Ответственность недропользователей за причинение ущерба недрам


Незаконная добыча песка влечёт ответственность за неправомерное пользование недрами. Избежать наложения санкций за действие в отношении освоения участка недр с находящимся на территории освоения песком можно получением лицензии. Однако при отсутствии лицензии уполномоченные органы, помимо оплаты штрафа, обяжут произвести возмещение государству вреда, связанного с незаконной добычей песка.
Многоканальная бесплатная горячая линия Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00

Москва и область: +7 (495) 662-44-36

Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Формы ответственности за причинение ущерба недрам.

Можно условно выделить три формы ответственности за причинение ущерба недрам:

  • уголовная (ст. 158 УК РФ «Кража» (тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью) и ст. 171 «Незаконное предпринимательство» (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода) (разграничение уголовной ответственности от административной определяется причинением крупного ущерба в размере свыше 2,25 млн руб. (ст. 170.2 УК РФ));
  • административная (ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ «Пользование недрами без лицензии» и ст. 7.5 КоАП РФ «Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней»);
  • гражданско­правовая (ст. 1064 ГК РФ «Обязанность возмещения причинённого вреда, связанного с причинением ущерба недрам, в полном объёме»).

Штрафы не пугают

Нелегальные карьеры в Московской области – одна из самых главных причин для головной боли у местных жителей и экологов. То тут, то там идет добыча песка, который является полезным ископаемым наравне с углем или рудой. Его воровство должно приравниваться к воровству у государства, однако на практике все ограничивается штрафами, которые в разы меньше, чем нанесенный ущерб.

И дело не только в потерях в денежном исчислении, но и во вреде для экологии. В некоторых карьерах на месте вывезенного песка начинают даже устраивать мусорные свалки, куда свозят как бытовые, так и строительные отходы. Вырубаются сотни гектаров леса, однако руководство региона старательно закрывает на это глаза.

Министерство экологии и природопользования Подмосковья даже как бы борется с нарушителями на основании многочисленных обращений от местных жителей. Например, только в 2015 году было закрыто 40 нелегальных карьеров, чиновники насчитали ущерб в 2,5 миллиарда рублей. При этом сумма штрафов едва превысила 20 миллионов рублей. Причина в том, что дела возбуждались по статье «незаконное предпринимательство», а судить нужно за кражу.

Неудивительно, что символические взыскания по таким административным делам не отпугивают находчивых бизнесменов. Незаконные карьеры роют под самыми разными предлогами. По документам это делается, например, для разведения рыб или для создания пожарного пруда. Однако карьеры вырывают такой глубины, что там можно разводить не карасей, а как минимум дельфинов, причем даже зоошиза не придерется к простору для их содержания.

В последнее время спрашивать с «генералов песчаных карьеров» стали немного строже. Самый свежий пример – 13 ноября 2022 года стало известно, что в Павловском Посаде пресечена незаконная добыча песка, причем велась она на землях сельскохозяйственного назначения. Организатору придется заплатить штраф в размере семи миллионов рублей – на глаз это примерно недельная его выручка. Инспекторы экологического надзора провели рейд между деревнями Быково и Дмитрово и обнаружили карьер глубиной три метра на площади в один гектар. Всю технику, замеченную на месте, задержали.

Однако в новостной хронике такие сообщения скорее редкость. И не потому, что карьеров стало меньше, а потому что тотальная борьба с ними невыгодна руководству региона, которое на различных уровнях покрывает их деятельность. Такой криминальный бизнес процветает не только в Подмосковье. Незаконная добыча песка, увы, обычное дело в Карелии и Мордовии, других уголках нашей необъятной страны.

