1. Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.
В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя). 2. Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени.
Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя.
3. Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния. 4. Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается.
Имя физического лица или его псевдоним могут быть использованы с согласия этого лица другими лицами в их творческой деятельности, предпринимательской или иной экономической деятельности способами, исключающими введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан, а также исключающими злоупотребление правом в других формах.
5. Вред, причиненный гражданину в результате нарушения его права на имя или псевдоним, подлежит возмещению в соответствии с настоящим Кодексом.
При искажении имени гражданина либо при использовании имени способами или в форме, которые затрагивают его честь, умаляют достоинство или деловую репутацию, гражданин вправе требовать опровержения, возмещения причиненного ему вреда, а также компенсации морального вреда.
Комментарий к Статье 19.2 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного принуждения посредством опечатывания уполномоченными должностными лицами определенных предметов. Правовую основу данных отношений составляет установленный порядок опечатывания данных предметов.
2. С объективной стороны данное правонарушение имеет форму действия и выражается в повреждении или срыве печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом. Под данное деяние не подпадают действия, предусмотренные ст. 11.15 настоящего Кодекса, «повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования» и ст. 16.11 «уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение либо утрата таких средств идентификации».
3. С субъективной стороны это умышленное правонарушение.
4. Субъектами правонарушения выступают индивидуальные субъекты права (граждане и должностные лица).
5. Составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, должностные лица органов внутренних дел, должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора, должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии.
Статья 19.2. КоАП РФ. Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы)
1. Комментируемая статья предусматривает ответственность как граждан, так и должностных лиц, устанавливает административные наказания за нарушение мер по сохранности имущества, принимаемые уполномоченными должностными лицами.
Возможность применения уполномоченными должностными лицами в качестве таких мер опечатывания (опломбирования) помещений, предметов предусматривается в ряде законодательных и иных нормативных правовых актов РФ. В частности, ст. 74 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ устанавливает обязанность грузоотправителя опломбировать загруженные трюмы судов, контейнеры с грузами. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза, прибывшего в порт назначения в исправных грузовых помещениях с исправными пломбами отправителя.
Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. и доп.) устанавливается, что пустые переносные и стационарные ящики для голосования опечатываются печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются). Федеральный закон от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (с изм. и доп.) предусматривает право должностных лиц органов государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением опечатывать помещения постоянного или временного хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, продукции из них, рабочих мест, транспортных средств в случаях выявления нарушений установленного порядка получения, расходования, учета и хранения этих ценностей, сбора их лома и отходов.
2. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с установлением порядка деятельности уполномоченных должностных лиц по сохранности материальных ценностей и их права опечатывать (опломбировывать) места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей.
3. Объективную сторону комментируемого правонарушения составляет действие, повлекшее умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной правомочным должностным лицом с целью сохранности имущества, недопущения его дальнейшего использования, в том числе и в связи с арестом имущества и во избежание иных отрицательных последствий. Как правило, при опечатывании (опломбировании) применяются номерные печати и пломбиры, позволяющие идентифицировать соответствующее должностное лицо.
Действие данной статьи не распространяется на специальные составы административных правонарушений, предусматривающие административные наказания за нарушения пломб при транспортных перевозках (ч. 2 ст. 11.15) и при уничтожении, повреждении, утрате либо изменении средств идентификации, примененных таможенным органом (ст. 16.11).
Следует учитывать, что уничтожение, повреждение печатей, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, квалифицируются как преступление (ч. 1 ст. 325 УК РФ).
4. Субъект данного административного правонарушения — физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, либо должностное лицо.
С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется прямым умыслом (ч. 1 ст. 2.2). Оно не может быть совершено по неосторожности.
5. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
Комментарий к статье 19 ГК РФ
1. Имя гражданина, которому посвящена ст. 19 и под которым он приобретает и осуществляет права и обязанности, — важнейшее правовое средство его индивидуализации. Оно включает фамилию, собственно имя и отчество: первые два элемента обязательны, третий может отсутствовать согласно указанию закона или национальному обычаю. Собирательным является и право на имя, объединяющее: а) право иметь имя; б) право изменить имя; в) право самостоятельно использовать имя, приобретая под ним права и обязанности; г) право разрешать другим лицам выступать от своего имени в качестве представителей; д) право на защиту имени.
2. Ребенок получает имя при рождении по соглашению родителей, фамилию — по фамилии родителей (а если они имеют разные фамилии, ему присваивается фамилия отца или матери по соглашению между ними, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ), отчество — по фамилии отца, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ или не основано на национальном обычае. Разногласие между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка разрешает орган опеки и попечительства. Если отцовство ребенка не установлено, имя ребенка определяет мать, он также получает ее фамилию, а отчество — лица, записанного по указанию матери в качестве его отца (п. 3 ст. 51, п. п. 2 — 5 ст. 58 СК). Имя и (или) фамилия ребенка до достижения им возраста 14 лет могут быть изменены согласно ст. 59 СК.
