научная статья по теме МЕСТЬ — ЦЕЛЬ ИЛИ МОТИВ? Государство и право. Юридические науки

Злоумышленником, задумывающим, совершающим и скрывающим преступление, движет определённый мотив. Одно из довольно редких правонарушений – лишение человека жизни по причине кровной мести. Для большинства людей сочетание слов «убийство по мотиву кровной мести» носит архаичный характер и ассоциируется с дикостью, отсутствием цивилизации. Услышав о такой причине лишения человека жизни, россияне, в первую очередь, думают о выходцах из Северного Кавказа, где такие обычаи распространены до сих пор.

Что понимается под убийством?

Согласно ст. 105 УК РФ убийство — это умышленное причинение насильственной смерти человеку. Причины и мотивы предумышленного лишения жизни могут быть самыми разными. Ст. 105 УК РФ гласит, что лицо, совершившее данное преступление, должно быть привлечено к уголовной ответственности. Обвиняемый приговаривается к заключению, после того как его вина в действиях, приведших к биологической смерти потерпевшего (одного или нескольких), будет доказана.

Обратите внимание!

Преступление расценивается как тяжкое независимо от личности жертвы. Моральный и нравственный облик потерпевшего не учитывается при вынесении судебного решения.

Определяющую роль при назначении наказания играют причины совершения преступления и его способ. Эти факторы определяются в качестве смягчающих либо отягчающих обстоятельств.

Злость княгини Ольги

Княгиня Ольга — не тот человек, которого стоило обижать. Древляне, убившие ее мужа, не подозревали, какой ящик Пандоры открыли в тот момент.

Первый раз она приказала закопать живьем 20 послов, приплывшим просить ее руки. Второй раз она спалила еще 20 человек из делегации древлян. Третий раз она приказала перебить часть знати, прибывшей на поминальный пир. Ну а на четвертый раз она сожгла столицу древлян, перебив половину населения, а вторую взяв в рабство.

Статья за убийство из мести УК РФ

Мотив, занимающий лидирующее место, согласно судебной практике, это месть. В ряде случаев именно желание отомстить толкает человека к преступлению. Исторически оно уходит к кровной мести, являющейся основоположником остальных видов возмездия, известных в обществе.

Обратите внимание!

Мотив закреплен в ч. 1 ст. 105 УК РФ, применяемой при исключении мести должностному лицу и обычая кровной мести. Исключением для данной статьи является вражда по причине национальностей, рас и религий.

Месть относится к социально опасному явлению. Она является пережитком прошлого и зачастую возникает из бытовых отношений и конфликтов между людьми. Преступник хочет испытать удовлетворение, когда мстит за причиненные в прошлом поступки. Главным определяющим фактором мести становится обида и злой умысел.

Месть за смерть мужа

Жанне де Клиссон была обычной французской девушкой, но смерть мужа кардинально изменила ее. Власти обвинили его в измене и казнили. Девушка, убитая горем, решила отомстить и выбрала путь пиратства.

Продав все свое имущество, она купила корабли и стала охотиться за французскими суднами. Во имя мести, Клиссон убивала целые команды, чтобы показать всю силу своего гнева королю. Так продолжалось 13 лет, а в мире ее прозвали «Львицей Бретани».

Убийство из мести, возникшей на почве личных отношений

Убийства из личной неприязни рассматривает ч. 1 ст. 105 УК РФ. Убийства, совершенные из мести должностному лицу или по обычаю кровной мести, подлежат оценке по п. «б» и «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Преступление из мести, по сути, представляет собой самосуд. Убийца не просит помощи в правоохранительных органах для защиты собственных интересов, а «наказывает» своего обидчика самостоятельно. Причиненные зло и обида расцениваются таковыми исключительно субъективно. Виновный может считать поступок оскорбительным и незаконным, хотя на самом деле это может быть не так.

Поводом могут стать:

  • оскорбление словом или действием;
  • нанесение вреда здоровью виновного, его родственников или друзей;
  • развод супругов;
  • отказ от вступления в половые отношения;
  • невозврат займов;
  • отказ от исполнения контракта;
  • оскорбительные действия или поведение членов семьи либо соседей;
  • шантаж и т.д.

Приведенные примеры говорят о том, что месть образуется на основании личной неприязни. Таким образом, месть обретает личностный характер и в итоге становится материальным проявлением ненависти к жертве.

