15K 1 7 мин.
Мобильные телефоны стали для каждого неотъемлемой частью жизни: к ним привязаны электронная почта, учетные записи банков и другие конфиденциальные данные, что делает их одной из главных мишеней злоумышленников. Зная только номер телефона, мошенникам часто удается вынудить жертву самостоятельно заразить свое устройство или передать в чужие руки конфиденциальную информацию.
Фото: Игорь Никитин, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Игорь Никитин, Коммерсантъ / купить фото
Некоторые виды обмана непросто распознать, поэтому необходимо следить за появлением новых схем. Это гораздо эффективнее, чем восстанавливать уже украденные учетные записи.
В июне 2022 года Министерство внутренних дел России перечислило шесть основных видов телефонного мошенничества. Самой популярной схемой признано «фейковое» сообщение о родственнике, который попал в беду.
Родственник в беде
Злоумышленник может представиться потенциальной жертве знакомым, другом, просто случайным свидетелем. После сообщения о том, что кто-то из родных собеседника попал в ДТП или же совершил то или иное правонарушение, преступник передает телефон якобы представителю правоохранительных органов, который подтверждает происшедшее. После давления и запугивания мнимый представитель власти предлагает решить вопрос за определенную сумму денег, которая может достигать и 1 тыс. руб., и $30 тыс. При этом деньги нужно будет передать третьему лицу или же привезти в специальное место.
Проблемы с банковской картой (счетом)
Самые примитивные телефонные мошенничества банковскими картами или счетами рассчитаны на страх человека лишиться денежных накоплений и начинаются примерно одинаково: на телефон приходит СМС от «банка» или мошенники звонят, представляясь его сотрудниками. Информация может быть самой неприятной, например о том, что заблокирована банковская карта или имеется задолженность по кредиту. В лучшем случае для разъяснения ситуации владельцу телефона предлагают позвонить оператору «банка». Те, кто после этого перезванивают, попадают на платный номер и теряют большую сумму со счета мобильника.
Гораздо худшие последствия наступают, если по просьбе «банка» владелец телефона сообщает мошенникам номер карты и её пин-код, пароль от «Личного кабинета» интернет-версии банка, персональные данные и прочую информацию, которую следовало бы держать в секрете. В такой ситуации деньги с банковского счета обманутого абонента действительно бесследно исчезают.
Выигрыш в лотерею
Мошенники также могут звонить по номерам из своей собранной базы, представляясь ведущими радиостанции, и сообщать о выигрыше приза. Часто преступники выдают себя за представителей мобильного оператора. В телефонную трубку они говорят о том, что провели лотерею среди слушателей радиостанции или среди пользователей того или иного мобильного оператора, а звонят, чтобы поздравить с выигрышем.
Затем победителя просят перезвонить по тому или иному номеру, его снова поздравляют, разъясняют все подробности. Для получения приза победитель сперва должен внести залог на определенную сумму, который, как утверждают преступники, будет возвращен в день вручения призов. Однако после перевода денег мошенник исчезает.
Звонок или сообщение на платные номера
Способ телефонного обмана, когда жертва аферы пытается дозвониться на платный номер телефона, по праву считается самой старой и проверенной схемой. Наиболее простое – человеку звонят с незнакомого номера, но звонок резко обрывается или сбрасывается после дозвона. При попытке перезвонить абонент либо получает в ответ длинные гудки, либо «общается» с включенным автоответчиком. И в том, и в другом случае звонок платный, и деньги со счета любопытного владельца мобильника переходят на счета мошенника.
Мошенничество телефонными номерами, за звонки или сообщения на которые придется заплатить, используют очень часто и в самых разных вариациях. К примеру, нечистые на руку люди рассылают СМС с «выгодным» предложением отправить сообщение, чтобы получить на счет некую небольшую сумму «в подарок». Чаще всего тем, кто откликается на это, не только не пополняют счет, но и отправленная СМС обходится в несколько раз дороже суммы предлагаемого «подарка».
Содержание СМС с просьбами позвонить на указанный номер может быть самым разным: мольба помочь больному ребенку, предложение познакомиться, сменить тариф мобильного телефона на более выгодный, приветствия и поздравления от якобы знакомых людей и прочее… Иногда мошенники обращаются к прохожим на улице с просьбой одолжить сотовый телефон, чтобы «позвонить». После одного или нескольких звонков отзывчивый владелец мобильника обнаруживает, что баланс значительно меньше.
Как избежать обмана по телефону
Чтобы не стать жертвой мошенников, стоит не принимать вызовы от незнакомых и скрытых номеров. Можно установить на телефон приложение, которое ищет владельца номера в интернете.