В такой ситуации большое значение имеет работа общественных организаций, активистов. Жителям Солнечногорского района хорошо знакома Светлана Долгова, которая вот уже несколько лет борется с нелегальными карьерами и их организаторами. Для нее эта деятельность даже обернулась уголовным делом, арестом в сентябре 2022 года и 14 месяцами в СИЗО. По данным следствия, активистка требовала 2,5 миллиона рублей у предпринимателей, которые вели добычу песка близ деревни Обухово. Сама Светлана все обвинения отрицала, называя их ложными. И ей можно верить: условный срок в России по подобным делам фактически означает оправдание.

Уровни государственного геологического надзора и надзора за рациональным использованием недр

Сам факт незаконной добычи полезных ископаемых, которая ведёт к причинению ущерба недрам, выявляется в ходе государственного геологического надзора, а также надзора за рациональным использованием недр.

При этом законодатель выделяет два уровня государственного геологического надзора — федеральный и региональный (п. 3 Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (далее — Положение о геологическом надзоре) (утв. постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 г. № 293)).

Государственный геологический надзор на федеральном уровне осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами. На региональном уровне такой надзор осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ (например, Министерство природных ресурсов Республики Тыва). При этом региональный надзор охватывает добычу ОПИ и подземных вод в объёме не более 500 м3 в сутки (п. 3 ст. 2.3 Закона о недрах).

Статья 255 УК РФ «Нарушение правил охраны и пользования недрами»

За пренебрежение данной статьёй законодатель предусмотрел наказание в виде:

  1. Штрафа в объёме до 200 000 рублей или в объёме заработной платы или другого дохода лица, нарушившего закон, в течение полутора лет.
  2. Лишения права занимать конкретные должности и осуществлять отдельные виды деятельности. Список должностей и видов деятельности определяет суд. Срок этого наказания не превышает трёх лет.
  3. Работ обязательного характера. Максимальное количество часов, предусмотренное законодателем за пренебрежение указанной нормой, равно 480 часам.
  4. Работ исправительного характера. Максимальный срок работ – два года.

Каждая из перечисленных санкций применяется как самостоятельное наказание, совмещать санкции законодательно недопустимо. Тип карательных мероприятий зависит от степени тяжести нанесённого ущерба природным ресурсам и месту их расположения.

Чаще всего эта статья относится к предпринимателям и строительным компаниям. Привлечь к ответственности можно только физическое лицо, если по вине организации произошла самовольная застройка мест залежей полезных ископаемых, то отвечает перед судом директор организации или ответственное за застройку лицо.

Формы нарушений, связанных с незаконной добычей полезных ископаемых

Судебная практика выделяет следующие формы нарушений, связанных с безлицензионной добычей полезных ископаемых, которые приводят к причинению ущерба недрам и привлечению добывающих компаний к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и ст. 7.5 КоАП РФ:

  • добыча полезных ископаемых за пределами границ лицензии (постановление АС ВСО от 10.12.2018 г. № 304­АД18­20247). Следует учитывать, что добыча полезных ископаемых в пределах горного отвода, но за границами лицензии является пользованием недрами без лицензии (ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ), а не нарушением условий пользования недрами (ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ) (постановление АС ВСО от 19.12.2014 г. по делу № А78­3397/2014);
  • добыча ОПИ / подземных вод в коммерческих целях (определение ВС РФ от 04.05.2017 г. № 305­КГ17­4863);
  • добыча ОПИ / подземных вод в объёме и глубине, превышающей ограничение, установленное ст. 19 Закона о недрах (определение ВС РФ от 10.12.2018 г. № 304АД18­20247);
  • добыча полезных ископаемых после окончания срока действия лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых (постановление АС ЗСО от 13.11.2014 г. по делу № А52­3535/2013).

Что такое лицензия

Это документ, дающий физическому или юридическому лицу вести определенную деятельность на законных основаниях. Лицензия подтверждает наличие квалификации. Соответственно, обращаясь к лицензированному специалисту, человек может быть уверен в том, что ему будут предоставлены услуги соответствующего уровня. Осуществление медицинской деятельности без лицензии влечет за собой наложение штрафа.