Определение

Для людей, совершающих злодеяние из желания отомстить, это действие является справедливым возмездием за причинённое родственнику или близкому зло. Если убийца действовал искренне, ожидать раскаяния от него не следует. С точки зрения исследователей, изначально кровная месть была личной, затем стала родовой. Отомстить могли сын за отца или отец за сына, брат за брата или их дети. В настоящее время обычай существует в большинстве своём у народов, проживающих на территории Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Дагестана.

Для того чтобы предотвратить убийства по указанным мотивам, в своё время были созданы специальные комиссии по примирению враждующих сторон, но убийства по этой причине всё ещё происходят. Как правило, потерпевшая сторона при примирении снимает все претензии к виновному. Прокуратура и суд идут на встречу в случае решения проблемы враждующими сторонами. Правоохранительные органы не станут открывать уголовного дела, если произошла драка без ранений или с небольшими ранениями ножом.

Если родственники убитого или обиженного не желают отказываться от применения, они подлежат ответственности по статье 231 УК РФ.

Убийство из кровной мести

Мотив по данному древнему обычаю не относится к вражде национальностей, религий и рас. Внешние и культурные различия между субъектами преступления также не имеют никакого значения. Отличием мотива кровной мести является отсутствие личного отношения виновного к жертве совершенного деяния. Обычай кровной мести сформировался еще со времен первобытного строя общества, когда различий в национальности, расе и религии не существовало.

По представлениям горцев, отказ от исполнения обычая — это позор и грех. Род убитого обязательно должен мстить убийце либо его семье. Сейчас обычай кровной мести по-прежнему остается в отдельных регионах, таких как Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария, Ингушетия. Убийство будет расцениваться по мотиву кровной мести, когда имеют место следующие условия:

  • поводом исполнения обычая является действие, рассматриваемое как оскорбительное;
  • исполнение мести соответствует обычаю, если семьи не примирились;
  • совершая преступление, обвиняемый руководствовался исключительно возложенными обычаем обязательствами;
  • субъекты преступления относятся к народностям, где признается данный обычай.

Обратите внимание!

Место совершения преступления не является важным со стороны уголовно-правового значения. Статья за убийство из мести не учитывает, где именно оно совершено.

Мой Дагестан

Обычай кровной мести, существует у кавказских народов с незапамятных времен и до сих пор почти не изменился. Обычай кровной мести, как, кстати, и похоронный обряд, сохранил в себе дух древних времен, когда кавказские народы жили вне государства. Кровная месть выполняла роль государственного института, который регулировал взаимоотношения между жителями общины, предотвращал преступления и наказывал преступников.

Отомстить «кровью за кровь» не является на Кавказе анахронизмом. Обычай уходит далеко корнями в глубину веков, когда кавказцы жили под сводом неписаных законов под общим названием «адат». В древности закон кровной мести был основополагающим у вайнахских народов (чеченцев и ингушей), осетин, кабардинцев, дагестанцев. Когда эти народности вошли в состав Российской империи, они были вынуждены подстраиваться под те правила, которые диктовало им государство. В отличие от других кавказских народов в чеченском и ингушском обществах адат кровной мести не сумели вытеснить ни Российская империя, ни советский режим, ни репрессии. Возможно, потому что присоединение этих народов к России было насильственным, и оттого сохранение древних обычаев воспринималось как сохранение народа, который надеялся когда-нибудь обрести независимость.

На Кавказе кровная месть не имеет срока давности. Она может быть осуществлена через 50 или 100 лет, даже если виновник смерти и его близкие родственники умерли. Поэтому у кавказских народов считается, что лучше решить все вопросы, связанные с кровной местью, как можно быстрее, чтобы потомкам жилось спокойно. Когда кровник умирает естественной смертью, не дождавшись ни мести, ни прощения, под удар попадают его ближайшие родственники — брат, сын, внук, а если таковых нет, то другие родственники-мужчины.

Обряд кровной мести, описанный в адате, начинался, естественно, с мотива. Поводом для этого могли стать убийство, ранение человека, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага. После чего начиналась «процедура» кровничества. Если в ссоре убивают человека и виновник известен, то назначается разбирательство. Если устанавливалось, что повод к ссоре был не в пользу убийцы, то к его родственникам отправляется человек, чаще всего это старейшина села или дальний родственник жертвы, который сообщает о решение объявить кровную месть. Близкие родственники убитого обычно при этом не присутствуют. Кровная месть вступает в силу с момента ее объявления. Если убийца живет в одном селе с родственниками жертвы, то он, как правило, вместе с семьей уезжает в другое место, зачастую довольно далеко. О таком человеке говорят: «Луровелла», или «скрывающийся от кровной мести».