В случае если все же поступил звонок, похожий на мошеннический, можно потянуть время и заставить злоумышленника нервничать — сказать, что ищете карту и «висеть» на телефоне минут десять-пятнадцать. Или завершить разговор фразой «да, это я снимал деньги, все в порядке!». Если преступник поймет, что жертва что-то заподозрила, он просто прекратит разговор и продолжит обзванивать других.
В случае получения сообщения или звонка о происшествии с родственником, знакомым или другом в беде необходимо попробовать связаться с ним через мессенджеры или позвонить ему. Если же на сообщения и звонки человек не отвечает, то нужно проверить, как давно он был в социальных сетях, а также связаться с людьми, которые чаще всего с ним общаются или могут находиться рядом.
При подозрении в том, что кто-то по телефону имитирует голос знакомого или родственника, необходимо задать собеседнику наводящие вопросы, ответ на которые знает лишь тот человек, личность которого ставится под сомнение. Если сообщается, что родственник доставлен в больницу или отделение полиции, тогда нужно уточнить у тех, кто на связи, в каком отделении находится пострадавший.
Узнать телефон мошенников можно по тому признаку, что он слишком подозрителен и не занесен в контакты телефона. После поздравления с победой в лотерее или выигрышем приза необходимо обратиться после звонка в компанию, от лица которой они были представлены: там расскажут, проводилась ли какая-то акция от лица компании или нет.
Если мошенничество осуществлялось при помощи СМС на телефон или звонком, тогда есть возможность «пробить» телефон в поисковике. Зачастую предыдущие жертвы мошенников пишут отзывы на номера, в результате контакта с которыми пострадали. Проверить телефон на мошенничество можно сразу же, как появится свободный доступ к интернету. Никогда не стоит сообщать номер карты, CVV-код, коды из СМС по телефону. Если забыли карточку в общественном месте — заблокируйте ее.
Не указывайте настоящий номер телефона и не расплачивайтесь основной картой на малоизвестных сайтах. Не паникуйте, если вам пишут о блокировке счета. Позвоните в банк по номеру на сайте или на карте.
Сострадание
Особо циничные виды развода строятся на этом качестве человека. Речь о псевдосборах средств на лечение детей, помощь беженцам, пенсионерам, животным. Ко всему этому часто прилагаются душераздирающие текст и фотографии. Мошенники ловко задействуют информационный контекст и нашу эмоциональность: «ну вы же хорошо знаете, как обстоят дела», «помогите сейчас, завтра будет поздно», «чашка кофе — цена жизни» и т. д. Тем самым они ненавязчиво внушают чувство вины, которого у вас не было ещё пять минут назад. Многие отправляют деньги не столько из жалости, сколько от нежелания остаться бездушным в своих же глазах.
Наш совет:
Мы ни в коем случае не призываем перестать оказывать помощь тем, кому она нужна. Просто всегда давайте себе время на раздумье и возможность убедиться, что вы не стали мишенью мошенника.
Что делать, если оказались жертвой телефонного мошенничества
Если все же данные или деньги ушли в руки мошенников, необходимо обратиться в правоохранительные органы и составить заявление в отдел полиции или прокуратуры. Оно должно быть оформлено потерпевшим или его законным представителем (в этом случае придется представить документ, в котором будут все сведения о том, когда и при каких обстоятельствах, а также на каком основании были делегированы полномочия подачи заявления). В таком заявлении необходимо указать, когда было совершено преступление, кто именно его совершил и при каких обстоятельствах.
Вместе с заявлением нужно представить доказательства, а также указать всех свидетелей. Для этого изначально не стоит удалять сообщения и контакты мошенников. Кроме того, в случае, если заявитель уверен, что он не единственный потерпевший от действий конкретных злоумышленников, необходимо указать также, кто еще может пострадать (или сообщить, что круг потерпевших может быть широким или вовсе неограниченным).
Сотрудники правоохранительных органов, к которым попало заявление, в течение десяти дней должны провести проверку и вынести решение о возбуждении уголовного дела. Если дело было возбуждено, лицо, совершившее мошенничество, установлено, проведены все следственные действия, материалы передаются в суд, где заявитель должен подтвердить всю информацию, которая содержалась в заявлении, чтобы отстоять свою позицию.
Обратиться в суд с исковым заявлением о привлечении к ответственности за мошенничество напрямую можно только в том случае, если другие правоохранительные органы отказали в принятии заявления к рассмотрению или в возбуждении уголовного дела, не найдя в заявлении состава преступления.
Телефонная афера считается преступлением и подпадает под действие ст. 159 УК РФ (мошенничество). Для гражданина, в одиночку совершившего телефонное мошенничество, статьи Уголовного кодекса РФ предусматривают в качестве наказания штраф, исправительные работы или, в зависимости от масштаба совершенного преступления и причиненного ущерба, реальный срок тюремного заключения до двух лет. Для группы мошенников, соответственно, и суммы штрафов, и сроки наказания существенно выше.
