Понятие, задачи и значение стадии предварительного расследования

Выявление и последующее расследование преступлений находятся главным образом в компетенции ОВД и прокуратуры. Сравнительно недавно в законодательство, регулирующее эти вопросы, были внесены значительные изменения и дополнения. Они преимущественно связаны с новым УПК, вступившим в действие с 1-го июля 2002 года. Далее разберем, что собой представляют органы предварительного следствия. Полномочия и назначение их также будут подробно описаны в статье.

Органы предварительного следствия и дознания: характеристика

Между этими структурами достаточно много общего. В связи с этим их довольно часто путают. Собственно, это неудивительно. Органы предварительного следствия и дознания имеют, по существу, аналогичное назначение. При выявлении признаков состава преступного действия сотрудники отделов обязаны возбудить по этому факту уголовное дело. Их работа основывается на единых требованиях УПК.

Органы предварительного следствия выполняют мероприятия для выявления, проверки, фиксации доказательств. Сотрудники также проводят их анализ. Эти же задачи выполняют органы дознания. Вместе с этим указанные мероприятия проводятся различными должностными лицами и отделами относительно различных преступлений. Так, дознание осуществляют дознаватели, а предварительное следствие ведут следователи. Они обладают различным объемом возможностей в рамках уголовного дела.

Общий порядок

Если возникла необходимость увеличить срок предварительного следствия, уполномоченные лица должны соблюсти процессуальные требования. В частности, для получения соответствующей просьбы прокурором республики, области, края или иного субъекта РФ она, вместе с материалами, направляется не позже семи дней до завершения установленного законом периода. При этом ходатайство должно быть заверено не только следователем, но и должностным лицом, осуществляющим надзор за ходом процесса.

Если адресуется Генпрокурору, то она должна быть направлены не позже 10-ти дн. до завершения установленного периода. Срок производства предварительного следствия при возвращении материалов на дополнительное изучение, возобновлении прекращенного/приостановленного процесса определяется прокурором, выполняющим надзор, в пределах 1 мес. Последующее увеличение периода осуществляется по общим правилам. Если решается вопрос по процедуре в рамках которой обвиняемый пребывает под стражей, то руководствоваться необходимо порядком, предусмотренным статьей 109 УПК.

Структуры отделов

К органам дознания, в соответствии со ст. 40 УК, относят:

  • Главного судебного пристава РФ.
  • ОВД Российской Федерации.
  • Оперативные подразделения ФСБ РФ.
  • Главного военного пристава.
  • Федеральную пограничную службу.
  • Главных судебных приставов субъектов РФ.
  • Командиров соединений, воинских частей.
  • Старших судебных приставов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов.
  • Органы противопожарной службы России.
  • Начальников военных гарнизонов или учреждений.

Органы предварительного следствия в России включают в себя сотрудников:

  • Прокуратуры.
  • ОВД.
  • ФСБ.

При определенных обстоятельствах предварительное следствие ведется начальниками следственных подразделений прокуратуры.

Характер мероприятий

При расследовании уголовного дела органы дознания должны действовать в двух направлениях:

  • Выполнять мероприятия, формирующие в комплексе собственно дознание.
  • Начать действия, относящиеся к неотложным.

Необходимо сказать, что при подавляющем числе уголовных преступлений указанные мероприятия осуществляет полиция. Неотложные действия выполняются непосредственно после возбуждения дела, при котором предварительное следствие является обязательным. Только в этом случае есть возможность быстро обнаружить и зафиксировать следы правонарушения, собрать доказательства, требующие немедленного закрепления, изучения и изъятия.

Дознание выполняется по упрощенному порядку процессуальных форм и отличается значительной сжатостью сроков в сравнении с предварительным следствием. Так, по ст. 15 УК мероприятия должны быть окончены по истечении 15 суток с момента возбуждения дела и до принятия решения об отправке дела прокурору. Последний может продлить период, но не больше чем на десять дней. После проведения необходимых мероприятий дознавателем дело передается следователю. Он будет осуществлять дальнейшее изучение в соответствии с установленным порядком.