Это правило, как и любое другое в адате кровной мести, глубоко продумано древними. Во–первых, отъезд семьи убийцы продиктован требованиями безопасности, чтобы родные убийцы не попали под горячую руку разгневанных родственников погибшего. Во-вторых, процесс примирения имеет больше шансов на успех, если кровник и его родственники не будут, что называется, попадаться на глаза пострадавшей стороне. . Бывали случаи, когда дома с пожитками продавали за бесценок, и целые семьи, опасаясь возмездия за поступок родственника, вынуждены были покинуть не только село, город, но и республику. Часто представители виновной стороны, не дожидаясь гонцов от своих кровников, сразу отправляют к ним посредника с заявлением о желании начать процесс примирения. И это считается хорошим тоном.

Поначалу мстили только самому виновнику преступления. Простить своего кровника в те далекие времена считалось не менее уважительным, чем отомстить. Только сейчас мало кто прощает. История знает один прецедент прекращения кровной мести «волевым решением» — такой вердикт вынесли старейшины чеченских тейпов после депортации 1944 года, когда, по мнению многих, под угрозой оказалось само существование вайнахского народа.

В XIX-м веке, при имаме Шамиле закон кровной мести был скорректирован. С тех пор потерпевшая сторона могла сама выбирать, кого ей убить «в ответ». В этот список, как правило, входили ближайшие родственники убийцы и только по отцовской линии. Практиковались даже такие схемы, как убийство брата. Например, если убийство совершал человек, не очень уважаемый в селе, то убить могли его брата, которого все знали и уважали. Таким образом, родственникам убийцы пострадавшие наносили как можно более глубокую рану. Месть по крови была долгом и делом чести всех членов рода пострадавшего. Бывали случаи, когда она прекращалась — в случае непримирения — лишь после полного уничтожения одного из враждующих тейпов.

В отличие от уголовного права, кровная месть не имеет срока давности. Несколько лет назад в Чечне была снята месть, которую объявили еще в 1926 году! Правнуки тех, кто враждовал около семидесяти лет, помирились в начале ХХI-го века при посредничестве нейтральных тейпов. Вообще же примирение может происходить не раньше, чем через год после преступления, и все это время убийца должен находиться в изгнании, скрываться от мщения.

Процесс примирения или снятия кровной мести между враждующими сторонами проходит следующим образом. После достижения принципиального согласия о примирении в назначенный час, обычно на большом майдане (часто это бывает в поле за селом) встречаются представители одной и другой конфликтующих сторон, одетые в темные одежды и обязательно с покрытыми головами, направляются на околицу села, где намечена встреча. Никто из них не должен поднимать головы и смотреть в глаза представителям потерпевшей стороны.

После небольшого ритуального приветствия и молитв начинается сам обряд. Он крайне короток: ближайший родственник убитого при народе должен обрить голову и бороду своего «кровника». После этого тот считается прощенным. Считается, что если человек не поддался соблазну перерезать своему врагу горло во время бритья, то, значит, он осознанно простил его. После этого могут назначаться гуляния, обильные угощения, обязательные кавказские танцы.

В случае, когда подозреваемый в убийстве чеченец считает себя невиновным, а у пострадавшей стороны нет неопровержимых доказательств его причастности к преступлению, то снять подозрения можно, поклявшись на Коране. Клятва — это тоже целая церемония, в которой со стороны человека, ее приносящего, участвуют десятки людей. Бывает, что дают ложную клятву «кхера дуй». Считается, что клятвопреступление гораздо страшнее самого убийства, и часто бывает так, что родственники убитого, зная, что перед ними стоит настоящий убийца и клянется на Коране, все-таки принимают его клятву, полагая, что он наказал себя сам и гораздо страшнее, чем это могли сделать кровники. Кхера дуй — один из самых тяжких грехов ислама. Именно потому в обычае принесения клятвы прописана необходимость присутствия на такой клятве многочисленных представителей рода подозреваемого. Если с подозреваемым придет мало родственников, его клятву не примут, сказав ему: «Пойди и приведи стариков, которые разделят с тобой твою клятву».

Если же клятва принята, а потом при каких-то обстоятельствах выясняется, что клятву дал все-таки убийца, что он соврал всем, что он обманул и своих старейшин, которые клялись с ним вместе, то прощение аннулируется. От убийцы в таком случае могут отказаться его родственники, которых он подставил.

