Незаконная миграция: ответственность за организацию, методы противодействия

Tweet

На практике у правоприменителей возникает много вопросов относительно привлечения к ответственности за совершение миграционных преступлений. На многие вопросы ответил ВС РФ в своем постановлении Пленума от 09.07.2020 года №18. Однако, ВС не ответил в этом пленуме на все некоторые важные вопросы, в том числе не дал ответы по вопросам дифференциации ответственности за содействие незаконной миграции.

К миграционным правонарушениям относятся преступления, предусмотренные ст. 322–322.3 УК РФ, а также деликты, указанные в гл. 18 и отчасти в гл. 19 КоАП РФ. Это нормы об ответственности за незаконную миграцию либо за содействие ей.

Ответственность за незаконную миграцию закреплена в ст.322.1 УК РФ. Камнем преткновения в соотношении миграционных правонарушений стал признак «организация» этой норме УК. Этот признак в тексте кодекса употребляется в разном значении и поэтому затрудняет толкование норм.

В науке признак «организация» часто связывают с организатором преступления, который отвечает за оконченное преступление в качестве исполнителя. Однако это справедливо только в отношении одной альтернативной формы деяния, предусмотренного ст. 322.1 УК, — организации незаконного въезда иностранными гражданами (лицами без гражданства), поскольку ответственность за нарушение правил въезда указанными лицами наступает по ст. 322 УК РФ. Есть и другие формы незаконной миграции: нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания (проживания) на территории государства, транзитного проезда. Такие деяния, если они не связаны со ст. 322.1 УК, влекут наступление административной ответственности.

На практике соотношение организации незаконной миграции с организаторством незаконного пересечения госграницы определяется следующим образом: «Действия лица, организовавшего незаконный въезд на территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства путем незаконного пересечения ими государственной границы, охватываются соответствующей частью статьи 322.1 УК РФ и дополнительной квалификации по части 3 статьи 33 и статьи 322 УК РФ не требуют» (п. 11 Постановления №  18).

Подход ВС РФ в этой части соответствует его же позиции, изложенной в п. 17.2 постановления Пленума от 03.11.2016 №  41 применительно к антитеррористическим составам. Это отвечает принципу справедливости закрепленному в ст. ст. 6 УК РФ.

На практике имеется сложность в разграничении организации незаконной миграции с иными частными случаями содействия нарушению правил пребывания (проживания), транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства, за которые установлена самостоятельная административная или уголовная ответственность. К таким случаям относятся:

1.фиктивная постановка на миграционный учет (ст. 322.2, 322.3 УК);

2. нарушение правил трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 18.15, 18.16 КоАП);

3.предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в РФ с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию (п. 3 ст. 18.9 КоАП).

Организацию незаконной миграции ВС РФ трактует как «действия, создающие условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в РФ, незаконного пребывания в РФ, незаконного транзитного проезда через РФ…» (п. 7 Постановления №  18). Подобным образом определяется объективная сторона этого преступления и в науке.

Однако такой подход не позволяет отграничить названные составы миграционных правонарушений от организации незаконной миграции. Как результат, что и повлекло довольно противоречивую судебную практику. РаЗачастую случаи различной юридической оценки одних и тех же деяний или привлечения лица и к уголовной, и к административной ответственности по одному и тому же факту.

Понятие незаконной миграции

Миграционные процессы во многом определяют картину современного мира. Некоторые государства фактически обязаны своим возникновением на политической карте мира именно миграционным процессам. Наиболее развитые страны — Соединённые Штаты Америки, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика были созданы именно иммигрантами.

Но миграционные процессы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на социальную и экономическую ситуацию в определённом государстве.

Миграция бывает законной и незаконной. Первая осуществляется на легальных основаниях с наличием соответствующих документов, регламентируется межгосударственными договорами, соглашениями и т. п., она контролируема и прогнозируема. Миграция же незаконная часто является фактором практически неконтролируемым.

Незаконной (нелегальной) миграцией называется миграционный процесс, осуществляемый с нарушением соответствующего законодательства государства.

Незаконной (нелегальной) миграцией называется миграционный процесс, осуществляемый с нарушением соответствующего законодательства государства

Другой комментарий к Ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления состоит в совершении одного из указанных в законе действий.

2. Организация незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в совершении любых действий, направленных на обеспечение въезда на территорию РФ этих лиц при отсутствии у них необходимых документов (например, российской визы, документов, удостоверяющих личность) или с предъявлением ими поддельных или недействительных документов, а также с нарушением этими лицами таможенных правил либо санитарных норм.

3. Организация незаконного пребывания в РФ указанных в законе лиц представляет собой совершение любых действий, направленных на обеспечение пребывания или проживания на территории РФ этих лиц при отсутствии у них необходимых документов (например, миграционной карты, разрешения на временное проживание) или с нарушением порядка регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства.

4. Организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства — это совершение действий, направленных на обеспечение транзитного проезда через территорию РФ указанных лиц любым видом транспорта при отсутствии у них необходимых документов (например, визы государства назначения, проездных билетов) или с предъявлением ими поддельных или недействительных документов.

Какие факторы способствуют возникновению нелегальной миграции

Существует много факторов, которые способствуют возникновению нелегальной миграции и повышению уровня нелегального миграционного трафика в определённых регионах мира или странах. К ним относятся:

  • факторы экономического характера;
  • вооружённые конфликты;
  • стихийные бедствия, эпидемии, голод;
  • попытки нелегальных мигрантов избежать ответственности за совершение преступлений, вследствие чего они вынуждены покинуть территорию того государства, где в отношении них возбуждено уголовное производство;
  • стремление переезда в страну со стабильной политической системой, демократическими ценностями и развитой свободой слова.

