Статья 183. Основания и порядок производства выемки

Выемка документов и предметов у налогоплательщика в ходе выездной проверки ФНС когда-то считалась нонсенсом, случаем из ряда вон выходящим. Надо было очень постараться, чтобы дело дошло до выемки, например, всячески препятствовать проведению проверки. Сейчас же эта мера налогового контроля применяется все шире. А согласно недавним пояснениям ФНС, выемка может осуществляться не только у налогоплательщика, но и у его контрагента.

Согласно статьи 94 Налогового Кодекса РФ под названием «Выемка документов и предметов» (раздел «Налоговый контроль»), во время выездной налоговой проверки налоговая инспекция имеет право на выемку документов и предметов, имеющих отношение к проводимой проверке. Цель выемки фискальной службой сформулирована так: подтвердить достаточными доказательствами нарушение налогового законодательства.

Для перехода на электронный документооборот необходимо заключить договор с оператором ЭДО и получить электронную подпись на сертифицированном носителе.

Подберем оптимальный тариф ЭДО

Оценить риск проверки ФНС поможет СБИС Финансовый анализ. СБИС вовремя уведомит обо всех сообщениях из налоговой, проанализирует налоговую нагрузку, поможет выбрать оптимальную систему налогообложения. Кроме того, проведет комплексный анализ финансового состояния предприятия.

Выемка незаконна без постановления.

Выемка документов — процесс не спонтанный. Ситуация, когда инспектор во время выездной проверки решил в одночасье произвести выемку, невозможна. Выемка документов во время выездной налоговой проверки проводится на основании постановления, заранее выписанного и завизированного руководителем налоговой инспекции (или его заместителем) и налоговым инспектором, отвечающим за конкретную выездную налоговую проверку. Если постановление не завизировано указанными должностными лицами, то оно может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе и в суде.

Постановление должно в обязательном порядке содержать указание причины, по которой проводится выемка документов – так называемую мотивировочную часть.

Что должно быть указано в Постановлении:

  • дата;
  • фамилия, имя, отчество, должность инспектора, который вынес постановление, наименование налогового органа;
  • полное наименование организации-налогоплательщика, в которой проводится выемка документов;
  • ИНН и КПП налогоплательщика;
  • причина выемки документов. Согласно НК, выемка должна иметь мотив (обоснование). Причем, обоснование должно быть достаточными. Оно должно содержать факты и обстоятельства, указывающие на то, что налогоплательщик имеет намерение уничтожить, спрятать, изменить или подменить документы.
  • описание изымаемых документов (допускается обобщенное описание);
  • дата, подпись и инициалы ответственного лица организации-налогоплательщика, которому передано постановление. Если его получает представитель, должно быть указано, на основании какого документа он имеет данные полномочия.

Нередко у налогоплательщиков возникает вопрос: должны ли его познакомить с перечнем предполагаемых для изъятия документов? Должен ли этот перечень быть прописан в протоколе? Ответ отрицательный. 94 статья НК о выемке не содержат обязательного условия об указании конкретного перечня документов в постановлении о производстве выемки. Налоговый орган не может заранее располагать сведениями о всех документах, оформленных налогоплательщиком при осуществлении предпринимательской деятельности.

Форма «Постановления о производстве выемки документов и предметов» утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected] Образец формы прикреплен к приказу в 23 приложении.

Комментарий к статье 183 УПК РФ

1. Выемка — это следственное действие, состоящее в процессуальном принудительном изъятии (фиксации) имеющих значение для дела определенных предметов и документов, когда точно известно их местонахождение.

2. Основаниями для производства выемки служат доказательства, указывающие, во-первых, на индивидуальные признаки подлежащего изъятию предмета, во-вторых, на точное его местонахождение в чьем-либо владении. Таким образом, в отличие от обыска при производстве выемки отсутствуют поисковые действия.