В кровной мести есть такое понятие, как «куйг бехки», что в переводе означает «виновная рука». Это очень важная деталь древнего адата, которую, увы, не всегда соблюдают. Суть понятия такова: преследоваться кровниками может только человек, от руки которого кто-то погиб.

Обязанность мщения также ложится на ближайших родственников убитого. Если месть осуществит друг, это будет считаться не кровной местью, а убийством, за которое мститель получит новых кровников. Впрочем, случается и так, что убийцу убивают его собственные родственники, а не родственники его жертвы

https://nacmen.ru/stati-svoi-sobstvenye-ili-druzei-no-ne-iz-interneta/krovnaja-mest-na-kavkaze.html

Варфоломеевская ночь

На протяжении веков религия была одним из главных поводов войны, а также злодеяний, и резня в день св. Варфоломея в 1572 году этому доказательство.

Французские религиозные войны были в разгаре в это время. Поэтому в канун праздника апостола Варфоломея, король Карл IX убедил свою мать жестоко убить французских протестантов, известных как гугеноты. Впоследствии, это привело к 100 тысячам смертей.

Оправдание первое. «Каждый поступил бы так же»

«Если честно, я даже не помню обвинение, но я помню защиту очень хорошо, — говорит присяжная-госслужащая. — Я хорошо запомнила, что адвокат был профессиональный. Все по полочкам, детально, буквально, прям вплоть до миллиметров-сантиметров разложил. Это я вам свое впечатление говорю». Подсудимого защищал адвокат Мирзахан Гасанов, а гособвинение представлял прокурор Султан Алиев.

По мнению присяжного Раджабова, защитник «фактами оправдал Сунгурова»: «Очень грамотный был адвокат. Со стороны следствия не все было доказано, а адвокат четко доказал все. Там невозможно было что-то сказать против. Мы были единодушны». Присяжная Исаева замечает, что сторона обвинения «очень жестко стояла» и за это ей «надо отдать должное», но адвокат подсудимого «оправдывал каждый его жест».

Один из свидетелей в суде сказал, что хотел примирить Сунгурова с убитым, но не смог, вспоминает Раджабов: «Он сказал, что не смог убедить Валимагомеда [Абдурахманова] не беспредельничать».

«На [подсудимого] наезжали. Я помню, что он защищался у себя дома, — добавляет Исаева. — Если мужчина, например даже мой муж, мой сын, мой отец, меня не могут в моем доме защитить, зачем они мне нужны?! Когда люди пришли, угрожая оружием, что он должен был делать?».

Госслужащая рассуждает более осторожно: «Может быть, человек даже виновен, но там вопрос стоял так: «Доказана ли вина надлежащим образом?». Нам не предоставили достаточного количества доказательств». Разногласий по поводу вердикта, по ее воспоминаниям, среди присяжных не было.

«Если бы доказательств [невиновности] не было, мы бы так не голосовали. Человек защищал свой дом! Вот что мне запомнилось, — соглашается присяжный Варисов. — Каждый, если его посадить на его место, поступил бы так же».

В декабре 2014 года коллегия единодушно вынесла оправдательный вердикт, признав, что Жалалутдин Сунгуров не виновен ни в убийстве, ни в покушении на него.

«Крыса, ты выкрутился! Я тебя зарежу!» — такими словами, по воспоминаниям дочери Сунгурова, решение присяжных встретил родной брат убитого Магомед Абдурахманов. И провел пальцем по горлу.

Присяжная Исаева вспоминает, что брат присутствовал на заседаниях и «очень тяжело переживал эту ситуацию»: «В какой-то момент, когда вердикт прочитали, вообще некрасивая фраза была такая… мы, женщины, немножко даже оскорбились. В любом случае эмоциональные стороны мы понимали. Любой из нас поставит себя на его место… убившего оправдать… кому приятно это». Ее коллеге Раджабову брат, наоборот, запомнился «мирным»: «Сидел, ничего не говорил».

Единственный пункт обвинения, по которому присяжные признали Сунгурова виновным — незаконное хранение патронов к зарегистрированному карабину. За это председательствовавший на процессе судья Закир Исрафилов назначил ему один год лишения свободы. Верховный суд России это решение подтвердил.

Сунгуров на некоторое время оказался в колонии — к моменту приговора у него был неотбытый до конца условный срок — и условно-досрочно освободился оттуда в августе 2015 года. Жить ему оставалось чуть больше полугода.

Самосуд в Исламе

Кстати сказать, самосуд в Исламе запрещен. Наказания приводятся в исполнение лишь и только с санкции судебных органов. Тот же, кто вершит самосуд, наказывается в соответствии с нанесенным другому человеку ущербом во избежание беспорядков в обществе.