Подготовка к заседанию в суде

Данная стадия является первой в судебном производстве, в ходе ее осуществления судья определяет, имеются ли для назначения судебного заседания процессуальные условия. В отечественном уголовном судопроизводстве она может выражаться в двух формах.

  • Общий порядок подготовки. В этом случае исполняются следующие виды задач: контрольно-ревизионные (проверка на то, соблюдены ли прокурором процессуальные условия), правообеспечительные (подлежат ли удовлетворению поданные ходатайства, жалобы по отмене или изменению меры пресечения и т.д.), распорядительные.
  • Предварительное слушание. Его проведение возможно по инициативе судьи или по поступившему ходатайству сторон в определенных случаях. В результате принимается решение о возвращении прокурору дела, направлении его по подсудности при необходимости, прекращении или назначении полноценного судебного заседания.

Компетенция органов предварительного следствия

Перечень дел, по которым осуществляются мероприятия этими подразделениями, предусмотрен ст. 150 УК. В этой же статье устанавливается подследственность. Положения определяют конкретные категории преступлений, которые подлежат изучению сотрудниками разной ведомственной принадлежности.


Следователи прокуратуры, таким образом, уполномочены расследовать дела, которые связаны с посягательствами на конституционные свободы и права гражданина и человека, его здоровье и жизнь; сотрудники ФСБ – наиболее опасные деяния против безопасности государственного строя и общества; представители ОВД – незаконные действия против порядка, собственности, установленных правил эксплуатации транспорта и прочие.

Особый случай

Судья, дознаватель/следователь, а также прокурор, которые получили ходатайство о восстановлении пропущенного периода, должны принять соответствующие решения (постановления). Акты должны быть приняты как при удовлетворении, так и в случае отказа в этом. Вынесенные постановления, в свою очередь, могут обжаловаться в суд, расположенный по месту предварительного следствия. Рассмотрение и разрешение жалоб осуществляется единолично судьей не позже 5-ти суток с даты поступления. На заседание вызываются заявитель (его представитель либо защитник), а также прокурор. Решение судьи может быть оспорено в вышестоящей инстанции. При наличии оснований судья может восстановить срок, который был пропущен. Сведения о том, что исполнение решения приостановлено в связи с удовлетворением жалобы, указываются в соответствующем постановлении.

Основные требования

Система органов предварительного следствия наделена определенными возможностями, обеспечивающими ее процессуальную независимость. Сотрудники обладают свободой в принятии решений, которые связаны с ходом разбирательства и выполнения необходимых мероприятий в рамках дела. В предусмотренных законодательством случаях решения, которые принимают органы предварительного следствия, приобретают свою силу только после получения санкции или согласия прокурора либо суда на принятие тех или иных мер. Это может быть, например, прекращение дела, заключение задержанного под стражу, освобождение обвиняемого под залог, продление периода его содержания под стражей, обыск и прочее.

Апелляционное рассмотрение

Если стороны не удовлетворены результатом рассмотрения материалов преступного эпизода или размером и характером назначенного наказания, они вправе выполнить обжалование приговора.

Отличительным свойством этапа апелляционного производства является то, что вышестоящая инстанция не проводит судебное следствие, когда поступает жалоба от осужденного (представление прокурора). На этой стадии проверяется правильность решения нижестоящего суда на основе одних материалов дела.

Важный нюанс ступени апелляции указывает на то, что суд второй инстанции не должен выходить за рамки требований, изложенных в ходатайстве. То есть вышестоящий судья не обладает полномочиями запрашивать дополнительные материалы и проводить иные следственные действия.

Результат рассмотрения апелляционной жалобы (представления) может иметь следующие формы:

  • судебный акт остаётся без изменения;
  • приговор отменяется;
  • изменяется размер или характер назначенного наказания.

