Что должны делать родители, если ребенка травят в школе

За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.

Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.

Пассивное безразличие

Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?

Реклама на Forbes

Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле. В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?

На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.

По законам подростковой стаи: что делать, если ребенка травят в школе

Психологические травмы обнаружить сложнее, чем синяки или царапины.

Фото: EAST NEWS

С травлей в школе сталкиваются почти все дети. Но бывает и так, что банальные стычки и разборки перерастают в угрозу для жизни. В редакцию «Комсомолки» обратились две семьи — из Москвы и Московской области. Их детей жестоко травили одноклассники. На примере этих двух историй мы попытались понять: как можно помочь ребенку не стать жертвой буллинга? И что делать, если все-таки не удалось его уберечь?

История первая. Школьный “террорист”

На днях Саше (здесь и далее имена всех действующих лиц по их просьбе и во исполнение российского законодательства изменены. У редакции есть контакты и настоящие имена. — Ред.) исполнилось 15 лет. Главный подарок ему на день рождения сделала его школа. Директор и учителя наконец-то согласились провести собрание и выяснить, как так получилось, что один из Сашиных одноклассников уже несколько лет держит в страхе не только школьников, но и некоторых учителей.

— В этом году жертвой стал мой сын. Да этого был другой мальчик. Каждый год этот “террорист” выбирает себе новую жертву и достает ее. Это длится уже более трех лет, — рассказывает Валентина, мама Саши. — Я пыталась разговаривать с его родителями — это все равно, что говорить со стулом или столом. «Гоша не такой, это все клевета». Я говорила с учителями — они ничего не могут сделать. Гоша говорит учителям прямым текстом — пошла на… старая шлюха. А они молчат.

До этого Гошу выгнали еще из пяти других школ. Но эта школа избавиться от него не может. Максимум, что удалось добиться — это провести педсовет после того, как Гоша избил нескольких детей до переломов. На педсовете Гоша пообещал, что больше так не будет. И не соврал — ТАК он и правда больше не делает.

— Сейчас он создает странички во «ВКонтакте», где троллит и травит моего сына, — рассказывает Дмитрий, папа Саши. — Он фотографирует сына исподтишка, выкладывает эти снимки в интернет с похабными подписями про него, про мою жену, про нашу дочь. Мы написали заявление участковому, приложили 37 скриншотов оскорблений и угроз. Я не думаю, что это просто пустые слова — Гоша ходит в школу с холодным оружием, и это не перочинный ножик, а кастеты и ножи.

История вторая. Связанный аутист в шкафу

На сына Виталия впервые напали еще в прошлом году, когда мальчик возвращался домой с тренировки. Его жестоко избили двое одноклассников. Сейчас они угрожают сделать то же самое снова. Родителям пришлось оставить сына дома, чтобы не рисковать.

— После избиения мы написали заявление в УВД, была проверка, — рассказывает Виталий. — Но камеры наблюдения в том месте почему-то не работали. Мы предоставили справку об увечьях — вторая сторона принесла какой-то документ, из которого следовало, что со стороны моего сына тоже были ответные действия. Еще бы, ему пришлось защищаться. В итоге родители обидчиков принесли публичные извинения и этим все ограничилось. Сейчас эта банда угрожает проломить голову моему ребенку, он не ходит на уроки. А учителя звонят и предлагают его в другую школу перевести, подальше от этих блатных.

Жалобы на агрессивных подростков звучат не впервые. Пару лет назад они затравили мальчика-аутиста. Мама привела его в школу, надеясь, что обычные дети помогут ребенку адаптироваться.

— Ему заткнули рот, связали руки, засунули в шкаф и стали душить, — рассказывает Виталий. — При этом присутствовало пол-класса, но всего трое детей потом подтвердили, что это было. Мальчик продержался в школе всего пару недель.

Сложность и в том, что это маленький закрытый военный городок в Московской области, где все друг друга знают. В результате одного из обидчиков решили не ставить на полицейский учет, чтобы не мешать военной карьере его отца. За другого вступилась мать, занимающая высокий пост в крупном банке.

— Я был на приеме у начальника управления образования — он меня, как принято говорить, услышал, — говорит Виталий. — Он тут же сделал несколько звонков, и в школе провели собрание-междусобойчик. Но дальше этого дело не пошло. Показаний никто не дает, и все спускается на тормозах.

С травлей в школе сталкиваются почти все дети.

Фото: EAST NEWS

Разбор

«Комсомолка» обратилась к директорам обеих этих школ. Они отказались комментировать случившееся, хотя признали — проблемы есть, над ними работают.

— Мы сейчас разговариваем с Гошиной мамой, и мне пока трудно пока сказать вам что-либо, — сообщил Михаил Александрович, директор школы, где учатся Гоша и Саша. — Я не могу дать вам никаких комментариев.