В случае когда мусульмане живут в светском государстве, наказание производится в соответствии с действующим законодательством. В то же время наказание — это не самоцель. Цель заключается в пробуждении сдерживающего начала через знание о жесткости наказания, которое не даст человеку совершить столь пагубный грех. К тому же отсутствие покаяния или фактического наказания в этой жизни усугубляет адское наказание в вечности. А жизнь — это годы, пролетающие как миг.

Любое весомое сомнение по поводу причастности обвиняемого к преступлению отменяет меру наказания, например, в форме смертной казни. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Наказания отменяются (аннулируются) сомнениями [в причастности обвиняемого к данному преступлению]»[12].

Если дело не дошло до суда и касается лишь самого человека (пострадавшим от проступка является лишь он сам) или коснулось другого, но тот простил преступника, тогда оно может остаться между преступившим закон и Творцом всего сущего, когда имеется осознание греха, раскаяние и вознамеренность не возвращаться к этому впредь. Когда же дело дошло до суда — обратного пути нет, кроме как если имеются обоснованные сомнения в очевидности преступления[13].

«Кто на злодеяние ответит равносильным злом (даст отпор притеснителю)[14] [не преступлением на преступление, а требованием материальной, к примеру, или моральной компенсации ущерба], но после вновь будет притеснен [морально раздавлен, изгнан, сослан, уничтожен своим обидчиком], тому Бог непременно поможет [поможет, несмотря на то что более благородным для верующего было бы суметь простить, а не тратиться эмоционально, физически, материально на возмездие]. Всевышний же может все простить [хотя может и не простить, если вера лишь на языке, а в делах — очевидное безбожие и агрессия, выплескивающаяся наружу при первом же случае]» (Св. Коран, 22:60).

*

«Воздаяние за зло — подобное же зло (равносильное ему зло). Но кто простит [обидевшего его] и исправит [ситуацию, отношения, сможет перевести враждебную неприязнь своего недруга в доверительные, а возможно, и дружеские отношения], то таковым — воздаяние от самого Господа [оно будет неописуемо велико, соизмеримо с Его безграничной милостью и щедростью]. Поистине, Он [Творец всего сущего] не любит притесняющих (обижающих, ущемляющих права и свободы других, угнетающих)» (Св. Коран, 42:40).

Отмечу, что мнения исламских ученых совпадают в том, что как преднамеренные убийства, так и непреднамеренные могут быть прощены преступнику. «Лучше простить, чем наказать», — говорили богословы.

В Священном Коране неоднократно сказано: «…кто же откажется от возмездия (простит, словно передаст милостыню), то это — искупление для него [то есть прощение пред Всевышним для виновного и вознаграждение (искупление грехов) для простившего]».

Также важно напомнить, что во всех случаях, когда люди приходили к пророку Мухаммаду (да благословит его Господь и приветствует) с просьбами о физическом наказании или возмездии, он всегда призывал к прощению и мирному разрешению конфликта[15]. Когда же обиды либо посягательства касались его самого, то он всегда прощал[16]>.

*

«Если человек пожелает отплатить тем же тому, кто его притеснил [потребует возмездия, правосудия, компенсации], то никто не вправе воспрепятствовать этому (наказать его за это)» (Св. Коран, 42:41).

Как упоминалось ранее, притесненный, обманутый, обиженный, униженный имеет полное право не прощать обидчика, а требовать на законных основаниях правосудия и торжества справедливости, соответствующей компенсации, которая не может превышать нанесенный ущерб. Подобные процедуры производятся лишь через официальные судебные органы. Самосуд в Исламе категорически запрещен. Вершащий самосуд заслуживает наказания как преступник. Желание самостоятельно наказать по справедливости не оправдывает преступные действия пострадавшего лица.

Обещание королевы Боудикки

Королева Боудикка из кельтского племени британских иценов была атакована римлянами, которые проигнорировали волю своего умершего короля, и вместо этого аннексировали ее территории. И Боудикку, и ее дочерей пытали, избивали, а затем насиловали римские солдаты.

Пообещав дочерям, что римляне поплатятся за содеянное, Боудикка вскоре возглавила восстание в 60 г. нашей эры, грабя город за городом. Считается, что до 80 000 римлян и англичан были убиты ее армией.

Император Нерон всерьез обдумывал вывод всех римских войск из Британии в результате этой войны, но его губернатору Гаю Севтонию Полинусу наконец удалось победить Боудикку и ее последователей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]