К факторам нелегальной миграции можно смело отнести и авантюризм некоторых нелегальных мигрантов. Ведь есть определённая категория людей, которые попросту хотят что-то изменить в своей жизни. Первый шаг они видят в изменении страны проживания. Кроме всего прочего, может быть совокупность сразу нескольких факторов, которые заставляют определённое лицо покинуть свою родину или страну проживания.

Вооружённые конфликты являются одним из факторов, способствующих нелегальной миграции

Каковы способы осуществления нелегальной миграции

Существует множество способов, с помощью которых нелегальные мигранты пересекают границу определённого государства или нелегально находятся на его территории.

Поддельные документы

Подделка документов при современном уровне развития техники не представляется особо сложной задачей. Использование поддельных документов для пересечения границы определённого государства или для якобы законного пребывания на его территории относится к одному из способов нелегальной миграции. Фальшивой может оказаться виза, вид на жительство, разрешение на постоянное проживание или даже национальный паспорт принявшего государства или другого государства, гражданину которого разрешено пересекать границы и находиться на территории принявшей страны на льготных условиях.

В начале ноября 2022 года в Болгарии было арестовано более 20 сотрудников её миграционного ведомства. Им инкриминировали выдачу поддельных болгарских паспортов иностранцам, которые не имели на это никакого права. Естественно, стоила подобная услуга недёшево. За один паспорт нелегалу приходилось заплатить от 6 тыс. евро. Но игра стоила свеч, поэтому многие жители стран СНГ поспешили воспользоваться данной возможностью.

Болгария является членом Европейского Союза, а её паспорт представляет собой своеобразный «золотой ключик», открывающий границы ЕС. Кроме того, гражданин Болгарии имеет право на легальное трудоустройство в любой стране, входящей в это межгосударственное объединение, а также рассматривается её работодателем в приоритетном порядке, к чему его обязывает единое трудовое законодательство Евросоюза. Среди моих знакомых были люди, которые воспользовались подобной возможностью. Некоторым из них удалось проработать в Германии или в Бельгии по три или четыре года по поддельным документам. За это время, естественно, затраченные на приобретение поддельного паспорта средства окупились сторицей. Но разоблачение болгарской прокуратурой преступной группировки стало для них громом среди ясного неба. Ведь вместе с остальными уликами правоохранительными органами Болгарии была изъята информация об уже выданных «липовых» болгарских паспортах. Соответственно, были информированы иммиграционные службы во всех странах Евросоюза. Те, кто смог вовремя среагировать, успели покинуть ЕС и подобным образом уйти от ответственности. А те, кто не «держал нос по ветру», попались в цепкие руки иммиграционной полиции европейских стран. Некоторые уже понесли наказание на основании решения суда за использование фальшивых документов. В интернете сегодня можно найти немало предложений о покупке румынских, болгарских, венгерских и даже польских паспортов. Как правило, в данном случае существуют два пути. Первый — подделка документа, при которой отличить поддельный паспорт от настоящего невооружённым взглядом даже опытному специалисту вряд ли удастся. Вторым же способом является использование программы репатриации и получение гражданства в этих странах на основе поддельных документов о наличии в генеалогическом древе соискателя гражданства национальных корней. Фактически этот способ тоже нелегален, но вот паспорт, который можно получить по программе репатрианту (правда, ждать его придётся гораздо дольше, чем паспорт поддельный), уже является настоящим документом. С юридической точки зрения, «липовые» репатрианты тоже являются нелегалами.

Нелегальное пересечение государственной границы

Этот способ нелегальной миграции существовал всегда. Нелегально можно пересечь практически любую границу, испытав при этом немало острых ощущений. Например, сегодня мы наблюдаем ситуацию, при которой Соединённые Штаты сосредоточили на мексиканской границе значительный воинский контингент, а также предпринимают максимально эффективные меры для строительства защитной стены от нелегальных мигрантов из Мексики.

Нелегальное пересечение границы возможно осуществить множеством способов. Каждый из них является рискованным и подразумевает, что нелегал совершает уголовно наказуемое деяние.

Видео: нелегальная миграция в США

Фиктивное основание для въезда в страну

Въездное разрешение (виза), которое было получено иностранным гражданином на фиктивном основании, автоматически делает его нелегальным мигрантом. Например, это может быть приглашение от несуществующих родственников по программе воссоединение семьи или фиктивный трудовой контракт с работодателем из принимающего государства. Выявление данного факта, как правило, приводит к немедленной депортации данного лица и запрета на въезд страну, а также часто и к немалому штрафу.

Нелегалы с просроченными документами

Способом нелегальной миграции можно назвать и пребывание в стране на основании разрешительных документов с истёкшим сроком действия. Например, иностранный студент закончил обучение в высшем учебном заведении, и у него закончился студенческий вид на жительство. Поэтому, соответственно, он должен покинуть страну, в которой учился. Но он этого не делает и продолжает оставаться в пределах её границ, устроившись, например, на нелегальную работу. В качестве второго примера можно привести вчерашнего легального трудового мигранта, у которого закончился срок действия трудового контракта с работодателем, оформившего для него приглашение на работу. Рабочая виза уже закончилась, но её вчерашний обладатель предпочитает не уезжать на родину, оставшись в роли нелегального трудового мигранта.

Вынужденная миграция

Вынужденная миграция, по сути, является нелегальной. Но в данном случае речь идёт о людях, спасающихся от вооружённых конфликтов, эпидемий, стихийных бедствий и голода. Большинство из них намерено запросить в стране, в которую намеревается переехать, статус беженца. Он определён Женевской конвенцией. Это особый способ нелегальной миграции, который, впрочем, очень актуален в современных условиях.

Вынужденная миграция в современном мире очень актуальна

Комментарий к Статье 322.1 УК РФ

1. Миграция (лат. migratio, от migro — перехожу, переселяюсь) в контексте коммент. статьи — перемещение иностранных граждан или лиц без гражданства из-за рубежа в Россию, а равно по территории или через территорию России.