Как выяснилось позже, переговоры закончились успешно — мама согласилась забрать ребенка из школы.

— Как мне сказали, он пришла на собрание и увидела комиссию по делам несовершеннолетних, учителей, других родителей. Увидела, что установлены камеры, на которые все это будет записываться. И она сразу отказалась что-либо обсуждать и согласилась забрать Гошу из школы, — рассказала “КП” Валентина.

К самой Валентине у администрации тоже появилось деловое предложение. После звонка корреспондента «КП» директору Валентину попросили не выносить эту ситуацию в СМИ, чтобы не портить школе репутацию. А они взамен обязуются отчислить Гошу.

— Конечно, это не гарантирует моему сыну безопасность — Гоша все равно будет жить в нашем районе, они будут пересекаться на улице, — говорит Валентина. — Поэтому заявление в полицию о травле в соцсетях мы все равно написали.

Мы не публикуем номера школ и не указывает фамилии героев публикации, чтобы не осложнять им жизнь еще больше. Потому что каждая такая публикация подливает масла в огонь, а проблема часто не решается даже со сменой школы. Во-первых, обидчики и так знают, где живет и чем занимается их жертва. А во-вторых, после публичных разборок на ребенка могут ополчиться даже те, кто раньше оставался в стороне.

В Департамент образования Москвы и в Управление образования Одинцовского района от родителей пострадавших детей направлены официальные заявления.

ВАЖНО

Что может быть признаком травли

— Психологические травмы обнаружить сложнее, чем синяки или царапины. Родителям стоит обратить внимание на следующие симптомы:

— Ребенок стал плохо спать, его часто мучают кошмары.

— Потерял аппетит и отказывается даже от любимой еды, или наоборот, очень много ест.

— Стал быстро уставать, не может сконцентрироваться на чем-то одном.

— Стал агрессивен, появились вспышки гнева.

— Появились фобии и страхи, связанные с чем-то конкретным.

— Ребенок постоянно испытывает чувство вины и стыда.

Эти признаки говорят, что возможно, ребенок получил серьезную психологическую травму. Это может быть не только травля в школе, но и тяжелый развод родителей или другие события, свидетелем которых он стал — например, ДТП или драка.

В любом случае, главное, что психологи советуют родителям — это поддерживать постоянный контакт с ребенком и искать взаимопонимания. Тогда он сам расскажет, какие проблемы его тревожат, и помочь ему будет легче и быстрее. А если такого контакта нет, то “вскрыть” ребенка, как закрытую шкатулку, не получится. Доверительная атмосфера в семье должна быть всегда, а не только тогда, когда что-то случается.

Буллинг школьников в разных странах мира.

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Самое действенное — не допустить травлю. Это же самое сложное. Роль родителей в данном случае первостепенна.

Родителям важно научить ребенка, как постоять за себя. И это не обязательно курсы рукопашного боя. Лучше попытаться остановить конфликт еще до того, как он перерос в драку. Как это сделать?

Во-первых, нужно научить ребенка сохранять вежливость, даже к обидчикам. Психологи советуют не отвечать хамством на хамство, а дать неожиданный ответ: например, “да, я не идеален. Но мы все такие”. Ну то есть ответить нестандартно, сбить сценарий агрессора.

Во-вторых, попробовать объяснить ребенку, что его самооценка должна опираться не на мнение других, а на реальные умения и достижения.

В-третьих, стоит научить ребенка договариваться и искать компромиссы. Во взрослой жизни это пригодится ему гораздо больше, чем умение решать споры кулаками.

ИНСТРУКЦИЯ ОТ ЮРИСТА

Куда жаловаться и что грозит агрессору

Комментирует Надежда Княгинина, младший научный сотрудник Центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ:

1. Пишем заявление директору школы. Согласно статье 61 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», отчислить обучающегося могут только с 15 лет в качестве меры дисциплинарного взыскания, и только в том случае, когда другие дисциплинарные меры не привели к положительному результату.

2. Идем в комиссию по делам несовершеннолетних. Это в том случае, если меры, принятые школой, не подействовали.

3. Если есть физические травмы, у ребенка отобрали вещи или испортили их — обращаемся в полицию. В первом случае нужно сначала обратиться в медицинское учреждение и зафиксировать побои.

4. Могут ли обидчика поставить на учет? Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с 16 лет (за умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью — с 14 лет). Несовершеннолетний автоматически ставится на профилактический учет в ПДН.

Но даже если несовершеннолетний обучающийся совершил правонарушение, но еще не достиг возраста ответственности, он также ставится учет.