Действующее законодательство РФ обязывает получить лицензию все частные клиники, фармацевтические компании и иные медучреждения, которые на платной основе ведут медицинскую практику. Незаконное занятие частной медицинской практикой уголовно наказуемо. Причем выбор меры пресечения зависит от наличия/отсутствия ущерба, нанесенного здоровью пациента.

Как получить лицензию

Для получения разрешения на ведение медицинской деятельности требуется наличие медицинского образования или соответствующего сертификата. Последний выдается лицам, ведущим целительскую деятельность. Срок действия диплома целителя составляет 3 года. Медицинское образование при этом не требуется.

Законодательство РФ запрещает целителям вести обычную медицинскую практику. Деятельность народных докторов подлежит строгому контролю. Поэтому при поступлении жалоб инициируются соответствующие проверки, в результате которых целителя могут лишить лицензии.

Юридическим лицам разрешение выдается бессрочно. Это указано в статье 5 ФЗ №99. Чтобы получить лицензию на ведение медицинской или фармацевтической деятельности, частная клиника должна соответствовать следующим критериям:

  1. Наличие договора аренды или купли-продажи помещения, которое будет использоваться для приема пациентов.
  2. Наличие необходимого оборудования и инструментов.
  3. У каждого специалиста, работающего в клинике, должен быть диплом, подтверждающий квалификацию.
  4. Помещение должно соответствовать установленным санитарным нормам.

Подведомственность по рассмотрению административных дел, связанных с безлицензионной добычей

По общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и ст. 7.5 КоАП РФ, если объект контроля не является добыча ОПИ и подземных вод в объёме до 500 м3 в сутки, рассматривает Росприроднадзор и его территориальные органы (ст. 23.22 КоАП РФ). Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 и ст. 7.5 КоАП РФ составляет 1 год (ст. 4.5 КоАП РФ).

При этом жалобы по оспариванию постановлений о привлечении добывающих компаний к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 и ст. 7.5 КоАП РФ можно подавать в арбитражные суды, так как добыча полезных ископаемых связана с осуществлением предпринимательской деятельности недропользователей, и данные составы не входят в главу 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Срок давности по обжалованию любых постановлений органов геологического надзора о привлечении к административной ответственности составляет 10 суток со дня вручения или получения копии постановления недропользователем (п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Указанный срок давности является очень сжатым, поэтому если компания желает оспорить постановление, то она должна подготовиться к проверке, активно участвовать в процессе её проведения с самого начала (высказывать свои возражения на акт проверки, на протоколы об административном правонарушении), а также успеть собрать все доказательства, обосновывающие незаконность действий проверяющего органа, до истечения установленных сроков.

Лицензия на разработку карьера

Земельные юристы нашей компании помогут получить лицензию на разработку карьера по добыче песка, торфа, щебня, камня, оспорят отказы.

При нелегальной добыче песка, камня, торфа или других ископаемых предусмотрено наказание в виде штрафа. Размер административного наказания гораздо выше, чем затраты на оформление лицензии. Специалисты нашей компании помогут получить лицензию на разработку в сжатые сроки. Мы работаем со всеми видами документов и даем гарантию положительного результата.

Получение лицензии на добычу песка

Ее оформляют только на предпринимателя или организацию. Поэтому начинать надо с регистрации юридического лица. Когда этот вопрос решен, пора переходить к аренде или приобретению участка, где будет организован карьер. И уже после этого начинается непосредственное оформление лицензии.

  • Проводится аукцион на освоение недр, победа в котором и гарантирует получение такого документа.
  • Предварительно нужно подготовить участок к началу добычи песка, а также подтвердить наличие отлаженной инфраструктуры.
  • Также у предприятия должны быть ресурсы для перевозки песка и его хранения. А по окончании работ карьер должен быть правильно закрыт.
  • Потребуется специализированное оборудование, персонал и доказательства финансовых возможностей разработки недр.