2. Общественная опасность преступления заключается в подрыве установленного законом порядка пересечения Государственной границы РФ, пребывания в Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства, в создании угрозы общественной безопасности, экономическим и прочим отношениям в государстве.

3. Основной состав преступления описан в ч. 1, а квалифицированный состав закреплен в ч. 2 коммент. статьи. Они выражают умышленные деяния, относящиеся к категории преступлений соответственно небольшой (ч. 1) и средней (ч. 2) тяжести.

4. Основными объектами преступного посягательства являются установленный законом порядок пересечения Государственной границы РФ, пребывания в Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства. Факультативные объекты — безопасность граждан Российской Федерации, экономические и прочие внутригосударственные отношения.

5. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия, заключающегося в организации: а) въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина и (или) лица без гражданства либо б) пребывания этих лиц в Российской Федерации, а равно в) транзитного проезда указанных лиц через территорию РФ без действительных документов или без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ.

6. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер. Иными словами, для верной квалификации содеянного по коммент. статье диспозиция отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам, например к ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2006) <1>, Положению о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 794 <2>, Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство, утв. Приказом МВД России от 14.04.2003 N 250 <3>. ——————————— <1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700, N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 35. Ст. 3607, N 45. Ст. 4377; 2006. N 30. Ст. 3286, N 31 (ч. 1). Ст. 3420.

<2> СЗ РФ. 2002. N 45. Ст. 4520.

<3> БНА. 2003. N 33.

7. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию, пребывания в Российской Федерации, транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан и (или) лиц без гражданства предполагает осознанное, волевое активное поведение виновного лица, направленное на разработку плана указанных действий, выбор лиц для его осуществления, распределение между ними ролей и функций, подбор средств совершения данного преступления и т.д.

8. О территории РФ см. в п. 3 коммент. к ст. 11.

9. Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Данное физическое лицо находится в Российской Федерации законно, если оно имеет действительные: а) вид на жительство, либо б) разрешение на временное проживание, либо в) визу, либо г) иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

10. Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

11. Составы преступления, описанного в коммент. статье, имеют формальную законодательную конструкцию. Преступление окончено (составами) в момент совершения хотя бы одного из отмеченных в п. 5 коммент. к статье действия независимо от наступления материального общественно опасного последствия.

12. В части 2 коммент. статьи расположены квалифицирующие признаки, заключающиеся в осуществлении преступного деяния: а) организованной группой (см. ч. 3 ст. 35), б) в целях совершения преступления на территории РФ.

13. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, причем прямого. Правоприменителю достаточно установить, что виновное лицо осознает общественную опасность организации незаконной миграции и тем не менее желает ее организовать. Цель — совершение преступления на территории РФ — оказывает влияние на квалификацию содеянного по п. «б» ч. 2 коммент. статьи.

14. Субъект преступного посягательства общий — т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

Как влияет нелегальная миграция на социально-экономическое развитие стран

Миграция населения является огромным ресурсом, который требует рационального использования. Незаконная миграция приводит к возникновению социальных и экономических кризисов.

Сегодня мы можем наблюдать, к каким негативным последствиям привёл европейский миграционный кризис. Это в очередной раз подтверждает опасность отсутствия контроля над миграционными процессами, что может привести к нарушению стабильности и согласия в обществе, а также к межнациональным распрям.

Эксперты Организации Объединённых Наций считают, что на сегодняшний день около 3% населения планеты являются нелегальными мигрантами.

Негативных последствий нелегальной миграции населения немало. Перечислим основные:

  • работодатели, нанимающие нелегальных трудовых мигрантов, создают предельно низкие стандарты трудовых взаимоотношений;
  • нелегальные мигранты нарушают жилищный кодекс, что проявляется в перенаселении жилья, поскольку и они, и их работодатели всегда экономят на аренде жилья;
  • у нелегальных трудовых мигрантов часто рушатся семьи, поскольку они очень долго находятся вне родины и не общаются с ними;
  • налогоплательщики принимающей страны несут серьёзное бремя, ведь нелегальные мигранты пользуются медицинской помощью в государственный медучреждениях, их дети часто учатся в государственных школах и т. д.;
  • нелегальная миграция способствует распространению опасных заболеваний;
  • нелегальные мигранты значительно повышают криминогенную обстановку, в связи с чем правоохранительные органы принявших стран вынуждены тратить гораздо большие средства и силы на охрану общественного порядка. В этих странах значительно возрастает уровень уличной преступности и количество имущественных преступлений, совершаемых нелегальными мигрантами.

Нелегальная миграция вызывает не только кризис экономический и социальный в принявших странах, но и часто кризис политический. Например, Ангеле Меркель с трудом удалось выиграть последние выборы в Германии, поскольку германский электорат посчитал, что политика канцлера в отношении нелегальных мигрантов очень либеральна. А действующий американский президент Дональд Трамп выиграл выборы на волне борьбы с нелегальной миграцией. Эти факты доказывают, насколько острой проблемы в современном мире она является.

Политика Канцлера Германии в отношении нелегальных мигрантов очень либеральна, поэтому ей с трудом удалось выиграть последние выборы

Отдельно следует сказать и о европейском кризисе мигрантов. Старушку-Европу штурмуют со всех сторон. С востока пытаются просочиться нелегальные трудовые мигранты из стран СНГ. С юга — жители африканского континента, с юго-востока Европу атакуют потоки вынужденных мигрантов из ближневосточных стран. С каждым годом ситуация ухудшается, хотя меры, предпринятые Брюсселем для установления контроля над нелегальной миграцией и уменьшением нелегального миграционного трафика, всё же принесли свои плоды. Приняты квоты на приём вынужденных мигрантов странами Евросоюза, установлен более строгий контроль на границах стран, входящих в него. Также одной из мер противодействия стало выделение Турции немалых средств для создания специализированных лагерей для беженцев и максимально эффективного ограничения их нелегальной переправки в Европу (ежегодно через Турцию к берегам Европы намеревается прорваться более миллиона нелегальных мигрантов). На сегодняшний день количество нелегалов, ищущих новый дом в европейских странах, оценивается в 5–6 млн человек. Некоторые же считают и это количество сильно приуменьшенным. Только за первые 4 месяца 2022 года свыше 206 тысяч человек подали в ЕС запрос о предоставлении убежища.