Апелляционное постановление вступает в законную силу сразу после его вынесения.

Права и обязанности

Прокурор дает письменные указания по каждому уголовному делу. Органы предварительного следствия исполняют эти предписания в обязательном порядке. Однако бывают ситуации, когда сотрудники не согласны с тем или иным указанием. В этом случае у следователя есть возможность передать дело на рассмотрение вышестоящему прокурору. При этом сотруднику необходимо изложить свои возражения в письменном виде.

При признании аргументов убедительными прежние предписания будут отменены вышестоящим прокурором. Если они покажутся недостаточно вескими, то дело будет передано другому сотруднику. Органы предварительного следствия, кроме процессуальной независимости, обладают определенной властью. Они имеют право давать сотрудникам прочих подразделений письменные указания о выполнении оперативно-розыскных мероприятий в рамках конкретного дела, находящегося в производстве. Постановления, которые принимают органы, осуществляющие предварительное следствие, обязательны к исполнению всеми учреждениями, предприятиями, гражданами, должностными лицами, организациями.

Надзорное производство

Конец состязанию сторон наступает в тот момент, когда приговор, каким бы он ни был (оправдательный или обвинительный), вступает в законную силу. В результате обвинитель не может вернуться вновь к вопросу об уголовной ответственности лица, в отношении которого состоялось решение суда. А вот обвиняемый, напротив, имеет право на постановку вопроса о пересмотре приговора в свою пользу. Данный процесс в отечественном уголовном праве получил название «судебный надзор». По сути, он представляет собой что-то наподобие ревизионной проверки вынесенного судебного решения на предмет ошибок.

Оперативно-розыскные мероприятия

Деятельность органов предварительного следствия регламентируется УК. При этом оперативно-розыскные мероприятия опираются на несколько другую законодательную базу. Кроме Федерального Закона от 5 июля 1995 года, регулирование указанной деятельности осуществляется на основании ряда ведомственных подзаконных нормативных актов. Вместе с этим имеют место и некоторые процессуальные отличия. Так, органы предварительного следствия РФ начинают свою работу в рамках дела только после его возбуждения. Оперативно-розыскные мероприятия этим не ограничены. Они могут проводиться и при наличии сведений о подготовке преступления, но без достаточного количества данных для принятия решения о возбуждении дела. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполняться при поступлении сообщений о пропавших без вести лицах или обнаружении неопознанного трупа.

Досудебные стадии

Досудебные стадии уголовного процесса – это первые ступени в определении виновных и привлечении их к ответственности. От того, какая схема досудебного расследования будет использоваться, и как оно будет проводиться, напрямую зависит исход разбирательства в целом. Поводом для проверки информации о совершении преступления является заявление от граждан или определение преступления по факту. Целью досудебного расследования является сбор всевозможных доказательств, подтверждающих факт преступления, установление лиц, которые могут быть причастны к совершению преступления, а также осуществление других процессуальных действий.

Только после того, как соберется определенная база информации и установят состав преступления, можно возбуждать уголовное дело. Требуется отметить, что исключительно при возбуждении уголовного производства, возможно проведения следственных действий и переход на другие стадии судопроизводства.

Стадия заканчивается вынесением постановления о возбуждении уголовного дела или отказом в его возбуждении. Если состава преступления нет, то расследование прекращается.

Вторая стадия – расследование, начинается с проведения дознания, следственных экспериментов и иных процессуальных действий, направленных на полное раскрытие преступления. Все материалы, собранные на первом этапе, начинают проверяться на правдивость – проводиться опрос людей, которые могли быть свидетелями преступного деяния, а также потерпевшего и подозреваемого. Осуществляется оценка действий обвиняемого, рассматриваются обстоятельства, которые способствовали нарушению закона, а также определяется объем доставленного ущерба.

