Статья 211 УК РФ. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

СТ 211 УК РФ.

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона — наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) утратил силу; в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия; г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, — наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарии к статье 211

Общественная опасность состоит в нарушении контроля за передвижением транспорта, что влечет за собой возможность аварий.

Комментарии к статье:

  • Объект – отношения по безопасности порядка перемещения для граждан по воздуху, воде, железной дороге.
  • Объективная сторона – угон, захват судна или состава. К ним могут относиться вертолет, самолет, теплоход, судно, баржа, танкер, катер, подводная лодка, вагон, локомотив.
  • Угон – завладение судном, перемещение его из одного места в другое, которое выбирается субъектом. Угон окончен в момент передвижения судна. При пересечении границы происходит дополнительная квалификация по 322 статье.
  • Захват – установление над судном контроля, который дает возможность незаконно распоряжаться по усмотрению виновного. Захват окончен в момент установления контроля над судном.

Угон и захват квалифицируются по 1-й части статьи, имеют ненасильственный характер или могут осуществляться с применением неопасного насилия (побои, физическая боль) или угрозой его применения в любой форме.

Мотивы для квалификации цели не имеют. Они могут быть личными, хулиганскими, националистическими, политическими. Захват всегда осуществляется с целью последующего угона. При удержании лиц на судне в качестве заложников проводится дополнительная квалификация по 206 статье. Угон с целью завладения имуществом на борту квалифицируется по 227 статье.

Субъект – вменяемое лицо старше 16 лет. Во второй части статьи предусмотрены квалифицирующие признаки: сговор лиц, насилие или угроза его применения, опасного для жизни, применение оружия. Под последним понимается использование оружия по назначению. Применение предметов в качестве оружия предполагает использование для нанесения повреждений потерпевшему.

В 3 части установлены особо квалифицирующие признаки – организованная группа, смерть по неосторожности или тяжкие последствия. Если погибли члены экипажа или пассажиры

Судно выведено из строя, уничтожен перевозимый груз, то преступление имеет 2 формы вины. При наступлении умышленной смерти человека требуется дополнительная квалификация по 105 статье.

В первой части статьи описаны тяжкие преступления, во 2, 3 и 4 – особо тяжкие. Угон без захвата – когда судно уводится без экипажа или машиниста, средство угоняется сами экипажем, посторонними лицами по договоренности с машинистом.

Воздушное судно – аппарат, который движется за счет взаимодействия с воздухом. Водный транспорт – плавучее сооружение, которое перевозит людей и грузы. Железнодорожный состав – все виды состава для передвижения по железнодорожным путям. К нему также могут относиться открытые платформы, дрезины, цистерны, но не трамвай.

Объективная часть

Согласно положениям ст. 211 УК РФ, она выражается в угоне или захвате железнодорожного состава, водного/воздушного судна.

Угоном называют самовольное противоправное перемещение ТС. При квалификации деяния по ст. 211 УК РФ расстояние, на которое было осуществлено перемещение, значения не имеет.

Захватом считается незаконное установление контроля над ТС, в результате которого возможность его перемещения зависит от усмотрения и воли злоумышленника. Виновный при этом может управлять транспортом лично или понуждать экипаж, пассажиров или иных лиц выполнять его указания, применяя угрозы или физическое насилие.

Предотвращение угонов

Личный досмотр пассажиров

На воздушных судах на большинстве коммерческих авиалиний устанавливаются в кабинах самолётов бронированные двери. В ряде государств (например: Великобритания, США, Канада, Франция, Австралия) на некоторых рейсах присутствуют вооружённые сотрудники служб воздушной безопасности в штатском, которые могут обезвредить захватчиков, и часто называемые «воздушными маршалами» (пример: агенты Федеральной службы воздушных маршалов США).

Существуют предложения оборудовать самолёты автономной системой пилотирования и посадки, которая в случае захвата полностью отключала бы управление из кабины.[3] (Но такая система в условия существования киберпреступности решая одну проблему безопасности воздушного суда, порождает другую — потенциально увеличивает возможность угона воздушного судна посредством компьютерно-сетевого взлома компьютерного ядра самолета.)

Немалую роль в предотвращении угонов играют службы безопасности аэропортов. Ведётся постоянная видеозапись и проводится анализ биометрических данных пассажиров. Во избежание пронесения на борт огнестрельного и холодного оружия, а также иных опасных предметов, все пассажиры проходят через металлодетекторы, а багаж проверяется на рентгеновских сканерах. В Израиле багаж проверяют в декомпрессионных барокамерах на наличие детонаторов, срабатывающих при понижении атмосферного давления. Также ведутся «» террористов и прочих лиц, представляющих опасность для авиации.

Посягательство на жизнь при угоне/захвате

Субъективная часть при наступлении смерти потерпевшего по неосторожности либо других тяжких последствий характеризуется виной в двух формах.

В первую очередь, это прямой умысел. Он относится к действиям. Дополнительная форма — неосторожность (небрежность либо легкомыслие) – относится к последствиям, которые наступили в результате действий виновного.

Посягательство на жизнь в процессе захвата/угона в рамках ст. 211 квалифицируется по совокупности со статьями 105, 277, 317, 295, в зависимости от того, кто стал потерпевшим.

Комментарий к статье 211 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Предметом преступления являются:

1) суда воздушного транспорта;

2) суда водного транспорта;

3) железнодорожный подвижной состав.

Воздушное судно – летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолет, вертолет, планер, дирижабль, воздушный шар и другие летательные устройства).

Судно водного транспорта (морские, речные и озерные суда) – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства для перевозок по воде (под водой) людей и грузов (теплоходы, корабли, паромы, морские яхты), а также суда специального назначения (буксирные, научные, добывающие и др.).

Не являются предметом преступления, предусмотренного ст. 211 УК, гребные весельные шлюпки и иные плавсредства, приводимые в движение за счет мускульной силы человека. Завладение такими предметами в целях обращения их в свою пользу или в пользу других лиц подлежит квалификации как хищение чужого имущества. Железнодорожный подвижной состав – локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями:

а) угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава;

б) захват такого судна или состава в целях угона.

Угон – неправомерные самовольные действия по перемещению судна или состава с места их нахождения. Угон возможен и без предшествующего захвата транспортного средства (например, когда угон совершается самим экипажем или машинистом).

Захват – противоправное насильственное установление контроля над указанными транспортными средствами с целью угона. Захват предшествует угону и осуществляется с применением насилия, неопасного для жизни или здоровья, или угрозы применения такого насилия (ч. 1 ст. 211 УК). Потерпевшими могут быть члены экипажа, машинист, пассажиры, а также иные лица.

Угон и захват воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, выступающие в качестве способа совершения иных преступлений (например, государственной измены, захвата заложников, незаконного пересечения Государственной границы), квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных соответственно ст. 211 УК и ст. ст. 275, 206, 322 УК.

3. Преступление имеет формальный состав и является оконченным с момента совершения соответствующих действий.

Угон является оконченным преступлением с момента отъезда или перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось, либо изменения курса. Как покушение на угон транспортного средства следует рассматривать действия лица, пытавшегося взломать замки и системы охранной сигнализации, завести двигатель либо с целью угона начать движение, если действия этого лица были пресечены или по иным не зависящим от него обстоятельствам ему не удалось реализовать преступный умысел.

Захват считается оконченным с момента, когда виновное лицо устанавливает контроль над транспортным средством либо его экипажем и получает возможность распоряжаться им по своему усмотрению.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. При совершении деяния в форме захвата обязательным признаком субъективной стороны является цель угона судна воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава.

5. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 211 УК) характеризуется совершением этого преступления: а) группой лиц по предварительному сговору – п. “а” (см. комментарий к ч. 2 ст. 35 УК); в) с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия – п. “в” (см. комментарий к п. “в” ч. 2 ст. 126 УК); г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, – п. “г” (см. комментарий к п. “г” ч. 2 ст. 126 УК).

7. Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 211 УК) характеризуется:

а) совершением преступления организованной группой (см. комментарий к ч. 3 ст. 35 УК);

б) причинением по неосторожности смерти человеку (см. комментарий к ст

109 УК) или иных тяжких последствий.