Имя, фамилия и отчество ребенка могут быть изменены также в связи с его усыновлением, при этом изменение фамилии, имени и отчества усыновленного, достигшего возраста 10 лет, возможно только с его согласия, кроме случаев когда до подачи заявления об усыновлении ребенок уже проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем. При отмене судом усыновления одновременно решается вопрос, сохраняются ли за ребенком присвоенные ему в связи с усыновлением имя, фамилия и отчество, при этом для их изменения принципиально согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет (ст. 134, п. 3 ст. 143 СК). Имя ребенка указывается в свидетельстве о рождении и с достижением им 14 лет вносится в паспорт. Гражданин, достигший 14 лет, может самостоятельно изменить один, два или все элементы имени согласно ст. 58 Закона об АГС с сохранением при этом всех прав и обязанностей, приобретенных им под прежним именем; он также обязан принимать меры для уведомления своих должников (лиц, в отношении которых он имеет права требования) и кредиторов (лиц, перед которыми он несет обязанности) о перемене своего имени и несет риск отсутствия у этих лиц сведений о перемене его имени. Перемена имени дает гражданину право на внесение изменений в другие документы, оформленные на прежнее имя (п. 2 ст. 19). Имя, полученное при рождении, и перемена имени — подлежащие регистрации акты гражданского состояния (п. 3 ст. 19, ст. 47 ГК).
Гражданин может в случаях и в порядке, предусмотренных законом, пользоваться вымышленным именем (псевдонимом) (абз. 2 п. 1 ст. 19), закон может разрешать выступать без указания имени (анонимно). Так, закон, устанавливая право автора произведения использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под псевдонимом или анонимно (право на имя), в двух последних случаях считает его представителем, как правило, издателя, уполномоченного защищать права автора и обеспечивать их осуществление до тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (ст. 1265 ГК).
3. В ст. 19 допустимым случаям использования псевдонима (абз. 2 п. 1) и осуществления права на перемену имени (п. 2) противопоставлены недопустимые случаи приобретения прав и обязанностей под именем другого лица (п. 4). Запрет сопряжен с тем, что право на имя — нематериальное благо, не отчуждаемое и не передаваемое иным образом (п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 150 ГК). Гражданин не может приобретать права и обязанности под чужим именем для себя, но вправе совершать действия от имени другого гражданина как его представитель по закону (договору) и с возникновением правового эффекта на стороне представляемого (абз. 1 п. 1 ст. 28, п. 2 ст. 29, абз. 1 п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 971, абз. 3 п. 1 ст. 1005 ГК); если же гражданин действует от имени другого лица при отсутствии полномочий или с их превышением, сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, однако последующее ее одобрение представляемым порождает для него правовые последствия по данной сделке с момента ее совершения (ст. 183 ГК, см. также гл. 50 ГК). Но даже с учетом этой оговорки установленный в п. 4 ст. 19 запрет сформулирован в общем виде и охватывает разные ситуации: использование чужого имени может быть без ведома или с ведома его обладателя, для приобретения прав и обязанностей, которые могут быть гражданскими и иными, может использоваться сделка или иное основание, а само приобретение может быть разовым или постоянным, нарушитель может действовать из корысти, мести, шутки, стремления скрыться и др., а потерпевшим могут быть обладатель имени, третье лицо (например, контрагент по сделке), государство, сочетания этих лиц. Во всяком случае, п. 4 ст. 19 имеет в виду сознательное использование гражданином чужого имени, а значит, обманное приобретение прав и обязанностей для себя. Недопустимость приобретения прав и обязанностей под чужим именем исключает правовые последствия (кроме специальных, вплоть до уголовных, — см., например, ст. 327 УК). Совершенная в связи с нарушением п. 4 ст. 19 сделка должна рассматриваться по ст. 168 ГК, а в соответствующих случаях — по ст. 169 ГК, но если единственный потерпевший от обмана — контрагент лица, использовавшего при совершении сделки чужое имя и выдававшего себя за другого (что для потерпевшего может быть существенным, например в условиях фидуциарности данной сделки), обращаться следует к ст. 179 ГК.
4. Право на имя — защищаемое гражданским законодательством нематериальное благо (п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 150 ГК). Вред, причиненный гражданину в результате неправомерного использования его имени, возмещается согласно ГК (ст. 151 и гл. 59). А поскольку от этого могут страдать и другие нематериальные блага — честь, достоинство, деловая репутация (что само по себе свидетельствует об их взаимосвязанности), — могут применяться специальные правила ст. 152 ГК (п. 5 ст. 19) (подробнее см. Постановление ВС N 3).
Комментарий к ст. 19.15 КоАП
1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации гражданином права на свободу передвижения, права на выбор места жительства и места пребывания.
2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.15, выражается в проживании по месту жительства или по месту пребывания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Правовой статус паспорта гражданина РФ регламентирован Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». Основные положения регистрации по месту пребывания или по месту жительства закреплены в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».
3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 19.15, состоит в допущении лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущении гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, установлен Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».
4. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные статьей 19.15, являются умышленными.
5. Субъектом правонарушения, предусмотренного частью первой данной статьи, выступают граждане, частью второй — должностные лица и граждане.
6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.15, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел.