СТ 199.1 УК РФ.
1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей.
2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, не исполнившими обязанности налогового агента, полностью перечислены в соответствующий бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Что говорится в Налоговом кодексе
Об ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента предупреждает п. 5 ст. 24 НК РФ. Основанием для этого выступает обнаружение факта нарушения и вступление решения налогового органа в силу (п. 3 ст. 108 НК).
Более подробно о размере наказания налогового агента говорится в ст. 123 НК РФ: если сумма налога не была удержана и/или вовремя не уплачена (либо удержана и уплачена не полностью), то штраф составит 20% от суммы, которую агенту следовало удержать и внести в бюджет (п. 1 ст. 123 НК). Если ранее в течение 1 года лицо уже привлекалось к ответственности за подобное нарушение, штраф увеличивается в 2 раза (п. 4 ст. 114 НК).
Кроме этого, при отсутствии расчета 6-НДФЛ или декларации, например, по НДС, ИФНС вправе заблокировать расчетный счет налогового агента.
Указание в декларации заведомо ложных сведений
Ещё одно уголовно наказуемое налоговое преступление, которое может совершить юридическое лицо, описывается в статье 199 УК РФ как «включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений». Под словосочетанием «такие документы» в данном случае подразумеваются те документы, которые служат обоснованием для исчисления и уплаты налогов.
Чтобы вы лучше понимали, указание каких ложных сведений может привести к привлечению юридического лица к уголовной ответственности, проиллюстрируем данный вид налоговых преступлений примером из судебной практики.
Пример #2
: постановление Президиума Верховного суда республики Татарстан от 3 мая 2022 года № 44-Г-60.
В ходе судебного разбирательства был доказан факт составления руководителем организации фиктивных договоров, на основе которых составлялись счета-фактуры и другие документы бухгалтерского учёта. После этого заведомо ложные сведения из этих документов указывались в налоговых декларациях по НДС и налогу на прибыль.
Важное значение в этом деле имел сам факт умышленного составления фиктивных договоров. Ведь очевидно, что лицо, составлявшее такие документы, вряд ли могло не знать, что это повлечёт за собой указание в декларациях ложных сведений. И как следствие – неуплату налогов.
Итог
: привлечение руководителя организации к уголовной ответственности.
В каких случаях можно избежать наказания
Если у налогового агента-нарушителя имеются смягчающие обстоятельства, сумма штрафа снижается не менее чем в 2 раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).
Читайте также: Ходатайство в налоговую о снижении суммы штрафа
Наказания за несвоевременное удержание и перечисление налога можно избежать полностью, если одновременно выполнить все нижеперечисленные условия (п. 2 ст. 123 НК):
- налоговый расчет в ИФНС сдан вовремя;
- в отчетной форме полностью, без ошибок и занижений налоговой базы указаны все сведения;
- вся сумма налога перечислена в бюджет (вместе с причитающимися пенями) до обнаружения ошибки налоговиками или до того момента, когда назначена выездная проверка.
Налоговый агент может самостоятельно исправить ошибки в отчетности, подав уточненные документы в ИФНС, как только обнаружит неточности в ранее поданных сведениях.
Выплата зарплаты ниже среднеотраслевой
Не все компании могут платить своим работникам высокие зарплаты. Но при выплате среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ возможно включение организации в план выездных налоговых проверок (п. 5 разд. 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]). Сам факт выплаты зарплаты ниже средней по региону не обязательно приведет к назначению выездной налоговой проверки. Но если налоговый агент соответствует еще каким-то критериям отбора для проведения такой проверки или у налоговой инспекции есть информация и о других его нарушениях, то вероятность проверки высока.
Также налоговые органы могут вызвать компанию-налогового агента по НДФЛ для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
А после камеральной проверки инспекция может направить требование о представлении пояснений или внесении исправлений в расчет 6-НДФЛ (п. 3 ст. 88 НК РФ). При установлении факта нарушения после рассмотрения пояснений может последовать решение налогового органа о проведении иных мероприятий налогового контроля с целью выявления возможного занижения налоговой базы (п. 1.7 Приложения к титульному листу № 1.1 к Контрольным соотношениям расчета 6-НДФЛ из письма ФНС России от 23.03.2021 № БС-4-11/[email protected]).
Штрафов или обязанности поддерживать зарплату, равную среднеотраслевой или превышающую ее, закон не устанавливает. Административная ответственность установлена только за выплату зарплаты ниже МРОТ или МЗП в регионе (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ).
Доначисления НДФЛ не зависят от уровня среднестатистической заработной платы. Налог будет доначислен только в случае установления фактов выплаты налогоплательщиком «теневой» зарплаты или выявления каких-либо ошибок, повлекших за собой неполную уплату НДФЛ.
И вызов на межведомственную комиссию по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам налоговому агенту теперь не грозит. Письмом ФНС России от 07.07.2020 № БС-4-11/[email protected] отменены письма ФНС России от 26.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected] и от 19.06.2019 № БС-4-11/[email protected], в которых давались разъяснения о работе комиссий. Ранее налогоплательщиков вызывали для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими НДФЛ и страховых взносов (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, письмо ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected], утратившее силу). Предметом рассмотрения комиссий являлись вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) НДФЛ и страховых взносов. При этом отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежали налогоплательщики – налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особое внимание обращалось на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.