Иные тяжкие последствия означают: причинение вреда здоровью, уничтожение или повреждение транспортных средств, дезорганизацию работы транспорта на длительный срок и т.п.

Особо квалифицирующие признаки

Если деяния, ответственность за которые устанавливается частями первой и второй ст. 211 УК РФ, совершены лицами в составе организованной группы либо повлекли гибель человека по неосторожности, равно как и другие тяжкие последствия, виновным грозит тюремное заключение на 8-15 лет. Дополнительно по усмотрению суда может вменяться ограничение свободы на 1-2 г.

В ч. 4 ст. 211 УК РФ предусмотрены санкции за указанные выше деяния, сопряженные с совершением теракта или другим видом террористической деятельности. Виновные в этом случае наказываются тюремным заключением на 15-20 лет с дополнительным ограничением свободы на 1-2 г. либо лишением свободы пожизненно.

Что показывает судебная практика по данной статье

Судебная практика по статье минимальная, так как сложно угнать и захватить такие большие судна или локомотивы.

Примеры дел:

  1. Гражданин Г., будучи машинистом поезда, решил угнать вагон и продать его, получить денежное вознаграждение. Он подготовил план, действовал в одиночку, но очень продуманно. В результате вагон удалось угнать, но продать не получилось. Преступника заметила дорожная полиция, которая посчитала странным, что перевозится лишь один вагон. Г. арестовали, представили к суду. По его решению преступник получил 6 лет колонии.
  2. Гражданин Е. решил захватить самолет с целью его угона и вылета из страны. Он продумал план, сделал взрывное устройство, которым собирался угрожать членам экипажа. Уже в воздухе он потребовал изменить курс маршрута, ему подчинились., при прилете в другую страну его удалось схватить и обезвредить, никто не пострадал. За попытку угона и теракта его приговорили к пожизненному лишению свободы.
  3. Гражданка Ш., будучи нетрезвой, прогуливалась около пляжа, где увидела яхту. Пробравшись на нее незаметно, она сумела завести судно и вывести его в море. Ее заметила береговая полиция, которая поняла, что произошел угон. Ш. сумели догнать, вынудили сдаться. Ее приговорили к условному лишению свободы и штрафу.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 211?

Чаще статья выносит обвинительные решения, но применяется крайне редко. В 2022 по ней проходило всего 2 дела, и оба по первой части. 1 человека лишили свободы, второй получил условно.

Что чаще всего является отягчающими и смягчающими обстоятельствами?

Отягчить меру наказания может совершение преступления по сговору, с применением насилия или оружия, организованной группой, с целью теракта. Смягчающие обстоятельства рассматриваются из общего списка для каждого случая в отдельности.

Субъективная часть

Она характеризуется прямым умыслом виновного. Преступник понимает, что действия, которые он совершает, противоправны, угон/захват приведут к негативным последствиям для экипажа или пассажиров, и желает их наступления.

Для субъективной стороны захвата одним из обязательных признаков является цель – угон. При этом мотивы, по которым совершается преступление, при квалификации не имеют значения.

Конечная цель может быть любой. К примеру, угон/захват направлен на совершение теракта, незаконное пересечение Госграницы, хищения груза, находящегося на судне/в ж/д составе, контрабанды и пр. При выявлении признаков других преступлений деяние квалифицируется по ст. 211 УК РФ и соответствующей нормы Кодекса в совокупности.

Субъектом преступления является 16-летнее вменяемое физлицо.