3. Порядок производства выемки такой же, как и обыска. При этом следует соблюдать общие правила производства следственных действий. См. ком. к ст. ст. 164 — 170. Обычно выемка не требует специального дополнительного разрешения (санкционирования). Однако из этого правила имеется широкий круг исключений.

4. По судебному решению также производятся выемка в жилище — п. 5 ч. 2 ст. 29 УПК (об этом см. ком. к ч. 3 ст. 182) и выемка документов, содержащих почтово-телеграфные отправления (ст. 185 УПК) и иные сообщения (электронной почты). Это вытекает из прямого действия ст. 23 Конституции РФ. Об этом см. ком. к ст. 185.

5. Государственная тайна согласно ст. 2 ФЗ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и ОРД, распространение которых может нанести ущерб безопасности России. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (ред. от 11.06.2011). Выемку документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, целесообразно проводить в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения, отвечающего за соблюдение этой тайны. Данное требование в отличие от УПК РСФСР (ч. 2 ст. 167) в действующем законе стало рекомендацией.

6. Законодательство не дает определения иной охраняемой федеральным законом тайны. На основании ст. ст. 5 и 9 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» можно сделать вывод, что это информация, доступ к которой ограничен федеральными законами, — информация ограниченного доступа. Это обширный перечень сведений. Выемка всех из них согласно п. 7 ч. 2 ст. 29 и ч. 3 ст. 183 УПК (в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ) должна производиться по судебному решению. Федеральными законами предусмотрены следующие виды тайн (информации ограниченного доступа):

1) тайна частной жизни, личная, семейная тайна (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

2) адвокатская тайна (ч. 3 ст. 8 ФЗ от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»);

3) аудиторская тайна (ст. 9 ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);

4) банковская тайна (ст. 857 ГК; ст. 183 УК; ст. 26 ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»);

5) врачебная тайна (ст. 13 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч. 2 ст. 15 СК; ст. 9 ФЗ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании») <1>;

——————————— <1> Пункт 12.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2004 N 1 различает врачебную тайну о состоянии психического и физического здоровья. В первом случае признается необходимость производства выемки, а во втором — нет.

6) коммерческая, производственная тайна или секрет производства (ст. 1465 ГК; ст. 183 УК; ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, см. ст. 5 ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 05.12.1991 N 35);

7) налоговая тайна (ст. 102 НК РФ; ст. 183 УК);

профессиональная тайна (подлежит защите в случаях, если ФЗ предусматривает конфиденциальность такой информации; ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);

9) тайна архива (ст. 25 ФЗ от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»);

10) тайна голосования на выборах или референдуме (подп. «г» п. 10 ст. 30 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; ст. 141 УК);

11) тайна завещания (ст. 1123 ГК);

12) тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи (ст. 12 ФЗ от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»);

13) тайна исповеди (ст. 3 ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»);

14) тайна источника информации средства массовой информации или редакционная, журналистская тайна (ст. 41 ФЗ «О средствах массовой информации»). Об этом см. ком. к ст. 144;

15) тайна кредитной истории (ч. 4 ст. 7 ФЗ от 30.12.2004 N 218-ФЗ «О кредитных историях»);

16) тайна объектов транспортной безопасности (ч. 4 ст. 5, ч. 3 ст. 9, ч. 4 ст. 11 ФЗ от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»);

17) тайна персональных данных граждан (ст. 7 ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»; ст. 86 ТК; ст. 12 ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»);

18) тайна предварительного расследования (ч. 9 ст. 166, ст. 161 УПК);

19) тайна сведений о лице, в отношении которого применены меры государственной защиты (ст. ст. 9, 21 ФЗ от 20.08.2004 N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»);

20) тайна совершения нотариальных действий (ст. ст. 16, 28 ФЗ от 11.02.1993 N 4462-1 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»);

21) тайна совещательной комнаты (ст. ст. 298, 341 УПК; ст. 194 ГПК; ст. 167 АПК);

22) тайна страхования (ст. 946 ГК; ч. 2 ст. 25 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»);

23) тайна усыновления (ст. 139 СК РФ; ст. 155 УК);

24) тайна членства в политической партии (ч. 6 ст. 19 ФЗ от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях»).