Мнения экспертов сходятся в одном: наиболее вероятным сценарием развития событий станет ежегодное увеличение количества нелегалов в странах Евросоюза, несмотря на предпринятые их правительствами меры. В 2022 году в ЕС было зарегистрировано около 1,3 миллиона мигрантов. Их засилье может привести к накалу социально-политической обстановки, понижению уровня рождаемости среди европейцев, а также к конфликтам на межнациональной основе.

Только за 2022 год количество имущественных преступлений в крупных городах Германии возросло на 40%. Это вызвало огромную обеспокоенность немецкого общества. В большинстве случаев фигурантами уголовных дел являются вынужденные мигранты из африканских и ближневосточных стран.

Как обстоит дело в других странах, наиболее привлекательных для нелегалов

В мире существует несколько центров притяжения для нелегальных мигрантов. Это могут быть не только отдельно взятые страны, но и целые межгосударственные формирования, наподобие Евросоюза, ситуация в котором описана выше. Вкратце дадим характеристику остальных центров притяжения нелегалов.

Соединённые Штаты Америки

В Соединённых Штатах нелегальная миграция приобрела масштабы национального бедствия. Официальные оценки правительства США говорят о том, что на территории страны сегодня находятся около 12 млн нелегалов. Неофициально говорят о 40 млн человек. Большинство тех, кто прибыл нелегально, пересекли мексиканскую границу. 90% из них имеют мексиканское или латиноамериканское происхождение. Эта категория нелегалов составляет примерно треть от их общего числа в США. Остальные же 70% представлено теми, кто легально приехал в Соединённые Штаты, а после остался проживать в них по просроченным разрешительным документам.

Стена между США и Мексикой не всегда защищает от нелегалов

Южная Корея

Оценки южнокорейских властей свидетельствуют о том, что на территории страны сегодня находится не менее 3 млн нелегальных мигрантов. Подавляющее большинство из них составляют нелегальные трудовые мигранты из ближневосточных государств, Китая и Северной Кореи.

Китай

Китай является как страной-донором мигрантов, так и одним из мировых центров их притяжения. Оценки китайского правительства совпадают с оценками международных экспертов: сегодня в КНР не менее 50 млн (!) нелегальных мигрантов (большинство из них — трудовые). Около 90% представлено выходцами из Индии и Пакистана. Также около 300 тыс. нелегалов прибыло в КНР из России. При этом в Китае легально трудоустроены только 8 млн иностранных специалистов.

Австралийский Союз

В Австралии ситуация выглядит следующим образом: легально трудоустроены 3,2 млн иностранцев, нелегально же в стране, по оценкам её правительства, находятся около 5 млн иностранцев, которые тоже относятся к этой категории. Для этой страны характерно ежегодное увеличение легальной миграции (минимум на 300 тыс. человек). При этом каждый год на Зелёном континенте становится на 9% меньше мигрантов нелегальных. Этому способствует существенное ужесточение иммиграционного законодательства австралийскими властями.

Израиль

Власти Израиля оценивают количество нелегальных мигрантов в стране примерно в 2 млн человек. Большинство из них представлено выходцами из стран СНГ и работает без оформления у местных работодателей. В последние годы израильские власти существенно повысили меры безопасности и ужесточили правила въезда для иностранцев. Периодически возникающая военная угроза периодически значительно снижает количество нелегальных мигрантов в стране.

Видео: как Израиль борется с потенциальными нелегалами

ЮАР

Южно-Африканская Республика, входящая в G-20, считается целью нелегальных мигрантов практически со всего африканского континента. Властями страны приняты беспрецедентные меры к охране государственных границ с соседними африканскими государствами, а также усилению миграционного контроля на территории страны. Только в 2022 году штат миграционной полиции увеличен почти на 20%.

Особенности Российской Федерации

Россия является одновременно и центром притяжения для мигрантов, и их донором. Она входит в двадцатку мировых центров притяжения, а также в двадцатку стран-доноров. На данный момент точное количество нелегальных мигрантов в России неизвестно. Напряжённая обстановка в некоторых странах СНГ и в мире вынуждает переезжать в Российскую Федерацию множество людей.

Появление в российском иммиграционном законодательстве новых норм, значительно его ужесточающих, способствует уменьшению количества нелегальных мигрантов, в частности, трудовых.

Особенностью Российской Федерации является то, что, по оценкам её миграционного ведомства, около 83% иммигрантов представлено гражданами республик СНГ, имеющих право безвизового въезда на российскую территорию. Поэтому ситуация выглядит неоднозначно. Если говорить о трудовых мигрантах, то больше всего их в России из Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы и Украины.

Видео: нелегальная миграция в России

Что грозит за незаконную миграцию Наказание за незаконную миграцию

Миграция населения, являясь сложным и многогранным явлением, затрагивающим многие сферы жизнедеятельности общества, сегодня становится актуальным вопросом не только для европейских стран, но и для России. В становлении и развитии российского государства с его уникальным географическим расположением на Евразийском континенте процессы перемещения населения (миграционные процессы) всегда играли важную роль.