Известные случаи

Вторая мировая война

  • Побег группы Девятаева

Холодная война

  • Операция «Пенициллин» — угон истребителя МиГ-21 из Ирака в Израиль
  • Побег Беленко — угон новейшего истребителя Миг-25 в Японию
  • Зуев, Александр Михайлович — капитан ВВС СССР, в 1989 году совершил угон истребителя МиГ-29 в Турцию. Получил политическое убежище в США.
  • Список лётчиков-перебежчиков периода Холодной войны

Гражданские беглецы из СССР

Основная статья: Угоны самолётов в СССР

  • Ленинградское самолётное дело — 15 июня 1970 года, попытка группы советских евреев-отказников захватить пассажирский самолёт с целью побега из СССР.
  • Угон самолёта Ан-24 в Турцию (1970) — первый в СССР успешный угон самолёта. Совершён Пранасом Бразинскасом и его сыном Альгирдасом 15 октября 1970 года с целью бегства из СССР.
  • Группа И. К. Церетели — захват самолёта в Тбилиси с целью бегства из СССР.
  • Семья Овечкиных — многодетная семья из Иркутска, захватившая 8 марта 1988 года самолёт Ту-154 с целью побега из СССР.

Послесоветское время

(иногда именуемые просто 9/11)— серия четырёх координированных самоубийственных террористических атак, совершённых в Соединённых Штатах Америки членами террористической организации «Аль-Каида».

Понятия и статистика

В указанной уголовной статье фигурирует всего 5 основных понятий, входящих в структуру предмета нарушения и его объективной стороны.
Водный — вид транспорта, используемый в целях перемещения по различным видам водоемов (над водой или под водой), пассажиров, объектов, относящихся к грузам и прочего, и который приводится в движение различными видами тяги (двигателем или ветром).

Сюда также можно отнести:

  1. Баржи с паромами.
  2. Разные виды плавучих сооружений.
  3. Подводные лодки.

Подобный транспорт может иметь различное назначение: исследовательское, спортивное, строительное и т. д.

Преступления совершаются на воздушном транспорте, следовательно, нужно рассмотреть и это понятие.

Воздушный — один из видов транспортных средств (летательных устройств), используемых в целях перемещения пассажиров (разных грузов), приводящихся в движение двигателями, силой воздушных потоков, выталкивающей силой газовых потоков.

К авиатранспорту также относят:

  1. Дирижабли.
  2. Воздушные шары.
  3. Мотодельтапланы.

Назначение его также может быть различным.

Железнодорожный подвижный состав — одно из средств передвижения, перемещающееся на рельсах, используемое для грузоперевозок, перевозок пассажиров, в строительных целях.

К нему отнесен и иной состав, предназначенный для надлежащего функционирования железнодорожной инфраструктуры, выполнения указанных видов ж/д перевозок:

  1. Вагоны.
  2. Электро -, или автодрезины.
  3. Мото-, тепло-, электровозы.

Угон — способ противоправного завладения указанными объектами, соединенный с насилием или без такового, примененный в период стоянки объекта или движения его по установленному маршруту, с дальнейшим использованием его угонщиком по маршруту следования или вне его.

Вид завладения относится к каждой разновидности транспорта: совершение угона преступниками воздушного суда, угон злоумышленниками железнодорожного состава, или угон ими водного транспорта — во всех трех случаях способ завладения один.

Расстояние перемещения угнанных средств передвижения роли не играет.

Захват преступниками воздушного, водного судна, состава — незаконное обеспечение контроля указанными видами транспорта, с использованием насильственных действий и без таковых, в ходе остановки или движения средства по заданному маршрутом пути.

Захват предполагает контроль над захваченным судном (составом), при котором дальнейшее его передвижение определяет сам угонщик, самостоятельно управляющий им, или принуждающий сделать это путем угроз или применения насильственных действий, пассажиров, представителей экипажа, прочих лиц. Выполнение по указанию угонщика иных действий в отношении захваченного объекта, также входит в понятие захвата. До угона обычно выполняют захват.

Бывают и ситуации, когда все ограничивается только угоном, без захвата:

  • если преступниками являются посторонние лица, угоняющие пустое средство передвижения (в отсутствие экипажа, машиниста состава или представителей охраны);
  • когда угонщиками становится машинист или кто-то из экипажа, обслуживающего средство;
  • за угон ТС ответственны сторонние лица, вступившие в сговор с машинистом, кем-то из охраны или экипажа.

Статистика указывает лишь на незначительное количество фактов совершения таких преступлений за последнее время. Отдельные дела поверхностно затрагивают статью, но только при наличии подозрений о возможном совершении акта терроризма.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]