Эти требования придется соблюдать, чтобы вас допустили к аукциону. Выдают лицензию в течение 45 дней.

Потребуется и пакет документации. В него входят учредительные бумаги, правоустанавливающие документы на участок, список оборудования, программа работ и т.д. Если ваша компания не в силах выполнить отдельные мероприятия, надо предоставить договоры с подрядчиками, которые реализуют такие работы.

Как получить лицензию на добычу торфа?

Вопрос выдачи такой лицензии решается на уровне субъекта, где расположен земельный участок. Но предварительно его нужно оформить во владение, подготовив площадку для проведения добычи торфа. Когда собран пакет документации, готовы подтверждения наличия возможностей по разработке карьера, можно переходить к выдаче лицензии.

Срок оформления такого документа зависит от видов деятельности. Его выдают минимум на один год, если требуется собрать коллекционный материал. Максимальный период – 20 лет, когда нужно разрабатывать месторождения полезных ископаемых. В условиях лицензии прописывается период, в течение которого недропользователь обязан начать деятельность по добыче.

Вместе с таким разрешительным документом выдают топографическую карту, где нанесены границы отводов. Саму же лицензию регистрируют в особом реестре. Мы поможем подготовиться к получению допусков, грамотно оформим все бумаги и зарегистрируем разрешение на добычу торфа.

Лицензия на добычу камня

Когда вы получите права разрабатывать карьер, можно будет проводить геологическую разведку, добычу камня, создание сооружений, обеспечивающих такую работу и мест хранения ресурсов. Однако оформление лицензии не требуется, если:

  1. Полезные ископаемые залегают в пределах частной территории;
  2. Добытый камень можно использовать только для бытовых нужд.

Причем необходимо, чтобы соблюдались оба условия. В противном случае придется проходить лицензирование. А для этого потребуется выиграть торги или конкурс, либо оформить документ на общих основаниях. Хотя второй вариант – это редкий случай.

В процессе лицензирования на общих основаниях, помимо подготовки полного пакета документов и соблюдения организацией обязательных требований, придется дождаться созыва специальной комиссии. Она выносит решение по выдаче допусков. Организуется работа комиссии федеральным управлением по недропользованию.

Если речь идет о конкурсе, то лицензию получает компания, предложившая самые выгодные условия добычи. Они оформляются в виде проекта. На аукционе же побеждает участник, сделавший максимальную ставку. Наши юристы подготовят необходимые бумаги для общего порядка оформления разрешений или для прохождения аукциона.

Как выдается лицензия на добычу щебня?

Перед обращением за лицензированием необходимо подготовить план использования участка, где расположено месторождение. Потребуется и подтверждение наличия финансов и технических возможностей для воплощения всего списка работ. В проекте описывают:

  • подготовительные мероприятия на месторождении;
  • способы разработки карьера и используемое оборудование;
  • какие компании будут привлечены к добыче;
  • как организована инфраструктура и транспортное сообщение;
  • мероприятия по закрытию карьера и т.д.

Потребуется информация о предприятии с видами его деятельности, список используемой техники и оборудования, опыт участия в аналогичных проектах, финансовые отчеты, заключения СЭС и прочее. Мы подготовим все бумаги, проведем согласования и добьемся оформления лицензии.

Поможем получить лицензию на добычу полезных ископаемых!

Обратитесь к нашим специалистам уже сегодня!

Бесплатное изучение Ваших правоустанавливающих документов на недвижимость в нашем офисе. Оценка перспектив дела.

Юристы по земельному праву с опытом от 8 лет. Действующие адвокаты. Кадастровые инженеры. Оценщики. Проектировщики.

Решения сложных вопросов

Защита интересов доверителя в судах всех инстанций, федеральных и муниципальных органах власти. Обжалование вступивших в силу решений!

Представительство в регионах

Специалисты нашей компании готовы обеспечить серьезную поддержку в любом регионе, даже в самой сложной ситуации!