7. На основе ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» можно сформулировать общее правило, применимое к аналогичным случаям. Большинство видов тайн являются разновидностями профессиональной тайны (информации, полученной физическими лицами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности, — ч. 5 указ. статьи). Профессиональная тайна может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с ФЗ и (или) по решению суда (ч. 6 указ. статьи). Следовательно, если ФЗ предусматривает предоставление следователю конфиденциальной информации без судебного решения, то производство выемки не обязательно. Однако при наличии оснований именно для выемки документов (о них см. п. 2 ком. к настоящей статье) следователь уполномочен ее произвести.

8. Буквальный смысл ч. 3 ком. статьи и п. 7 ч. 2 ст. 29 (в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ) оставляет неопределенность в вопросе о том, требуется ли судебное разрешение на выемку банковских документов, если они касаются счетов юридических лиц, а не граждан (в прежней редакции п. 7 ч. 2 ст. 29 слово «граждан» отсутствовало). Представляется, что данные документы содержат одну из охраняемых федеральным законом тайн, выемка которых по общему правилу требует судебного решения.

Как проходит выемка. Процедура.

  1. Процедура выемки начинается с предъявления Постановления о производстве выемки.
  2. В обязательном порядке всем присутствующим должны быть озвучены их права и обязанности в ходе данной процедуры.

Кто должен присутствовать при выемке:

  • представитель налогоплательщика,
  • понятые,
  • специалист, если это необходимо.

Присутствие понятых – обязательное условие проведения выемки. Понятых должно быть не меньше 2 человек. Важное условие – понятыми могут выступить только незаинтересованные лица, то есть в качестве понятых нельзя привлечь сотрудников налогоплательщика или федеральной налоговой службы.

  1. После предъявления постановления и озвучивания прав-обязанностей, инспектор должен предложить налогоплательщику добровольно предоставить документы и предметы.
  2. Все изымаемые документы показываются понятым и остальным присутствующим на процедуре выемки документов.
  3. Изъятые документы нумеруются, прошнуровываются и скрепляются печатью или подписью лица, у которого производится выемка.
  4. По результатам выемки составляется протокол.
  5. Копия протокола передается под расписку налогоплательщику или его представителю, у которого эти документы и предметы были изъяты.

У проверяющих есть право изъять подлинники документов. При изъятии подлинников с них делаются копии, которые заверяются должностным лицом, осуществляющим проверку и передаются налогоплательщику. Если сделать и передать копии невозможно в ходе процедуры изъятия, то они должны быть выданы налогоплательщику в течение пяти дней со дня изъятия.

Что дальше

После составления протокола налоговики должны ознакомить с ним всех участников процедуры выемки. И выдать копию протокола должностному лицу компании.

Если у вас изымают оригиналы документов, то инспекторы обязаны выдать их копии, заверенные сотрудником инспекции. А это невозможно сделать сразу при выемке, то у налоговиков есть 5 дней, чтобы снять копии, заверить их и передать налогоплательщику.

Кстати, делать копии документов своими силами и за свой счет налогоплательщик не обязан. Это обязанность инспекторов и заставить вас они не вправе.

Интересный факт: законодательство никак не регулирует порядок и сроки возврата изъятых оригиналов документации. Готовьтесь к тому, что до окончания проверки вам ничего не вернут, а может даже и после ее окончания. Тогда придется писать письмо в инспекцию с просьбой вернуть изъятые документы, а если не поможет — обращаться в суд

Если налогоплательщик против выемки. Процедура.

Если налогоплательщик против выемки и отказывается добровольно выдать документы и предметы, требуемые налоговой, то выемка происходит в принудительном порядке. Переносы сроков, протоколы разногласий и т.п. инструменты в данном случае не работают.

