1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
Статья 7
Термин «социальное государство» представляет собой характеристику конституционно-правового статуса государства, принцип, предполагающий закрепление в конституции гарантий экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующих обязанностей государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном Законе ФРГ 1949 г.
Статья 7 Конституции является, по большому счету, декларативной. Она провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, отражая, скорее, пожелания авторов текста Конституции, чем существующее положение вещей. Как может называться социальным государство, более половины населения которого находится за чертой бедности или балансирует около этой черты?
Вообще говоря, ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 217А (III) от 10 декабря 1948 г.) также носит декларативный характер:
«Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».
Аналогичные нормы содержатся также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (ст.ст. 10, 11).
Тем не менее, следует отметить, что в определенной степени социально направленная политика в нашей стране осуществляется. Конечно, РФ невозможно сравнить с Советским Союзом, который, пожалуй, был «самым социальным» из всех социальных государств.
Однако некоторая деятельность в этом направлении ведется. Сохранилось официально бесплатное среднее образование (теоретически существует и бесплатное высшее), сохранилась возможность бесплатного получения жилья (опять же, теоретическая), трудовое законодательство восприняло значительную часть норм по продолжительности рабочего времени, охране труда. Установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда (на который не то что прожить, выжить невозможно). Также в качестве социальной политики можно рассматривать борьбу с безработицей. Правда, фактическую оккупацию страны миллионами трудовых (и нетрудовых) иммигрантов трудно расценивать в качестве эффективного средства борьбы с безработицей.
Впрочем, при советской власти не было ни безработицы (скорее ощущалась нехватка рабочих рук), ни иммигрантов. А о бесплатной медицине лучше вообще не вспоминать…
Нельзя сказать, чтобы не велась «государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан», однако размеры такой поддержки явно не соответствуют минимальным потребностям поддерживаемых субъектов.
«Развивается система социальных служб», впрочем, как и вся бюрократическая система.
«Устанавливаются государственные пенсии, пособия», позволяющие людям, всю жизнь трудившимся на благо государства, воевавшим, работавшим в тылу, влачить нищенское существование.
В развитие комментируемых конституционных норм принято большое количество актов федерального и регионального законодательства. В качестве примера можно привести федеральные законы от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; от 02.08.1995
№ 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.
Тем не менее, превращение Российской Федерации в социальное государство вряд ли произойдет в обозримом будущем. Как писал Н.А.Некрасов: «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе…»
Статья 13
Статья 13 Конституции закрепляет один из основополагающих принципов современного демократического общества – идеологическое и политическое многообразие, устанавливая при этом определенные ограничения такого многообразия, направленные на защиту основ конституционного строя и целостности Российской Федерации, безопасности государства, а также направленные против разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
1. Идеология представляет собой систему политических, правовых, религиозных, эстетических, философских взглядов на общество и отношения людей между собой, на перспективы общественного развития. Она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений.
Идеологическое многообразие подразумевает наличие в обществе различных идеологий и их равноправие. Соответственно, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. В политической жизни общества идеологическое многообразие находит свое выражение в наличии разного рода общественных организаций, политических партий и т.п., исповедующих ту или иную идеологию.
Соответственно, гарантией идеологического многообразия служит закрепленный в ч. 3 комментируемой статьи принцип политического многообразия, многопартийности. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.
Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий. Понятие политической партии содержится в ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. №
95. ФЗ «О политических партиях».
Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.
Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных названным законом.
Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.
Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Однако запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, то есть указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии.
Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.
Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях.
Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных
и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.
Создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются.
3. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее – уставные цели).
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения (ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).
Согласно ч. 3 комментируемой статьи общественные объединения равны перед законом. Это означает, что перед законом равны не только общественные объединения – юридические лица, но и общественные объединения граждан, не зарегистрированные в качестве юридического лица.
Равенство общественных объединений представляет собой создание для них равных условий в достижении уставных целей, в осуществлении ими любой не запрещенной законом деятельности, в установлении равных требований государства к общественным объединениям.
Законодательство об общественных объединениях достаточно обширно. Помимо названного закона об общественных объединениях существуют федеральные законы от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 11 августа 1995 г.
№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Федерального закона от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и др.
4. Ч. 5 комментируемой статьи запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
В соответствии со ст.ст. 42 – 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если
в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.
Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественного объединения оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, общественное объединение возобновляет свою деятельность по решению органа или должностного лица, приостановивших эту деятельность. Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности, оно возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.
Основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:
. нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
. неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
. неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Структурные подразделения – организации, отделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения.
Порядок и основания ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом.
Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Основы конституционного строя Российской Федерации
Конституционный строй
— устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.
Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:
- знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
- представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
- понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.
Конституция РФ состоит из:
- вступительной части (преамбулы),
- первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
- второго раздела.
Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.
Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:
- Основы конституционного строя РФ (статьи 1-16).
- Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64).
- Федеративное устройство (статьи 65-79).
- Президент Российской Федерации (статьи 80-93).
- Федеральное собрание (статьи 94-109).
- Правительство Российской Федерации (статьи 110-117).
- Судебная власть и прокуратура (статьи 118-129, за исключением статьи 127).
- Местное самоуправление (статьи 130-133).
- Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137).
Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.
Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:
- приоритет человеческих прав и свобод;
- народовластие;
- полнота суверенитета Российской Федерации;
- равноправие субъектов РФ;
- единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
- экономическая свобода;
- разделение властей;
- гарантии МСУ;
- идеологическое многообразие;
- политический плюрализм (принцип многопартийности);
- приоритет Закона;
- приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
- особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.
Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие
Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.
Купить