Срок давности по обжалованию предписаний

Срок давности по обжалованию предписаний проверяющего органа об устранении нарушения, в том числе связанного с причинением ущерба экологической среде (почвам, водным объектам, недрам и т. д.), составляет 3 месяца со дня, когда недропользователю стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 3 ст. 198 АПК РФ).

Вместе с тем суд по ходатайству заявителя может восстановить пропущенный процессуальный срок на основании статьи 117 АПК РФ, если посчитает причины пропуска срока уважительными. Например, одной из уважительных причин восстановления пропущенного процессуального срока является первоначальная подача заявления об обжаловании предписания с нарушением правил подведомственности в суд общей юрисдикции.

Подведомственность исков о возмещении вреда недрам

Обычно иски надзорных органов о возмещении вреда недрам рассматривают арбитражные суды по правилам искового производства, так как безлицензионная добыча полезных ископаемых непосредственно связана с осуществлением недропользователями своей основной предпринимательской деятельности.

Однако есть прецеденты, когда органы прокуратуры подают соответствующие иски в суды общей юрисдикции и они принимаются их к производству. Суды на заявления пользователей недр о нарушении правил подведомственности указывают, что прокурор имеет право подать иск о взыскании ущерба недрам в суд общей юрисдикции, а не в арбитраж, так как он не является участником предпринимательской деятельности (постановление Президиума Забайкальского краевого суда от 16 мая 2022 г. № 44Г44/2019).

Заказчики известны

Кстати, на каких именно, нам не рассказывают. Но ведь если есть опасное подпольное производство, значит есть и покупатели. Крупнейшим застройщиком Московской области является , намертво связанная с родным братом губернатора. С другими девелоперами правительство области и, в частности, Минэкологии тоже на короткой ноге. Понятно, что «контрафактный» песок намного, раза в два, дешевле добытого по всем правилам – нет налогов, проверок, соблюдения природоохранных законов.

Спрос рождает предложение. Если бы строители не хотели задешево покупать добытый бандитами песок, никаких незаконных карьеров в области бы не было. И не надо делать вид, что «мы не знали, откуда товар» – в этой сфере все всё прекрасно знают.

«Зицпредседателей», якобы организовавших добычу песка, безусловно, поругают, а может быть даже посадят. Но расследовать надо в первую очередь участие строителей – заказчиков и кукловодов этих «рыбоохранных хозяйств». Главная ответственность лежит именно на них.

Формы возмещения вреда, причинённого недрам

Существует две формы возмещения вреда, причинённого экологической среде (недрам, почвам, водным и биоресурсам ресурсам), а именно:

  • взыскание суммы ущерба в денежной форме;
  • возмещение вреда в натуре путём проведения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния (рекультивация).

Порядок проведения рекультивационных работ на земельных участках определён приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 г. № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

ЗаМКАДом ненадышишься

Сейчас у Светланы Долговой идет борьба сразу по нескольким объектам. Недавно она сообщила в соцсетях, что остановлена добыча песка в карьере около деревни Обухово Солнечногорского района. По ее словам, ведется работа по привлечению нарушителей к уголовной ответственности с возмещением нанесенного вреда и по полной рекультивации земель сельхозназначения, на которых и велась нелегальная разработка.

В этом случае опасность угрожала не только экологии, но и местным жителям – карьер начинался чуть ли не за оградой их участков. В некоторых местах склоны даже начали обваливаться, а вода с участков – уходить в глубины котлована. Что уж говорить про постоянный шум – работы велись постоянно. Предприниматели вывозили песок и продавали его на ближайших стройках.

Изменение судебного подхода к возмещению вреда, причинённого недрам

После принятия постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причинённого окружающей среде» появился новый подход к возмещению вреда, что ещё больше усложнило доказывание необоснованности требований надзорных органов.