Процедура доказывание вины подозреваемого контролируется прокурором; перед тем, как отправить дело в суд, прокурор обязан проверить материалы дела на наличие ошибок, установить факт правильности проведения дознания. При получении сведений не должна использоваться физическая сила или психическое воздействие, все должно быть сделано согласно установленному законодательству. Вся документация должна составляться по четким образцам. Малейшая ошибка или неточность, служит поводом для возвращения материалов дела следователю на дорасследование и исправление.

Задачей прокурора на этой стадии производства есть также правильное применение статьи закона, которая отображает противозаконное действие. Обвинительное постановление обязательно содержит определенный размер наказания, он должен соответствовать совершенному действию подсудимого и находиться в пределах инкриминируемой ему статьи.

Итоговым решением этой стадии производства есть прекращение дела, составление обвинительного заключения и направление дела на рассмотрения в суд или решение о применении принудительных мер медицинского характера.

Надзор

Система органов предварительного следствия находится в ведомстве прокуратуры. Сотрудники подразделений обязаны выполнять все ее предписания по тому или другому делу. Процессуальный контроль могут осуществлять также начальники непосредственно следственных отделов. Они вправе выполнять проверку материалов дела, давать указания сотрудникам о направлении изучения преступления, производстве необходимых мероприятий, привлечении лиц в качестве обвиняемых, избрании в отношении задержанных меры пресечения, об объеме незаконного деяния и его квалификации. Все предписания передаются в письменном виде. Однако сотрудники могут обжаловать их прокурору. Ведомственный надзор вправе осуществлять также следователи от контрольно-методического отдела вышестоящего подразделения. В ходе рассмотрения дел выполняется и судебный контроль над законностью проводимых мероприятий. Также проверяются жалобы на отказ от возбуждения расследования, прекращении его и прочих действиях (бездействиях) прокурора, следователя или дознавателя, которые могут ущемлять свободы и права сторон судопроизводства или затруднять доступ гражданских лиц к правосудию.

Понятие стадий уголовного процесса

Понятие и система стадий уголовного процесса определяется, как совокупность процессуальных действий, которые образуют самостоятельный этап в уголовном процессе. Основные стадии уголовного процесса можно представить, как своего рода ступеньки на пути к достижению главной цели. Расследование движется именно по этим ступенькам, и, в конечном итоге, происходит судопроизводство.

Стадии уголовного дела необходимы для четкого разграничения действий, связанных с предупреждением и борьбой с преступлениями. Каждая из стадий регулируется правовыми нормами, но они не всегда действуют в обычной жизни, свою силу они приобретают только в судопроизводстве.

Все стадии уголовного судопроизводства включают непосредственные задачи, которые должны быть решены, определенный круг участвующих лиц, наделенных полномочиями. Стадии уголовного производства также состоят из процессуальных действий необходимых для фиксации материалов дела и специфического характера процессуальных отношений, которые возникают между субъектами. Заканчиваются все стадии уголовного процесса УПК принятием какого-либо процессуального решения, именно это решение служит поводом для перехода на новый этап.

Для лучшего понимания темы нередко используется таблица стадий уголовного процесса. В целом рассматривается пять ступеней уголовного производства:

  1. Возбуждение уголовного производства.
  2. Дознание и предварительное следствие.
  3. Предание дела суду.
  4. Судебное разбирательство.
  5. Апелляционное производство.

Понятие и система стадий уголовного судопроизводства существенно упрощается, если классификация будет включать два основных процесса – досудебный и судебный. Досудебный процесс включает:

  1. Возбуждение дела об уголовном преступлении.
  2. Расследование предварительное.

Судебный процесс совмещает в себе:

  1. Подготовку материалов дела для рассмотрения в суде.
  2. Разбирательство в суде первой инстанции.
  3. Разбирательство в судах второй инстанции.

На стадии досудебного расследования основная роль принадлежит следователю и дознавателю, которые должны собрать всевозможные доказательства и свидетельства, подтверждающие вину человека. Ни один гражданин не должен предстать перед судом без наличия веских оснований и подтверждения его вины. На судебной стадии главная роль поручается судье, который обязан изучить материалы дела, проверить на наличие ошибок следствия и вынести честное объективное решение.

