20 дней. Если факты подтвердились, начинается уголовное производство и досудебное расследование. В случае неподтверждения факта преступления в возбуждении дела отказывают. Есть ряд ситуаций, когда дело могут отправить в другой подведомственный орган для разбирательства, так как в компетенцию органа, на адрес которого поступил рапорт, не входят подобные служебные проверки.
Интересно будет узнать, что рапорт об обнаруженных признаках преступления может быть подан в процессе судебного разбирательства на основании заявления любой из сторон процесса в устной форме. Все сведения фиксируются в протоколе заседания, а его копию нотариально заверяют и направляют в правоохранительные органы в форме рапорта. Данные сведения опять-таки проверяют, и при их подтверждении, может кардинально измениться ход судебного процесса.
Порядок рассмотрения сообщений о преступлении и сроки возбуждения дела по УПК РФ статья 144
Основание для возбуждения уголовного дела
Наряду с поводом другим обязательным условием к возбуждению уголовного дела является основание, связанное с наличием достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).
Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, которые относятся к объекту преступления и объективной стороне преступления, если дело возбуждается по факту совершения преступления. Если уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица, то необходимы данные о субъекте и субъективной стороне состава преступления. Существуют определенные преступления, по которым всегда дела возбуждаются в отношении определенного лица. К ним относятся:
- неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей — ст. 157 УК РФ;
- отказ в предоставлении гражданину информации — ст. 140 УК РФ;
- разглашение тайны усыновления (удочерения) — ст. 155 УК РФ;
- злоупотребление полномочиями и должностными полномочиями — статьи 201, 285 УК РФ;
- получение взятки — ст. 290 УК РФ;
- дача взятки — ст. 291 УК РФ и др.
С момента возбуждения уголовного дела такое лицо приобретает статус подозреваемого (ч. 1 ст. 46 УПК РФ), вправе получить копию постановления о возбуждении уголовного дела.
Рапорт, оформляемый на основании результатов оперативных мероприятий
Рапорт может быть подан сотрудником правоохранительной службы не только после совершения преступления, но и до этого. Если в результате следствия уполномоченный сотрудник узнаёт о готовящемся преступлении, он может составить рапорт с целью предотвращения совершения злодеяния. Однако данная тактика не очень продуктивна. После проведения оперативно-розыскных мероприятий возбуждение дела будет невозможно ввиду отсутствия доказательств. Поэтому лучшим вариантом станет разоблачение правонарушителей во время совершения преступления, что впоследствии позволит привлечь их к уголовной ответственности.
К таким преступлениям относят различные виды уголовных деяний, в том числе:
- Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
- Кражи и ограбления.
- Общественно опасные деяния, в результате которых привлекаются иные структуры защиты граждан и правопорядка (МЧС, МВД и др.).
- Дела, расследуемые в рамках ГПК РФ.
- Преступления против правительственных структур.
Как правило, такие случаи не фиксируются в книге по учёту сообщений о преступлениях. Их записывают в специальных документах, которые строго засекречены и не подлежат огласке.
В оперативном учёте информация фиксируется оперативными службами в целях дальнейшего улучшения оперативных разработок.
После задержания правонарушителей составляется обыкновенный рапорт в соответствии со всеми требованиями УПК РФ, который подлежит регистрации и передаче руководителю правоохранительной службы.
Рапорт и содержащаяся в нём информация проверяется в течение 10 дней. В особых случаях время проверки может быть продлено на срок не более 30 дней. Однако в некоторых особо серьёзных случаях, когда требуется выявление особо опасных преступлений, необходимо несколько месяцев.
Выполнение оперативных мероприятий начинается с момента начала публичных проверочных действий и возбуждения дела. Перед оформлением рапорта собираются доказательства, улики, производится задержание подозреваемых, заполнение необходимых документов.