Указанным постановлением признаны утратившими силу ряд положений постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». В частности, был признан утратившим силу пункт 40 постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 г. № 21, который указывал, что при разрешении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия, выразившиеся в деградации естественных экологических систем, истощении природных ресурсов, и иные последствия.

То есть до 30.11.2017 г. в рамках дел о возмещении вреда для установления вины пользователя недр было необходимо доказать, что лицом были совершены определённые действия либо бездействие, а также причинно­следственную связь того, что такие действия (бездействие) повлекли последствия в виде деградации естественных экологических систем (уничтожение плодородного слоя почвы) (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 г. по делу № А60­42700/2015).

Теперь в соответствии с пунктом 29 постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 г. № 49 основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности, ее загрязнении, истощении, порче, утраты недр (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.12.2017 г. по делу № А60­6891/2017).

Исходя из данной логики ВС РФ вина добывающей компании в причинении ущерба недрам уже презюмируется, если, например, на земельном участке, арендуемом пользователем недр, выходящем за пределы лицензионной площади, надзорный орган обнаружил горные выработки, карьеры и т.д.

Постановлением Пленума ВС РФ от 30.11.2017 г. № 49 вводится презумпция виновности компании в причинении вреда окружающей среде, поэтому недропользователь заведомо находится в более слабой позиции по сравнению с надзорными органами. При этом особенно сложно компании доказать необоснованность требования надзорного органа о взыскании ущерба, причинённого недрам, при наличии вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 и ст. 7.5 КоАП РФ.

Для доказывания завышения размера требований о взыскании ущерба или их необоснованности добывающая компания должна ходатайствовать перед судом о проведении судебной экспертизы о проверке обоснованности расчётов ущерба, применяемых коэффициентов, площади безлицензионной выработки, методики отбора образцов полезных ископаемых.

Также судебная экспертиза необходима для определения было ли незаконно добыто полезное ископаемое, и какое точно это полезное ископаемое, или же это просто отход от добычи полезного ископаемого (постановление Президиума Забайкальского краевого суда от 16 мая 2019 г. № 44Г­44/2019).

Как правило, одни лишь доводы недропользователя о необоснованности такого расчёта для судов являются недос таточными, и они в полном объёме удовлетворяют требования надзорных органов (определение ВС РФ от 16.11.2016 г. по делу № А13­12508/2015).

Как получить разрешение на добычу песка

Перед тем как обратиться за лицензией на право добычи песка, необходимо получить предварительное согласие местного органа, уполномоченного на управление земельными ресурсами. Если участок, на котором планируется производить добычу песка, находится в частной собственности, то его отчуждение можно получить при наличии согласия на отвод земли под недропользование.

После получения таких одобрений следует составить проект работ по недропользованию. Поскольку лицензия выдаётся на каждый вид работ с полезными ископаемыми, то и проект работ следует составить с учётом добычи только песочка. Если предполагается вылов, то лицензионный орган, осуществляющий регистрацию организации в качестве лицензиата, является Федеральным агентством по недропользованию.

Для получения лицензии на добычу песка понадобятся следующие документы:

  1. Заявление или заявка на получение лицензии. В ней указываются реквизиты юридического лица, прописывается местоположение участка, цель, а также производится прогностический расчёт для потребностей в добыче.
  2. К заявлению прикладываются копии свидетельств о праве собственности на устройства и технические средства, которыми будет вестись добыча.
  3. Прикладывается штатное расписание и документы о квалификации персонала компании.
  4. Прикладывается подтверждение наличия в штате службы маркшейдеров. Законодательство дозволяет привлекать данную службу по договору аутсорсинга, сопровождение определённого вида деятельности с привлечением специалистов из собственного штата.
  5. Одним из приложений к заявлению является бухгалтерский баланс или справка о финансовом состоянии.
  6. Копия свидетельства о возможности использовать участок земли (выписка из ЕГРП о собственности или долгосрочной аренде).
  7. Копия квитанции об оплате государственной пошлины.