Существуют также исключительные стадии уголовного процесса, они заключаются в осуществлении пересмотра приговора, который уже вступил в законную силу. Это вполне самостоятельная стадия уголовного процесса, однако она существует лишь в пределах определенных обстоятельств. Уголовный процесс может возобновляться по вновь открывшимся обстоятельствам или при надзорном судопроизводстве.

Особенности контроля

В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.

При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.

Возвращение материалов

В случае обратного направления судом дела для выполнения дополнительных следственных мероприятий, при возобновлении прекращенного/приостановленного производства срок устанавливается по решению прокурора, который уполномочен выполнять надзор за процессом, — 1 мес. Последующее расширение пределов периода происходит по общему правилу. При возникновении такой необходимости служащий, осуществляющий дополнительные процедуры в рамках преследования, выносит постановление о продлении срока предварительного следствия. Этот акт должен быть направлен руководителю его подразделения не позже пяти дней до дня завершения установленного ранее периода. Кроме этого, служащий обязан известить обвиняемого и его защитника, потерпевшего и представителя о принятом решении.

Права и обязанности прокурора

Действия вышестоящего лица считаются неправильными в случае, если, присутствуя на месте преступления при осмотре или выполнении следственного эксперимента, оно отдает приказания следователю, который, в свою очередь, выполняет только процессуальное оформление действий. Прокурор может вмешиваться в ход процесса тогда, когда следователь допускает какие-либо нарушения уголовных норм и закона, процессуальные ошибки, оставляет невыясненными обстоятельства, имеющие значение для разбирательства по делу.

Если вышестоящим должностным лицом было принято производство на себя в полном объеме, оно несет ответственность за объективность и всесторонность процесса. Прокурор при проверке уголовного дела обращает внимание на качество проведения следствия, его полноту, дает указания, обязательные к исполнению. Однако данные действия не должны ограничивать процессуальную самостоятельность нижестоящего сотрудника. Следователь не может ставиться в такие условия, при которых ему необходимо выполнять предписания вопреки своим внутренним убеждениям.

Случаи, в которых сотрудник может не согласиться с указаниями прокурора, приведены в ст. 36, ч. 3. К ним относят предписания о привлечении гражданина к участию в деле как обвиняемого, объеме обвинения и квалификации преступления, заключении под стражу, выборе меры пресечения, направлении дела в судебную инстанцию или закрытии его. Приведенные действия считаются определяющими при производстве по уголовному преступлению от этапа к этапу. Однако данное не обозначает, что прокурор не обладает правом решать эти вопросы после завершения работы следователя. Согласно ст. 385 УК, после получения дела с обвинительным заключением он может прекратить производство по нему по любым основаниям, приведенным в ст. 83, 84 УК. Прокурор вправе исключить определенные эпизоды из обвинения, применить нормативный акт о менее тяжком правонарушении, принять прочие решения в рамках данного производства. Реализация вышеуказанных мероприятий уже не связана с действием принципа самостоятельности следователя в процессуальном плане. Данные решения вышестоящее должностное лицо принимает вне зависимости от позиции сотрудника, деятельность которого к тому моменту считается завершенной. Прокурор вправе как участвовать в предварительном следствии и дознании, лично в случае необходимости выполнять отдельные мероприятия, так и, возбудив дело либо изъяв его в свое распоряжение, расследовать в полном объеме самостоятельно. Свое участие в мероприятиях, зафиксированное в протоколе, он удостоверяет своей подписью.

Судебная стадия

Понятие подготовительного процесса рассмотрения дела в суде является по сути, тем же изучением доказательств, только уже по факту собранных и систематизированных материалов. Содержание материалов изучается судьей, который будет рассматривать дело на заседании.