5. А что потом? После того, как агрессора поставили на учет, данные органы начинают с ним «работать» — регулярно посещать школу, проверять условия его жизни дома, беседовать с родителями, учителями и т.д. В ряде случаев, например, при риске рецидива правонарушения, несовершеннолетний может быть помещен в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей по решению суда на срок до 30 суток.

ВОПРОС ДНЯ

Как вы решали конфликты в школе?

Сергей МАЛИНКОВИЧ, глава политобъединения «Коммунисты России»:

— Хулиганов было много, и сам я был хулиганом. Но травли у нас не было. Максимум — налить в портфель воды, учебник разрисовать, за косичку дернуть одноклассницу.

Сергей ВОЙТЕНКО, депутат Самарской думы:

— В школе всегда пытался договориться. Если кто-то решал проблемы кулаками, то я убеждал словом.

Николай СОБОЛЕВ, видеоблогер:

— Были в окружении одноклассники, которых задирали другие. Пытаться что-то объяснять обидчикам бесполезно. Их моральные принципы или неустойчивы, или сформировались неверно.

Юлия ЧИЧЕРИНА, певица:

— Я была задирой и частенько дралась, но и получала порой крепко, особенно крепко, когда защищала тех, кого гнобили.

Леонид ХАЗАНОВ, геолог в третьем поколении:

— Мне немало доставалось от одноклассников, называвших меня голодранцем только за то, что я был из неполной семьи, которая не могла себе многого позволить. Приходилось с ними драться.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Евгений МАКАРОВ, полковник милиции в отставке, Нижний Новгород:

— Мы дрались. Причем в старших классах я входил сначала в группу хулиганов, затем спортсменов, но все проблемы все равно решались кулаками.

Алиса АНТОНОВА, студентка, Симферополь:

— В школе мне объявили бойкот за то, что я не ходила на субботники. Освобождение по состоянию здоровья из-за проблем с сердцем не помешало одноклассникам заманить меня в темный уголок школьного сада и накормить травой.

Галина ЕМЕЛЬЯНОВА, сисадмин, Севастополь:

— В школе я была изгоем. Надо мной издевались из-за того, что я получила травму, которая сказалась на мимике лица. Портфель пинали, в кабинете закрывали. Но я испортила классу выпускной бал.

Арсен ГАЛСТЯН, олимпийский чемпион по дзюдо:

— С раннего возраста записался в спортивную секцию. Если ходишь в зал, ты всегда уверен, что сможешь постоять за себя.

КСТАТИ

Как защитить ребёнка от травли в школе

Известный норвежский психолог Кристин Аудмайер долгие годы работает над изучением феномена подростковой агрессии и даёт советы детям, родителям и педагогам (подробности)

Буква закона

Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.

Отдельно хочу сказать о том, что такие статьи и посты обычно сопровождаются комментариями в защиту педагогов. Мол, учителям тоже тяжело, дети их «доводят». На этом, например, сделали акцент защитники учителя в Комсомольске-на-Амуре: второклассник, по их словам, был «невменяемый», оскорблял учителя, срывал уроки, поэтому педагог не выдержала. Мы забываем, что восьмилетний ребенок и учитель с почти полувековым стажем — силы не равные. Если ребенок нарушает правила поведения, то именно педагоги, психологи, логопеды, неврологи должны помочь ему их преодолеть. Взрослые не могут отвечать насилием на насилие именно потому, что они взрослые, и должны показывать детям пример. Поддерживая травлю, мы, как взрослые, подписываемся под тем, что можно жить по законам волчьей стаи, что выигрывает тот, кто сильнее.

Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.

  • Цена безопасности. Чему учит «битва на ножах» в пермской школе
  • В первый класс: почему дети не хотят идти в школу

Как понять, что угроза расправой реальна?

Определить, что угроза расправы реальна, помогут следующие признаки:

  • замахивания, быстрое сокращение физической дистанции со стороны злоумышленника;
  • демонстрация оружия или опасных веществ (например, ядов);
  • создание атмосферы, при которой у потерпевшего складывается убежденное впечатление, что над ним учинят расправу (например, преграждают выход из помещения, демонстративно перед ним ломают какие-либо предметы);
  • наличие вещественных доказательств (письма или телефонные звонки с угрозами, иные послания).

Важно! Не обязательно, чтобы злоумышленник угрожал человеку лично. Преступника можно привлечь к ответственности и в случае, если тот угрожал применить насилие в отношении близких для жертвы людей.

По ст. 119 УК РФ можно привлечь людей, которые умышленно хотели внушить страх потерпевшему, лишить его душевного покоя. При этом реальный вред гражданину не должен быть причинен.

Если преступник угрожал жертве во время избиения, то злоумышленника привлекут к ответственности за причинение вреда здоровью. Иногда судьи назначают наказание по совокупности статей УК РФ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]