Неоконченное преступление
Если абонент проигнорировал требования злоумышленника, телефонное мошенничество считается неоконченным и квалифицируется как приготовление к преступлению. В таких случаях ответственность предусмотрена лишь за подготовку к тяжким и особо тяжким преступлениям (ст. 30 УК). Их квалифицирующие признаки:
- вымогаемая сумма превышает 250000 р.;
- предметом преступления является жилое помещение;
- злоумышленники действовали в составе организованной группы;
- подготовка осуществлялась с использованием служебного положения.
Наказание за приготовление не может превышать половину максимального срока (штрафа), предусмотренного за оконченное преступление. Подробнее о покушении на мошенничество вы можете узнать в этой статье https://lexconsult.online/7115-pokushenie-na-moshennichestvo-stati-uk-rf-stadii-mery-nakazaniya
Административное наказание
Мошенничество квалифицируется по ст. 7.27 КоАП о «Мелком хищении», если:
- Отсутствуют отягчающие обстоятельства.
- Присвоенная сумма не превышает 2500 р.
Ст. 7.27 КоАП содержит два пункта.
Пункт 1 Если похищенная сумма не превышает 1000 р., наказание составит:
- штраф в размере от 1000 до 5000 р.;
- арест, максимальный срок которого составляет 15 суток;
- обязательный труд в течение не более 50 ч.
Пункт 2 Если размер присвоенных средств составляет более 1000 р., но не превышает 2500 р., назначается:
- штрафное взыскание величиной от 3000 до 12500 р.;
- заключение под арест на срок от 10 до 15 дней;
- работы обязательного характера на срок до 120 ч.
Как не попасться на уловки телефонных мошенников — смотрите видо ниже:
Положения УК РФ
Лучшей защитой от мошенника является информированность. Зная о преступных схемах, гражданин быстро распознает неладное и прекратит разговор. Однако положить трубку – это не лучший выход из ситуации. Таким образом потенциальная жертва избежит проблем, но мошенник останется безнаказанным, а соответственно, сможет обмануть других людей или же разработать новый план по выманиванию денег у честных граждан.
Поэтому многие жители нашей страны задумываются о том, как привлечь телефонных аферистов к уголовной ответственности. В УК РФ есть статья 159, которая предусматривает наказание за мошенничество. Таким образом, совершив хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием, преступник может получить солидный штраф или даже тюремный срок.
Рассмотрим типичный пример злоупотребления доверием. Злоумышленник звонит пожилым людям, представляясь сотрудником полиции. Далее он говорит, что сын или внук жертвы совершил какое-то правонарушение, и что ему грозит серьезное наказание. Но вопрос можно решить быстро, для чего нужны деньги. Поскольку звонок совершается посреди ночи, то жертву удается застать врасплох. Как правило, пожилая женщина или мужчина переводит деньги на счет злоумышленника.
За подобные действия телефонному аферисту может грозить до 5 лет лишения свободы. Причем чаще всего преступление совершается группой лиц, что является квалифицирующим признаком, а потому способствует ужесточению наказания.
Если действия злоумышленников привели к крупному ущербу (более 250 тысяч рублей), то срок лишения свободы может составить до 6 лет. При мошенничестве в особо крупных размерах (более миллиона рублей) преступник может получить до 10 лет тюрьмы.
Акт первый: невидимый перевод и украденные паспортные данные
Началась история банально: со звонка на мобильный. Звонящая, явно работая по сценарию, представилась сотрудницей одного известного банка (пусть будет «банк А») и сообщила, что по моему счету провели операцию — перевели 8000 рублей некоему Н. Можно было бы бросить трубку сразу, но «сотрудница» ничего от меня не требовала, а номер не выглядел подозрительным. Я продолжила разговор и узнала, что якобы мой лицевой счет скомпрометирован и паспортные данные попали к мошенникам.
Я проверила операции по приложению — переводов не было. На это у девушки был готов ответ — операция не будет видна в приложении, потому что совершена с лицевого счета, а не с карты, а лицевой счет один для всех продуктов в банке.
В итоге я проговорила с ней минут 20, и за это время у меня не возникло никаких подозрений: личные данные и пароли так и не спрашивали, CVV не уточняли. Зато убедительно рассказывали, как будут проверять отделение банка, куда я недавно ходила, и убеждали, что на сумму остатка по моим счетам дадут страховку.
Вместе мы «составили обращение» об утечке паспортных данных. Здесь начинается самое интересное: звонящая предупредила, что ей нужно сообщить в другие банки, где у меня есть счета, ведь паспортные данные одни на всех. Я честно назвала еще два банка, услугами которых пользуюсь.