В связи с этим вопросам регулирования общественных отношений в миграционной сфере постоянно уделялось внимание со стороны государственной власти, что находило соответствующее отражение в отечественном законодательстве. Отметим, что даже в рамках Европы выделяются пять различных типов стран в зависимости от их отношения к миграции: старые реципиенты, новые реципиенты, малые острова, страны переходной экономики, страны без иммиграции. Россия, обладая культурными особенностями, отличающими ее от европейских стран, имеет также свои особенности в области миграции. Тем не менее, и у России, и у стран Запада есть общие проблемы, связанные с миграцией, а именно незаконная миграция и образование национальных диаспор. Незаконная миграция на сегодняшний день представляет собой серьезную угрозу, которая несет в себе множество проблем, требующих незамедлительного решения. Уголовное законодательство Российской Федерации до 2004 года вопросы, связанные с организацией незаконной миграции, не ставило во главу угла. На тот период времени обстановка в стране не была настолько критической, как сейчас. Однако согласно официальной статистике с каждым годом происходит колоссальное увеличение мигрантов на территории Российской Федерации. Если говорить о незаконных мигрантах, то в рамках нашего исследования хотелось бы акцентировать внимание именно на проблемах противодействия организации незаконной миграции.

С 2004 года в УК РФ существует статья 322.1, предусматривающая ответственность за организацию незаконной миграции. Что же подразумевается под термином «организация незаконной миграции»? Ни в диспозиции, ни в примечании к статье Уголовного кодекса, ни в официальных комментариях и разъяснениях не найти дефиниции данного термина. Этот факт может служить тому, что у правоприменителя неоднократно возникают трудности в привлечении виновного лица к ответственности за данный вид преступного деяния, что дает ему право толковать понятие по-разному.

Считаем, что разработка данного понятия поможет более детально и комплексно подходить к вопросу противодействия организации незаконной миграции. В связи с этим предлагаем уточнить, что ответственность за организацию незаконной миграции как преступного деяния наступает именно за организацию деятельности, которая направлена на осуществление незаконного въезда иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания на территории Российской Федерации, незаконного перемещения этих лиц по территории Российской Федерации, включая деятельность, направленную на осуществление незаконного транзитного проезда.

С момента введения настоящего состава в УК РФ вносились многочисленные изменения в статью. Однако уже достаточно длительное время настоящая статья находится в УК РФ, а об отсутствии какой-либо ее эффективности на практике можно говорить постоянно. Без комплексных, разумных, основанных на реальной обстановке в государстве решений, а также без учета опыта зарубежных стран в вопросе незаконной миграции, считаем, не обойтись. Это необходимо, в первую очередь, для осуществления эффективной борьбы с организацией незаконной миграции. В рамках настоящей статьи хотелось бы предложить вариант модернизации санкции обеих частей ст. 322.1 УК РФ. Во-первых, санкция ч. 1 ст. 322.1 УК РФ неоднократно подвергалась изменениям. Последние изменения были в июле 2016 года, когда законодатель решил исключить все дополнительные виды наказаний, оставив меру ответственности в виде лишения свободы до 5 лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Хотелось бы отметить, что санкция по ч. 1 ст. 322.1 УК РФ не перешла в разряд тяжких, с чем мы категорически не согласны. Обстановка в стране становится криминогенной, растет количество преступлений, сопряженных с незаконной миграцией. Оставлять ч. 1 ст. 322.1 УК РФ в категории преступлений средней тяжести неразумно и опасно. В связи с этим предлагаем увеличить санкцию ч. 1 ст. 322.1 УК РФ до 6 лет лишения свободы, тем самым перевести всю статью в категорию тяжких преступлений. Помимо всего прочего, мы не согласны с решением законодателя в вопросе исключения такого дополнительного наказания по ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, как штраф. Отмена штрафов за нарушение миграционного законодательства стала серьезным изменением в федеральном законодательстве. При этом практика назначения наказания за преступления, предусмотренные ст. 322.1 УК РФ, такова, что по части первой названной статьи в большинстве случаев суды назначали наказание в виде штрафа.

Так, по результатам изучения П. Филипповым судебной практики по ст. 322.1 УК РФ за 2010–2014 гг. установлено, что штраф является самым распространенным наказанием за организацию незаконной миграции (58,8 %), вторым по частоте применения выступает лишение свободы (32 %), оставшаяся доля примерно в равных частях приходится на обязательные и исправительные работы. Учитывая, что до изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 308-ФЗ, данное преступление являлось преступлением небольшой тяжести, поскольку совершалось, как правило, лицами, впервые привлекавшимися к уголовной ответственности, подобный подход к назначению наказания следует признать справедливым. В связи с этим мы предлагаем вернуть штраф в ч. 1 ст. 322.1 УК РФ в качестве дополнительного наказания, которое будет назначаться совместно с основным – лишением свободы. Поэтому мы предлагаем изложить санкцию части 1 статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации следующим образом: «наказывается лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового».

Считаем, что данные изменения восполнят пробелы в российском уголовном законодательстве в части противодействия организации незаконной миграции и помогут изменить криминальную обстановку в Российской Федерации. Помимо всего прочего, хотелось бы поговорить о части 2 статьи 322.1 УК РФ, а именно о пункте «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ. Несомненно, наличие такого квалифицирующего признака, как «в целях совершения преступления на территории Российской Федерации», вполне обосновано, поскольку организация незаконной миграции нередко бывает тесно связана с незаконным оборотом наркотиков, оружия. Имеет место использование труда незаконных мигрантов в подпольных цехах и производствах по изго товлению различных товаров, на лесозаготовках, при вылове биоресурсов, в рамках посягательств на общественные отношения, обеспечивающие защищенность деловой репутации производителей товаров и услуг, а также на гарантии прав потребителей, рациональное использование и охрану водных живых ресурсов, лесов и нелесной древесно-кустарниковой растительности. Организация незаконной миграции может осуществляться в целях совершения преступлений, посягающих на общественные отношения, обеспечивающие моральные и духовные устои общества (ст. 240 УК РФ «Вовлечение в занятие проституцией», ст. 241 УК РФ «Организация занятия проституцией»). Вместе с тем представляется необходимым пересмотреть данный квалифицирующий признак в сторону расширения уголовной ответственности за организацию незаконной миграции и отразить его в следующей редакции: «в целях совершения противоправных действий».