Подготовительный этап необходим для того чтобы в полной мере обеспечить сохранность прав и свобод обвиняемого и потерпевшего. Судья определяет правильно и законно ли прокурор выдвинул обвинение. Достаточно ли доказательств для привлечения к ответственности, и может ли вообще обвиняемый отвечать перед законом, в силу своего возраста и психического здоровья.

Если прокурор в полной мере выполнил свои обязанности и соблюдал закон в подготовке дела, то судья принимает его к рассмотрению, об этом выдается соответствующее постановление и назначается дата судебного разбирательства.

Разбирательство в суде первой инстанции происходит с соблюдением всех принципов правосудия. Материалы дела изучаются по существу, допрашиваются стороны, происходят прения, и судья решает, виновен ли конкретный человек в преступлении или нет. Обязательно учитываются смягчающие и отягощающие обстоятельства по делу, поведение подсудимого во время следствия, а также нормы закона, которые были нарушены обвиняемым.

Очень важно отметить, что признание себя виновным не избавляет человека от судебного разбирательства, по сути, это вовсе не имеет значения. Роль играет только его сотрудничество со следствием

Докопаться до сути – виновен или нет – это задача судьи. Если стороны замечают, что судья принимает субъективные решения, они могут на этой стадии требовать его отвода. Иногда ходатайство об отводе, это не более чем уловка, чтобы затянуть вынесение приговора и за время приостановления дела собрать больше доказательств или подкупить новых свидетелей. Итогом судебного разбирательства выступает решение или постановление суда, вступающие в силу на протяжении 10 дней.

Исполнение приговора может быть отсрочено, если стороны не довольны результатом судебного разбирательства. Каждый имеет право опротестовать решение в суде второй инстанции. Подавать заявление могут не только стороны участвующие в процессе, но и прокурор.

Отличие апелляционного суда от районного в том, что он не находит обвиняемых по делу, он исследует правильность вынесения решения судом первой инстанции. Апелляционный суд может оставить приговор без изменений, может отменить его, может изменить или назначить новый, все зависит от конкретной ситуации. Решение суда второй инстанции обязательно к исполнению. Опротестовать его можно только в Верховном или Международном суде, хотя не все дела эти инстанции рассматривают.

Подводя итоги, можно сказать, что значение стадий уголовного процесса очень велико, не только в судопроизводстве, но и во всем уголовном праве. Существование стадий производства на законодательном уровне облегчает осуществление любого уголовного процесса, и помогает контролировать уровень законности в деятельности правоохранительных органов.

Роль структуры

В функции органов предварительного следствия входит охрана государственных интересов, общественного порядка, гражданских свобод и прав. Раскрывая дела, сотрудники службы ведут борьбу с преступностью в целом. Органами предварительного следствия являются подразделения, наделенные исполнительной властью. Их сотрудники стараются делать все, чтобы оставаться достойными доверия гражданского населения. Задачи органов предварительного следствия требуют непрерывного наращивания и взаимодействия существующих правоохранительных служб, а также совершенствования используемых методов работы. Руководство Министерства ВД придает большое значение эффективности и развитию структуры.

Основное внимание в организации следственных мероприятий уделяется повышению мастерства и профессионального уровня сотрудников, их умению качественно и грамотно проводить и организовывать расследования. Благодаря существующей сегодня законодательной базе сфера влияния структуры достаточно широка. Так, на основании подследственности, установленной нормативными актами, сотрудники структуры выполняют предварительное следствие по делам о более чем 70% совершаемых преступлений в стране.

В их числе больше 91% составляют правонарушения экономического характера. Раскрыть многие из этих дел в состоянии только профессионалы высокой квалификации. Сотрудники структуры всегда видят свой долг в способности достойно реагировать на вызов времени, повышать свой уровень, совершенствовать приемы и методы, внедрять достижения научного прогресса в работу. Труд следователей достаточно тяжел. Его значение сложно переоценить, в особенности теперь, когда преступность приобретает более ожесточенный характер, который проявляется зачастую в терроре и насилии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]