С отменой указанных писем ФНС России в налоговых органах эти комиссии упразднены. Они могут остаться или продолжать формироваться органами местного самоуправления субъектов РФ, поскольку находятся не под руководством налоговых органов.
А налоговые органы перешли на риск-ориентированный подход: деятельность комиссий переведена в форму автоматизированных контрольных соотношений представляемой работодателями отчетности с последующим анализом «налоговых разрывов» и соответствующей работой с налогоплательщиками (налоговыми агентами).
Неисполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ
При выплате доходов работникам и иным физлицам налоговый агент, помимо удержания НДФЛ и перечисления налога в бюджет, должен представлять в ИФНС ежеквартальную форму 6-НДФЛ, а также справку 2-НДФЛ по окончании года по каждому налогоплательщику.
Санкции за нарушения для агентов по НДФЛ следующие:
- При несдаче в ИФНС в установленный срок справок 2-НДФЛ штраф составит 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст. 126 НК РФ).
- Если отчет 6-НДФЛ сдан позже срока, штраф предъявят в сумме 1000 рублей за каждый просроченный месяц, полный или неполный (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).
- При обнаружении в представленных агентом документах недостоверных сведений (допущенных случайно или намеренно), агента оштрафуют на 500 рублей за каждый такой документ (п. 1 ст. 126.1 НК РФ).
- За несвоевременное представление или отказ от представления агентом в ИФНС сведений для осуществления налогового контроля, с должностного лица может взыскиваться от 300 до 500 рублей административного штрафа (ст. 15.6 КоАП).
Основные положения
В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:
правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20.05.13 г. по делу № А27-17528/2012, ФАС Центрального округа от 14.04.06 г. по делу № А14-8935-2005/334/33, ФАС Северо-Кавказского округа от 27.09.05 г. № Ф08-4477/2005–1769А по делу № А32-13142/2005–51/397); письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.12.02 г. по делу № Ф03-А73/02–2/2660); вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2.09.03 г. по делу № А33-20070/02-С3-Ф02-2713/03-С1); представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля над правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 2.05.12 г. по делу № А28-5002/2011, от 28.11.11 г. по делу № А29-2853/2011, ФАС Центрального округа от 28.08.06 г. по делу № А35-9977/05-С18); в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов; исполнять другие обязанности, предусмотренные НК РФ. Например, налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц обязаны сообщать налогоплательщикам о фактах излишнего удержания налога и суммах излишне удержанного НДФЛ, на что указывает п. 1 ст. 231 НК РФ. Причем на такие действия закон отводит налоговому агенту по НДФЛ всего 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Уголовная ответственность
Преступлением считается неисполнение возложенных обязанностей налогового агента в личных интересах. Виды этого преступления включают:
- неисчисление суммы налога;
- неудержание средств с налогоплательщика;
- неперечисление платежей в бюджет.
По закону любое из этих деяний может признаваться налоговым правонарушением. Но неисполнение обязанностей налогового агента образует состав преступления, если оно:
- совершено в корыстных целях;
- есть прямой умысел виновных лиц;
- связано с присваиванием денежных средств в свою пользу и/или в пользу третьих лиц;
- совершено в крупном или особо крупном размере.
Крупный размер – сумма налогов более 5 миллионов руб. за период в течение 3-х лет подряд, при условии, что доля неуплаченных/неудержанных агентом средств составляет более 25%, или свыше 15 миллионов руб. Особо крупный размер, когда доля неудержанных/неуплаченных агентом налогов составила более 50% от общей суммы таких налогов за 3 года (при величине налогов более 15 миллионов руб.), либо в целом равна более 45 миллионов руб. (примечание 1 к ст. 199.1 УК РФ).
Ответственность возлагается на установленное виновное должностное лицо (лиц).
По УК РФ неисполнение обязанностей налогового агента может наказываться значительно строже.
Судебная практика
Камчатским краевым судом был осужден гражданин Бел-в И.Б. за невыполнение обязанностей налогового агента. Размер деяния был квалифицирован как крупный. Мотивом этих действий стали его корыстные побуждения. Бел-в был директором МУП «Жилремсервис» и единоличным исполнительным органом организации.
Свидетели показали, что у предприятия накопилась задолженность перед кредиторами, контрагентами и налоговыми инстанциями. Бел-в говорил, что налоги они выплатят позже, а на текущий момент в приоритете выплаты сотрудникам. Таким образом за период 2014-2016 г.г. образовалась задолженность в бюджет свыше 5 млн рублей (хотя предприятие на тот момент имело денежные средства).
По приговору Вилючинского городского суда Камчатского края Бел-в осужден по части 1 ст. № 199.1 УК РФ к выплате штрафа в размере 120 тысяч рублей. На основании части 3 ст. № 46 УК РФ осужденному предоставляется рассрочка выплаты на десять месяцев с ежемесячной выплатой 12 тысяч рублей.