Под данный признак будут подпадать не только преступления, но и административные правонарушения. Действительно, сегодня мы наблюдаем усложнение геополитической обстановки в мире в целом и в нашей стране в частности. Так, например, говоря о процессах, происходящих сейчас на Украине, можно сделать выводы о том, что события 2014 года, по мнению многих аналитиков, вполне могут быть повторены и в России. При этом следует подчеркнуть, что эти события были организованы не без участия некоторых западных стран, которые активно поддерживали оппозицию, подготавливали участников будущих массовых беспорядков, а также вербовали граждан других государств для участия в акции протеста, в том числе и с целью создания эффекта массовости, без совершения каких-либо преступных действий.

Как отмечает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, председатель Движения развития Ю. Крупнов, вполне вероятно, что для трансформации Майдана в Москве могут использовать уже легализованных, организованных и сгруппированных мигрантов: «Раньше мы видели много мигрантов в центре города на праздники. Сейчас этого нет. Почему? Диаспоры «правильно» организуют ситуацию, запрещая по праздникам выходить в центр города своим подопечным. И в этом видна серьезная организация». Расширение данного квалифицирующего признака будет иметь положительную динамику в борьбе с организацией незаконной миграции. Подводя итоги нашего исследования, необходимо отметить, что статья 322.1 УК РФ в действующей редакции неэффективна. Существуют огромные проблемы при квалификации противоправных действий по настоящей статье, не говоря уже о проблемах разграничения уголовной ответственности за организацию незаконной миграции и административного правонарушения в области незаконной миграции. Но об этом мы обязательно поговорим в рамках другой исследовательской работы. Вышесказанные идеи и предложения должны способствовать развитию законодательства в области борьбы с организацией незаконной миграции. Происходящее совершенствование законодательства должно четко определять предмет регулирования по вопросу организации незаконной миграции. Тем самым должны быть устранены пробелы в миграционном законодательстве, и впоследствии должен быть решен не один круг проблем в регулировании такого явления современности, как незаконная миграция. Только комплексный подход к данной проблеме при сочетании усиленного контроля за организацией незаконной миграции, выявления и уничтожения этих структур, а также предупреждения, пресечения волны незаконных мигрантов может привести к положительному результату.

Ответственность за организацию нелегальной миграции

Практически во всех странах организация нелегальной миграции относится к уголовно наказуемым деяниям. В качестве санкции обычно предусмотрено лишение свободы, иногда срок может составлять десять и более лет.

В контексте рассматриваемой темы следует определиться с тем, что же, с точки зрения права, представляет собой организация и содействие нелегальной миграции. К уголовной ответственности лицо может быть привлечено, если оно занималось организацией незаконного пересечения границы государства и дальнейшего незаконного нахождения мигрантов на территории определённого государства. Наказание понесут также и те, кто организовывал транзит нелегалов через территорию страны.

Законом предусмотрено, что организатором будет считаться человек, занимавшийся планированием, подбором участников, а также непосредственным руководством нелегальной миграции.

В некоторых странах предусмотрена уголовная ответственность и за содействие нелегальной миграции. Лица, в отношении которых может быть открыто уголовное производство, в данном случае могут быть помощниками организаторов, отвечать за логистику, размещение мигрантов и т. д. То есть, выполнять вспомогательные функции.

Ответственность за организацию нелегальной миграции в России предусмотрена Статьёй 322.1 УК РФ. Максимальная санкция статьи предусматривает до семи лет лишения свободы и штраф до полумиллиона рублей.

Организация нелегальной миграции в России уголовно наказуема

В последние годы борьба с нелегальной миграцией в Российской Федерации ужесточается, что приносит свои плоды. Тем не менее только в Москве, по оценкам муниципальных властей, сегодня треть мигрантов являются нелегалами.

Основными центрами притяжения для нелегальных мигрантов в России являются Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область. Также много нелегалов в Тюмени и других регионах Российской Федерации, где есть высокооплачиваемая работа и достаточное количество рабочих мест.

Почему нелегальная трудовая миграция продолжает процветать в России? Например, средняя заработная плата в России в октябре 2018 составила 42 тыс. рублей. Но с этой суммы необходимо уплатить налоги. Нелегальный мигрант, например, из Таджикистана, готов работать за 30 тысяч. Эта сумма, по меркам его родной страны, является очень солидной. К тому же работодателю нет необходимости платить отчисления за работника в госбюджет. Выгодно ему это или нет? Конечно, выгодно. Как выгодно и нелегальному трудовому мигранту, которому нет необходимости платить за оформление разрешения на работу и так далее. Подобная ситуация актуальна и для других стран.

Объективная сторона организации незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ)

В юридической литературе содержится большое количество толкований ст. 3221 УК. Большинство авторов считают, что объективную сторону

рассматриваемого преступления альтернативно (либо в любом сочетании) составляют: организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; организация их незаконного пребывания в Российской Федерации; организация их незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Однако в судебно-прокурорской практике существует мнение, что законодатель намеренно отделил организацию транзитного проезда союзом «или», а организацию незаконного въезда, пребывания перечисляет как единое деяние. В этом случае организация незаконного пребывания не составляет оконченного преступления без организации незаконного въезда.

На наш взгляд, данная точка зрения является казуистической и не поддерживается юридической теорией.

Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 3221 УК состоит в организации:

а) незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства;

б) незаконного пребывания их в Российской Федерации;

в) незаконного транзитного проезда их через территорию РФ.

Анализируя объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 3221 УК, необходимо начать с термина «организация». Организация в Словаре иностранных слов обозначает «строение, устройство чего-либо; совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры…». В Словаре русского языка под организацией понимается «организованность, хорошее, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина».

На сегодняшний день в теории нет четкого определения понятий «организация незаконного въезда в Российскую Федерацию» и других указанных в ст. 3221 УК действий.

На наш взгляд, применительно к рассматриваемой норме нельзя рассматривать понятие организации незаконной миграции без составляющих ее — незаконного въезда, пребывания и транзитного проезда. По нашему мнению, в термин «организация» вкладывается совершение различных, заранее обдуманных действий, направленных в большинстве своем на извлечение собственной выгоды путем создания условий для незаконного пересечения границы именно третьими лицами.

В науке не определено пока точное понятие «въезд». По мнению А. Бессонова, въезд — это пересечение Государственной границы РФ «по суше путем международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ». Однако, российская граница пролегает не только по суше. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе» Государственная граница — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории, определяющая границы государственной территории (суши, недр и воздушного пространства РФ), это пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

Следует подчеркнуть, что не только воздушным, наземным и водным транспортными средствами могут быть пересечены сухопутная, воздушная, водная границы. Как полагают О. и С. Якимовы, она может быть пересечена и вплавь, и пешеходным образом, и нетрадиционным видом транспорта. По их мнению, как было указано ранее, криминализация «организации незаконной миграции» излишняя, ст. 3221 УК созвучна со ст. 322 УК «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации».

Будучи отчасти согласны с мнением Якимовых, стоит заметить, что ст. 3221 УК предусматривает ответственность не только за организацию незаконного въезда, но и за совершение таких действий, как организация незаконного пребывания в Российской Федерации, а также незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, которые ранее не предусматривались статьями УК РФ.

Давая общее широкое значение понятию «въезд», законодатель определил его как пересечение Государственной границы Российской Федерации любым способом и средством.

Мы солидарны с мнением Н.Г. Кириенко, позиция которого заключается в том, что организация незаконного въезда — это любые действия, направленные на оказание содействия к перемещению иностранных граждан или лиц без гражданства через Государственную границу РФ на территорию нашей страны в нарушение действующего законодательства Российской Федерации или явившиеся результатом действительного перемещения мигрантов на территорию Российской Федерации.

В понятие «организация незаконного пребывания в РФ» А. Бессонов включает «совершение действий, направленных на трудоустройство, предоставление жилья, материальных средств на территории России и пр.». Таким образом, организация незаконного пребывания в РФ — это совершение действий виновным, направленных на обеспечение местонахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ в нарушение миграционного законодательства.

По конструкции объективной стороны рассматриваемый состав преступления формальный, преступление, предусмотренное ст. 3221 УК, будет окончено с момента совершения одного из действий, перечисленных в диспозиции.

Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер. Иными словами, для правильной квалификации содеянного по ст. 3221 УК диспозиция отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам, например, к Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996г. № 114-ФЗ (в ред. от 9.03.2010. № 24-ФЗ), Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ (в ред. от 19.05.2010. № 86-ФЗ), Положению о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002г. № 794 (с изм. от 23 января 2007 г., 28 марта 2008 г.), Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство, утвержденного Приказом МВД России от 14 апреля 2003г. № 250.

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются также Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми на основании данных федеральных законов постановлениями Правительства Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены указанным выше федеральным законом, действуют правила международного договора.

Исследование, проведенное ВНИИ МВД России, показало, что основные трудности возникают с установлением признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 3221 УК РФ, а также при разграничении указанного преступления от смежных составов административных правонарушений: ст. 18.9 КоАП РФ («Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации») и ст. 18.15 КоАП РФ («Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства»).

Уголовный закон устанавливает ответственность именно за организацию незаконной миграции, как за наиболее опасное деяние, способствующее повышению концентрации лиц, незаконно находящихся на территории страны, что впоследствии способно причинить вред и другим объектам уголовно-правовой охраны, например, личности или сфере экономики. Этот тезис подтверждается данными статистики, которые свидетельствуют о том, что пребывание незаконных мигрантов зачастую связано с совершением ими на территории РФ различного рода преступных деяний.

Организация указанных действий в целом представляет собой сложную многообразную организационную деятельность и охватывает:

— подбор мигрантов за границей;

— решение вопросов с работодателями и сотрудниками органов ФМС России о получении необходимых разрешений;

— обеспечение изготовления, приобретения, оформления и передачи мигрантам подложных документов;

— инструктаж мигрантов;

— решение транспортных вопросов;

— поддержание прежних и установление новых связей с должностными лицами, осуществляющими пограничный и иммиграционный контроль;

— обеспечение подготовки мест укрытия (проживания) на территории РФ и т.д.

Подобная организационная деятельность предполагает причастность к ней в той или иной форме многих лиц. Так, может быть несколько фактических организаторов (юридически — соисполнителей данного преступления) по предварительному сговору; соучастие (пособничество) должностных лиц контрольных органов; ненадлежащее исполнение ими служебных обязанностей (поблажки по знакомству) и т.д.

Статья 3221 УК устанавливает уголовную ответственность за организацию незаконной миграции только в трех указанных формах и только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Те же действия в отношении граждан Российской Федерации уголовно наказуемы лишь применительно к организации незаконного пересечения Государственной границы РФ, но квалифицируются они по ст. 322 УК со ссылкой на ч. 3 ст. 33 УК.

Мигранты — иностранные граждане и лица без гражданства в данном случае несут уголовную ответственность за незаконное пересечение Государственной границы РФ (если таковое имело место). За нарушения ими режима пребывания в Российской Федерации предусмотрена административная ответственность (ст. 18.8 КоАП).