Важно знать, что право на добычу песка по лицензии не может быть передано третьим лицам. То есть, подрядные отношения в данном случае запрещаются.

Если организация передаёт права в порядке цессии (например, переуступки долга и права заниматься деятельностью), то и разрешение подлежит переоформлению.

Основания для оспаривания исков о взыскании ущерба, связанного с причинением вреда недрам

Судебная практика выработала ряд оснований, влекущих уменьшение заявляемых надзорными органами требований, либо отказ в полном объёме в удовлетворении таких требований.

К таким основаниям относятся:

  • не установление вины: добыча полезного ископаемого осуществлялась до передачи земельного участка в аренду недропользоателю (постановление Арбитражного суда Волго­Вятского округа от 05.12.2016 г. по делу № А116722/2015);
  • надзорный орган неверно рассчитал объём вывезенного полезного ископаемого, неправильно применил формулу расчёта вреда недрам (постановление Арбитражного суда Восточно­Сибирского округа от 06.08.2018 г. по делу № А1911709/2017) (вред рассчитан, как не повлекший утрату запасов ОПИ);
  • не доказано, что именно техника лица использовалась при незаконной добыче полезного ископаемого (постановление Арбитражного суда Дальневосточ ного округа от 05.07.2017 г. по делу № А04­10781/2016);
  • надзорным органом завышен объём безлицензионно извлечённого полезного ископаемого при расчёте вреда (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.11.2018 г. по делу № А0496/2018) (объём отгруженного ОПИ третьим лицам в товарной номенклатуре не совпадает с расчётом надзорного органа);
  • вред причинён недрам (подземным водам) в состоянии крайней необходимости — ст. 1067 ГК РФ (постановление Арбитражного суда Западно­Сибирского округа от 08.02.2018 г. по делу № А753268/2017) (необходимость обеспечения населения питьевой водой);
  • суд не дал правовую оценку действиям соответчиков и не определил степень вины каждого из них (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2018 г. по делу № А12­18782/2017) (фактическая безлицензионная добыча полезных ископаемых осуществлялась подрядчиком, а не держателем лицензии).

Дело нелегальных разработчиков дошло до суда

Приволжский районный суд зарегистрировал 20 июня поступившее уголовное дело в отношении предпринимателя Айрата Набиуллина и двух бывших сотрудников Минэкологии Татарстана. Судебное заседание назначено на 23 июля. Дело будет рассматривать Ирек Камартдинов, который ранее разбирался в суде в массовом бунте зэков в ИК-2 в марте 2022 года, а недавно оправдал казанского госрегистратора по делу о взятках.

Но вернемся к его новому делу. Подробнее о нем «Реальное время» писало еще в августе 2022 года. Напомним, бывший и действующий сотрудники Министерства экологии, по версии следствия, «крышевали» незаконную разработку карьера в поселке Отары, рядом с ООО «Промышленный парк Коламбия». Изначально называлась общая сумма переданных «черным» копателем взяток в 240 тысяч рублей, но впоследствии она выросла до 326 тысяч рублей. Что интересно, «своего» правоохранителям сдали сами сотрудники Министерства экологии, которые заподозрили что-то неладное после неудачных рейдов в Отары — местные жители жаловались на незаконную разработку, но застать нарушителя не удавалось даже при внезапных проверках. Это и породило предположение о сливе информации кем-то из министерства.

Следствие полагает, что с апреля 2015 года по июль 2017-го предприниматель Айрат Набиуллин незаконно добывал песок на продажу, а помогал ему избежать ответственности экс-сотрудник Центрального территориального управления Минэкологии РТ Руслан Шакирзянов. Который, в свою очередь, по версии следствия, получал информацию о рейдах у старшего специалиста Госинспекции экологического надзора Минэкологии РТ Рината Хабибуллина.

Местные жители жаловались на незаконную разработку, но застать нарушителя не удавалось даже при внезапных проверках

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]