  1. Если налогоплательщик отказывается добровольно предоставить документы, должностное лицо имеет право вскрыть помещения, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы.
  2. Помещения должны в этом случае вскрываться «бережно», избегая повреждений запоров, дверей и т.п.
  3. Все изымаемые документы показываются понятым и остальным присутствующим на процедуре выемки.
  4. Изъятые документы нумеруются, прошнуровываются и скрепляются.
  5. Если налогоплательщик (его представитель) отказывается скрепить изымаемые документы своей подписью или печатью, об этом делается соответствующая отметка в протоколе выемки.
  6. По результатам выемки составляется протокол, копия протокола высылается налогоплательщику.

Производство выемки — понятие

Производство выемки предполагает проведение следственного действия, правила и порядок которого регламентированы статьей 183 УПК РФ.

Выемка — это следственное действие, направленное на изъятие предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела.

Выемка производиться в порядке предусмотренном для обыска, ч.2 ст.183 УПК РФ является отсылочной к ст. 182 УПК РФ(обыск)

Выемка является целенаправленным следственным действием, в части первой ст. 183 УПК РФ, законодатель устанавливает, что выемка возможна только если известно где и у кого находятся предметы подлежащие выемке.

Что должно быть указано в протоколе выемки.

Форма Протокола о производстве выемки, изъятия документов и предметов утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected], и прикреплена к нему в приложении под номером 24.

Содержание протокола о выемке:

  • наименование документа;
  • место и дата составления;
  • время начала и окончания выемки;
  • должность, Ф.И.О. должностного лица, составляющего протокол;
  • данные участников выемки (Ф.И.О., адрес и др.);
  • сведения об изъятых документах, предметах;
  • результаты выемки.

Как описывается изъятый документ или предмет:

  • наименование;
  • количество изъятых предметов;
  • индивидуальные признаки изъятого документа или предмета;
  • стоимость изъятого предмета (в случае, если есть возможность ее определения).

Данные об изъятых документах могут быть отражены как в самом протоколе, так и в отдельном документе – описи, прилагаемой к протоколу.

Документы, содержащие тайну

Выемка документов в рамках уголовного дела может затрагивать государственную или какую-либо другую тайну, которая охраняется в особом порядке. Сюда же относятся документы, в которых есть сведения о вкладах, счетах граждан, отчетности кредитных организаций и банков. Выемка документов, передаваемых через почту или телеграф, также производится в особом порядке.

  • В первую очередь следователь составляет ходатайство, в котором указывает основания проведения выемки, важность и необходимость документов, которые будут изъяты в процессе. Необходимо ссылаться на нормы закона, а также на фактические обстоятельства дела, по которому идет расследование.
  • Подача ходатайства в суд и рассмотрение. На этом этапе суд оценивает необходимость проведения выемки, особенно, если речь идет о тайне. По результатам рассмотрения выносится решение.
  • Суд выносит решение и в том случае, если дано разрешение на производство выемки, следователь с ним отправляется на место.

Основания выемки документов налоговыми органами

В системе налоговых органов действует Письмо ФНС, которое вышло еще 17 июля 2013 года № АС-4-2/12837. В нем установлены четкие случаи, когда может проводиться выемка документов налоговыми органами.

  1. Если у сотрудников есть основания полагать, что налогоплательщик скрывает, уничтожает, заменяет или исправляет подлинные документы, выдавая на проверку фальшивые акты и отчеты. Из-за этого не может проводиться полноценная выездная проверка, а значит, сотрудники могут провести выемку, чтобы с помощью экспертов определить, подделка это или нет, на основании чего действовать дальше.
  2. Если проверяемая организация отказывается предоставить документы, которые запрашивают сотрудники налоговой службы. То есть добровольная передача документов не состоится, значит, необходимо провести выемку в принудительном порядке.
  3. Если проверяющим нужно получить документы для проведения экспертизы, приобщения к материалам уголовного дела.

Все эти основания перечислены в Письме и являются законными основаниями выемки документов налоговой службой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]