Организация незаконного пребывания мигрантов в Российскую Федерацию может быть продолжением деяния, связанного с их незаконным въездом в Российской Федерации, либо представлять собой самостоятельное деяние, когда организуется уклонение законно въехавших в Российскую Федерацию мигрантов от выезда из Российской Федерации по окончании разрешенного срока их пребывания в России. Среди организаторов незаконной миграции роли могут распределяться так, что одни организуют незаконный въезд мигрантов в Российскую Федерацию, а другие — их незаконное пребывание в России либо транзитный проезд через территорию РФ. На квалификацию преступления это не влияет.

Состав преступления — формальный. Преступление для фактического организатора считается оконченным с момента незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства либо факта их незаконного пребывания в Российской Федерации (в случае законного въезда и уклонения от выезда при окончании срока пребывания).

Если говорить об общественной опасности каждого из трех видов действий, образующих объективную сторону состава преступления, предусмотренного статьей 3221 УК, то, как полагает Ю.Ю. Бышевский, наиболее опасным из них представляется именно организация незаконного въезда указанных лиц в Россию, два других являются в определенной степени производными от первого (организации въезда).

Как известно, УК РФ предусматривает немало статей, связанных с организацией преступных действий как элементом объективной стороны. Примерами могут служить организация незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК); организация преступного сообщества (ст. 210 УК) и другие. Кроме того, во многих составах преступлений понятие организации, организованности связано с деятельностью организованных преступных групп (ст. 35 УК). В ст. 3221 УК это понятие выступает не только в качестве элемента объективной стороны, но и характерной особенностью его квалифицированного вида (п. «а» ч. 2 ст. 3221 «те же деяния, совершенные организованной группой»). Однако и в том и в другом случае подобное деяние неразрывно связано с понятием организатора преступления, в нашем случае — незаконной миграцией.

Как полагает Ю.Ю. Бышевский, организация совершения преступления, предусмотренного ст. 3221 УК «Организация незаконной миграции», является основной, определяющей деятельностью, включающей в себя весьма разнообразный круг действий, а именно: разработку преступных планов, подыскание при необходимости соучастников, особенно пособников, определение способов и средств, с помощью которых будет совершаться преступление (оформление документов, подыскание транспорта и так далее). Чаще всего организатор преступления бывает и его руководителем. Однако это не означает, что руководство преступлением охватывает и деятельность по организации преступления, которая более многообразна, чем деятельность по руководству совершением преступления. Как представляется, последняя имеет подчиненное значение по отношению к первой.

По нашему мнению, организатор преступления может принять непосредственное участие в выполнении объективной стороны состава преступления, то есть организовать въезд, пребывание, а также транзит через территорию Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства, а может остаться в стороне. Для его уголовной ответственности достаточно действий по организации незаконной миграции, то есть въезда, пребывания либо транзита иностранных граждан или лиц без гражданства с нарушением установленного для них на этот счет порядка в соответствии с российским законодательством.

Как представляется, упущением законодателя является то, что привлечь к уголовной ответственности по ст. 3221 УК можно только лицо, организовавшее незаконный въезд, а привлекут ли к ответственности лиц, способствующих ему, но не вошедших в его организованную группу, остается под вопросом. К примеру, содействие организатору незаконной миграции могут оказать лица, предоставившие помещения для проживания незаконным мигрантам.

Таким образом, в качестве элемента объективной стороны ст. 3221 УК возможно, на наш взгляд, включение такого деяния, как содействие незаконной миграции, потому как процессы, связанные с незаконной миграцией, зачастую становятся возможными не столько в результате их организации отдельными лицами, сколько в результате содействия (действия либо бездействия) со стороны чиновников, от которых, например, зависит выдача или оформление документов, предоставление рабочих мест и так далее. Очевидно, что таких лиц нельзя отнести к организаторам этого преступления и даже установление их в качестве пособника здесь проблематично. В этом случае конкретно, как, впрочем, и в других, весьма вероятен корыстный интерес, что также, по нашему мнению, требует дополнительного включения его в ст. 3221 УК в качестве, например, квалифицирующего обстоятельства.

Из вышеизложенного следует, что организация незаконной миграции может быть осуществлена только путем действий, которые могут заключаться в разработке способов незаконного въезда в РФ, поиске лиц, желающих незаконно мигрировать, обеспечении их соответствующими документами, установлении незаконных контактов с лицами, осуществляющими контроль за порядком въезда и пребывания на территории РФ, отвечающих за выдачу виз, и в совершении иных действий, направленных на обеспечение незаконного въезда, пребывания или незаконного транзитного проезда. Деяние будет являться оконченным с момента совершения любого из перечисленных выше действий.

Какие меры предпринимаются разными странами для противодействия нелегальной миграции

В мире сегодня насчитывается 195 независимых государств. Многие из них в той или иной степени страдают от проблемы нелегальной миграции. Поэтому и меры противодействия значительно отличаются.

Приведём несколько примеров. О противодействии США нелегальной миграции уже говорилось. В мононациональной Японии, например, выявленный нелегальный мигрант понесёт штраф в 30 тыс. йен. Это составляет без малого 3 тыс. долларов. В Израиле для нелегалов предусмотрено лишение свободы на срок до двух лет. Венгрия построила на границах с Сербией линию инженерно-технических заграждений и усилила охрану госграницы. Австрия в одностороннем порядке ввела усиленный контроль на своих границах.

Австралией реализуется план премьер-министра Тонни Эббота под названием «Суверенные берега». ВМС Австралии предприняли беспроцентные меры по защите австралийских берегов от нелегальных мигрантов из стран Индокитая, Индии, Индонезии и Океании.

Австралией реализуется план премьер-министра Тонни Эббота под названием «Суверенные берега»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]